Репортаж с международного военно-патриотического слёта «Моторы Войны», который проходил с 10 по 12 августа 2023 года
Сложная ситуация наложила свой отпечаток на проводящиеся в России мероприятия. Некоторые из них перенесли, часть проходит в усеченном формате. Тем не менее, они продолжают проводиться, касается это и военно-исторических мероприятий. Речь идет как о фестивалях, связанных с военно-исторической реконструкцией, так и имеющих отношение к военной технике.
Во вторую неделю августа традиционно проходит международный военно-патриотический слёт «Моторы Войны». Происходящее в мире наложило свой отпечаток и на это мероприятие. По ряду причин в нынешнем году число участников оказалось заметно меньше. Тем не менее, слёт состоялся, как обычно, порадовав новинками реставрационных мастерских. Сегодня вашему вниманию предлагается репортаж с «Моторов Войны», написанный, так сказать, по горячим следам.
Концепция слёта, который впервые прошел в августе 2011 года, неоднократно менялась. Менялось и место проведения, два раза «Моторы Войны» проходили как выставка в «Крокусе». Нынешний формат появился с 2018 года. Он стал возвращением к исходной идее «фестиваля для своих». Опыт проведения показал, что в текущих реалиях это оптимальный вариант. Формат «для своих» не означает, что зрителем тут не рады. Посетители появляются, но главными на «Моторах Войны» являются участники слёта, а также их машины.
Обычно в районе села Ивановское появляется более полусотни единиц автомобилей, грузовиков, мотоциклов и бронетанковой техники. В этом году всё намного скромнее. У кого-то мобилизовали почти всю мастерскую, кто-то не смог появиться по иным причинам. Часть не успела закончить проекты, которые планировались к «Моторам Войны-2023». Те не менее, на поле появилось около двух десятков машин. Среди них есть и новинки, также появились новые участники.
По поводу участников стоит сказать отдельно. В этом году «Моторы Войны» имел полноценный международный статус. На слёт прибыли члены клуба из Германии, которые увлекаются грузовиками «Урал». Чтобы им попасть в Россию, пришлось приложить немало усилий. В «Моторах Войны» они участвовали в форме Немецкой Народной Армии. К слову, основная масса техники, которая находится в клубе, ранее использовалась ННА. На слете немецкие гости использовали предоставленный им автомобиль ГАЗ-64.
Небольшой состав участников повлиял и на состав техники. Обычно основная масса машин зарубежная, советские автомобили находятся в меньшинстве. Но не в этот раз. Нынешняя матчасть «Моторов Войны» примерно наполовину состояла из техники отечественного производства. Ожидали крупные новинки, но, как уже говорилось выше, часть мастерских не смогла участвовать. Либо попросту не успела закончить проекты до начала слёта. А там, к слову, есть и крайне интересные отечественные новинки.
Впрочем, в этом году главные новинки всё равно оказались отечественными. Первой из них оказался бронеавтомобиль БА-20. Всего лет 10 назад в России не было ни одной бронемашины данного типа, а теперь они появляются одна за другой. Новинка восстановлена мастерской Военно-технического музея славы. К какой именно версии отнести броневик, вопрос открытый. Выпущен он был в пограничный период, то есть может быть и БА-20, и БА-20М.
Еще одной новинкой слёта стала довольно необычная машина на базе грузового автомобиля ГАЗ-ММ-91-120. Обычно советские системы залпового огня ассоциируются с шасси ЗИС-6, либо «Студебеккера». Но были и варинты с использованием горьковских грузовиков. Как раз такую «Катюшу» воссоздал Александр Трушин из Иваново. Машина вызывает споры, но моё личное мнение, что идея создания такой «Катюши» правильная. Со своими условностями, но зато такой нет ни у кого.
К сожалению, в этом году обошлось без бронетанковых новинок, тем не менее, они готовятся. Сами же танки на поле вполне присутствовали. Помимо Т-60, новинки прошлого года, на «Моторах Войны» присутствовал и японский легкий танк «Ха-Го». Такие танки впервые массово применили летом 1939 года во время боёв у реки Халхин-Гол. Воевали они до самого конца Второй мировой войны. Последний случай боевого применения «Ха-Го» был зафиксирован в ходе Курильской десантной операции 18 августа 1945 года.
Несмотря на небольшое число участников, слёт прошел в привычном формате. Единственное изменение связано со временем закрытия. Ранее официальная церемония проходила в 10 утра воскресенья, но опыт проведения показывал, что до этого времени многие участники уже уезжали. Поэтому на сей раз официальная церемония закрытия состоялась в 6 вечера субботы. Это, впрочем, формальность: как и ранее, некоторые из участников оставались на поле и в воскресенье. Что же касается официальной части, то она сменилась по вполне объективным причинам. Едва ли не половина участников приехала на слёт из других городов, причем некоторые из них своим ходом. Нужно время для возвращения.
Традиционно первый «боевой» день, то есть пятница, посвящен ралли. Число участников на сей раз было совсем небльшим, тем не менее, соревновательная часть получилась весьма интересной. Как обычно, проходил заезд по лесным дорогам возле села Ивановское. Обычно ралли проходит в два этапа, на сей раз ограничились одним. Задачей участников был проход контрольных точек на время. Средняя скорость небольшая, так что проехать трассу, потенциально, можно даже на велосипеде. Пока до такого еще ни один участник не дошел, но потенциально средняя скорость 11 км/ч вполне позволяет.
Сама по себе трасса знакомая, но за год часть участников ее чуть забывает, да и организаторы ралли не дремлют. Также не стоит забывать про соблюдение скоростного режима, основные штрафные баллы приходят как раз за это. Причем обычно участники не опаздывают, а спешат, о чем забывают. За этим строго следят судьи, которые сидят в «засадах». На сей раз нашему экипажу (водитель Максим Богачко, штурман Юрий Пашолок) на Willys MB улыбнулась удача. Нахватали всего 13 штрафных минут, выиграли впервые с 2014 года.
Суббота, также по традиции, является официальным днем. Утром машины собираются в колонну, которая двигается в сторону мемориала на территории села Ивановское. Построен он был силами жителей села, посвящен землякам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны. Участники слёта почтили память погибших. Мемориал, к слову, поддерживается в надлежащем виде.
Далее в программе следовал парад. Изначально предполагалось, что он будет состоять из двух частей, но поскольку часть машин приехать не смогла, провели его в сокращенном формате. Тем не менее, парад вполне состоялся, благо было, чего показать. Обычно на нем основная масса — зарубежные автомобили. Но в этом году большинство участников парада оказалось отечественного производства.
Несмотря ни на что, «Моторы Войны» состоялись, спасибо всем, кто принял в них участие. По итогам нынешнего слёта в формат мероприятия предполагается внести некоторые изменения. Благодаря им появится возможность для участия той технике, которая ранее там появлялась в качестве гостей. Кроме того, к следующему августу наверняка будет закончена основная часть проектов, которая не успела в нынешнем году. В любом случае, «Моторам Войны-2024» быть.
источник: https://dzen.ru/a/ZNiluqFO12z7gOFu