Снегоходные качества танков на советско-германском фронте зимой 1941-42 гг глазами советских танкистов, а также по итогам испытаний.
Содержание:
Зима является экстремальным временем года для практически любого вида техники, включая и танки. Поскольку зима в нашей стране длится долго, то и вопросы эксплуатации танков в данное время года являются важным вопросом. Это касалось, разумеется, и проходимости боевых машин. Испытания ездой по заснеженной целине являлись едва ли не обязательным пунктом в ходе тестирования советской бронетанковой техники, начиная еще с МС-1. В частности, зимние испытания МС-1, показавшие недостаточное сцепление, стали одной из причин появления нового трака типа «орлиный коготь». Зимние тесты Vickers Mk.E в Советском Союзе стали одним из ключевых факторов при принятии решения о запуске данного танка в серийное производство.
Разумеется, у советских танков имелся ряд проблем, связанных с эксплуатацией в зимних условиях. Вместе с тем, наличие этих самых проблем заставило раньше их и решать. Дополнительным катализатором стала советско-финская война, ставшая первым крупным военным конфликтом, где произошло массовое применение танков. Эта война также дала массу пищи для размышлений, заодно став причиной для ряда выводов. В результате к войне в зимних условиях Красная Армия оказалась более готовой, чем немцы. Немецкая армия явно оказалась не готовой к тому, чтобы воевать в условиях зимы. Это наложилось на крайне суровую зиму 1941-42 годов, так что рассказы про Генерала Мороз имеют под собой некоторые основания. По этой причине уже позже, летом 1942 года, пришлось срочно готовить большой объем зимнего оборудования, который ставился на немецкие танки и САУ. Впрочем, в последний день уходящего 2020 года стоит поговорить не столько о зимней эксплуатации, сколько о проходимости танков в зимних условиях. При этом речь пойдет не только о нашей, но и о немецкой технике, а также о танках, которые поставлялись союзниками по Антигитлеровской Коалиции. Рассматриваться будет, прежде всего, зима 1941-42 года, как наиболее критичная с точки зрения «снегоходности».
«Как ласточка ходит!»
Надо сказать, что в ходе зимних испытаний танков до войны непосредственно глубина снежного покрова, который преодолевал танк, обычно не замерялась. Больше интересовало то, как танк преодолевает различные инженерные заграждения, а также подъемы. Вместе с тем, иногда глубину снежного покрова всё же замеряли. Например, в ходе испытаний танка Т-28 машина вполне уверенно (на скорости 21-25 км/ч) шла через поле с глубиной снежного покрова 50-60 см. Также танк преодолевал подъем 20 градусов при условии снежной целины, и 25 градусов при укатанном снеге. Дальше лимитирующим фактором становилось сцепление с грунтом. При движении по глубокому снегу и температуре минус 2-3 градуса по Цельсию ведущие колеса забивались снегом и танк терял ход. При более низкой температуре подобных проблем не возникало. Для танков семейства Т-26 и БТ толщина преодолеваемого снежного покрова составляла 35-50 см, что вполне нормально для боевых машин данного типа. При этом у БТ-7 имелся один существенный недостаток. Плоский трак не имел достаточного сцепления с грунтом, что несколько снижало возможности преодоления танков определенных участков.
В 1939 году на смену Т-28 (а заодно и Т-35) пришел тяжелый танк КВ, обладавший не только большее существенной броневой защитой и вооружением, но и более мощным мотором. Надо сказать, что в виду срочной отправки на фронт его полноценные зимние испытания не проводились, так что отчасти «снегоходность» осталась за кадром. А вот с опытными образцами Т-34, который шел на смену БТ, была иная ситуация. Первые испытания пришлись как раз на время, когда имелся глубокий снежный покров, и с самого начала отмечалось, что танк имеет более высокую, нежели у БТ-7М, проходимость. В ходе первый испытаний танк прошел снежный массив глубиной 1800 мм. Отмечали высокую проходимость по снегу и в ходе первых испытаний на НИБТ Полигоне. Да и в целом танк произвел положительное впечатление своей маневренностью. Еще в марте 1940 года Сталин, говоря о Т-34, впервые назвал его «Ласточкой». И это будет им произнесено не раз. Следует также отметить, что при постановке Т-34 в серию машина получила устанавливаемые на траки шпоры, благодаря чему повышалась проходимость не только по тяжелому грунту, но и по снегу.
Высокая проходимость по снегу ожидалась и у нового танка сопровождения Т-50, который приняли на вооружение Красной Армии 16 апреля 1941 года. Но в ходе его первых заводских испытаний подходящего снежного покрова не имелось, посему реальные возможности машины остались за кадром. Ну а дальше началась Великая Отечественная война, которая не только смешала карты, с точки зрения планов по оснащению новой техникой, но и заставила запускать в серию незапланированные боевые машины. Речь идет, прежде всего, о малом танке Т-60, который приняли на вооружение Красной Армии 20 июля 1941 года, еще до того, как танк сконструировали. Данная машина была создана на базе разведывательного танка-амфибии Т-40. Собственно говоря, от танков-разведчиков больше требовали на испытаниях возможность хождения по воде, а не то, как они себя ведут в снегу. Посему то, что случилось в конце 1941 года, стало неприятной неожиданностью.
В публикациях некоторых авторов, занимавшихся историей отечественного танкостроения, Т-60 указывается как танк с хорошей проходимостью по снегу. Якобы он довольно легко шел по насту. Вот только документы как ГАБТУ КА, так и отделов БТМВ армий, говорят слегка об обратном. Хорошо себя танки Т-40, Т-30 и Т-60 показали на Юго-Западном фронте, где и ситуация со снежным покровом была немного иной. Там эти танки хвалили, особенно это касалось Т-40, который ставили в пример как лучшее средство разведки. А вот севернее была неизменная картина. Глубина предельного преодолеваемого снежного покрова указывалась, разными фронтами, варьировалась от 25 до 50 см, напрямую это зависело от рыхлости снега. Если снег был плотным, то для Т-60 глубина снежного покрова даже 25 см становилась предельной.
На этом фоне устаревшие Т-26 и особенно БТ выглядели предпочтительнее. Т-26, например, при плотном снежном покрове был способен преодолевать преграду глубиной до 35 см. Впрочем, зачастую снежный покров был глубже (около полуметра), что также снижало возможности применения танков по прямому назначению. Кроме того, к концу 1941 года БТ и Т-26 применялись уже локально, поскольку значительную часть этих танков попросту выбили. Надо сказать, что на Ленинградском фронте БТ получали специальные наварки-шпоры, которые повышали проходимость. Их можно встретить на многих танках, которые воевали в том районе.
Что все отчеты по боевому применению танков в зимних условиях роднит, так это отношение к Т-34. В ряде случаев это был единственный танк, способный передвигаться по глубокому снегу. Так что выражение «как ласточка ходит», которое не раз применял к данной машине Сталин, появилось неспроста. Этим же, кстати говоря, объясняются столь высокие потери Т-34. В условиях, когда другие танки в снегу пасовали, именно на Т-34 накладывалась самая высокая нагрузка с точки зрения боевого применения. А это означало, что и потери они несли больше всех. Особенно с учетом того, что пехота очень часто отставала и воевать приходилось в одиночку.
А что же КВ? В теории, большинство частей, которые предоставили свои отчеты по боевому применению, отдавали данным танкам пальму первенства с точки зрения глубины преодолеваемого снега. Но при этом обычно шла сноска — использовать танки по разведанным участкам местности. КВ-1, застрявшие на заснеженной целине, не являлись уж такой большой редкостью. А еще танку зимой 1941-42 годов не хватало удельной мощности, посему КВ-1 часто отставали. Виной тому стал рост броневой защиты. Если в начале 1941 года боевая масса машины составляла 46 тонн, то после введения экранировки она стала на более чем 2 тонны выше, а запуск в серию литой башни привел к дальнейшему росту массы. Итого стало достижение планки в 50 тонн, а порой и даже ее превышение. Именно с этим связано и не совсем уверенное преодоление снега, и поломки коробок передач. Имелись повреждения и у подвески. Поначалу Сталин предлагал повысить мощность мотора, но этот путь оказался неверным, поэтому и появилась идея облегченного КВ-1. А заодно и тяжелого танка с массой среднего, то есть КВ-13.
Иностранцы в снегу
В отличие от советских танков, немецкие в снегу не испытывались. Разница в климате, играла свою роль, да и особой нужды в снегоходных качествах немцы не испытывали. Это касалось и других стран, фактически единственные, кто вопросу хождения танков по снегу уделял много внимания, являлись шведы. Вместе с тем, испытания трофейного Pz.Kpfw.I Ausf.A, проведенные в 1937 году НИАБТ Полигоном, показали, что данный танк неплохо себя чувствует в снегу. По крайней мере, рыхлый снег глубиной 30-40 см машина проходила. Вместе с тем, имелись очень похожие на Т-28 проблемы. Речь идет о забивании ходовой части снегом, минимум один раз это приводило к спаданию гусеничных лент.
О том, как именно себя повели немецкие танки в условиях зимы 1941-42 гг, немцы обычно пишут немного. Как правило, идут жалобы на сложности эксплуатации, но каких-то специальных отчетов, с точки зрения проходимости, не составлялось. Вместе с тем, есть один косвенный признак, который намекает на общую картину происходящего. Как отмечали в отчетах советские бронетанковые части, обычно немецки танки передвигались по дорогам. Использование дорог в принципе являлось типовой тактикой немецких соединений (и когда такая колонна проходила осенью-весной по грунтовке, последняя превращалась в непролазное болото), но зимой это становилось едва ли не единственным способом передвижения. Дело в том, что у немецких средних танков удельное давление на грунт было в районе 1 кг/см², а это очень много.
Специальных испытаний по преодолению заснеженной целины, в случае с немецкими средними танками, не проводились, но некоторые выводы можно сделать. С 27 января по 5 февраля 1942 года проводились сравнительные испытания зарубежных танков, в том числе и Pz.Kpfw.III Ausf.H. На них данная машина не смогла преодолеть более-менее чистый подъем под углом 13 градусов. Примерно в это же время Т-34 уверенно преодолел 15-градусный подъем, глубоко засыпанный снегом.
Не менее наглядно выглядели испытания на преодоление снежных преград. Там, где немецкому танку требовалось порядка 15 минут для пробивания себе дороги, Т-34 прошел с первой попытки. Причин тому было несколько. Это и более высокая удельная мощность, в сочетании с более высокой массой, и меньшее удельное давление на грунт. По большому счету, снегоходные возможности немецких танков были близки к Т-26. Непроста к зиме 1942 года немцы создали специальный расширенный трак Winterketten. Он немного улучшал ситуацию, но при этом срок службы был невысок. Уширители довольно быстро гнулись и отламывались.
Стоит упомянуть и английские танки, которые в конце 1941 года впервые пошли в бой на советско-германском фронте. Таковыми оказались Matilda (в советских документах MK-II) и Valentine (в советских документах MK-III). Следует отметить, что эти танки создавались не для боев в условиях зимы, особенно это касалось MK-II. Хорошо известны случаи, когда английские танки данного типа улетали в кювет, поскольку сцепление с дорогой было недостаточно. Также известны случаи забивания ходовой части снегом, что приводило к обездвиживанию машин. Вместе с тем, снегоходные качества машины были всё же лучше, нежели у немецких танков. Это касалось и MK-II, которые на испытаниях преодолевали рыхлый снег глубиной до 60 см.
Надо сказать, что зачастую в отчетах частей с фронтов проходимость Matilda и Valentine указывалась примерно равнозначной. Вместе с тем, на практике Valentine оказался более подвижным. Зачастую машине банально не хватало удельной мощности мотора, что же касается проходимости, то Valentine обычно являлся одним из лидеров среди зарубежных танков.
Несмотря на то, что по «снегоходности» данный танк уступал Т-34, он всё же был более полезен, нежели Т-60, поскольку был зачастую единственным среди боевых машин своего класса, которые всё же могли поддержать, в глубоком снегу, стрелковые подразделения.
Источники
- РГВА
- ЦАМО РФ
- Фотоархив автора