Юрий Пашолок. Шведская локализация немецкого полугуса

15
Юрий Пашолок. Шведская локализация немецкого полугуса

Юрий Пашолок. Шведская локализация немецкого полугуса

История Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT), шведской версии немецкого полугусеничного тягача Sd.Kfz.10

Механическая тяга артиллерии является ничуть не менее важной составляющей армии, нежели танки. В этом плане ситуация в ряде стран была ничуть не менее грустной, чем с танками. Одной из таких стран оказалась Швеция. Что-то похожее на собственные полноценные грузовики у шведской армии начало появляться с 30-х годов. В 1928 году первый грузовик построила Volvo, кроме того, успешно развивалась Scania-Vabis. И у первой, и у второй компании имелись неплохие грузовые машины, а мотор Scania-Vabis 1665 оказался позже танковым. А вот с тягачами дела обстояли плохо. Первой попыткой создать специальный артиллерийский тягач стал Artilleritraktor m/28. Эта машина представляла собой «локализацию» колесного тягача Уго Павези, с мотором Scania-Vabis 1544. В общей сложности построили 27 таких машин.

Испытания Sd.Kfz.10 в артиллерийском полку A 6. В дальнейшем тягач приняли на вооружение как Artilleritraktor m/40

Испытания Sd.Kfz.10 в артиллерийском полку A 6. В дальнейшем тягач приняли на вооружение как Artilleritraktor m/40

Дальнейшее развитие артиллерийских тягачей шло с переменным успехом. Центровым разработчиком тягачей стала AB Landsverk, правда, любимой забавой фирмы из Ландскруны являлись экспортные поставки. Под руководством Отто Меркера была разработана «130-я» серия, которая вполне имела экспортный успех. Сиам в 1934 году заказал партию из 20 тягачей L-131, плюс 18 L-132. Также в 1938 году для всё того же Сиама построили 3 легких тягача L-135. Всё это хорошо, но шведская королевская армия максимум, что тестировала эти машины. При этом про крупную серию речь не шла, поскольку, помимо финансового вопроса, тягачи Меркера были не менее странными, чем его танки. На этом фоне шведы стали сильно интересоваться продукцией ČKD. В частности, были закуплены для ознакомления гусеничные тягачи Praga T-6. Возможно, что дело бы выгорело (одна только Турция приобрела почти 450 T-6), но тут Чехословакию слегка оккупировали, поэтому дальше дело не пошло.

Первый образец Volvo HBT, 1943 год

Первый образец Volvo HBT, 1943 год

Обладая статусом нейтральной страны, Швеция закупала вооружение, в том числе, и у Германии. В том числе с 1939 года началась закупка 10,5 cm haubits m/39, так именовалась в Швеции 10,5 cm leFH 18. Всего шведы закупили 142 такие гаубицы, при этом быстро возникла проблема, чем их таскать. Летом 1940 года, на фоне более-менее стабильных отношениях с Германией, удалось заказать 12 полугусеничных тягачей Sd.Kfz.10. Машины были изготовлены Demag, их поставили на вооружение как Artilleritraktor m/40. Машины доработали, поставив новые бампера, буксирные устройства, предпусковой подогрев мотора и иную выхлопную систему. В 1941 году состоялась попытка приобрести еще 8 тягачей, но она сорвалась (уже после войны купили еще 12 Sd.Kfz.10). Также имелись проблемы с запчастями. Поэтому в 1942 году Volvo получила задание на разработку местного аналога Sd.Kfz.10. Созданная под руководством инженера Сигварда Форсселля машина известна как Artilleritraktor m/43. Заводское обозначение ее было Volvo HBT (HalvBandTraktor, то есть полугусеничный тягач).

Копией Sd.Kfz.10 эту машину называть крайне сложно. От прародителя тут осталось немногое

Копией Sd.Kfz.10 эту машину называть крайне сложно. От прародителя тут осталось немногое

Принятию решения о необходимости создания собственного аналога Sd.Kfz.10 было принято по итогам испытания тягачей в артиллерийских полках A 6 (Smålands artilleriregemente, Йёнчёпинг) и A 8 (Boden-Karlsborgs artilleriregemente, Боден). Оба полка имели богатый опыт общения с разными тягачами, «немец» оказался оптимальным. Созданный под руководством Генриха Книпкампа Demag D 7 обладал достоинствами гусеничной машины и подвижностью, сравнимой с грузовиком. По сути это скорее гусеничная машина, с дополнительной передней осью, нужной больше для маневрирования по шоссе. Sd.Kfz.10 был не особо дешевым (15 тысяч рейхсмарок), но своих денег стоил. Правда, шведов явно насторожил тот факт, что Sd.Kfz.10 был 1-тонным тягачом, то есть для таскания leFH 18 подходил довольно условно. В результате Сигвард Форсселль создал несколько иную машину, похожую на прародителя, но при этом всё же не копию.

За счет более длинного шасси Volvo HBT был более просторным, чем Sd.Kfz.10

За счет более длинного шасси Volvo HBT был более просторным, чем Sd.Kfz.10

Для начала, машина, получившая заводское обозначение Volvo HBT, получила удлиненное на 1 опорный каток шасси. Это оказалось связано с тем, что требовалось, в том числе, более просторное отделение для расчета орудия. Sd.Kfz.10 создавался как тягач легкой противотанковой артиллерии, для расчета гаубицы он всё же получался маловат. Дело, впрочем, было не только в удлинении на 1 каток. Проведенная «локализация» тягача привела к тому, что большинство элементов шасси, включая и ходовую часть, получилась похожей, но не совместимой с немецким прародителем. Одинаковыми остались только траки, а опорные катки взяли более крупного, 3-тонного тягача Sd.Kfz.10.

Этот же образец в 1944 году. Спереди его точно не перепутаешь с Sd.kfz.10, характерное для грузовиков Volvo оформление капота ни с чем не спутаешь

Этот же образец в 1944 году. Спереди его точно не перепутаешь с Sd.kfz.10, характерное для грузовиков Volvo оформление капота ни с чем не спутаешь

Еще больше изменений оказалось в передней части машины, по факту ее построили с нуля. Дело в том, что требовался уже не 1-тонный, а 2-тонный тягач, посему мотор типа Maybach NL 38, представлявший конверсию двигателя легковой машины, не годился. У Volvo имелось в достатке собственных моторов, прежде всего грузовых. Базовым являлся мотор Volvo FC, выпускавшийся с 1937 года для грузовиков LV125 и LV180. Мотор объемом 4,4 литра и мощностью 90 лошадиных сил существовал в двух вариантах исполнения — бензиновом и двигателя Хессельмана, своеобразном гибриде, способном работать на мазуте или солярке. Для Volvo HBT подготовили несколько доработанный мотор FC, получивший обозначение Volvo FCT, то есть «тракторный». Соответственно, изменился и капот, и фальшрадиаторная решетка, которая стала напоминать грузовик Volvo LV 94. Также появилась и мощная защита носовой части машины, с учетом предназначения, совсем не лишняя.

Volvo FCT, "тракторная" версия грузового мотора FC

Volvo FCT, «тракторная» версия грузового мотора FC

Надо сказать, что с прародителем Volvo HBT сложно спутать практически с любого ракурса. Настолько непохожей получилась шведская машина. Она заняла промежуточную нишу между Sd.Kfz.10 и более тяжелым, 3-тонным Sd.Kfz.11. Боевая масса Volvo HBT составила 4,9 тонн, что на 1,5 тонны больше прародителя. Кроме того, шведская машина получилась на метр длиннее немецкой. Максимальная скорость снизилась до 65 км/ч, но с учетом предназначения это не особо и важно. Главное, что удельная мощность оказалась в районе 20 л.с. на тонну, для быстроходного артиллерийского тягача важный показатель.

Зимние испытания

Зимние испытания

С точки зрения размещения расчета орудия Volvo HBT оказался заметно практичнее прародителя. Во-первых, вместо тента с кабриолетной механикой шведы выбрали несъемные дуги, которые заодно повышали жесткость конструкции. Также сзади появилась дополнительная площадка для различных грузов. В ходе эксплуатации площадка получила дополнительное ограждение. По итогам машина получилась 9-местной, кроме того, внутри также перевозился боезапас к гаубице.

10,5 cm haubits m/39, это орудие было штатным для таскания при помощи Artilleritraktor m/43

10,5 cm haubits m/39, это орудие было штатным для таскания при помощи Artilleritraktor m/43

Первый опытный образец Volvo HBT (регистрационный номер 11874) был изготовлен в 1943 году, после успешных испытаний его приняли на вооружение шведской королевской армии как Artilleritraktor m/43. Впрочем, 43 здесь означает год выпуска первого образца, а на вооружение машину приняли 23 марта 1944 года. Еще до того Volvo начала выпуск первых серийных машин, головной Volvo HBT приняли 12 марта, то есть еще до присвоения ему индекса Artilleritraktor m/43. До 6 ноября 1944 года Volvo сдала 98 тягачей (регистрационные номера 12200-12297). Дополнительные 9 машин (регистрационные номера 10821-10929) сдали в период с 18 ноября по 11 декабря 1944 года. Итого 108 штук, включая опытную машину, также поступившую в армию.

По грязи на полном ходу. Ради этого Artilleritraktor m/43 и принимали на вооружение

По грязи на полном ходу. Ради этого Artilleritraktor m/43 и принимали на вооружение

Первые Artilleritraktor m/43 стали поступать на вооружение артиллерийского полка A 6, где проходили и испытания опытного образца. Далее они стали направляться в другие артиллерийские полки: 26 штук в A 1 (Svea artilleriregemente, Стокгольм), львиная доля, 58 штук, в A 6, еще 6 штук в A 8 и 11 в A 9 (Bergslagens artilleriregemente, Кристинехамн). Остальные ушли в учебные подразделения. Штатно они являлись, как и планировалось, тягачами 105-мм гаубиц m/39, но по факту в них впрягали и шведские орудия, например, 10,5 cm haubits m/40. По ходу эксплуатации выяснилось, что тягач может таскать и чего потяжелее. Например, в них впрягали 15 cm haubits m/39, чья боевая масса достигала 5,7 тонн. То есть вместо тягача дивизионной артиллерии получался тягач корпусной артиллерии. Естественно, такая нагрузка была нештатной, но военные всех стран любили игру «суровые сибирские лесорубы и японская бензопила».

Зимняя эксплуатация

Зимняя эксплуатация

Эксплуатация Artilleritraktor m/43 продолжалась минимум до середины 50-х годов. В 1956 году было принято решение избавиться от излишков. 28 тягачей, после капитального ремонта силами Volvo, продали в Боливию. В основном туда уши тягачи, ранее служившие в полку A 6. Далее их потихоньку стали сдавать в металлолом, какие-то бросили.

На излете карьеры машины таскали и корпусную гаубицу 15 cm haubits m/39

На излете карьеры машины таскали и корпусную гаубицу 15 cm haubits m/39

У части машин судьба оказалась крайне интересной. В 50-е годы Сигвард Форсселль разработал конверсию устаревшего тягача. Машина с регистрационным номером 12252 была переделана в погрузчик Hjultraktor 383. Заднюю, гусеничную часть, банально выкинули, а вместо нее поставили вторую ось. Всего изготовили 45 таких погрузчиков. Из них минимум один сохранился ​до наших дней, не так давно Hjultraktor 383 отреставрировали. Кроме того, известно минимум 12 таких тягачей, доживших до наших дней. Из них несколько штук на ходу. Ранее один тягач находился в музее Arsenalen, но позже он территорию музея покинул.

Часть машин переделали в погрузчики Hjultraktor 383

Часть машин переделали в погрузчики Hjultraktor 383

Есть одна такая машина и в России. Этот экземпляр (судя по всему, серийный номер 27, регистрационный номер 12225) сильно помотало по миру. Коме того, он стал единственным из Artilleritraktor m/43, который снялся в кино. В 1983 году вышел фильм ужасов «Замок», где эта машина изображает, не поверите, Sd.Kfz.10. С тех пор она так и покрашена в «немца». Тягач выкупил коллекционер Вячеслав Лен и привез в Россию. В этом году машину привели в порядок, поставив на ход. Увидеть ее можно было на юбилейном военно-патриотическом слете «Моторы Войны». Также она стала последним экспонатом, добавленным на выставке «Моторы Войны» в парке «Патриот». В начале октября выставку закрыли, впрочем, вскоре машину снова можно будет увидеть.

Artilleritraktor m/43 на "Моторах Войны"

Artilleritraktor m/43 на «Моторах Войны»

Artilleritraktor m/43 стал одним из примеров прагматичного подхода шведов к военной технике. Взяв на вооружение зарубежную конструкцию, они переделали ее под свои требования, получив удачный образец артиллерийского тягача. То, что он появился под конец войны, ничего страшного, в конце концов, Швеция так и не стала выходить из статуса нейтралитета.

Список источников:

      1. Artilleritraktor m/43, Tord Karlsson, Kjell Svensson, PANSAR 3–2006, 4-2006, 1-2007
      2. digitaltmuseum.se
      3. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/shvedskaia-lokalizaciia-nemeckogo-polugusa-617cf9e730951a5ab9fc51a3

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account