Юрий Пашолок. Штурмовая трехстволка на базе КВ-1

16

Юрий Пашолок. Штурмовая трехстволка на базе КВ-1

История штурмового танка КВ-7, ставшего первой советской тяжелой САУ военного периода, изготовленной в металле

Содержание:

История советских тяжелых САУ оказалась весьма извилистой. Изначально они создавались как тяжелые «самоходные лафеты», предназначенные для повышения мобильности артиллерии РГК. Таковой стала САУ СУ-14, оказавшаяся неудачной конструкцией. Уже дальше появилось новое направление — «истребители ДОТ-ов». Родилось оно в ходе советско-финляндской войны. Лучшим средством борьбы с ДОТ-ами стали 152-мм пушки большой мощности БР-2. Первой САУ, оснащенной данным орудием, стала СУ-14-Бр-2. Ее концепция легла в основу тяжелой САУ «212», которую так и не построили. Дальше история развивалась крайне необычно.

Эскиз КВ-7, изготовлен художником УЗТМ

Эскиз КВ-7, изготовлен художником УЗТМ

После начала Великой Отечественной войны работы по тяжелым САУ если не остановились полностью, то существенно застопорились. Разработку САУ с шифром 212 передали на УЗТМ (г. Свердловск), но без шасси КВ-3 эти работы оказались обречены на провал. Тем не менее, первую отечественную тяжелую САУ военного периода построили в 1941 года. Звалась она КВ-7, причем официально это была не самоходная артиллерийская установка, а штурмовой танк.

Концепция залпового огня на тяжелой платформе

По состоянию на осень 1941 года ЧТЗ, который 4 октября 1941 года был переименован в ЧКЗ (Челябинский Кировский Завод), было не до самоходных артиллерийских установок. Приоритетной задачей завода, который возглавил И.М. Зальцман, стало наращивание объемов выпуска тяжелых танков КВ-1. В Ленинграде производство КВ-1 прекратилось, теперь завод в Челябинске, который до того с трудом выполнял план, должен был обеспечивать выпуск в одиночку. Эвакуация ленинградского производства в Челябинск, вместе с частью конструкторского коллектива, положительно сказалась на ситуации. Если в октябре 1941 года ЧКЗ сдал 62 КВ-1, в ноябре их сдали 156 штук, а в декабре — 190 штук.

Первая информация по работам над КВ-7. Четко говорится, кто автор задания

Первая информация по работам над КВ-7. Четко говорится, кто автор задания

Параллельно в Челябинске работали над целым рядом проектов, включая инициативные. Например, танкетка «Злоба Народная», силовой установкой выступала пара пусковых агрегатов трактора С-65. Впрочем, за исключением СУ-С2, самоходной артиллерийской установки на переделанной базе трактора С-2, большинство инициативных разработок не стали реализовывать в металле. Но имелась и САУ, задание на которую свалилось сверху. С самого верха: судя по переписке, инициатором разработки стал сам Сталин.

Установка У-13, разработанная на УЗТМ

Установка У-13, разработанная на УЗТМ

Задание на разработку штурмового танка появилось, можно сказать, внезапно. В ноябре 1941 года НКТП (наркомат таковой промышленности) утвердил работы по танковым системам У-11 и У-12 калибра 122 и 85 мм соответственно. Оба орудия создавались как возможная альтернатива 76-мм пушке ЗИС-5, выпуск которых находился под угрозой срыва. Но спущенное с самого верха задание заставило оба проекта подвинуть, причем У-12 так и не вышла за стадию эскизного проекта. Ситуация со строенной орудийной установкой развивалась стремительно. Это лишний раз намекает на то, чья была идея. Как и то, что танк получил обозначение КВ-7, обогнав огнеметный КВ-8 и вооруженный 122-мм танковой гаубицей танк КВ-9. Обе машины начали проектировать раньше, чем КВ-7.

Предполагалось, что залп будет более мощным, чем у 76-мм пушки. Но он всё равно слабее одного выстрела гаубицы М-30

Предполагалось, что залп будет более мощным, чем у 76-мм пушки. Но он всё равно слабее одного выстрела гаубицы М-30

Идея строенной установки появилась по результатам жалоб с фронта о недостаточной мощи огня танковых орудий. Такая проблема возникала при стрельбе 76-мм пушками еще в Русско-японскую войну. Неслучайно, в довесок к 3-дюймовым пушкам, далее появились и 122-мм гаубицы, которые часто вели огонь прямой наводкой. Далее проблема вылезла уже на танках. Проблемы возникали при ведении огня по легким укреплениям. Казалось бы, самым логичным способом увеличения огневой мощи становилась установка более мощного орудия. Но кто-то пропихнул идею стрельбы залпом. Стрелять можно было либо тремя пушками сразу, либо двумя 45-мм пушками, либо центральной ЗИС-5.

Опытный образец КВ-7, декабрь 1941 года

Опытный образец КВ-7, декабрь 1941 года

Почему так? Увы, точного ответа нет. Не исключено, что кто-то посчитал скорострельность и боезапас. Теоретически у двух 45-ток и одной 76-мм пушки она была выше, чем у М-30. Как и боезапас. Про остальное вряд ли думали. Более того, согласно идее, уже в декабре 1941 года 1/5 танков КВ-1 должна была выпускаться со строенной установкой. Аналогичная идея ушла и на завод №183, там спроектировали танк Т-34-3, но дальше «бумаги» дело не пошло. Совсем иная ситуация происходила вокруг КВ-7. Работы там развивались стремительно. Более того, речь шла о совместной разработке. Строенная установка получила индекс У-13, работа по ней свалилась на ОКБ-3 УЗТМ. Главным конструктором установки стал Ф.Ф. Петров, также работы по ней вел и Л.И. Горлицкий, вскоре ставший главным на УЗТМ по САУ. Ведущими инженерами системы стали Н.Н. Ефимов и К.Н. Ильин, проектирование установки закончилось 10 декабря 1941 года.

Официально это был танк, а не САУ

Официально это был танк, а не САУ

В Челябинске работы по КВ-7 возглавил Г.Н. Москвин, имевший большой опыт по созданию САУ. Судя по переписке, с нуля машину строить не стали. Для переделки выделили ремонтный танк КВ-1 с серийным номером 5161 выпуска сентября 1941 года. Помимо индекс КВ-7, также использовался чертежный индекс 227. Эта боевая машина стала первой, разработанной после эвакуации Кировского завода в Челябинск. Как тогда было «модно», создавался штурмовой танк с минимальными изменениями конструкции базового шасси.

В отличие от САУ, КВ_7 сохранял пулеметы, всего их было 3 (курсовой, кормовой, запасной)

В отличие от САУ, КВ_7 сохранял пулеметы, всего их было 3 (курсовой, кормовой, запасной)

В отличие от Т-34-3, который сохранил вращающуюся башню, КВ-7 делался с неподвижной рубкой. На серьёзные переделки корпуса СКБ-2 ЧКЗ не решилось, что во многом привело к ряду проблем. Нельзя сказать, что боевое отделение КВ-7 было очень тесным, но о большом просторе говорить не приходится. Вместе с тем, боезапас выглядел внушительно — 93 унитара калибра 76 мм и 200 калибра 45 мм. Экипаж увеличили до 6 человек, за счет введения второго заряжающего. Лоб рубки имел толщину 105 мм (75 мм + 30 мм накладной брони), также появился «воротник», прикрывающий бронировку системы. В целом выглядела боевая машина неплохо, что-то типа StuG, но на шасси КВ-1. Главной проблемой, как показала практика, стала сама залповая концепция, ради которой всё и делалось.

Попытка исправить

Программа испытания «строенной артиллерийской установки, смонтированной в танке КВ», была подписана 17 декабря 1941 года. Одновременно шла подготовка к серийному производству КВ-7. В качестве смежника по производству корпусов КВ-7 (227) выступал завод №200, осенью 1941 года выделенный из завода №78 специально под танковое производство. Еще до испытаний КВ-7 на заводе №200 начались работы по изготовлению корпусов первой партии (20 штук). В дальнейшем эти работы сыграли важную роль в истории отечественных тяжелых САУ.

Техусловия на приёмку 20 корпусов КВ-7. На заводе №200 их построили, а дальше появилась проблема, куда девать

Техусловия на приёмку 20 корпусов КВ-7. На заводе №200 их построили, а дальше появилась проблема, куда девать

Работы по машине форсировали, уже к 27 декабря КВ-7 прошел заводские испытания. Тогда же выявились и первые проблемы. Размести создатели машины установку в башне, отчасти их удалось бы избежать, поскольку при стрельбе дополнительная нагрузка шла то слева, то справа. В результате при стрельбе наблюдался разброс снарядов. Инженер-капитан П.Ф. Соломонов, который курировал работы по линии ГАУ КА, указывал на неудачную конструкцию поворотного механизма. На самом деле неудачной была сама идея поставить три пушки в рубке. Синхронной стрельбы оказалось сложно добиться, а повышенная нагрузка па поворотный механизм приводила к соответствующим результатам. Так что справедливой была только критика установки прицела.

Испытания КВ-7 не задались с самого начала

Испытания КВ-7 не задались с самого начала

Судьба КВ-7 решилась 5-6 января 1942 года. Опытный образец машины отправили в Москву, 5 января 1942 года прошли испытания, проходившие на полигоне эвакуированного завода №8. На испытаниях присутствовало руководство НКО, НКТП и других ведомств. В ходе стрельбы с места только с третьего залпа удалось добиться выстрела сразу из трех стволов, при этом кучность на дистанции 400 метров оказалась достаточно низкой. Испытания на скорострельность с места дали результат на уровне от 20 до 24 выстрелов в минуту. По отдельности скорострельность получилась примерно на уровне обычных танков, но сама по себе идея залпового огня оказалась под вопросом. Дело в том, что за 34 секунды 76-мм пушка Ф-34 успевала сделать 3 выстрела, а 45-мм танковые пушки – по 5 выстрелов.

Решение по КВ-7 принимал лично Сталин

Решение по КВ-7 принимал лично Сталин

Испытания четко показали, что строенная установка является плохой идеей. Не говоря о том, что сама установка У-13 имела ряд недостатков. Инженеры Обухов и Кивалин, проводившие ее изучение, указывали на то, что прицельные приспособления оказались выполнены с рядом недочетов. Впрочем, на этом работы по КВ-7 отнюдь не закончились. Комиссия, присутствовавшая на испытаниях, предложила переделка КВ-7, поставив, вместо 3 пушек разного калибра, 2 орудия калибра 76 мм.

Установка У-14

Установка У-14

С данным предложением согласился Сталин, подписавший 6 января 1942 года постановление ГКО №1110сс “О производстве танков “КВ-7” и “КВ-8”». Постановление Сталин написал от руки, лишнее доказательство того, кто являлся инициатором данного проекта. 27 января 1942 года заместителем начальника 2-го отдела НКТП С.А. Гинсбургом были подготовлены тактико-технические требования на новый вариант КВ-7. Боевая масса машины составляла 50-55 тонн, поскольку предполагалось увеличить толщину лобовой брони. Боекомплект составлял 120-150 унитаров, то есть на 60-75 залпов.

Переделанный КВ-7, весна 1942 года

Переделанный КВ-7, весна 1942 года

Основная нагрузка при проектировании переделанного КВ-7 легла на ОКБ-3 УЗТМ. Возглавил работы Горлицкий, поскольку Петров перешел на завод №8. Спаренная установка 76-мм пушек ЗИС-5 получила обозначение У-14. Ведущими инженерами по системе стали Н.В. Курин и Г.Ф. Ксюнин. Судя по датам на чертежах отдельных деталях установки, проектирование началось не позднее 25 января 1942 года, то есть еще до оформления тактико-технических требований на модернизированный КВ-7. Проектирование У-14 длилось до середины февраля, а во второй половине месяца начались работы по изготовлению модернизированного КВ-7. Штурмовой танк не стали строить с нуля, а переделали уже имеющийся КВ-7 с установкой У-13. Саму рубку переделывать не пришлось, изменения коснулись лишь бронировки орудийной маски и снарядных укладок.

Спаренная установка пушек ЗИС-5 показала себя лучше, но всё равно неудовлетворительно

Спаренная установка пушек ЗИС-5 показала себя лучше, но всё равно неудовлетворительно

Несмотря на то, что программу испытаний подготовили еще 7 марта 1942 года, ждать доработанный КВ-7 пришлось больше 2 месяцев. Связано это с рядом процессов. Во-первых, ЧКЗ был занят более важными задачами, а именно доводкой КВ-1. Во-вторых, тема КВ-7 постепенно становилась неинтересной высшему руководству. Да и неудачи программой КВ-9 сыграли свою роль. Тем не менее, работы по переделке КВ-7 довели до конца, а испытания провели. Правда, закончились они примерно так же, как и ранее.

К лету 1942 года работы по КВ-7 затихли

К лету 1942 года работы по КВ-7 затихли

С одной стороны, испытания, проведенные 14 мая 1942 года на Копейском полигоне, показали, что ОКБ-3 УЗТМ зря времени не теряло. По крайней мере, кучность установки У-14 была выше, чем в случае с У-13. Другой вопрос, что система всё равно имела проблему со сбиваемостью при стрельбе, поскольку синхронность залпа удавалось получить не всегда. Скорострельность составила 6-7 выстрелов в минуту, примерно на уровне КВ-1. Имелись замечания к механизму наводки по горизонтали, требовалось крутить его двумя руками. Всего набралось 6 пунктов замечаний.

Таким КВ-7 мог быть по итогам переделок октября 1942 года

Таким КВ-7 мог быть по итогам переделок октября 1942 года

На этом работы по КВ-7, в его текущем виде, прекратились. Помимо всего прочего, уже стало понятно, что лучше поставить орудие побольше, чем городить двухстволку. Снова о КВ-7 вспомнили в октябре 1942 года, когда провели дополнительные испытания. Предполагалось поставить на машину смотровую башенку КВ-1с, доработать установку и отправить на фронт. Но этого так и не случилось. Далее КВ-7 использовался как стенд для испытания планетарной трансмиссии разработки Московского Машиностроительного Института им. Баумана под руководством Г.И. Зайчика. Всего с февраля по апрель 1943 года танк прошел 843 километра, но далее работы застопорились. В любом случае, победил планетарный механизм поворота, разработанный под руководством инженера-полковника А.И. Благонравова.

На фронт КВ_7 так и не поехал

На фронт КВ_7 так и не поехал

Последние дни КВ-7 доживал на музейной площадке завода №100. В начале 1944 года штурмовой танк списали, хотя в металлолом его могли сдать и позже. Так или иначе, но идея с залповой системой огня оказалась неудачной. С другой стороны, сам по себе КВ-7 стал этапной машиной. Как уже говорилось выше, завод №100 сделал партию корпусов КВ-7, всего их набралось 20 штук. Попытка «трудоустроить» корпуса привела к созданию проектов штурмовых САУ, которые стали прямыми предшественниками СУ-152. Так что толк от КВ-7 определенно был.

Автор выражает признательность Игорю Желтову (г. Москва) и Сергею Агееву (г. Екатеринбург) за помощь и предоставленные материалы

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАЭ
      3. РГАСПИ
      4. Архив Сергея Агеева
      5. Архив ЧТЗ

источник: https://dzen.ru/a/ZGn9ZhaUPVzrzCWv

Подписаться
Уведомить о
guest

33 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account