Юрий Пашолок. Шагоход-КАРАР красноармейца Корнеева
Изобретение человечеством колеса стало одним из главных его достижений на пути к прогрессу. Впрочем, далеко не сразу колесо стало главенствующим на средствах передвижений. Те же волокуши вполне активно применялись наравне с колесными повозками. Вот и в случае с боевыми машинами колесная, а также гусеничная база не являлись единственной альтернативой. Достаточно вспомнить, какие идеи обсуждались и прорабатывались в ходе разработки первых танков.
Среди альтернатив колесам и гусениц присутствовали и такие специфичные вещи, как шагоходы. Вообще не самая безумная идея, по крайней мере, шагающие экскаваторы вполне серийные изделия. Впрочем, боевые шагоходы предполагались с полноценными «ногами». Существовали такие проекты и в Советском Союзе. Один из них в октябре 1942 года предложил заместитель политрука А.Г. Корнеев. Называлось его изобретение весьма оригинально — КАРАР.
Увы, о личности самого Корнеева известно немного. Но почему его изобретение называлось именно так, можно понять по тому, откуда он родом. Родился Корнеев в Аксае, который в переводе с тюркского «белая река». Соответственно, и Карар — это тоже из тюркского, переводится как «решение». Сам Корнеев, служивший в 248-м отдельном саперном батальоне, был уже весьма зрелого возраста. К моменту написания предложения ему исполнилось 37 лет. Осенью 1942 года он находился в Бердычах, где проходил обучение на курсах повышения квалификации политсостава. Судя по всему, с его документами путаница, поскольку он нашелся, но с другим местом рождения. После окончания курсов Корнеев получил звание лейтенанта, прослужил до конца войны.
Шагоходы, в том числе и военного назначения, появлялись и до Корнеева. Все эти конструкции страдали рядом недостатков, которые однозначно перекрывали возможные преимущества. Поэтому дальше опытных конструкций дело не доходило, да и те появлялись в единичных случаях. Тем не менее, идея была заразительной.
КАРАР, на фоне аналогов, выглядел весьма оригинальным. По задумке автора, он предполагался как легкая шестиногая боевая машина, которая передвигалась прыжками. В момент прыжка использовалось две ноги, остальные четыре подбиралось. Машина могла и ходить аналогичным образом, всё зависело от числа оборотов двигателя. При прыжке преодолевалось расстояние от 5 до 20 метров. Оригинально осуществлялся поворот КАРАРа. Он не поворачивал в классическом понимании, просто шаг/прыжок осуществлялся в определенную сторону. При этом сферическая кабина, в которой находился оператор, поворачивалась в сторону прыжка.
По сравнению с марсианскими треножниками Герберта Уэллса изобретение Корнеева выглядело скромно. Высота машины достигала 3 метров, диаметр, по ногам, составлял 3,5 метра, диаметр кабины 1,5 метра. В движение аппарат приводился автомобильным двигателем, как писал автор, малой мощности. С учетом габаритов и вооружения (4 ППШ, возможна установка противотанковых ружей) его можно считать индивидуальным средством усиления бойца. На борту КАРАР мог нести «пульверизаторы» для разбрызгивания жидкости КС, а также подрывные заряды. По мнению автора, преимуществом КАРАР являлась внезапность появления (появление кучи шестилапых аппаратов, двигающихся прыжками, было бы действительно внезапным). Также прорабатывал автор изобретения тактику боевого применения своего детища.
Письмо с предложением ушло 2 октября 1942 года, получателем значился И.В. Сталин. Дошло оно до отдела изобретений, где его рассмотрели и дали обстоятельный вердикт. Для начала, у шагохода всё было плохо с удельным давлением на грунт. То есть прыжки по пересеченной местности быстро бы закончились с печальными последствиями. КАРАР получался чересчур высоким, даже при массе 2 тонны требовался бы очень мощный мотор. И даже если бы он нашелся, перегрузки, которые испытывал оператор КАРАР, оказывались запредельными. Не говоря о том, что в корпус не влезли бы мотор вместе с экипажем и всем остальным. В любом случае, можно похвалить Корнеева за оригинальность. В отделе изобретений ГАБТУ КА более проработанных проектов шагоходов не встречалось.
Список источников:
- ЦАМО РФ
источник: https://dzen.ru/b/ZgaFWyfWFU6VhCgs