История немецкого легкого истребителя танков 7.5 cm Pak 43/3 auf Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn, он же Panzerjäger 38
Содержание:
Самоходная артиллерия впервые появилась еще в годы Первой мировой войны. Вместе с тем, вплоть до начала Второй мировой войны она скорее находилась на позициях бедного родственника. Фактически только к концу 1939 года стало понятно, что САУ нужны, причем как массовое явление. К этому первыми пришли немцы, которые и первыми ощутили острую потребность в самоходной артиллерии. Впрочем, подход немецкой армии к САУ оказался несколько консервативным. Это выражалась в требовании использовать уже готовые танковые шасси. С одной стороны, такой подход заметно ускорял процесс внедрения новых боевых машин. С другой стороны, САУ и танк — это две большие разницы. Сами же немцы это ощутили довольно быстро, но особых альтернатив у них не имелось. Посему в дело шли готовые шасси легких танков, именно такие САУ были поначалу самыми массовыми.
В конце 1941 года шасси легкого танка Pz.Kpfw.38(t) чешского производства впервые решили использовать как базу для истребителей танков. На то имелся целый ряд причин. В их числе и понимание, что танки данного типа, в чистом виде, несут большие потери, не справляясь с ролью эрзац-среднего. С другой стороны, именно как база для САУ Pz.Kpfw.38(t) годился лучше. В результате на свет появились сначала Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, а затем 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H). Оба истребителя танков базировались на шасси, в которые не вносилось переделок. Вместе с тем, опыт боевой эксплуатации показывал, что необходима перекомпоновка. В результате на свет появилась 7.5 cm Pak 43/3 auf Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn, она же Panzerjäger 38, вторая по массовости немецкая легкая САУ.
Больше места при тех же габаритах
Концепция легких истребителей танков у немцев не менялась со времен Panzerjäger I. Она предполагала использование шасси танка в неизменном виде, при этом расчет машины составлял 3 человека. Помимо механика-водителя и заряжающего, в него входил наводчик, он же радист, он же командир. В случае с Panzerjäger I такое еще выглядело нормально, поскольку места в машине было мало. А вот на более крупных машинах подобная система смотрелась уже странно. Более того, в самих частях по этому поводу поднимали тихий бунт. Заключался он в том, что расчет орудия, всеми правдами и неправдами, увеличивали до 3 человек. Третьим становился, естественно, командир. На этом фоне истребители танков с использованием шасси Pz.Kpfw.38(t) выглядели особенно дико, поскольку место для четвертого члена экипажа имелось, но он, по аналогии с LT vz.38, перемещался между двумя отделением управления и боевым отделением.
Ситуация начала меняться не без влияния разработок Альфреда Беккера. Инженер-самоучка первым создал легкий немецкий истребитель танков с вменяемым боевым отделением, где сидело трое номеров расчета — наводчик, заряжающий и командир. Конечно, база трофейной французской машины снабжения Lorraine 37 L имела ряд недостатков, но с точки зрения боевого отделения она превосходила другие немецкие разработки. Да и боекомплект в 48 унитарных патронов к 7,5 cm Pak 40 выглядел откровенным издевательством над инженерами Alkett, а также BMM. У тех тогда получался боекомплект в 1,5 раза меньше. Секрет был прост: Lorraine 37 L имела компоновку с центральным расположением двигателя. После установки рубки с орудием обслуживание машины усложнялось, но зато получалось более просторное боевое отделение. Демонстрация опытного образца на шасси Lorriane-Schlepper в мае 1942 года убедила, что похожее надо делать и на базе немецких легких танков.
Реакция у немецкой промышленности была неспешной, поэтому Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 и 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) проектировали по-старинке. То есть без переделки шасси. Первой легкой САУ с боевым отделением в кормовой части корпуса и перекомпоновкой моторного отделения стала leFH 18/2 (Sf) auf GW II. Шасси, получившее обозначение Geschützwagen II, стало лучшим, что можно было сделать с этой базой, не меняя его габариты по длине и ширине. По ряду причин истребителя танков на шасси Geschützwagen II так и не случилось, зато похожую переделку инициировали 7 февраля 1943 года с шасси Pz.Kpfw.38(t). Исполнителем работ стала BMM, причем создавалось новое шасси сразу под два орудия — 75-мм противотанковую пушку Pak 40, а также 149-мм пехотное орудие sIG 33. Впрочем, вариант под 15 cm sIG 33 на некоторое время придержали, закрепив приоритет за истребителем танков.
Переделанное шасси проходило под обозначением Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn, то есть «мотор вперед». Впрочем, Ausf.M означало несколько другое — Motor Mitte, то есть мотор по центру, что более соответствовало реальности. Силовую установку, вместе с системой охлаждения, переместили в центр корпуса. Для обеспечения работы системы охлаждения в бортах ванны оборудовали воздухозаборники. От места радиста отказались, «зашив» его наклонным листом брони. Механик-водитель получил литую рубку с двухстворчатым люком сверху. Новое место оказалось более удобным для работы.
Разумеется, шасси Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn оказалось более сложным с точки зрения обслуживания мотора. Сверху моторное отделение частично перекрывалось орудийной установкой. Для демонтажа мотора требовалось снять орудийную установку, а также лобовые листы рубки. Вместе с тем, именно с точки зрения обслуживания шасси Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn оказалось лучше Geschützwagen II. Во-первых, некоторые виды обслуживания можно было делать из боевого отделения, а также отделения управления. Во-вторых, имелись люки доступа к мотору сверху. То есть часть сервисных работ проводилась без сложных действий по демонтажу.
За счет перекомпоновки моторного отделения удалось получить плюс-минус просторное боевое отделение. В идеале требовалось немного увеличить габариты шасси, но немцы на это не пошли. Поэтому боекомплект остался на прежнем уровне — 38 унитаров. Впрочем, размещался он явно более удобно: 12 унитаров первой в вертикальной укладке справа-сзади, столько же слева-сзади, 3 спереди-слева от наводчика и 11 в укладке на полу боевого отделения. У всех номеров расчета имелись сиденья, явный плюс. Использовались они в походном положении, кроме того, имелась возможность пользоваться радиостанцией, сидя слева от нее. Количество перископических смотровых приборов выросло до 4, так что обзор оказался выше. Также 7.5 cm Pak 43/3 auf Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn стала чуть ниже предшествующих САУ. Наконец, имелась защита с кормы. Броня, конечно, противопульная, но тем не менее.
Толщина броневой защиты 7.5 cm Pak 43/3 auf Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn снизилась, что, впрочем, не помешало боевой массе дойти до 11 тонн. Подвижность машины не снизилась, зато ее эффективность стала явно выше. Как только BMM закончила работы по новой САУ, ее немедленно запустили в серию. До конца мая 1943 года удалось сдать первые 20 машин, а уже в июне их сдали 45 штук. Тогда же прекратился выпуск Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.), что позволило сдать в июле 1943 года 90 истребителей танков. Также с июля 1943 года началась установка моторов мощностью 180 лошадиных сил. Впрочем, двигатель с алюминиевой головкой блока и нагнетателем показал себя не лучшим образом. Также случилась просадка с поставкой корпусов, поэтому в августе их сдали всего 62 штуки, зато в сентябре выпуск увеличился до 101 машины, а в октябре достиг пика — 141 машина. Начиная с лета 1943 года истребители танков, которые стали именовать как Panzerjäger 38, могли переделываться в командирские машины. Переделка в Befehlsjäger 38 Ausf.M была несложной: вместо правой кормовой укладки ставилась радиостанция Fu 8 с характерной антенной-«зонтиком».
Дальнейший рост объемов выпуска Panzerjäger 38 оказался невозможен по банальной причине. В октябре 1943 года, после долгой паузы, сдали последние 10 штурмовых САУ Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.). Далее, в ноябре 1943 года, начался выпуск ЗСУ Panzerkampfwagen 38 für 2 cm Flak 38. Заказ на 150 таких ЗСУ с использованием шасси Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn появился еще в конце лета 1943 года. Начало выпуска этих ЗСУ снизило объём выпуск истребителей танков до 100 штук в ноябре 1943 года. В декабре того же года выпуск снизился до 75 машин, поскольку начался выпуск штурмовых САУ Geschützwagen 38 M für sIG 33/2 (Sf.). Параллельно с этим шли работы по улучшению конструкции машины. С ноября 1943 года стали ставить менее мощный, но более надежный мотор Praga NS. Его мощность составила 160 лошадиных сил, для такой машины достаточно. Также в декабре 1943 года BMM стала сдавать САУ со сварными корпусами, причем толщина лба выросла до 20 мм.
Растущий ассортимент выпускаемых BMM боевых машин сыграл свою роль. В январе 1943 года было сдано всего 67 Panzerjäger 38, в феврале 72, а в марте — 64. В марте 1944 года начался выпуск сменщика Panzerjäger 38 — истребителя танков Jagdpanzer 38. Машина эта была создана по совершенно иной идеологии — более низкой и защищенной, фактически урезанная версия Jagdpanzer IV. Появление Jagdpanzer 38 стало началом конца Panzerjäger 38: за апрель их сдали 59 штук, а в мае — последние 46. Итого 942 штуки, с номерами шасси в разбросе 2166-3600. Это сделало Panzerjäger 38 второй по массовости немецкой легкой САУ.
«Хорошая, подвижная пушка, но нам нужен штурмовик»
Начало выпуска Panzerjäger 38 почти совпало с очередным структурными изменениями. Штат K.St.N. 1148a (батарея самоходных истребителей танков), введенный еще 15 февраля 1942 года, предполагал 2-3 взвода по 3 САУ в каждом. Но по факту сначала число истребителей танков в батарее выросло до 10, потом до 12, далее до 13. Наконец, 1 июня 1943 года появился штат K.St.N. 1148d, в котором значилось 2 штабные машины, а также 3 взвода по 4 машины в каждом. Также 1 июня 1943 года появился штат K.St.N. 1155d (дивизион истребителей танков), в котором было 3 батареи и 3 штабные машины, всего 45 штук.
Новые штаты, особенно K.St.N. 1155d, скорее выглядели благими намерениями, поскольку желания и реальность соседствовали не всегда. Для таких штатов требовалось выпускать минимум в 2 раза больше САУ, чем могла BMM. В дальнейшем штаты продолжали шатать, но от этого ситуация не особо менялась. Во-первых, 14 машин впервые послали в войска еще в мае 1943 года, во-вторых, столько машин уходило не всегда. Штат K.St.N. 1155d и вовсе собрать удалось единожды — в августе 1943 года. В-третьих, поменялись получатели истребителей танков. Если ранее ими значились дивизионы истребителей танков при танковых дивизиях, то теперь машины шли в пехотные дивизии. Именно туда и ушло большинство Panzerjäger 38.
Надо сказать, что с Panzerjäger 38 имел место бардак, поскольку разницы между между этими машинами и 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) часто не делали. Например, в июле 1943 года 2 Panzerjäger 38 уехало в состав 31-го дивизиона истребителей танков 31-й пехотной дивизии. Иногда его не указывают как получателя Panzerjäger 38, а отчет есть. Так вот, там похвалили мотор Praga Ausf.IV, подвижность машины, по сравнению с Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, оказалась куда выше. А еще в отчете есть штришок, который отлично показывает причины появления Jagdpanzer 38. Пехота докладывала, что танковые дивизии применяли самоходные пушки как танки, неся при этом потери. А вот пехота старалась применять истребители танков по прямому назначению. И там видели существенную разницу между Marder III (так машину стали именовать с февраля 1944 года, хотя подобное могло быть и раньше) и StuG 40.
Отличный контраст между пехотой и танкистами. 23-я танковая дивизия жаловалась, что Panzerjäger 38 не может использоваться как средство поддержки моторизованной пехоты. Попробуем угадать, почему. Так что не только у нас самоходки использовали не по назначению. Впрочем, хватало жалоб и по другим направлениям. Ожидаемо шла ругань на неудобство обслуживания, также имелись жалобы на воду, проникающую в машину сверху через щели. Смотровые щели отделения управления забивались снегом, жаловались на неудобство использования стопора по-походному.
Нецелевое использование привело к вполне ожидаемым результатам. На 31 декабря 1943 года в немецкой армии числилось 506 Marder III с орудиями Pak 40. Это при том, что за 1943 год их сдали 799 штук. Сами понимаете, что такая удручающая статистика была замечена на самом верху. Это отчасти и привело к появлению Jagdpanzer 38, которая по идеологии оказалась ближе к StuG 40 (точнее, к Jagdpanzer IV). Дополнительно выпущенные в 1944 году 308 Panzerjäger 38 статистику улучшили не сильно. На 31 декабря 1944 года всех Marder III с орудиями Pak 40 числилось 289 штук (из них 62 в ремонте). Это совсем не означает, что машина была плохой, Panzerjäger 38 могла поражать основную часть танков противника. Но при таких условиях эксплуатации результат очевидный.
До наших дней сохранилось 4 Panzerjäger 38, плюс примерно такое же число машин изготовлено на шведских шасси (Pbv 301 и sav m/43). Машина оказалась с несколько странной судьбой. С одной стороны, на BMM смогли выжать из шасси Pz.Kpfw.38(t) максимум. С другой, когда микроскоп применяют для забивания гвоздей, результат очевиден. Применение Panzerjäger 38 как средства поддержки пехоты иначе и не назовешь.
Список источников
-
-
- Panzer Tracts No. 7–2 — Panzerjaeger (7.62 cm F.K.® auf gp.Sfl. to Marder 38T) development and employment from 1941 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2005
- Nuts & Bolts Vol.17: «Marder III» Panzerjäger 38(t) für 7,5 cm Pak 40/3, Sd.Kfz. 138, Part 1: Ausf.M, Volker Andorfer, Martin Block, John Nelson, Nuts & Bolts, 2003
- АМО РФ
- Архив ČKD
- eBay
- Signal Corps
-
источник: https://dzen.ru/a/Yt0y1owmSHtZnttk