Юрий Пашолок. Символ прорыва советской тракторной промышленности

23

Юрий Пашолок. Символ прорыва советской тракторной промышленности

Рассказ об артиллерийском тягаче «Коминтерн», единственный ходовой образец которого находится на выставке «Моторы Войны»

Моторизация армии — это далеко не одни танки и грузовики. Для обеспечения маневренных боевых действий требуются и тягачи. Прежде всего это касается артиллерийских тягачей. Они могут быть как колесными, так и гусеничными. В межвоенный период также активно прорабатывались полугусеничные тягачи, которые исчезли после окончания Второй мировой войны. У каждой из стран, которые производили военную технику, был свой подход к вопросу артиллерийских тягачей. В полной мере это касалось и советских тягачей, которые к началу Великой Отечественной войны окончательно сформировались с точки зрения требований.

Нынешнее состояние "Коминтерна" из коллекции Евгения Шаманского

Нынешнее состояние «Коминтерна» из коллекции Евгения Шаманского

Одним из символов мощи Красной Армии в межвоенный период были танки БТ. Между тем, на том же заводе, где производили БТ, выпускались и артиллерийские тягачи. Прежде всего речь про «Коминтерн», ставший первым советскими артиллерийским тягачом специальной разработки, запущенным в крупную серию. Ныне известен всего один «Коминтерн», восстановленный до ходового состояния. Не так давно машина, находящаяся на выставке «Моторы Войны», участвовала в динамическом показе. Заодно появился повод поговорить о ней более подробно.

Эта же машина весной 2018 года

Эта же машина весной 2018 года

По вполне понятным причинам в 20-е годы советская промышленность больше занималась освоением выпуска зарубежных образцов. Помимо чисто гражданских моделей (Фордон-Путиловец), Высший Совет Народного Хозяйства рассматривал и модели, которые могли бы использоваться в военных целей. Таковые осваивали в Петрограде (с 1924 года Ленинград) и Харькове. В Петрограде трактора осваивали на заводе «Большевик», а в Харькове имелась площадка Харьковского Паровозостроительного Завода. В 1923 году было принято решение о том, что на ХПЗ будут выпускать немецкий гусеничный трактор Hanomag WD Z 50. Кстати говоря, у нас знали об экспериментах Йозефа Фрольмера с колесно-гусеничными танками на той же базе. В 1924 году Техотдел ГУВП сделал эскизный проект советского варианта «Колохусенки», но дальше развивать его не стал.

Дебютировал тягач на слёте "Моторы Войны" в августе 2020 года

Дебютировал тягач на слёте «Моторы Войны» в августе 2020 года

Советский вариант «Ганомага» получил обозначение «Коммунар». Машина крайне интересная, достойная отдельного рассказа, тем более что пара таких тракторов дожила до наших дней. Стоит упомянуть то, что уже в случае с «Коммунаром» советская техническая школа смогла себя показать. Постепенно шло развитие конструкции трактора, модель 3-90 была заметно совершеннее прародителя. Скорость движения выросла в полтора раза, почти в 2 раза выросла мощность мотора, имелся целый ряд внешних и внутренних изменений. Имея среднюю скорость 13-14 км/ч по шоссе, модернизированный «Коммунар» уже вполне справлялся как средство мехтяги для тяжелой артиллерии.

Следующий публичный выезд состоялся 2 сентября 2023 года. Кто пришел, тому повезло, а что будет ездить, смотрите в Telegram выставке. Что-то ездит или показывается каждую субботу, в 12:00

Следующий публичный выезд состоялся 2 сентября 2023 года. Кто пришел, тому повезло, а что будет ездить, смотрите в Telegram выставке. Что-то ездит или показывается каждую субботу, в 12:00

Модернизация «Коммунара» шла параллельно с работами по созданию принципиально нового трактора. Вел их Борис Никанорович Воронков, а сам проект именовался как БНВ. При разработке нового трактора учитывались проводимые на ХПЗ работы по танку Т-12. Впрочем, БНВ был средним, а не тяжелым трактором, а требовалось средство мехтяги тяжелой артиллерии. В апреле 1930 года УММ КА заказало такой тягач, причем он был уже не двойного назначения, а чисто военный. Изначально тяжелый трактор также проектировал Воронков, что прямым образом сказалось на его конструкции. С 1931 года работы по тягачу, получившему обозначение «Коминтерн», возглавил Н.Г. Зубарев, до того участвовавший в модернизации «Коммунара».

Несмотря на то, что мотор "археологический", машина ездит весьма резво

Несмотря на то, что мотор «археологический», машина ездит весьма резво

Первый «Коминтерн» вышел на испытания в ноябре 1931 года. Несмотря на то, что во время испытаний отмечались поломки, тягач показал себя очень перспективной машиной. В ходе испытаний первый образец трактора развил скорость 24,5 км/ч, а второй — 27,5 км/ч, при этом они тащили за собой 5-тонный прицеп. С 12-тонным грузом «Коминтерн» развивал скорость 15 км/ч. Таким образом, он уже полностью подходил как средство мехтяги тяжелой артиллерии. Вместе с тем, Зубарев работал над глубокой модернизацией трактора, которая заметно отличалась от трактора Воронкова. Трактор получал полноценную кабину (изначально открытую сверху), а также кузов. Корпус становился длиннее, число опорных катков увеличивалось с 6 до 8.

На момент создания это был лучший тягач в своём классе

На момент создания это был лучший тягач в своём классе

Именно в такой тягач и эволюционировал «Коминтерн». Он получился еще более совершенным, чем проект модернизации. Серийный образец, появившийся в 1934 году, получил комфортабельную кабину по типу грузовика ЗИС-5. В то время аналогичные тягачи не имели ничего подобного. В том же 1934 году изготовили первые 5 тракторов, годом спустя их сдали 50 штук, а основной объем выпуска пришелся на 1936-39 годы. В среднем сдавалось по 400-450 тракторов. Это соответствовало возможностям ХПЗ (в дальнейшем завод №183), более приоритетным направлением производства которого являлось танкостроение.

Существовало минимум три варианта радиаторной решетки. Такая использовалась после переименования ХПЗ в завод №183

Существовало минимум три варианта радиаторной решетки. Такая использовалась после переименования ХПЗ в завод №183

В общей сложности было изготовлено 1798 тракторов данного типа, последние 12 сдали в 1940 году. Далее «Коминтерн» с производства сняли, поскольку завод №183 полностью перешел на выпуск более тяжелых «Ворошиловцев». Заменой «Коминтерна» стал Сталинец С-2, производство которых осваивали на ЧТЗ. Но, откровенно говоря, сменщик получился явно хуже. Сам «Коминтерн» к тому моменту числился в средних артиллерийских тягачах. Всего в Красной Армии имелось 4 класса артиллерийских тягачей — противотанковой артиллерии (Комсомолец), дивизионной артиллерии (СТЗ-5), корпусной артиллерии (примерно в эту категорию, к 1940 году, попал Коминтерн) и артиллерия большой мощности (Ворошиловец). При этом «Ворошиловцы» также использовались как танковые эвакуаторы.

А это до переименования

А это до переименования

«Коминтерн» стал не только настоящим прорывом в советском тракторостроении, но и самым повоевавшим советским тягачом. Впервые он использовался во время Гражданской войны в Испании. Использовались они и во время боев 1938-39 годов у озера Хасан и в районе реки Халхин-Гол. На выставке «Моторы Войны» лежит трак от «Коминтерна», найденный на местах боёв лета 1939 года. Принимали они участие и в Освободительном походе осени 1939 года, а также в советско-финляндской войне.

Конструктивно "Коминтерн" заметно отличался от типовых тракторов того периода

Конструктивно «Коминтерн» заметно отличался от типовых тракторов того периода

На начало 1941 года в Красной Армии числился 1581 тягач данного типа. Они продолжали таскать тяжелые орудия вроде 203-мм гаубицы Б-4. Естественно, в 1941 году погибло немало таких тягачей, тем не менее, «Коминтерны» отнюдь не являлись редкостью. В этом смысле очень показательна ситуация конца войны. На 1 мая 1945 года в Красной Армии числилось 614 таких тягачей, из них 547 исправных. А вот Сталинцев С-2 была всего 81 штука, из их исправно 43. Лишний показатель того, что на заводе №183 со своей задачей справились явно лучше. Да и не только в наличии дело. С-2 был самым критикуемым тягачом Красной Армии.

"Носатая" компоновка, по опыту эксплуатации, оказалась лучшей

«Носатая» компоновка, по опыту эксплуатации, оказалась лучшей

Увы, до наших дней ни одного «Коминтерна» не сохранилось в виде музейной машины. Это касается всех наших тягачей предвоенного и большинства военного периода. То, что сейчас находится в музеях и частных коллекциях — это результат кропотливого труда реставраторов, которые восстанавливают найденные на местах боёв машины. В их числе и мастерская Евгения Шаманского. За то время, что работает мастерская, удалось вернуть к жизни целый ряд машин, которые, казалось, были утрачены безвозвратно. Одним из таких образцов стал «Коминтерн».

Двигатель у "Коминтерна" был свой, ни на что не похожий

Двигатель у «Коминтерна» был свой, ни на что не похожий

На текущий момент известно о трех машинах, которые удалось найти. Из них две не имеют моторов, а единственным комплектным тягачом являлся герой данного материала. Данный экземпляр является одним из последних «Коминтернов», его выпустили в конце 1939 года. В феврале 1940 года тягач провалился под лед в ходе перехода через Финский залив. Машина долго комплектовалась, наконец, в августе 2020 года ее, в темпе вальса, собрали, и она отправилась на фестиваль «Моторы Войны». Там тягач стал главной машиной слёта, впервые можно было его видеть на ходу.

Для использования как мехтяги тяжелой артиллерии его мощности хватало

Для использования как мехтяги тяжелой артиллерии его мощности хватало

Тогда, летом 2020 года, машину показали как есть. Позже реставрация «Коминтерна» была завершена полностью, в таком виде машина демонстрируется на выставке «Моторы Войны». Второй показ тягача состоялся 2 сентября 2023 года, причем он был связан с одним важным моментом. Машины должны изредка заводиться и ездить, иначе потом придется их ремонтировать. Можно сказать, что динамический показ «Коминтерна» был еще и сервисным пробегом. Много машина уже ездить не может, поскольку мотор «археологический», сколько он еще проживет, не знает никто. Одним словом, кто пришел на показ, тот точно не прогадал.

От Т-24 была взята ходовая часть

От Т-24 была взята ходовая часть

Следует отметить, что «Коминтерн» в ходе производства, неоднократно менялся. Связано это было как с работами по модернизации, так и другими факторами. Даже радиаторная решетка существовала в трех вариациях. Родная «морда» тягача сильно погнила, поэтому она сохранена, но как исторический артефакт. На тягаче стоит второй вариант решетки, с надписью «Завод №183». А в коллекции Евгения Шаманского есть и первый вариант, с надписью «ХПЗ».

Танковая подвеска позволяла держать высокую скорость, но была достаточно капризной

Танковая подвеска позволяла держать высокую скорость, но была достаточно капризной

Как уже говорилось выше, при разработке «Коминтерна» использовался опыт танкостроения на ХПЗ. Ходовая часть трактора сильно перекликается с шасси танка Т-12/Т-24. Это и хорошо, и плохо одновременно. С одной стороны, удалось получить ходовую часть, позволявшую развивать довольно высокую скоростью. С другой стороны, такая ходовая часть была довольно сложной и капризной. Неслучайно для «Ворошиловца» на заводе №183 разработали оригинальную ходовую часть. Справедливости ради, сам по себе «Коминтерн» — это совсем не Т-12/Т-24. От танков использовали элементы ходовой части. А так это оригинальная разработка.

На "Ворошиловце" уже была другая ходовая часть, специальной разработки

На «Ворошиловце» уже была другая ходовая часть, специальной разработки

В полной мере это касалось и силовой установки «Коминтерна». Двигатель КИН был оригинальной разработки. 4-цилиндровый двигатель водяного охлаждения имел объем 15,09 литров и мощность 130 лошадиных сил при 1250 об/мин. Мотор принципиально отличался от немецких высокооборотистых моторов Maybach, которые стояли на немецких полугусеничных тягачах. От машины не требовались высокие скорости передвижения, поскольку та же гаубица Б-4 просто бы их не выдержала. Тихоходность мотора подразумевала и его высокую надежность.

Помимо буксирного приспособления, в задней части машины располагалась лебедка

Помимо буксирного приспособления, в задней части машины располагалась лебедка

Поскольку использовался бензин, его расход был высоким — 250 литров на 100 километров по шоссе (вместе с прицепом). Впрочем, и запас топлива оказался немаленьким — 550 литров. Размещалось топливо в баках, которые вынесли в кузов. Схожую компоновку баков можно видеть и на ряде других советских тягачей специальной разработки, например, СТЗ-5. Такое размещение упрощало процесс заправки топлива. У «Коммунара», кстати, топливный бак тоже был сзади.

Кабину взяли от грузовика ЗИС-5, ее немного доработали

Кабину взяли от грузовика ЗИС-5, ее немного доработали

Трансмиссия была типовой для трактора, с тем учетом, что использовались элементы от танка Т-24. Вместе с ведущими колесами позаимствовали и бортовые передачи. Управлялся трактор традиционно — при помощи рычагов. Вскоре после начала выпуска «Коминтерна» ему добавили такой важный элемент, как лебедка. Она скрывалась в недрах машины, под топливными баками. Благодаря тому, что тяговое усилие лебедки достигало 10 тонн, «Коминтерн» мог вытаскивать не только пушки, но и легкие танки.

Тогда гусеничные тягачи не обеспечивали столь высокого уровня комфорта

Тогда гусеничные тягачи не обеспечивали столь высокого уровня комфорта

Как уже говорилось выше, в ходе разработки «Коминтерна» его существенно переделали. Рекомендованный для серийного производства тягач получил кабину по типу грузовой машины. Исходно она была с мягким верхом, но финальный вариант получился еще более комфортабельным. На тягач перекочевала кабина от грузовика ЗИС-5, которую немного доработали. Такой уровень комфорта не обеспечивал тогда ни один гусеничный тягач. Следует отметить, что вопрос обеспечения механику-водителю нормальных условий работы стоял в Советском Союзе очень остро. Например, закрытая кабина для тягача С-65 была признаком именно военной модели.

Кузов также имел грузовые корни

Кузов также имел грузовые корни

Грузовое происхождение имел и кузов. Его появление было связано с необходимостью перевозить расчет, а также боезапас. В кузове могло размещаться либо 12 человек расчета, либо 2 тонны груза. Сидел расчет на съемных продольных лавках. Немцы, надо сказать, сажали расчет лицом к движению, поскольку его меньше укачивало. Но кузова наших тягачей были более универсальными. В конце концов, последние немецкие полугусы тоже имели «грузовые» бортовые кузова. Следует отметить, что у «Коминтерна» кузов не простой. В полу есть люк доступа к коробке передач.

Внутри размещались топливные баки. Также виден большой люк доступа к агрегатам шасси

Внутри размещались топливные баки. Также виден большой люк доступа к агрегатам шасси

Следует лишний раз сказать, что для своего времени «Коминтерн» был настоящим прорывом. Его очень интересно сравнивать с гражданскими тракторами, которые в то время были типовой мехтягой артиллерии. Разработка ХПЗ отличается большим вниманием к мелочам. В этом смысле на него чем-то похож СТЗ-5, но «Коминтерн» проработан явно лучше. Кроме того, СТЗ-5 был быстроходным трактором двойного назначения, что ему оказалось не в плюс. А вот «Коминтерн» был чисто военной разработкой. Его наследником стал АТ-С, выпускавшийся в Челябинске. Надо сказать, что после возвращения из эвакуации на площадку завода №75 там пытались создать прямого наследника — тягач АТ-К. Но он так и остался проектом. Было выбрано разумное решение, что один завод выпускает один тягач. В случае со средним тягачом им стал АТ-С, а на заводе №75 стали выпускать АТ-Т. Причем он также базировался на танковой ходовой части, теперь уже Т-54 (в переработанном виде).

Доступ к различным узлам машины доступен благодаря наличию лючков

Доступ к различным узлам машины доступен благодаря наличию лючков

В заключение стоит сказать, что мастерская Евгения Шаманского активно работает по целому ряду тягачей. В работе находится несколько машин, если всё слежится, то одну из них мы увидим в следующем году. А сейчас «Коминтерн» из коллекции Евгения Шаманского можно видеть на выставке «Моторы Войны», вместе с «Комсомольцем» и СТЗ-5. Выставка находится по адресу ул. Рогожский Вал, дом 9/2. Выставка работает ежедневно с 10-00 до 21-00, без выходных. Каждую субботу, в 12:00, проводятся динамические, либо интерактивные показы. О том, что будет ездить, можно узнать на странице выставки в соцсетях.

источник: https://dzen.ru/a/ZPg3frFqm06ze7Zr

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account