12

Юрий Пашолок. Штабной скаут по-немецки

История немецкого бронеавтомобиля Sd.Kfz.247 (schwerer geländegängiger gepanzerter Personenkraftwagen)(4 Rad)

Содержание:

Такой вид военной техники, как бронеавтомобиль, появился еще до Первой мировой войны. Изначально его функции были чем-то похожи на те, что позже оказались у танков. Впрочем, далее функции несколько изменились. Недостаточная проходимость и более слабая, чем у танков, броня, заставили использовать броневики скорее как средство разведки. Еще до начала Первой мировой войны появился и первый штабной бронеавтомобиль. Им стал Opel-Darracq Kriegswagen für höhere Truppenführer, одновременно оказавшийся и первым немецким броневиком. В общей сложности экипаж бронемашины составлял 6 человек. Изготовили всего один экземпляр такого броневика, но иногда некоторые идеи оказываются востребованы сильно позже.

Sd.Kfz.247 (4-rad), который оснастили радиостанцией и вертлюгом для пулемета MG 34

Sd.Kfz.247 (4-rad), который оснастили радиостанцией и вертлюгом для пулемета MG 34

К середине 30-х годов немецкая армия определилась с тем, какие бронеавтомобили ей нужны, и чем они должны заниматься. Предполагалось иметь два класса бронемашин-разведчиков — легкие и тяжелые. В отличие от более ранних немецких бронемашин, новые образцы предполагалось выпускать на полноприводных шасси. Легкие шасси разработали и производили силами Horch, тяжелые — на Büssing-NAG. Вместе с тем, во второй половине 30-х годов появилась и еще одна, малосерийная машина. Ближе всего она была к американским Scout Car, хотя чаще применялась как штабная бронемашина. Речь идет о Sd.Kfz.247 (4 Rad), иногда также проходящей как Sd.Kfz.247 Ausf.B. Об этом «внеплановом» броневике и стоит поговорить.

Не унифицированный образец

Следует отметить, что изначально машина, известная как schwerer geländegängiger gepanzerter Personenkraftwagen (тяжелая бронемашина повышенной проходимости для перевозки личного состава), создавалась на другом шасси. Как и ряд других армий мира, вермахт (а до того рейхсвер) ставил на шасси с колесной формулой 6Х4. Таковым было и шасси Krupp L2H143, один из наиболее узнаваемых немецких предвоенных армейских грузовиков. Более известный как Krupp Protze, этот грузовик оснащался оппозитным 4-цилиндровым мотором. Аналогичная силовая установка изначально ставилась на Pz.Kpfw.I Ausf.A.

Опытный образец s.gl.gp.Pkw (4-rad), изготовленный в 1940 году

Опытный образец s.gl.gp.Pkw (4-rad), изготовленный в 1940 году

О первой версии Sd.Kfz.247 стоит поговорить отдельно. Одно можно сказать со всей определенностью — называть получившуюся машину «повышенной проходимости» было крайне сложно. Бронетранспортер получился слишком тяжелым, а мотора явно не хватало. Поэтому и серия оказалась крошечной. В 1938 году появилась идея создать что-то похожее, но на другом шасси. С более мощным мотором, а главное, имеющим полный привод. Это самое шасси нашлось у производителя базы для легких бронемашин-разведчиков. То есть у Horch.

Шасси s. gl. Einheits-Pkw (Horch 108), которое использовалось как база

Шасси s. gl. Einheits-Pkw (Horch 108), которое использовалось как база

Главная проблема заключалась в том, что шасси Horch 801, которое использовалось для легких бронемашин-разведчиков, не годилось. Требовалось переднее расположение силовой установки. Впрочем, искать альтернативу долго не требовалось. Дело в том, что шасси Horch 801 имело и «обычного» собрата — Horch 108. Эта модель выпускалась с 1937 года как единый тяжелый легковой автомобиль повышенной проходимости (s. gl. Einheits-Pkw). Честно говоря, называть его «легковым» было так же цинично, как и немецкие «единые» броневики — легкими. По факту это был скорее грузовик. Грузоподъемность 1,5 тонны прямо намекала на сей факт. Правда, вместо привычного кузова с откидными бортами Horch 108 получал 8-местный кузов, которым не брезговал и генералитет.

Серийный образец Sd.Kfz.247 (4-rad)

Серийный образец Sd.Kfz.247 (4-rad)

Фактически s.gl.gp.Pkw представлял собой легкий колесный бронетранспортер. Такой статус сыграл отрицательную роль в его судьбе, поскольку было не очень понятно, для кого он нужен. Дело в том, что уже осенью 1939 года начались работы по аналогичной машине с использованием базы полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz.10. У этой машины, позже получившей обозначение Sd.Kfz.250, экипаж также был 6 человек. Судя по тому, насколько неспешно шли работы по s.gl.gp.Pkw, уже в 1939 году какая-то срочность отсутствовала. Дополнительное веселье в происходящее приносил тот факт, что исполнителем работ по s.gl.gp.Pkw являлся Daimler-Benz werk 40. У Daimler-Benz и Horch отношения были как у кошки с собакой.

Бронемашина, можно сказать, держалась особняком. На аналогичные броневики она была совершенно не похожа

Бронемашина, можно сказать, держалась особняком. На аналогичные броневики она была совершенно не похожа

Опытный образец s.gl.gp.Pkw, он же Sd.Kfz.247 (4-rad), был изготовлен в первой половине 1940 года. На шасси Horch 108 Typ 1b установили корпус, имевший оригинальную конфигурацию. Некоторые технические решения были похожи на семейство легких броневиков-разведчиков, но не более того. Водитель и передний пассажир имели крышу над головой, остальные размещались в открытом сверху десантном отделении. Выглядело оно слегка так нерациональным. При общей длине машины 5 метров внутри нашлось место всего для 5 пассажиров, плюс механик-водитель. Тут уместно вспомнить БТР-40, который, при тех же габаритах, вмещал 10 человек.

58 броневиков было выпущено силами Daimler-Benz werk 40

58 броневиков было выпущено силами Daimler-Benz werk 40

Sd.Kfz.247 (4-rad) не повезло дважды. Пока шли работы по опытному образцу, заработал «план Шелла». Он подразумевал упрощение имевшихся в серии «единых внедорожников». Касалось это и Horch 108. Посему в 1940 году появилось шасси Horch 108 typ 40. В случае с броневиком шасси получило обозначение Horch 108 Typ 1c. По итогам лишь в июле 1941 года начался, наконец, серийный выпуск Sd.Kfz.247 (4-rad). За 1941 год сдали 54 машины, в январе 1942 года еще 4 штуки, и на этом всё. Машины получили номера шасси 140001-140058. Выпуск Horch 108 прекращался, а приоритетом для Daimler-Benz werk 40 являлись броневики-разведчики.

Пятое колесо в телеге

То, что у Sd.Kfz.247 (4-rad) перспективы крайне туманные, было понятно еще летом 1941 года. Именно как машина для перевозки личного состава, как он предполагался изначально, s.gl.gp.Pkw уже был не особо актуален. В крупную серию пошел разведывательный полугусеничный БТР Sd.Kfz.250/1, вмещавший всё те же 6 человек, а еще единый пулемет MG 34 и радиостанцию. Ставилась радиостанция не во все Sd.Kfz.250, но у Sd.Kfz.247 (4-rad) ее в принципе не предполагалось. Наконец, выпуск Sd.Kfz.250/1 был развернут на нескольких заводах. На этом фоне объемы производства s.gl.gp.Pkw выглядели микроскопическими.

Штатно Sd.Kfz.247 шел как штабная машина в разведроты

Штатно Sd.Kfz.247 шел как штабная машина в разведроты

Самое главное, что даже место Sd.Kfz.247 в системе вооружения было аналогично Sd.Kfz.250/1. Согласно штату K.St.N.1162 от 1 октября 1938 года, один Sd.Kfz.247 предполагался в составе штаба разведывательной роты. Вот только имелась маленькая проблема. Звалась она «отсутствие радиостанции». То, за что часто ругают Красную Армию, в полной мере касалось и вермахта. Штабная машина без радиостанции — так себе затея.

Поскольку машины шли без радиостанций, их ставили уже своими силами

Поскольку машины шли без радиостанций, их ставили уже своими силами

Самое интересное в том, что обновленный штат K.St.N.1162 от 1 ноября 1941 года был уже без индекса Sd.Kfz.247. Пропал он и из руководств. Но — обозначение s.gl.gp.Pkw осталось. То есть как Sd.Kfz.247 машину уже не называли. Тем не менее, все выпущенные машины данного типа шли в армию как штабные бронетранспортеры. При этом их продолжали выпускать без какого-либо радийного оборудования. В таком виде они выглядели как пятое колесо в телеге, почему в войсках выкручивались, как могли.

Внутри было, скажем так, весьма плотно

Внутри было, скажем так, весьма плотно

На большинстве фронтовых фотографий Sd.Kfz.247 (4-rad) имеют то, чего их в штатной комплектации не полагалось. То есть радиостанцию. Состав радийного оборудования мог быть разным. Какие-то бронемашины получали комплект радийного оборудования Fu.Spr.Ger.a, какие-то Fu.Spr.Ger.f. Брали то, что имелось под рукой. В таком виде бронемашина становилась более подходящей для работы в составе штаба разведроты. Правда, откровенно неудачная компоновка кормовой части бронекорпуса не способствовала комфортной работе расчета. Размещение радиостанции не делало боевое отделение просторнее.

Состав радиооборудования мог отличаться

Состав радиооборудования мог отличаться

Еще одним острым вопросом стало обеспечение Sd.Kfz.247 (4-rad) вооружением. Его у броневика по сути и не было. Да, имелся пистолет-пулемет MP 38, но надо понимать, что много им не навоюешь. Поэтому некоторые экипажи приваривали вертлюги для пулемета MG 34. Далеко им ходить было не надо: необходимые детали имелись на бронетранспортерах Sd.Kfz.251 и Sd.Kfz.250. Последние начали появляться в штате K.St.N.1162 с 1942 года.

Часть подразделений также монтировала пулеметные вертлюги

Часть подразделений также монтировала пулеметные вертлюги

Несмотря на крайнюю малочисленность, Sd.Kfz.247 (4-rad) всё же попадаются на фотографиях. Пиком их боевого применения стал 1942 год. Именно этим периодом датируется большинство снимков данных бронемашин. Впрочем, попадаются они и на снимках 1943 года. К тому моменту всё чаще вместо них применяли полугусеничные БТР семейства Sd.Kfz.250. Они, кстати, стали постепенно вытеснять и броневики-разведчики. Как показали бои 1941-42 годов, проходимость у бронемашин на шасси Horch оказалась не самой лучшей. Полугусы тут были явно более предпочтительными.

Sd.Kfz.247 (4-rad) оказался весьма специфичным броневиком. Это если говорить дипломатично

Sd.Kfz.247 (4-rad) оказался весьма специфичным броневиком. Это если говорить дипломатично

Ни одного броневика данного типа до наших дней не сохранилось, но они вполне себе попадаются на военно-исторических мероприятиях. Дело в том, что они хорошо подходят как прототипы для создания реплик. В отличие от бронемашин-разведчиков, у которых мотор находился сзади, тут задача заметно облегчается. Известно минимум 5 таких реплик, из них минимум 1 изготовлена в России. Сделала ее кузовная мануфактура Александра Бушуева, которая специализируется на репликах. Выглядит вполне похоже на оригинал, хотя и с условностями.

Реплика Sd.Kfz.247 (4-rad), которую построила кузовная мануфактура Александра Бушуева

Реплика Sd.Kfz.247 (4-rad), которую построила кузовная мануфактура Александра Бушуева

В заключение стоит отметить, что Sd.Kfz.247 (4-rad) получился крайне сомнительной боевой единицей. Штабная бронемашина без радиостанции, без вооружения, еще и тесная. Не очень понятно, на что рассчитывали сверху, заказывая такую бронемашину. Тут даже лучше не на БТР-40 посмотреть, а на Scout Car M3/M3A1. Даже довоенный M3 явно превосходил немецкий аналог. Во многом это и объясняет, почему объем выпуска Sd.Kfz.247 (4-rad) был такой мизерный.

Список источников

      1. Panzer Tracts No.13: Panzerspähwagen Armored Cars Sd.Kfz.3 to Sd.Kfz.263, Thomas L. Jentz, Hilary L.Doyle, 2001
      2. Nuts & Bolts No. 47 Horch’s leichte Panzerspähwagen on Einheitsfahrgestell I & II for s.Pkw. Sd.Kfz. 221, 222, 223, 247, 260, 261 and variants, Holger Erdmann, 2022
      3. Фотоархив автора
      4. eBay

источник: https://dzen.ru/a/Y2ntHwMJfC_DGac1

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account