С определенной поры коллекционирование бронетанковой техники стало если не популярным, то уж точно не таким уж и редким явлением. Безусловно, с коллекционированием бронетанковой техники есть свои подводные камни, но это останавливает далеко не всех. Как говорит один мой хороший знакомый, бабло побеждает зло. Если раньше некоторые образцы военной техники были известны в единичных экземплярах, то сейчас их число стало заметно больше. А всё благодаря частникам, которые, в том числе, восстанавливают подобную технику для дальнейшей продажи коллекционерам. Вот уж что точно не является чем-то плохим. По большому счету, старая военная техника ничем не отличается от обычных олдтаймеров, а там всё еще сильнее завязано на частниках.
Одним из тех танков, которые когда-то были представлены всего в нескольких экземплярах, является Pz.Kpfw.38(t). Один из самых массовых танков немецкой армии уже к 1943 году был редким явлением, а уж после войны тем более. Теперь этих танков наберется где-то с десяток, не то, чтобы очень много, но тем не менее. Один из них ныне находится в Иордании, куда попал из Англии.
Пик боевого применения данных танков пришелся на 1941 год. В то время они состояли на вооружении пяти немецких танковых дивизий — 7-й, 8-й, 12-й, 19-й и 20-й. Тогда же, в 1941 году, их выпустили наибольший объем — 698 штук. В перечисленных танковых дивизиях они использовались как своеобразная замена Pz.Kpfw.III, что вполне было нормально для кампаний 1939-40 годов. Но на советско-германском фронте такое применение привело к колоссальным потерям. Это и привело к тому, что в 1942 году выпуск Pz.Kpfw.38(t) прекратился, а далее эти машины либо отправили в тыл, либо переделали в САУ.
Машина, о которой идет речь, имеет весьма запутанную судьбу. Достаточно сказать, что Стив Лэмонби, который восстановил данный танк, собирал его по кускам. Причем локации получились разными. Башня, например, была им приобретена в Норвегии. В ходе переделок в другие спецмашины башни снимались, после чего их часть отправлялась на Атлантический вал, где они служили как огневые точки.
Более интересна история шасси. Оно хоть и из фрагментов, но более-менее комплектное, а также сохранился серийный номер — 769. Он соответствует Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F (серийные номера 751-1000), которые производились с мая по октябрь 1941 года. Машина с данным номером была изготовлена в июне 1941 года. На первом слое краски нашлись остатки маркировок 7-й танковой дивизии, что четко позволяет определить, где служил танк. Нашли останки танка где-то в Венгрии, причем на момент гибели он уже был покрашен в темно-желтый цвет Dunkelgelb.
Естественно, в ходе реставрации ориентиром для Лэмонби стала конфигурация на 1941 год. Получился танк очень даже недурственно, среди тех Pz.Kpfw.38(t), которые восстановлены из кусков, это наиболее аутентичная машина. По крайней мере с точки зрения экстерьера. Дополнительным плюсом является то, что реставраторы целенаправленно старались сделать именно Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F, а не некий собирательный образец поздней «Праги».
Единственный момент, который надо учитывать, связан с конфигурацией танка. Дело в том, что восстанавливался он как «заводской» Pz.Kpfw.38(t), то есть каким он вышел из ворот завода BMM. Между тем, у 7-й танковой дивизии еще в 1940 году появился собственный обвес, который четко отличает машины разных дивизий. Заводскую конфигурацию в 1941 году почти никто не использовал. Не то, что «заводская» конфигурация танка является чем-то плохим, но надо учитывать данный факт. То есть выбирать себе прототип осторожно. В любом случае, работа была проведена очень большая.
Данный танк довольно часто появлялся на различных мероприятиях в Англии. До недавнего времени это была единственная «Прага» в Англии. Теперь их там ни одной: танк продан в Королевский танковый музей Иордании, Амман. Там он занимает место в тематической экспозиции, правда, почему-то на фоне Рейхстага.
источник: https://dzen.ru/b/ZpeWEB2Rby8YfKbT