История Ikv 72, шведской легкой САУ поддержки пехоты
Содержание:
Во время Второй мировой войны самоходная артиллерия использовалась наиболее широко. При этом область ее применения оказалась несколько иной, нежели предполагалось до войны. Пришлось срочно вносить коррективы в разработку и производство машин данного класса. Касалось это и шведской королевской армии. До войны, силами Landsverk, была создана САУ Landsverk L-62/Landsverk ANTI, которая была и ЗСУ, и истребителем танков. Но в 1940 году шведы узнали о существовании Sturmgeschütz, после чего захотели что-то подобное. При этом работы шли по двум направлениям — истребитель танков на базе Strv m/42 и штурмовая САУ на базе Strv m/41.
Опыт полученный шведскими военными по итогам Второй мировой войны, самым прямым образом использовался в послевоенный период. Да, шведы не воевали, но танкостроение у них получило мощный толчок развития. Касалось это и самоходной артиллерии. По опыту разработки Sav m/43, первой шведской серийной САУ, а также ее использования в войсках, появилась новая концепция легкого штурмового орудия. Его реализовали в виде Ikv 72, крайне любопытной САУ, применявшейся как средство поддержки пехотных бригад.
Многоликая «танкетка»
Вокруг того, какая машина нужна для шведской пехоты, не было единого мнения. Положение усугублялось тем, что KAFT (Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning, Департамент вооружений Королевской армии) также не имело единого мнения. Единственное, что явно было необходимо — это высокая подвижность. Ради ее повышения шведские военные оказались готовы пожертвовать даже броневой защитой. Вполне здравая мысль, тем более что толщина брони порядка 50-60 мм уже не являлась чем-то серьёзным. Зато высокая подвижность выглядела более привлекательно. Это позволяло быстро перебрасывать такое орудие по полю боя. Также было желательно иметь низкий силуэт, для штурмовой САУ весьма важный показатель.
Неопределенность в желаниях хорошо видна в том, что в 1948 году разработали в двух конкурирующих фирмах — Bofors и Landsverk. Первая создала крайне необычную машину, известную как Bofors Sav 12 cm. Низкая и быстрая машина получила вооружение в виде 120-мм орудия Automatkanon 120 mm с магазинным питанием. Машина подвижная, с противопульной броней, но чересчур дорогая. Ее антиподом стал проект Landsverk, носивший обозначение STAR. При схожей боевой массе (20 тонн) машина имела высоту 2100 мм, это всего на 55 мм выше Bofors Sav 12 cm. Тоже подвижная (те же 55 км/ч), но с лобовой броней 60 мм и таким же 105-мм орудием 10,5 cm kan m/44 sav L/21, что и у Sav m/43. И с полностью закрытым боевым отделением.
В отличие от Bofors Sav 12 cm, штурмовую САУ Landsverk даже не стали строить. Но идея, похоже, приглянулась шведским военным. Разница в том, что большая САУ не требовалась. Шведская пехота хотела чего поменьше, да подешевле. Ее бы устроило и 75-мм орудие, лишь бы стоимость не получалась заоблачной. В марте 1949 года началось очередное обсуждение перспективных танков и САУ. Ничего нового в KAFT не предлагали — 25-30 тонные танк, истребитель танков и штурмовую САУ. Но далее в переписке появилась «танкетка» (так и называлась — Tankett). Заказчиком выступила шведская пехота, причем запрос оказался очень скромным: 6 тонн боевой массы, 75-мм орудие, максимально дешевая. Исполнителем заказа выступила Landsverk, которая мертвой хваткой вцепилась в него. На послевоенном безрыбье такая «танкетка» выглядела очень заманчиво. К слову, первые идеи «танкетки» Landsverk показывала еще в сентябре 1948 года.
Первый эскизный проект Tankett fm/49 был готов 4 апреля 1949 года. Машина боевой массой 6300 кг имела очень низкий силуэт, высота составляла всего 1600 мм. Трехместная машина оснащалась рядным 6-цилиндровым 90-сильным двигателем Volvo FC от грузовика Volvo LV125. С ним Tankett fm/49 должна была разгоняться до 60 км/ч. Исходно предлагался чисто пушечный вариант, который оснащался тем же 75-мм орудием 7,5 cm strvkan m/41, что и танк Strv m/42. Очень важным вопросом стала цена. Она составляла всего 78000 шведских крон, что сравнимо с танкеткой Strv m/37.
С апреля 1949 года началось бурное обсуждение машины. 28 апреля прошло расширенное совещание по данному поводу. Боевую массу скорректировали, она выросла до 6500 кг, также поменяли силовую установку — ей стал 110-сильный мотор Volvo FE от грузовика Volvo LV140. Также появилась идея пулеметной версии машины. В носовой части машины предполагалось установить целую батарею из трех пулеметов ksp m/39, переделанных под патрон 6,5×55 мм. Отдельным вопросом стало вооружение пушечной версии машины, которую иногда именовали как kanontankett. Данное направление взяла на себя Bofors, быстро подготовившая альтернативные предложения.
На совещании 28 апреля Bofors предложила два альтернативных предложения по орудиям, более подробные расчеты по ним были готовы в начале мая 1949 года. Причиной их появления стали быстро растущие хотелки шведских военных. 75-мм орудия им уже было маловато, в идеале хотелось орудие Sav m/43, но установленное на шасси поменьше. Одним словом, первым альтернативным орудием становилось 10,5 cm kan m/44 sav L/21. Но на тот момент оно выглядело слишком большим, поэтому сразу же появилась вторая альтернатива — 8,4 cm kanon m/47. Это орудие вело родословную еще с 8,4 cm kanon m/81 аж 1881 года, изначально созданной Krupp, а затем доработанной Bofors.
Вариант орудия, получивший обозначение 8,4 cm kanon m/47, имел укороченный с 27,4 до 22,6 калибров ствол, начальная скорость снаряда составила 450 м/с. Для Bofors это был сторонний проект, поскольку орудие и так делалось для укрепрайонов, в начале 50-х ими заменяли старые 84-мм системы. Не менее важным моментом было то, что боекомплект kanontankett с таким орудием оказывался тем же, что и в случае с 75-мм орудием — 30 унитаров. Неудивительно, что Bofors довольно долго возилась с 8,4 cm kanon m/47, подготовив несколько вариантов ее установки. Первый из них был готов в июне 1949 года, месяц спустя появился следующий. На сей раз орудие получило дульный тормоз, а главное, угол склонения увеличился до 25 градусов. Связано это оказалось с особенностями применения машины.
Тем не менее, 8,4 cm kanon m/47 оказалась лишь промежуточным орудием. Взвесив все за и против, в KAFT всё же выбрали 7,5 cm strvkan m/41. Связано это было и с унификацией, и с банальной экономией, тем более что ценник Tankett fm/49 постепенно рос. Орудийная установка для Tankett fm/49 была проработана в ноябре 1949 года. Тумба стала заметно компактнее, чем у той же Sav m/43, при этом и в данном случае удалось добиться больших углов склонения — до 20 градусов. Параллельно Landsverk работала по шасси. В Ландскруне буквально воевали за лишние килограммы. Боевая масса пушечной версии машина снизилась до 6400 кг, а пулеметной — до 6062 кг. При этом шла борьба и за броню. Верхний лобовой лист имел толщину 19 мм, то есть «танкетка» имела надежную защиту от стрелкового оружия. Борта рубки имела толщину 12 мм, при этом что лоб, что борта рубки имели рациональные углы наклона.
Работы по Tankett fm/49 шли весьма оперативно. Уже в январе 1950 года на испытания вышел первый опытный образец машины, изготовленный в пулеметном исполнении. Надо сказать, что Landsverk не ошиблась в оценках массы. Опытный образец машины имел боевую массу 6200 кг, столько же насчитали в августе 1949 года. По сравнению с эскизным проектом апреля 1949 года машина имела целый ряд отличий. При схожей длине корпус существенно отличался, а число опорных катков на борт выросло с 4 до 6. Машина получила подвеску, по концепции схожую с Carro L6 — торсионную, но с блокировкой двух катков в тележку. Такая система была выбрана для более плавного хода.
Испытания опытного образца машины прошли 26-27 января 1950 года в танковом полку P 2 (Хасслехолм). В целом испытания прошли успешно, но на заснеженных участках ощущалась нехватка мощности. Стало ясно, что потребуется более мощный двигатель, мощностью около 140 лошадиных сил. В июне 1950 года появился проект улучшенной версии «танкетки». Она получала V-образный 8-цилиндровый двигатель Ford, мощностью 145 лошадиных сил. Его установка требовала ряда изменений машины, что поднимало массу до 7 тонн. Учитывая удельную мощность выше 20 л.с. на тонну, в KAFT были готовы с этим мириться.
От пулеметного варианта машины отказались, поскольку перспектив у него не имелось. Стало очевидно, что пехоте нужно исключительно пушечное средство поддержки. Зато появилась другая идея. Примерно в это же время активно шли работы по установке на танки минометов. Ставились они на корме машины, являясь дополнительным средством поддержки. 5 июня 1950 года появился доклад, в котором предлагались и альтернативные варианты размещения миномета. «Танкетка» быстро вызвала интерес, причем она могла тащить и более крупный миномет. В начале октября 1950 года был проработан технический проект установки двух 120-мм минометов Granatkaste m/41.
Самоходный миномет было решено строить на базе первого опытного образца Tankett fm/49. Место механика-водителя сместилось по центру машины, а минометы разместили слева и справа. Ставились они со штатными креплениями, но соединялись друг с другом. Машину построили и испытали, но идея оказалась не особо удачной. Два миномета такого калибра были крупноваты для «Танкетки», не говоря о том, что боезапас оказывался крайне ограниченным. Одним словом, затею забросили.
Пробовали новую базу и как шасси для иного вида самоходной артиллерии. Как уже говорилось выше, в ходе обсуждения Tankett fm/49 поднимался вопрос об установке 105-мм орудия. Оно быстро ушло с повестки дня, но это что касается «штурмового» варианта. Вместе него начались работы по САУ, получившей обозначение 10,5 cm Haub i bandlavettage. Исполнителем работ стала Bofors, которая начала прилаживать к шасси Tankett fm/49 качающуюся часть 105-мм гаубицы 10,5 cmhaubits m/40.
В ноябре 1949 года Bofors представила три варианта проекта 10,5 cm Haub i bandlavettage. Различались они размещением орудия, а также компоновкой агрегатов шасси. В всех трех вариантах боевая масса составляла 7 тонн, при этом обеспечивалась максимальная скорость 50 км/ч и боекомплект в 20 выстрелов. Экипаж составлял 4 человека. Проект утвердили и даже построили, но по иному, четвертому варианту. Впрочем, и он оказался не особо удачным, а после того, как начались работы по Ikv 102, смысла в машине и вовсе не осталось.
Низкая и шустрая
Пока шли попытки трудоустроить Tankett fm/49 для других задач, разработка самой машины шла своим чередом. Второй опытный образец машины первым получил индекс в соответствии с измененной системой. Теперь он обозначался как Ikv fm/49, сокращенно от Infanterikanonvagn, то есть пехотное самоходное орудие. Это, можно сказать, промежуточное обозначение, поскольку далее шведские военные решили также вносить в индекс калибр орудия и его порядковый номер.
В ходе переделки машины под новый двигатель выяснилось, что боевая масса 7 тонн — это очень оптимистично. По факту она выросла до 8 тонн, поскольку длина корпуса выросла до 4950 мм. Экипаж вырос с 3 до 4 человек, поскольку понадобился отдельный заряжающий. Следует отметить, что в ходе испытаний конфигурация рубки Ikv fm/49 несколько раз менялась, поскольку боевое отделение получалось тесным для четверых. Также машина получила доработанную установку 75-мм орудия 7,5 cm strvkan m/41.
Поскольку боевая масса выросла, удельная мощность снизилась до 18,1 л.с. на тонну. Впрочем, ходовые испытания, проходившие в 1951-52 годах, показали положительный эффект от смены силовой установки. До 60 км/ч машина чуть-чуть не дотянула, но и 57 км/ч — это очень даже неплохо. Кроме того, САУ имела очень низкое удельное давление на грунт — 0,32 кг/см². С точки зрения проходимости это очень хороший показатель.
Помимо ходовых испытаний, опытный образец машины использовался и для тестов водоходного оборудования. В отличие от Strv m/40 и Strv m/42, которые преодолевали водные преграды по дну, легкая САУ получила комплект понтонов. С одной стороны, это усложняло процесс подготовки к преодолению водной преграды. С другой стороны, ограничения на глубину преодолеваемого брода отсутствовали. В любом случае, данная разработка оказалась опытной. Минусов у понтонов оказалось больше, чем плюсов. Работы по водоходному оборудованию шведы не забросили, но пошли иным путем.
Испытания водоходного оборудования интересны еще и тем, что в отчете по их испытаниям машина имела новый индекс. Теперь она обозначалась как Ikv 72. Цифра 7 обозначала калибр (7 см), а 2 — второй тип. По идее, индекс Ikv 71 должна была получить Sav m/43, но переименовывать машину не стали. Следующим стал Ikv 73, такой индекс получил Strv m/42 EH после перевода в САУ. Самое интересное, что следующим порядковый номер получил танк — Strv 74.
Окончательное решение о судьбе машины было принято в 1952 году. Landsverk получила заказ на 36 серийных Ikv 72 — по 6 машин в 6 батарей, которые шли на оснащение пехотных бригад. Заказ разделили на 2 части. Сначала в работу пошли 10 САУ установочной партии, которые направлялись на войсковые испытания. После их проведения изготовлялись САУ основной серии. В любом случае, для послевоенного шведского танкостроения сроки разработки Ikv 72 — это очень быстро, можно сказать стремительно. С такой скоростью (опытный образец менее чем через год после запуска работ и серия на четвертый год разработки) шведы ни одну другую машину не создавали с нуля.
Серийная Ikv 72 несколько отличалась от второй опытной машины. По результатам экспериментов было решено вернуться к исходной конфигурации бортов, отказавшись от вертикальных бортов боевого отделения. Также отказались от съемного лобового листа рубки, сделав единый верхний лобовой лист корпуса. В связи с этим чуть изменилась установка орудия, получившего обозначение 7,5 cm kanon m/41 Ikv.
В ходе подготовки серийной машины на Landsverk провели большую работу. В столь маленькой машине умудрились влезть не только 4 человека экипажа, но и аж 42 унитара. В Ландскруне использовали каждый лишний кубический сантиметр свободного пространства. Чтобы такой боекомплект влез, снарядные укладки разместили слева и справа от двигателя. Места командира и заряжающего не отличались комфортом (сидели они бочком), но, как говорится, лучше плохо ехать…
САУ установочной партии (регистрационные номера 80316-80325) были изготовлены в 1953 году. Разбивка на две партии оказалась правильным решением. Войсковая эксплуатация выявила проблемы со спаданием гусеничных лент. Следующая партия машин, с регистрационными номерами 80419-8044, получила новые ленивцы, с цевочным зацеплением. Иногда машины второй партии обозначают как Ikv 72B, но в технических руководствах машины не различали.
В пехотных бригадах Ikv 72 сменили 105-мм безоткатные орудия 10,5 cm infanterikanonen m/45. Интенсивные войсковые испытания показали, что сама по себе идея САУ оказалась удачной. Машина получилась очень подвижной, также большим плюсом стали большие углы склонения орудия. Приём «высунуться из-за кочки» был частым явлением на учениях.
По результатам войсковой эксплуатации концепция скоростного самоходного пехотного орудия была одобрена. Landsverk ожидал заказ дополнительных САУ. Впрочем, это уже были не Ikv 72. Как известно, аппетит приходит во время еды. Шведская пехота захотела более мощное орудие, так что работы по вооружению возобновились.
Автор выражает признательность Карлу Бломстеру и Виктору Нурланду, Швеция, за помощь в подготовке материала
Список источников
-
-
- Архив Карла Бломстера
- tanks.mod16.org
- www.ointres.se/ikv_72_102_103_73.htm
-
источник: https://dzen.ru/a/ZSpBYoNlVBw5GnMO