Артиллерийский тягач Laffly W 15 T, выпускавшийся силами Hotchkiss
Французская армия в 30-е годы переживала далеко не самые лучшие времена. Отчасти это связано отнюдь не с финансовым кризисом, который ударил и по Европе, а с кризисом идей. Дело в том, что французские военачальники, можно сказать, застряли в сражениях Первой мировой войны и весьма специфично относились к стремительно менявшейся тактике ведения боевых действий. Вот и получалось, что французская промышленность, вполне способная выпускать отличные образцы вооружения и военной техники, зачастую порождала сны разума, которые были непонятно кому нужны. Точнее, кому-то нужны понятно, вот только работало это не так, как оно задумывалось. Наиболее ярким примером тому являлось французское танкостроение. По большому счету, с теми наработками, которые там имелись, французы могли получить прекрасные танки, имелись и возможности для создания первоклассных САУ. Но достаточно просто посмотреть на требования, чтобы понять, откуда вообще появились боевые машины, мало на что способные. По характеристикам вроде чуть ли не чудо-оружие, а на практике бесполезная куча железа.
Не менее интересно, что кризисную ситуация французы умудрились соорудить и в автомобилестроении. Надо сказать, что с автомобилями у французских военных, с теоретической точки зрения, ситуация выглядела вполне достойно. Именно французы смогли первыми реализовать концепцию полугусеничных автомобилей, которые стали визитной карточкой французской армии. В 30-е годы пошли работы по полноприводным машинам различного назначения. Другой вопрос, что всё это делалось с весьма специфичным подходом. Вы себе хорошо представляете ситуацию, когда для одной и той же противотанковой пушки используется 9 (!) типов тягачей? Причем это не потому, что не хватает подрядчиков, а два устаревших, но массовых типов тягачей, три типа для пехотных подразделений, два типа для кавалерии, один эрзац-тягач (гражданский грузовик), и мотоцикл. То есть бред не на уровне «машин не хватает», а вполне осознанное решение. Идея узкоспециализированного тягача, возведенная в абсолют.
19 февраля 1934 года на испытания вышла новая французская противотанковая пушка. Прекрасно понимая, что 25-мм противотанковая пушка Hotchkiss SA-L Mle.1934 имеет весьма скромные ТТХ, в 1933 году французские военные запустили программу разработки более мощной системы. Ее калибр долго искать не пришлось: 47-мм орудия были весьма массовым явлением, при этом данные системы обладали вполне приличным пробитием. Вот и Canon antichar de 47 mm Mle.1937 оказалась едва ли не лучшим орудием в своём классе. На дистанции в 1000 метров бронебойный снаряд этой системы пробивал лист толщиной 72 мм, установленный вертикально. А на дистанции 500 метров поражался вертикально стоящий лист толщиной 89 мм. Орудие имело удачную конструкцию лафета, а колесный ход позволял перевозить систему на достаточно высокой скорости. Правда, имелась одна маленькая проблема: боевая масса орудия составляла 1050 кг, а в походном положении — 1090 кг. Это не только затрудняло перетаскивание системы по полю боя, но и сильно ограничивало объем средств для перевозки. Часть тягачей, предназначенных для гораздо более легкой 25-мм пушки SA-L Mle.1934, попросту не подходили для данной системы.
Первоначально французский Генеральный Штаб наивно полагал, что необходимые для данной системы тягачи у них есть. Прежде всего, это касалось кавалерийских подразделений. Во-первых, имелись полноприводные многоцелевые машины Laffly S 15 T, во-вторых, на эту роль годились и UNIC P 107. Но довольно быстро выяснилось, что это слегка не так. Поэтому 1 октября 1937 года был запущен конкурс на разработку тягача для Canon antichar de 47 mm Mle.1937. Как временное явление было решено использовать Citroën-Kégresse P 17, неспешные машины даже по довоенным меркам, но деваться некуда. На конкурс заявилось сразу несколько фирм, впрочем, фаворит определился очень быстро. Дело в том, что летом 1936 года появились требования на VLTT (Voiture de Liaison Tous Terrain, то есть внедорожный связной автомобиль).
В этом конкурсе приняла участие фирма Laffly из Булонь-Бийанкур, незадолго до того умудрившаяся подвинуть конкурентов в другой программе. Производитель пожарных машин купил лицензию на разработки венгерского инженера Зигмунда Холлоша, благодаря которым Laffly построила полноприводное шасси VLTT S 15. Оно превратилось в тягач Laffly S 15 T, а также многоцелевую разведывательную машину S 15 R. Шасси с раздельным приводом колес левой и правой стороны, а также карданом к каждому колесу, выглядело мудрено, но главное, что работало. Конкуренты ничего лучше представить не смогли, так что Laffly тот конкурс выиграла. А на конкурс VLTT был представлен Laffly R 15 R, который далее эволюционировал в V 15 R (V-2-сный, 15-1,5 тонны грузоподъемности, R — разведчик). По сравнению с исходной машиной V 15 R имел пониженное шасси. Так вот, в Laffly пошли по пути наименьшего сопротивления и в 1938 году создали 3-осное шасси на агрегатах V 15 R.
Новая модель, получившая обозначение W 15 T (W-3-сный, 15-1,5 тонны грузоподъемности, T-тягач), технически мало чем отличалась от V 15 R. Точнее, уже от V 15 T, поскольку в начале 1938 года появились требования на полноприводной тягач для 25-мм противотанковой пушки. Таким образом, Laffly стала работать сразу по двум тягачам — 2-осным и 3-осным. Технически они отличались только количеством ведущих мостов и соответствующими переделками по агрегатам. Мотор использовался один и тот же — Hotchkiss 486 объемам 2,3 литра, который ставился еще на S 15 T/ S 15 R. В новой версии он развивал мощность 56 лошадиных сил. Данного мотора вполне хватало с учетом требований на тягач для 47-мм противотанковой пушки. По требованиям, машина должна была иметь максимальную скорость 50 км/ч, среднюю скорость 35 км/ч, высоту 1,3 метра, экипаж из 6 человек, боевую массу в районе 4 тонн.
Благодаря тому, что уже имелся задел по конструированию, опытный образец W 15 T вышел на испытания в мае 1938 года. Испытания показали, что машина как тягач явно лучше S 15 T, уже в ноябре 1938 года и так было понятно, кто победитель. Но в Генштабе решили подождать, тем более что Laffly уже нахватала заказов больше, чем могла переварить. В 1939 году появились конкуренты — полугусеничный тягач SOMUA MCJ. трехосные Latil M7 Z1, FAR TT 3 и Sauer. В итоге французские военные сами себе создали проблемы. Первые Canon antichar de 47 mm Mle.1937 установочной партии сдали еще в 1938 году, с апреля 1939 года начался серийный выпуск, причем с мая орудия стали выпускать в товарных количествах. А EMA всё еще ковырялся в носу, думая, что же выбрать.
В итоге ковырялся французский генштаб в носу аж до самого начала Второй мировой войны. 2 сентября 1939 года, в режиме «вокзал уходит», был подписан контракт на изготовление 75 W 15 T. Одновременно SOMUA получила заказ на модель SOMUA MCJ. Latil тоже не ушла обиженной — ее M7 Z1 было решено производить как тягач 25-мм зенитного орудия CA Mle.1939. Вот только SOMUA вообще не смогла запустить свой полугус в серию, а Laffly даже и не собиралась выпускать W 15 T у себя. Дело в том, что трехосные модели легкого и среднего типа выпускались силами Hotchkiss. Так сказать, бригадный подряд: Laffly разрабатывала и выпускала то, что могла, Hotchkiss предоставляла мотор и получала часть контрактов. Так что контракт ушел в Сен-Дени. При этом аппетиты французских военных, которые, наконец, проснулись, постоянно росли. 21 декабря контракт 40 PrGn расширили до 180 машин, вот только поставляться автомобили по нему начинали с апреля 1940 года. В 1939 году сдали 1 машину по контракту 86048 D/P, номер шасси 180001. Вообще хотелки проснувшихся французских военных поражают. После более чем года жевания соплей по поводу W 15 T они захотели, внезапно, 1122 тягача для 47-мм противотанковых пушек, 2245 тягачей для 75-м полевых пушек (плюс он же тягач для 105-мм гаубиц). И это не считая машин (1650 тягачей для 25 mm CA Mle.1939 и 900 универсальных шасси), которые выпускал Citroën. Надо ли говорить, что всё это оказалось маниловщиной?
По факту именно тягачами 47-мм пушек было изготовлено всего 78 машин (именовались они на заводских табличках W15T47), еще 70 пошли на изготовление истребителей танков W 15 TCC (о них будет рассказано отдельно). Итого до Второго Компьенского перемирия сдали 148 машин + 1 образец 1939 года. Ну а далее последовало производство для немцев. Для них, с июня 1940 по январь 1941 года, сдали 101 тягач с серийными номерами шасси 700149-700249. На этом производство W 15 T приостановилось, но не закончилось. В декабре 1944 году Hotchkiss возобновил выпуск тягачей данного типа, до осени 1946 года сдали еще 350 машин с серийными номерами шасси 700251-700650. Некоторые из них успели даже повоевать против немцев в боях 1945 года. Возможно, что и это не финальная цифра.
Собственно говоря, выпущенные уже после освобождения Парижа машины являются наиболее массовыми среди доживших до наших дней автомобилей данного типа. Ладно скроенный и прущий как танк, Laffly/Hotchkiss W 15 T был вполне удачным тягачом. Он вмещал солидный боезапас, да и вполне вписывался в требования французского Генштаба. Ему не повезло в одном, а именно с толстолобиками из французского генштаба, больше года думавших, а что же им надо. Итогом этих мечтаний стал потерянный год, а дальше уже сколько бы они не рисовали планов, уже всё, поздно. При дурной голове и хорошая машина не поможет. А итогом глубоких дум стало то, что Canon antichar de 47 mm Mle.1937, вполне серийную, приходилось в мае-июне 1940 года таскать чем угодно, даже конной тягой.
Источники:
-
-
- CAAPC (Centre d’archives de l’armement de Châtellerault)
- Massin L’automobile sous l’uniforme 1939-1940, Francois Vauvillier, Jean-Michel Touraine, Massin Editeur, 1992.
- Guerre, blindés & matériel (GBM) №82, №125
- Архив автора
-