Рассказ о 152-мм гаубице М-10 из коллекции Музея отечественной военной истории
После революции и Гражданской войны отечественная артиллерия стала переживать если не перерождение, то уж точно существенную смену приоритетов. Если раньше приоритетом являлись зарубежные разработки, то уже к началу 30-х годов стала наблюдаться тенденция к созданию собственных орудий, которые получались не хуже продукции той же Schneider. Стали появляться новые лица в среде конструкторов, занимавшихся орудиями. Прежде всего это касалось В.Г. Грабина и Ф.Ф. Петрова, создавших немало удачных образцов буксируемой артиллерии.
Так сложилось, что некоторые образцы отечественной артиллерии, принятые на вооружение во второй половине 30-х годов, имели сложную судьбу. Одним из таких орудий стала 152-мм гаубица обр.1938 года (М-10). Орудие приняли на вооружение, запустили в серийное производство, но быстро прекратили выпуск. Ныне эта гаубица является большой редкостью. Но одно такое орудие можно увидеть в Музее отечественной военной истории. И серийный номер у системы красивый — 600.
152-мм гаубицы занимали весьма видное место в системе вооружения Красной Армии. Они использовались в качестве дивизионной артиллерии. Наиболее массовым орудием данного калибра стала 152-мм гаубица образца 1909/30 гг, модернизация 6-дюймовой гаубицы обр.1909 года. Помимо модернизации ранее выпущенных орудий, началось серийное производство, сначала на заводе №92, а затем на заводе №172. Последние такие орудия сдали в 1941 году, они оказались самыми массовыми советскими 152-мм гаубицами.
Между тем, еще в начале 30-х годов было очевидно, что орудие устарело. Особенно с точки зрения дивизионной артиллерии. Это касалось как характеристик самого орудия, так и конструкции лафета. Даже введение во второй половине 30-х годов цельнометаллических колес с резиновой ошиновкой не давало полного решения проблемы. Требовался совершенно новый лафет, который позволял перевозить орудие со скоростью 30-35 км/ч. Поэтому еще с начала 30-х годов началась разработка нового орудия.
Первой попыткой создать новую гаубицу стала 152-мм система НГ, разработанная, по заказу советской стороны, концерном Rheinmetall-Borsig. Ее даже приняли на вооружение, но полноценного выпуска так и не состоялось. Тем не менее, немецкое орудие стало ориентиром для создания новых дивизионных гаубиц — длина ствола около 25 калибров, раздвижные станины, наличие развитого орудийного щита, высокие углы возвышения. Отчасти концепция НГ была взята при создании собственной гаубицы, работы по которой возглавил Ф.Ф. Петров.
В случае с М-10, работы по которой начались в 1937 году, есть хитрость. Если вы откроете руководство службы данного орудия, датированное 1940 годом, то там в обозначении отсутствует слово «дивизионная». Но в более ранних материалах она именуется как 152-мм дивизионная гаубица обр.1938 года. Связано это с тем, что позднее М-10 из дивизионной артиллерии изъяли. Но случилось это позже — летом 1941 года. Судя по всему, уже в 1940 году были какие-то брожения по данному вопросу.
Надо сказать, что разработанная КБ завода №172 гаубица получилась явно лучше НГ. У нее и скорость возки оказалась выше (до 35 км/ч), и углы возвышения больше (до 65 градусов), да и сама система получилась на тонну легче. В этом смысле отечественная артиллерийская школа оказалась выше немецкой. У немцев, кстати, орудия именно такого класс (гаубицы калибра около 150 мм с длиной ствола около 25 калибров) особо не прижились. Хотя прямое развитие НГ всё же имелось — 15 cm sFH 36, которая, к слову, получилась заметно легче М-10. Но по ряду причин объем выпуска 15 cm sFH 36 оказался небольшим, в 1941 году их выпускать перестали.
На вооружение Красной Армии М-10 приняли 29 сентября 1939 года. В том же году сдали первые орудия установочной партии, а полноценный выпуск начался в 1940 году. Тогда же М-10 пригодилась как вооружение для «КВ с большой башней», позже ставшего КВ-2. Орудие оказалось оптимальным для шасси КВ, но не оптимальным для основной задачи — поражения вражеских укреплений. М-10 годилась разве что для разрушения надолб, чем КВ с большой башней занимались в феврале-марте 1940 года. Массовый выпуск КВ-2 был связан только с тем, что иных «истребителей ДОТ-ов» на тот момент не имелось.
Звезда М-10 закатилась в 1941 году, всего изготовили 1338 таких орудий. Это было связано с несколькими факторами. Для начала, 152-мм гаубицы изъяли из дивизонной артиллерии. В корпусной же артиллерии имелись МЛ-20, которые превосходили М-10 по всем параметрам. Также следует обратить внимание на лафет М-10. Без передка ее возить было нельзя, в отличие от 152-мм гаубицы образца 1909/30 гг, например. Также орудие получилось чересчур тяжелым для дивизионной артиллерии. Всё же 4,5 тонны в походном положении — это многовато.
Помимо всего прочего, большое число М-10 (едва ли не половина от выпуска) оказалось потеряно в ходе боёв лета 1941 года. Из них значительная часть была исправной. Немцы данные орудия обозначали как 15,2 cm s.F.H.443 (r), их применяли как на советско-германском фронте, так и на других ТВД. В том числе и в Нормандии, здесь бывшие советские гаубицы использовались довольно интенсивно. Часть сохранившихся М-10 имеют немецкое происхождение.
Впрочем, самое большое число доживших до наших дней М-10 имеют финскую прописку. Именовались они как 152 H/38. В общей сложности финнам удалось затрофеить 45 таких гаубиц, которые достаточно активно использовались в ходе боевых действий. Также в 1944 году 57 таких гаубиц было выкуплено у немцев, поставили их в период с марта по август. Переделывались такие орудия минимально: ставились финские таблички с собственным серийным номером, а также наносились надписи на шкалы панорамного прицела.
Наиболее интенсивно 152 H/38 использовались в 1944 году, тогда же потеряли 7 таких гаубиц. Оставшиеся служили до конца 90-х годов. По мнению финских артиллеристов, система была удачной, но отличалась чрезмерной массой. По сути те же «симптомы», что и в Красной Армии. 152-мм гаубица Д-1 появилась у нас не просто так. Тот же ствол, но на лафете по типу М-30, более удобном и имеющем значительно меньшую массу. Не говоря о том, что время перевода Д-1 в походное положение было в разы меньше.
После того, как 152 H/38 стали списывать, предприимчивые финны решили часть орудий продать. Именно так несколько таких гаубиц вернулись в Россию. Две из них оказались в коллекции Музея отечественной военной истории. Одну гаубицу выставили на открытой площадке, вторая в запасниках. Поскольку финны переделывали орудия минимально, каких-то больших работ по приведению в порядок не проводилось. Разве что перекрасили, поскольку финские орудия имели характерный оскольчатый камуфляж.
Вопрос приведения орудий в порядок возник осенью 2023 года. Поскольку на месте артиллерийской площадки началось строительство Артиллерийского корпуса, было решено провести реставрацию части орудий. Стояние на открытом воздухе целее артиллерию не делает, кроме того, требовалось устранить наиболее заметные недочеты. Среди экспонатов, по которым музейная мастерская проводила реставрацию, оказалась и М-10. Из двух орудий была выбрана гаубица с красивым серийным номером 600. Она была наиболее аутентичной и комплектной.
Музейная мастерская провела большую работу по реставрации орудия, с полным его разбором. Закончили реставрацию к ноябрю 2023 года. В дальнейшем М-10 заняла место на втором этаже Артиллерийского корпуса. Для этого ее, как и другие орудия на втором этаже, поднимали при помощи крана. Так что это еще и летающая гаубица. Ныне она является украшением Артиллерийского корпуса, стоит М-10 в одном ряду с предшественницами, а также более удачной Д-1.
В целом М-10 выглядела как типичное для Петрова орудие того периода. К моменту ее создания у нас сформировалась собственная школа инженеров-артиллеристов, которые создавали самобытные орудия. М-10 являлась передовой разработкой, которая, как минимум, не уступала зарубежным аналогам. В отличие от 15 cm sFH 36, которая по сути являлась облегченной версией sFH 18, КБ завода №172 создало принципиально новую орудийную систему, которая, впрочем, достаточно легко определяется с точки зрения места разработки. Сразу видна отечественная артиллерийская школа.
В случае с М-10 была выбрана классическая схема, с размещением противооткатных устройств снизу, и поршневым затвором. В отличие от той же М-30, у которой противооткатные устройства находятся сверху и снизу. Интересной особенностью орудия было наличие съемного лотка, который использовался для облегчения заряжания, особенно на больших углах возвышения. На более ранних гаубицах лоток крепился сверху и делался откидным. На М-10 лоток крепился, в походном положении, на правой станине. При необходимости он ставился в паз, предусмотренный в задней стенке казенника.
В «маленьком деревенском музее» немало внимания уделяется состоянию экспонатов. Приведение в порядок данной гаубицы проводилось не для галочки. По мнению музейного руководства, экспонаты должны выглядеть так, как это было в войсках. И с таким мнением трудно не согласиться. Сама М-10 деактивирована, но при этом удалось восстановить работу затвора. К слову, клиновой затвор на наших гаубицах прижился не сразу. Переход на него случился уже по опыту Великой Отечественной войны, и то не сразу.
В заключении стоит отметить, что в Музее отечественной военной истории уже собралась почти полная коллекция основных образцов советской дивизионной артиллерии времен Великой Отечественной войны. Из критичных образцов осталась только 76-мм дивизионная пушка Ф-22 УСВ, которая ныне большая редкость. Плюс гораздо большая редкость — 107-мм пушка М-60, которая, аналогично М-10, создавалась как дивизионная артиллерия, но слово «дивизионная» из ее обозначения исчезло гораздо быстрее.
источник: https://dzen.ru/a/ZoZWWPfqoCEt8WFD