Юрий Пашолок. Скорпионьи предки
Статья Юрия Пашолока с сайта WARSPOT.
Содержание:
Самым массовым послевоенным лёгким танком стал британский FV101 Scorpion. Эта машина разрабатывалась долго, но игра стоила свеч. Некоторые машины семейства Scorpion служат до сих пор, кроме того, этот танк долгое время являлся самым быстрым в мире. С учётом того, что финальная версия машины получила мотор от спортивного автомобиля Jaguar E-Type, такой результат не удивляет. Впрочем, на сей раз речь пойдёт не о самом Scorpion, а о его предшественниках. Путь к созданию самого массового авиадесантного танка оказался непростым.
«Что-нибудь лучше броневика»
Во Вторую мировую войну англичане вступили, имея на вооружении более тысячи лёгких танков семейства Light Tank Mk.VI. Откровенно говоря, эти машины устарели ещё во второй половине 30-х годов. В 1940 году им на смену должен был прийти лёгкий танк нового поколения — Light Tank Mk.VII, он же Tetrarch I. Его запустили в серию, но она ограничилась всего 100 экземплярами. Нельзя сказать, что этому танку совсем не повезло: он воевал, причём в рядах не только британской, но и Красной армии. Tetrarch стал первым британским авиадесантным танком, но успеха Light Tank Mk.VI ему повторить не удалось. Программа создания собственного лёгкого танка у англичан пробуксовывала, более того, ничего путного не удалось сделать ни во второй половине 40-х, ни в 50-е годы. Максимум, что удавалось сделать в те годы, — это эскизные проекты и полноразмерные макеты из фанеры. Нельзя сказать, что англичане были одиноки в этой беде: например, французский AMX 13, первоначально авиадесантный танк, получился во многом случайно; неудачу потерпела и попытка немцев создать собственный танк-разведчик.
Как известно, свято место пусто не бывает. Ещё во время Второй мировой войны место лёгких танков в британской армии стали занимать бронеавтомобили. Такого разнообразия броневиков, как у англичан, в годы Второй мировой войны не наблюдалось ни в одной армии. Они были самого разного типа — от маленьких разведчиков Daimler Dingo до 14-тонного AEC Armoured Car Mk.III, по ТТХ являвшегося полноценным колёсным танком. Столь большое разнообразие во многом предопределило дальнейшее развитие разведывательной техники после войны. Неудачи с новыми лёгкими танками компенсировались выпуском броневиков-разведчиков. Прежде всего это касалось Daimler Ferret — наследника Daimler Dingo, появившегося в 1952 году. Эта бронемашина выпускалась почти два десятилетия в разных версиях, включая истребитель танков с вооружением в виде управляемых противотанковых ракет.
Более близким к танкам-разведчикам оказался другой броневик — FV 601 Saladin. Трёхосная бронемашина боевой массой 11,5 т предназначалась для замены тяжёлых бронеавтомобилей AEC. На вооружение броневик, оснащённый 76-мм пушкой L5A1, поступил в конце 50-х. Как и Ferret, Saladin стал долгожителем, более того, он использовался и как десантируемое боевое средство, по крайней мере, подобные действия отрабатывались на практике. Тем не менее мечты о маленьком, но всё же танке, никуда не делись. Во-первых, колёсное шасси было более уязвимым для вражеского огня. Во-вторых, броневик оснащался бронёй, которая могла защитить максимум от стрелкового орудия. В-третьих, проходимость, особенно на мягких грунтах, у танка была выше. В-четвёртых, бронемашина, особенно пушечная, отличалась немалыми габаритами. В равных условиях танк получался ниже, а как показало будущее, ещё и легче.
Причин, почему у англичан не получались лёгкие танки, было несколько. Во-первых, вторая половина 40-х и 50-е годы были временем стремительного роста характеристик и одновременно требований к танкам. Поэтому не то что лёгкие, а вообще танки любых классов во второй половине 40-х редко получались удачными. Во-вторых, не было чёткого понимания, какова роль лёгкого танка на поле боя. Поэтому выдаваемые на-гора проекты могли быть самыми разными. Примерно в одно и то же время могли разрабатываться танки боевой массой 12 и 20 т, причём орудия у них были как у «больших»: либо 20-фунтовая пушка, либо вовсе 105-мм орудие L7.
Отдельные машины создавались для войны в условиях атомного заражения местности, а некоторые и вовсе могли оснащаться орудием со спецбоеприпасом. То, что творилось на чертёжных досках британских конструкторов в 50-е годы — отдельная тема. Сказать можно одно: все эти проекты не стали делать даже в виде опытных образцов. Лишь к началу 60-х стало появляться понимание, что пытаться делать более лёгкий аналог обычного танка — не лучшая идея. Зато появилась потребность в авиадесантной технике. Наработки по этой теме начались ещё в 50-е, причём параллельно аналогичные работы вели французы, развивавшие программу ELC (Engin Léger de Combat).
В 1961 году французы закрыли программу разработки авиадесантного танка. По стечению обстоятельств, как раз в том же году британский Генеральный штаб выдвинул тактико-технические требования GSOR 1106 и GSOR 1010 на авиадесантируемые образцы бронетехники. По этим требованиям было проработано несколько проектов, первые из которых представили в декабре 1961 года. Предлагаемые проекты были как гусеничными, так и колёсными. В их обозначении имелась аббревиатура G.S.O.R. (General Staff Operational Requirements). По итогам обсуждения данных проектов было принято решение объединить требования GSOR 1106 и 1010, создав базовое шасси, которое можно позже использовать как платформу для целого семейства боевых машин.
Работы начались в январе 1963 года, а первые результаты представили Генштабу 16 декабря. По итогам рассмотрения появились новые требования: GSOR 3301, а также обозначение A.V.R. (Armoured Vehicle Reconnaissance, то есть бронированная разведывательная машина). Полномасштабное обсуждение данной темы началось летом 1964 года. К программе GSOR 3301 проявляли интерес не только британские, но и французские военные, которые, как уже говорилось, остались без собственного авиадесатного танка. В рамках GSOR 3301 требовалось создать целое семейство колёсных и гусеничных машин, которым предстояло сменить в британской армии броневики Saladin и Ferret. Всего предполагалось получить семь типов машин:
- лёгкая бронемашина, способная бороться с легкобронированными целями;
- противотанковая бронемашина;
- бронемашина поддержки;
- связная бронемашина;
- бронетранспортёр;
- командирская бронемашина;
- санитарная машина.
С самого начала требования к боевым машинам семейства GSOR 3301 оказались нетривиальными. Дело в том, что при их создании имелся лимитирующий фактор в виде боевой массы. Разработка являлась комплексной: разрабатывались они с учётом перевозки внутри перспективного военно-транспортного самолёта Hawker Siddeley HS.681, имевшего укороченный взлёт и посадку. Сам по себе этот самолёт являлся нетривиальной разработкой, но главное, что его максимальная грузоподъёмность составляла 15,9 т. При этом, согласно требованиям, планировалось перевозить две боевые машины семейства GSOR 3301. Даже с учётом того, что они перевозились с половиной боекомплекта и таким же объёмом топлива, получалась крайне небольшая боевая масса. На каждую из двух перевозимых машин оставалось всего 6250 кг массы при 50% топлива и боеприпасов. Для сравнения, боевая масса Saladin составляла 11,6 т. Иными словами, получалась маленькая и очень лёгкая боевая машина, при этом вооружение должно было быть не хуже, чем у Saladin, а броневая защита выше. Согласно требованиям, в лобовой проекции обеспечивалась защита от пуль калибра 14,5 мм (пулемёта КПВ) на дистанции 183 м. В качестве альтернативы предполагалось парашютное десантирование, но тогда самолёт брал всего одну такую машину.
Эскизные проекты машин семейства GSOR A.V.R. были подготовлены осенью 1964 года. Согласно проектам, планировалось создание гусеничной боевой машины, имеющей, в зависимости от исполнения, массу 6450-6500 кг. Поскольку четыре члена экипажа, которые указывались в требованиях, никак не помещались, их сократили до трёх. Длина машины составляла всего 3988 мм, а ширина 2083 мм, что было существенно меньше Saladin и сравнимо с другой послевоенной британской бронемашиной — Ferret. Удельная мощность ожидалась на уровне почти 33 л.с. на тонну, а максимальная скорость — до 72 км/ч с возможностью повышения позднее до 80 км/ч. Как и предполагала спецификация GSOR 3301, в семейство гусеничных машин входил широкий спектр модификаций. В их числе были самоходный миномёт, санитарная машина, носитель 120-мм безоткатного орудия L6 Wombat, самоходный противотанковый ракетный комплекс Swingfire, бронетранспортёр, а также 105-мм САУ.
В качестве базовой версии выступал танк-разведчик G.S.O.R. 3301 A.V.R. F/S, вооружённый 76-мм пушкой, представлявшей собой развитие орудия L5. Это была приземистая (высотой чуть меньше 2 м) машина, по боевым задачам равноценная FV601 Saladin. Компоновочная схема G.S.O.R. 3301 A.V.R. F/S являлась развитием концепции, которую британские конструкторы отрабатывали ещё в 50-е годы. Силовую установку и трансмиссию разместили в носовой части корпуса. В носовой части машины находился и механик-водитель, которого разместили слева по ходу движения. В кормовой части машины находилось боевое отделение. Общий боезапас должен был составлять 40 выстрелов для 76-м орудия и 2000 патронов, причём в кормовом листе корпуса предусматривался люк для загрузки боекомплекта. Судя по схеме, расчёт башни должен был работать в спартанских условиях. По похожей схеме создавался танк-разведчик, целью которого были легкобронированные цели. Разница состояла в оружии: вместо 76-мм пушки предполагалась установка 30-мм автоматической пушки.
Гусеничный десантник с мотором от «Ягуара»
G.S.O.R. 3301 A.V.R. не являлся единственной боевой машиной подобного типа, разрабатывавшейся в 1964 году. Примерно в это же время был создан ещё один проект, также предполагавший создание многоцелевой гусеничной боевой машины. В отличие от авиадесантной G.S.O.R. 3301 A.V.R., эта машина базировалась на вполне реальном шасси, которое в начале 60-х годов запустили в серийное производство. Речь идёт о боевых машинах семейства FV430 — предназначались они не для десантников, а для оснащения армейских частей. Боевая масса получилась вдвое выше, с другой стороны, отсутствовал и столь жёсткий лимит. Базовым шасси был бронетранспортёр FV432, на этой же базе разработали и серийно выпускали целое семейство машин, включая 105-м САУ FV433 Abbot, истребитель танков с 120-мм безоткатным орудием Wombat и т. д. Одним словом, боевые машины семейства FV430 в значительной степени повторяли требования по спецификации GSOR 3301, по крайней мере с точки зрения разрабатываемых версий.
Вместе с тем, вопрос перевозки по воздуху возник и в случае с армейскими машинами. По этой причине летом 1964 года был представлен проект LHMTV (Lightweight High Mobility Tracked Vehicle, лёгкая высокомобильная гусеничная машина). Согласно расчётам, боевая масса такой машины планировалась ещё ниже, чем у G.S.O.R. 3301 A.V.R. F/S – порядка 4,5 т. Это позволяло перевозить LHMTV даже при помощи военно-транспортных вертолётов. Машины семейства LHMTV рассматривались как прямые конкуренты G.S.O.R. 3301 A.V.R.. Вариант с 76-мм орудием не рассматривался, зато имелась «конвойная» машина с 20-мм автоматической пушкой Hispano, а также истребитель танков со 120-мм безоткатным орудием в качающейся башне. Имелись и другие варианты, включая гаубичную САУ, подвозчик боеприпасов, несколько вариантов противотанковых машин с ракетным вооружением, а также санитарная версия. При создании данных машин учитывался опыт разработки FV430.
Подобно G.S.O.R. 3301 A.V.R., машины семейства LHMTV так и остались в виде бумаги и деревянных макетов. Дело в том, что постепенно планка минимальной боевой массы возрастала. Ввиду постепенного захода программы Hawker Siddeley HS.681 в тупик, британские военные стали подыскивать запасные варианты военно-транспортного самолёта. Очень долго искать не пришлось – у американцев имелась подходящая машина. Ею был знаменитый Lockheed C130, в британских ВВС получивший обозначение Hercules. По этой причине в марте 1965 года комитет Министерства обороны утвердил дальнейшие работы по двум вариантам – G.S.O.R. 3301 A.V.R. F/S и G.S.O.R. 3301 A.V.R. A/TK. В изменённом виде дальше работы шли под обозначением G.S.R.3301. Кроме того, обозначение AVR сменилось на CVR(T) (Combat Vehicle Reconnaissance, Tracked, гусеничная боевая разведывательная машина).
20 августа утвердили два варианта CRV(T), впрочем, версия машины поддержки являлась приоритетной. К тому моменту ввиду выбора Lockheed C130 как самолёта-носителя, планку боевой массы G.S.R.3301 подняли до 7711 кг, то есть на тонну выше предшественника. Тем не менее, это была всё равно небольшая масса для боевой машины, от которой требовали защиту от 14,5-мм бронебойной пули на дистанции 400 м и круговую защиту от осколков 105-мм снаряда на дистанции 30 м.
К сентябрю 1965 года на финансирование программы выделили 123 000 фунтов стерлингов, а также распределили разработку по соответствующим учреждениям. Работы над шасси GSR 3301 достались FVRDE (Fighting Vehicles Research and Development Establishment, Черсти, графство Суррей), уже занимавшемуся разработкой башни и внутренним оборудованием. Позже FVRDE занималось и постройкой полноразмерного макета танка. Всего же разработку машины вели восемь различных ведомств. Жёсткие требования по массе и защите заставили FVRDE пойти на эксперимент. Вместо стального корпуса было решено использовать конструкцию из алюминиевого сплава. Это был первый опыт с алюминиевой броней в британском танкостроении. Благодаря использованию «крылатого металла» удалось сделать на 20% более лёгкий корпус и башню при том же уровне защиты, что и у стального броневого листа.
Для проверки столь смелого решения в 1965 году построили опытный образец, получивший обозначение TV15000. В качестве силовой установки решили использовать двигатель Rolls Royce B60. Впрочем, как показали дальнейшие события, данный мотор оказался не лучшим решением, поэтому его заменили на 6-цилиндровый двигатель Jaguar XK от спортивного автомобиля Jaguar Type E. В связи с установкой на другое шасси мотор дефорсировали до 195 л.с.
Шасси G.S.R. 3301 C.V.R.(T) концептуально повторяло предшественника. Аналогично G.S.O.R. 3301 A.V.R. двигатель и элементы трансмиссии размещались в носовой части машины со сдвигом вправо. Слева находилось место механика-водителя, позади размещалось боевое отделение. Танк снабжался гидропневматической подвеской, которую также испытывали на TV15000. Впрочем, на испытаниях она показала себя не с лучшей стороны и получилась чересчур тяжёлой. По этой причине позже выбрали торсионную подвеску. Аналогично корпусу катки и траки делались из алюминиевого сплава, при этом разработка предусматривала и стальной трак, который был тяжелее алюминиевого, но зато крепче (его планировалось использовать для учебных целей). Как показало будущее, именно стальной трак стал основным. Оба варианта трака получали резиновые башмаки и резинометаллические шарниры.
При проектировании башни также использовался опыт предшествующей разработки, однако она получилась другой. Башню сделали более просторной и проработанной с точки зрения обзорности. В качестве основного вооружения предполагалась 76-мм пушка, которую разработали совместно RARDE (Royal Armament Research and Development Establishment) и RSAF Enfield. Данное орудие позже приняли на вооружение как L23A1. При создании орудия много внимания уделялось снижению отдачи при стрельбе. Аналогично предшественнику боезапас G.S.R. 3301 C.V.R.(T) составлял 40 выстрелов, а вот количество патронов увеличили до 3000. Выросли и требования по максимальной скорости – теперь она составляла 80 км/ч. При этом запас хода должен был составлять 480 км.
Работы по TV15000 шли параллельно с разработкой G.S.R. 3301 C.V.R.(T). По этой причине тестовый образец, построенный в 1965 году, и полноразмерный макет, на котором красовалась надпись C.V.R.(T), несколько отличались друг от друга. Макет имел уже несколько иную конфигурацию корпуса, хотя подвеска всё ещё планировалась гидропневматической. Далее было построено ещё несколько тестовых образцов. G.S.R. 3301 C.V.R.(T) стал последней ступенькой к FV101 Scorpion – самому массовому британскому лёгкому танку в истории. Некоторые машины семейства CVR(T) до сих пор служат в разных армиях мира. Что же касается опытных шасси, то до наших дней сохранился один из TV15000. Эта машина находится в экспозиции танкового музея в Бовингтоне.
В заключение стоит упомянуть ещё один факт из истории машин семейства C.V.R.(T), связанный со «спортивной» темой. В 1992 году ещё одна фирма, занимающаяся спортивными машинами, участвовала в работах над Scorpion. Речь идёт о Lotus – неоднократных чемпионах Формулы-1 и создателях целой плеяды спортивных автомобилей. Программа Lotus Active представляла собой разработку улучшенной подвески, благодаря чему повысилась плавность хода. С улучшенной подвеской, разработанной на базе решений из мира Формулы-1, Scorpion мог ехать на более высокой скорости по пересечённой местности.
Автор выражает признательность Эду Френсису (Ed Francis), Великобритания, за помощь в подготовке материала.
Источники
- Архив The Tank Museum Bovington
- https://www.secretprojects.co.uk
- Фотоархив автора
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проект транспортного самолёта УВВП Armstrong-Whitworth AW-681. Великобритания
Проект военно-транспортного самолета Whitworth Gloster 681. Великобритания