Юрий Пашолок. Шасси Т-60, которое не хотело уходить
История создания легкой САУ СУ-31, разработанной на агрегатной базе Т-60
Легкие САУ оказались единственными видом советской самоходной артиллерии, который в межвоенный период выпускался хотя бы установочными партиями. Прежде всего, речь идет о СУ-5, боевых машинах на базе Т-26, которые даже умудрились повоевать в 1938 году во время конфликта у озера Хасан. Там же воевали и колесные самоходные артиллерийские установки СУ-12 (СУ-1-2) на базе грузовиков ГАЗ-ААА. Планировались легкие САУ и в программе выпуска самоходной артиллерии, которая предполагалась в мае-июне 1941 года. В ней значились истребители танков на базе Т-50 и легкие штурмовые САУ на базе двухбашенных Т-26. Также предполагалась и ЗСУ на легкой базе. Отчасти легкие САУ даже реализовали в металле: СУ-26, которая выпускалась в Ленинграде, являлась отголоском этой самой программы. Насколько она соответствовала Т-26-6, которую разрабатывали на заводе №174, вопрос открытый, но концепция очень схожая. Кроме того, завод №174 успел спроектировать и построить два образца ЗСУ под индексом Т-26-8. Наконец, в инициативном порядке КБ завода №92 разработало истребитель танков ЗИС-30. Эти машины стали серийными: их изготовили около 100 штук, они активно воевали с осени 1941 года, показав себя довольно эффективными средствами борьбы с танками.
В конце 1941 года выпуск легких САУ затих, но отнюдь не сама по себе тема данных машин. Дело в том, что еще летом 1941 года прекратился выпуск артиллерийских тягачей «Комсомолец», да и производство тягачей СТЗ-5 находилось под вопросом. Таким образом, возникал вопрос, чем таскать дивизионную артиллерию, да и относительно противотанковой артиллерии дела складывались сложно. Таким образом, лучшим средством мехтяги становилась легкая САУ. Подобную мысль в ГАУ КА высказали еще в ноябре 1941 года, при этом артиллеристов поддержали и в НКТП (Наркомат Танковой Промышленности). К тому моменту единственным доступным шасси стал малый танк Т-60, который выпускался уже на ГАЗ им. Молотова, а также заводе №264. Готовились его выпускать также в Свердловске (завод №37) и Кирове (завод №38), но до февраля 1942 года включительно там выпускали Т-30. 29 января 1942 года был разработан проект тактико-технических требований на эскизный проект универсального самоходного шасси на базе агрегатов Т-60. Подготовил его С.А. Гинзбург, к тому моменту заместитель начальника 2-го отдела НКТП СССР. Согласно требованиям, предполагалось создать универсальное шасси, которое далее служило базой для легкого танка, транспортера, ЗСУ, зенитного танка и штурмовой 76-мм САУ. Предполагалось использовать два мотора ГАЗ-202, стоявших параллельно. На некоторое время тема универсального шасси исчезла, да и легкий танк отпал по той причине, что 6 марта 1942 года на вооружение Красной Армии приняли Т-70. Тем не менее, шасси на агрегатах Т-60 никуда не исчезло.
14-15 апреля 1942 года состоялся пленум Артиллерийского Комитета ГАУ КА, посвященный вопросу развития самоходной артиллерии. На нем, помимо членов Артиллерийского Комитета, присутствовал и С.А. Гинзбург, представлявший НКТП и курировавший вопросы самоходной артиллерии. Данный пленум стал отправной точкой в разработке отечественных САУ нового поколения. Правда, при этом можно с улыбкой заметить, что на решение пленума надо читать внимательно. Средняя штурмовая САУ на самом деле изначально являлась штурмовым танком. Истребитель ДОТ-ов фактически представлял собой попытку трудоустроить корпуса штурмовых танков КВ-7. Также предполагалось создать два типа ЗСУ и штурмовую САУ на шасси из агрегатов танка Т-70. Но при этом исполнителем работ по данным машинам являлся завод №37, который только что отбился от выпуска данного танка. 12 апреля 1942 года было подписано Постановление ГКО №1581 «О выпуске танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша». Согласно ему, производство Т-60 сохранялось до августа 1942 года. А еще так совпало, что у Гинзбурга имелся в запасе проект требований на универсальное шасси с использованием агрегатов Т-60. Одним словом, интересы завода и заместителя начальника Техотдела НКТП совпали. Самое интересное, что в НКТП использование агрегатов двух разных танков утвердили уже через неделю после пленума Арткома ГАУ КА. Про Т-70 в Свердловске, естественно, не забыли, но однозначным приоритетом стало шасси на агрегатах Т-60.
То, что именно Т-60 являлся приоритетным при разработке универсальных шасси, говорит и нумерация данной разработки. Она получила обозначение «шасси 31», а то же самое, но на агрегатах Т-70 — «шасси 32». Ведущим инженером «шасси 31» стал инженер-конструктор отдела 030 К.Е.Истомин. Компоновка шасси полностью соответствовала тем требованиям, которые выдвигал в начале 1942 года С.А. Гинзбург. Собственно говоря, Семен Александрович принимал самое активное участие в данной работе. Поскольку предполагалось, что шасси будет выпускаться на заводе №37, в случае его одобрения, то степень унификации с Т-60 была максимальной. Отчасти даже использовались некоторые элементы корпуса (например, рубка механика-водителя). Вместе с тем, в ходовую часть пришлось вносить изменения. Например, длина торсионных валов увеличивалась с 1718 до 2225 мм. Связано это оказалось с тем, что ширина шасси выросла с 2030 до 2546 мм. В связи с тем, что теперь моторы, а также коробки передач, стояли параллельно, пришлось городить довольно оригинальную систему переключения КПП. Механик-водитель управлял одним большим рычагом. В зависимости от типа вооружения, масса варьировалась в пределах 9,5-9,9 тонн. Броневая защита корпуса достигала 30 мм, а рубки — 10-30 мм. Более толстая броня предполагалась для штурмовой САУ.
Более высокий приоритет «шасси 31» виден и по той причине, что оно планировалось в трех вариантах исполнения, а «шасси 32» — в двух. Под обозначением БГС-1 (Боевая Гусеничная Машина 1) скрывалась ЗСУ с 25-мм зенитной пушкой 72-К. Вообще-то ее должен был разрабатывать завод №4 совместно с заводом №37, но на самом деле данная тема перешла заводу №8 НКВ. Непосредственно на заводе №37, совместно с УЗТМ, разрабатывали другую ЗСУ — БГС-2, данная машина предполагала установку 37-мм зенитной автоматической пушки 61-К. В отличие от 72-К, с производством которой была откровенная беда, 61-К являлась основной малокалиберной зенитной пушкой Красной Армии, так что с ней вообще никаких проблем не имелось. Некоторое время в воздухе маячила и зенитная башня разработки В.И. Савина, но эту тему очень быстро убрали в стол. Точнее, выкинули вместе с чертежными столами, о чем 26 июня 1942 года Савин сообщил начальнику 4-го отдела БТУ инженер-майору Ф.А. Ненарокову. Случилось это, кстати говоря, 22 мая 1942 года, как раз в тот день, когда утверждали проекты обоих шасси. Также стоит отметить, что БГС-2 — это та самая загадочная САУ «У-32», которая указана в историческом формуляре УЗТМ. Наконец, под индексом БГС-3 значилась штурмовая САУ с вооружением в виде 76-мм дивизионного орудия ЗИС-3. Она же, в формуляре УЗТМ, значится как У-31. Работы, со стороны УЗТМ, велись под руководством Л.И. Горлицкого, ведущими инженерами были К. Н. Ильин и А. Н. Шляков.
22 мая 1942 года на заводе №37 прошло совещание, по результатам которого утвердили к выпуску два образца машины. При этом приоритетным вариантом для шасси «31» назвали БГС-2, а для шасси «32» — БГС-5 (76-мм штурмовая САУ). Примерно в это же время разработку БГС-1 и исходный вариант БГС-5 возложили на КБ завода №8. Откровенно говоря, создается впечатление, что на Ф.Ф. Петрова свалили наиболее сложную работу. Дело в том, что БГС-5 изначально предполагал установку переделанной версии 76-мм танковой пушки ЗИС-5. Такая система имела массу плюсов: снижалась длина отката, габариты системы, а заодно возрастал объем боевого отделения. Другой вопрос, что подобные работы еще больше загружали заводское КБ, и так имевшего кучу заданий. По этой причине БГС-1, она же ЗИК-5, появилась только в августе 1942 года. Проект фактически являлся адаптацией БГС-2 под 25-мм зенитную автоматическую пушку 72-К. Очень похоже выглядела и рубка, и другие элементы ЗСУ. В боевом отделении находились двое наводчиков и один заряжающий.
В случае с ЗИК-5 создается общее впечатление, что она делалась в некотором отдалении от других работ. Это заметно и по скорости рассмотрения проекта, и по общей ситуации с производством 72-К. По большому счету, проект делался в стол. Об этом впрямую осенью 1942 года написали в НКВ, обвинив во всех смертных грехах КБ завода №8, но тут можно только улыбнуться. Во-первых, проект ЗИК-5 не имел каких-то серьёзных недостатков. Артком ГАУ одобрил проект 25-мм ЗСУ, предложив несколько его переделать. Листы щитового прикрытия переделывались по типу СУ-31, по тому же принципу менялась и укладка боеприпасов. Во-вторых, председатель технического совета НКВ Э.А. Сатель как-то забыл, что выпускать ЗИК-5 было уже не на чем. В-третьих, даже если было бы где, орудий-то всё равно нет. Выпуск 72-К возобновился только в 1943 году.
Совсем иначе разворачивалась ситуация вокруг шасси «31», которое стало именоваться как СУ-31. Построили ее раньше штурмовой версии «шасси 32» — в июне 1942 года. Как и предполагалось, изготовили опытный образец из неброневой стали. С массой на заводе №37 не угадали — она для СУ-32 составила 10500 кг. При этом броневые листы были толщиной 10 мм по периметру, посему пришлось дополнительно догружать машину балластом. Уже в июне начались заводские испытания машины, по итогам которых в конструкцию машины вносили доработки. Уже тогда СУ-31 показала обнадеживающие данные, но в июле 1942 года завод №37 ждал ряд потрясений. Сначала, 3 июля 1942 года, Сталин подписал постановление ГКО № 1958сс «О производстве танков Т-34 и Т-70», по которому выпуск Т-60 на заводе №37 прекращался. А затем, 28 июля 1942 года, было подписано постановление ГКО №2120сс «Об организации производства танков Т-34 на Уралмашзаводе и заводе № 37 Наркомтанкопрома». Таким образом, выпускать СУ-31 и СУ-32 стало попросту негде.
Несмотря на такое положение вещей, работы по машинам не остановили. 18 августа 1942 года СУ-31 и СУ-32 прошли испытания стрельбой на Софринском полигоне, а 21 августа начались ходовые испытания на филиале НИБТ Полигона в Кубинке (на тот момент головным был полигон под Казанью). К 3 сентября СУ-31 преодолела 630 километров, из них 277 по проселку и 10 по целине. Одновременно испытания проходил и Т-70, с ним у ЗСУ была очная ставка. Выяснилось, что на наиболее сложных участках болотистой местности СУ-31 имеет ряд преимуществ. Кроме того, по тепловому режиму двигателей СУ-31 превосходила и Т-70, и СУ-32.
По результатам испытаний комиссия рекомендовала принять СУ-31 на вооружение Красной Армии и изготовить 10-20 машин пробной партии. В ходе испытаний объем дефектов оказался небольшим: требовалось усилить тормоза и крепление щитового прикрытия, а также улучшить качество гусеничных лент. Дело в том, что во время ходовых испытаний имело место разрушение траков. А еще был первый звоночек по поводу мудреной системы параллельного размещения моторов. Под конец испытаний разрушилась шестерня первой передачи промежуточного вала. Списали этот дефект на заводской брак. В реальности дело оказалось в компоновочной схеме трансмиссии. Об этом тогда не думали, а вот для Гинзбурга затикал механизм, который сработал весной 1943 года.
Несмотря на решение комиссии, ни о каком серийном производстве СУ-31 речь уже не шла. Во-первых, производство Т-60 закончилось. Во-вторых, уже планировалось производство Т-70Б с усиленной ходовой частью. Поэтому СУ-31 рассматривалась теперь как носитель технологий. Далее наработки по теме легких САУ передали на завод №38. Там СУ-31 превратилась в СУ-11, судьба которой оказалась куда менее удачной. Ну а СУ-32 превратилась в СУ-12, серийную машину, ставшую последней разработкой С.А. Гинзбурга.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- РГАСПИ
- РГАЭ