Юрий Пашолок. Скоростной английский танк на деревянных каблуках
История Medium Tank Mark D, самого быстрого танка своего времени, который одновременно стал и первым плавающим танком
Английские танки времен Первой мировой войны запомнились не только как первые образцы подобной техники, созданные и примененные в бою, но и неспешностью. Этим отличались практически все образцы бронетанковой техники того периода. Причин для того, почему первые танки были такими медленными, более чем хватало. Во-первых, рожденные в достаточно короткий срок танки попросту не имели возможности для быстрого развития, да и поначалу необходимости в высокой скорости не имелось. Во-вторых, имевшиеся на тот момент силовые установки не могли обеспечить необходимую подвижность. Удельная мощность 5-6 лошадиных сил на тонну — это вполне обычное явление для того периода. При такой удельной мощности ждать высокой скорости как-то не приходилось. Даже 10 км/ч для тех танков было, как правило, недостижимой планкой. Особенно это касалось английских «ромбов». Впрочем, именно англичане построили самый быстрый из крупносерийных танков Первой мировой войны. Речь идет о Medium Mark A, он же Whippet, разработанном в конце 1916 года. Эта машина создавалась с учетом опыта разработки первых танков. Относясь к среднему классу, Medium Mark A предполагался как подвижная боевая машина, способная работать в отрыве от основных частей. Несмотря на то, что скорость танка составляла чуть менее 14 км/ч, для того периода это уже было что-то. А вот развить успех William Foster & Co., создатели Medium Mark A, не смогли. Следующие их танки, Medium Mark B и Mark C, выглядели скорее шагом назад.
Монополия William Foster & Co в создании танков закончилась в 1918 году. Можно сказать, что теоретики столкнулись с практиком. Им был майор (позже подполковник) Филип Джонсон, который оказался одним из тех, кто занимался эксплуатацией танков с самого начала. Можно сказать, что Джонсон был зампотехом: в его обязанности входила организация обслуживания и ремонта танков. Проблемы танков он знал, можно сказать, изнутри. Особенно это касалось подвижности. Даже Medium Mark A был не совсем тем, что было необходимо Королевскому Танковому Корпусу. Посему Джонсон, который в январе 1918 года стал неофициальным главой экспериментальной танковой мастерской, начал работы над улучшением Medium Mark A. Можно сказать, что он прокачал «Гончую». Вместо штатной, весьма примитивной, подвески он поставил пружинную, а также авиационный мотор Rolls Royce Eagle VIII мощностью 300 лошадиных сил. Для справки, изначально на Medium Mark A стояла спарка 45-сильных моторов. В результате танк разогнался до поистине безумных 48 км/ч. Впрочем, было очевидно, что ходовая часть являлась сдерживающим фактором.
В 1918 году Филип Джонсон разработал новую конструкцию ходовой части. Выглядела она крайне необычно: в качестве упругого элемента в ней использовался стальной трос, протянутый вдоль ходовой части. Что было, если трос обрывался, понять несложно, тем не менее, чудо-подвеска работала. То же самое касалось и трака, который сам автор назвал змеевидным. Его изюминкой было то, что он мог наклоняться вбок, чем обеспечивалось лучшее сцепление на сложном рельефе местности. Также трак имел деревянные башмаки. Силами экспериментальной мастерской был переделан один из Mark V. Он получил 300-сильный авиационный мотор Rolls Royce Eagle VIII, а также новую ходовую часть. Танк, до того имевший максимальную скорость 6,5 км/ч, разогнался до 32 км/ч. Это вызвало большой интерес у полковника Джона Фуллера, одного из ключевых людей в штабе Королевского Танкового Корпуса. Не менее важно то, что Филип Джонсон работал над совершенно новым танком, не имевшим никакого отношения к творения William Foster & Co. Данная машина получила обозначение Medium Mark D.
Продвигавшаяся Джонсоном машина выглядела ничуть не менее странно, нежели детища William Foster & Co. Для начала, Medium Mark D предполагался очень длинным. Длина корпуса составляла 9144 мм, что в полтора раза больше Medium Mark A. При этом танк был узким (ширина 2134 мм) и высоким (общая высота 2794 мм). Экипаж из 4 человек (командир, он же механик-водитель, наблюдатель и 2 пулеметчика) размещались в рубке, находящейся в носовой части корпуса. Основную же часть длины машины занимали моторное и трансмиссионное отделения. В рубке располагалось вооружение в виде трех пулеметов Hotchkiss Portable. Подобная схема размещения вооружения была вполне типовой для английских средний танков. Несмотря на весьма внушительные размеры, масса танка была небольшой — 13,5 тонн. Толщина брони составляла 10 мм, что делало танк уязвимым для ружейно-пулеметного огня на дистанции в 200-300 метров и ближе.
Первые наработки по Medium Mark D были готовы весной 1918 года. Фуллера идея Филипа Джонсона крайне заинтересовала подвижностью. Странная конструкция боевого отделения его не испугала, поскольку другие средние танки выглядели ничуть не менее нестандартно. Зато подвижность вселяла оптимизм. В августе 1918 года необходимость высокой подвижности была доказана боями под Амьеном. Почти сотня Medium Mark A, сопровождаемые конницей, совершили рейд по немецкому тылу. Тут же подвижность ожидалась в 3 раза более высокая. Танк, согласно концепции Фуллера, известной как «план 1919», должен был сыграть ключевую роль развитии успеха при прорыве немецких линий обороны. Брешь в немецкой обороне предполагалось пробивать при помощи танков прорыва, а дальше Medium Mark D развивали успех. Одним словом, Фуллер предполагал примерно то же самое, что спустя почти два десятилетия станет крейсерскими танками. Собственно говоря, это и было развитием его идей.
Пока шла работа по проекту Medium Mark D, Фуллер смог убедить в необходимости данных танков Уинстона Черчилля, одного из идеологов танкостроения. Предполагалось, что будет заказано 500 таких танков, но «плану 1919» было не суждено воплотиться в жизнь. Виноваты в этом немцы, которые и без танковой армады Фуллера находились в безнадежном положении. 11 ноября было подписано Компьенское перемирие, Первая мировая война закончилась. Какой-то глубинный смысл в дальнейших тратах на огромное количество танков было лишено смысла. Поначалу заказ на 500 Medium Mark D оставался, но постепенно он всё снижался и снижался. В июле 1919 года заказ составлял всего 75 танков, а к декабрю того же года снизился до 20 штук. По факту их построили еще меньше.
Полноразмерный макет Medium Mark D был изготовлен силами арсенала в Вулидже в начале 1919 года. Вызвал он, скажем так, немного неоднозначную реакцию. Дело в том, что дальше всех располагалось, внезапно, место механика-водителя, который, как уже говорилось выше, совмещал роль командира. Ему сделали смотровую башенку, рубку изготовили со скосом, а также сделали ходовую часть так, чтобы она минимально мешала обзорности. Вместо того, чтобы максимально поднимать ветвь гусеницы впереди, это сделали в кормовой части. Несмотря на всё это, обзорность у механика-водителя Medium Mark D была так себе. Тем не менее, машина выглядела перспективно, да и другие средние английские танки получились ничуть не лучше.
Первым производителем Medium Mark D была John Fowler & Co. из Лидса, основной деятельностью компании являлось строительство локомотивов и локомобилей. Первый контракт на выпуск данных танков был подписан еще 17 августа 1918 года, но ждать новые образцы пришлось дольше. К тому же контракт постоянно урезали. По итогам всего происходящего John Fowler & Co. получила заказ на 4 танка, из которых построили всего 3. В финальной конфигурации танк получил 6-цилиндровый авиационный мотор Siddeley Puma объемом 18,8 литров, а также мощностью 240 лошадиных сил. Также танк получил 3-скоростную планетарную коробку передач и планетарные механизмы поворота. Для своего времени это передовые решения. Дополнительные контракты были заключены с Wolseley, подразделением Vickers. Сначала, 10 сентября 1918 года, заказали 2 танка, затем, 27 сентября того же года, еще 4. Правда, из них именно как Medium Mark D, построили всего 2 штуки. Еще один танк заказали многопрофильной компании Ruston & Hornsby Ltd. Впрочем, окончательно танк не закончили.
Первой с задачей справились на John Fowler & Co., впрочем, испытания первого образца закончились очень ярко. Проще говоря, танк сгорел. Отчасти именно это стало причиной постепенно снижения объема выпуска. Ни один из заказанных John Fowler & Co. и Wolseley танков не был полноценным, то есть фактически являлись испытательными лабораториями. На них не ставили ни смотровых башенок, ни вооружения. Результаты первой стадии испытаний оказались своеобразными. С одной стороны, именно подвижности Филип Джонсон добился. На ровной дороге Medium Mark D разгонялся до 36,8 км/ч. Это было больше, чем у любого другого танка. Вот с остальным дела обстояли несколько иначе.
Особенно у Medium Mark D хромала управляемость, что неудивительно, если посмотреть на танк. Длинный, как трамвай, он и не мог похвастаться нормальной управляемостью, ошибка у Джонсона была изначальной и фактически неустранимой. Ничуть не меньшей проблемой стала подвеска. Стальной трос, использовавшийся как упругий элемент, имел обыкновение рваться, в результате чего подвеска всего борта выходила из строя. Надо сказать, что Филип Джонсон собирался использовать такую же схему подвески и на автомобилях, и даже запатентовал данную идею. Но что-то потока желающих использовать данную подвеску не появилось. Казалось бы, почему.
Несмотря на такие неоднозначные результаты, поначалу интерес к танку сохранялся. Больше того, к Medium Mark D стали присматриваться моряки. Небольшая масса и большие габариты позволяли потенциально сделать из него амфибию. Поэтому оставшиеся 2 танка по контракту Wolseley было решено делать плавающими. Первым из них стал Medium Mark D*, построенный в конце 1919 года. Для начала, там попытались решить проблему с «трамвайной» управляемостью. Ширина танка выросла до 2560 мм. Масса выросла до 14,5 тонн, но отчасти проблему действительно решили. Также была поставлена 4-скоростная планетарная коробка передач, которая позволила более эффективно использовать возможности мотора. За счет переделки трансмиссии потяжелевший танк стал еще быстрее: максимальная скорость выросла до 38,4 км/ч. Потенциально танк мог плавать, но довольно быстро выяснилось, что как-то с этим дела обстоят не очень.
Испытания также показали, что Medium Mark D* всё еще имеет проблемы с управляемостью. По этой причине Wolseley построила еще один, последний танк данного типа. Он получил обозначение Medium Mark D**, построили машину в 1920 году. Для начала, длину корпуса увеличили до 9700 мм, а также расширили до 2700 мм. Это было сделано с целью повышения плавучести, а также улучшению ситуации с управляемостью. Масса танка, разумеется, выросла, но не сильно — до 15 тонн. Понимая, куда всё движется, создатели Medium Mark D** усилили ходовую часть, а также поставили более мощный мотор. Им оказался форсированный вариант Puma, к тому моменту уже Armstrong Siddeley Puma. Мощность выросла до 300 лошадиных сил, то есть удалось добиться удельной мощности 20 л.с. на тонну. Наконец, планетарные механизмы поворота, не отличавшуюся надежностью, заменили на что-то попроще.
Именно этот танк и стал первым в мире танком-амфибией, успешно прошедшим испытания. В дальнейшем Medium Mark D** постоянно дорабатывался, прежде всего это касалось трансмиссии и силовой установки. В 1921 году на него поставили гидравлическую трансмиссию Williams-Jenney. Примерно в это же время ее поставили и на Vickers Tank No.1. Подробностей по поводу ее эксплуатации нет, но вообще она являлась одним из главных источников неприятностей у Vickers Tank No.1, ибо имела свойство перегреваться. Также на танк поставили мотор Rolls Royce Eagle IX, самый мощный в семействе. С 370-сильным мотором скорость танка выросла до 49,6 км/ч. Вплоть до появления танков Кристи нового поколения это был самый быстрый средний танк. Вместе с тем, было очевидно, что машина стремительно устаревает. Да и ходовая часть Филипа Джонсона была так себе идеей. Дальнейшие работы по теме Medium Mark D Филип Джонсон продолжил уже на арсенале в Вулидже. Развивая конструкцию Medium Mark D**, там построили самую совершенную и одновременно тяжелую версию танка. Известна она как Medium Mark DM (М — модифицированный). В отличие от предыдущих образцов, арсенал строили полноценные танки, то есть и с установкой пулеметного вооружения, и со смотровой башенкой. Их, кстати говоря, стало две.
Medium Mark DM, построенные в 1921 году, стали самыми тяжелыми в семействе. Боевая масса составила 18 тонн, так что даже при моторе Rolls Royce Eagle IX скорость снизилась до 32 км/ч. Рост массы был прогнозируемым, поскольку предыдущие машины являлись скорее тестовыми лабораториями. И вот тут уже повылезали все проблемы, которые ожидались. Рост массы привел к резкому повышению аварийности ходовой части, ухудшилась управляемость. Финальной точкой стало то, что на испытаниях один из Medium Mark DM утонул, после чего его пришлось вытаскивать из Темзы. Несмотря на то, что официально работы по танку закончились в 1925 году, всё было кончено гораздо раньше. Пришло время танков Vickers, не таких быстрых, но зато куда более надежных и разумно скомпонованных. От услуг Джонсона отказались, но он отнюдь не повторил судьбу Кристи. Предприимчивый полковник еще в 1919 году основал Roadless Traction Ltd, которая успешно существовала аж до начала 80-х годов. Да и, судя по патентам, его работа по ходовой части гусеничных машины продолжалась и дальше. Включая и траки для танков. Можно сказать, что Филип Джонсон оказался Кристи наоборот. Не повезло с военной продукцией, зато повезло с гражданской. Как говорится, учитесь успеху.
Напоследок стоит сказать, что идея Филипа Джонсона оказалась заразительной. Американцы и вовсе пытались сделать свой Medium Mark D, известный как Medium Tank M1921/M1922/T1, ковырялись они с ним аж до начала 30-х годов. Также аналогичную ходовую часть пытались использовать и при создании самых первых Char B. Так что определенный след танк оставил. При всех проблемах машина этапная. Именно этот танк, а не более поздние творения Кристи, может считаться первой «быстроходной» боевой машиной. По крайней мере, быстро ездить он умел. Наконец, это еще и первый в мире танк-амфибия. Немецкий Großtraktor делался явно под его влиянием.
Список источников:
-
-
- British Tanks Development at the Start of Inter-war Period, David Nicholas, Tankette 44–1
- www.landships.info
- tankdevelopment.blogspot.com
- US NARA
-