Юрий Пашолок. Радиоуправляемый участник боёв на северном фасе Курской дуги
Рассказ о радиоуправляемой немецкой радиоуправляемой саперной танкетке Sd.Kfz.301 (Borgward B IV b), экспоната музейного сектора парка «Патриот»
Для кого-то техника, которая представлена в музеях и частных собраниях, является просто железом. На самом деле многие из этих образцов представляют ничуть не меньшую ценность, чем некотрые произведения искусства. У каждого экспоната есть своя история. Иногда так случается, что танк или пушка имеют свою судьбу, о которой могут и не догадываться. И лишь когда история машины становится известной, к ней начинают проявлять интерес. Да и то, не всегда.
В музейном секторе парка «Патриот» есть немалое число танков и САУ, имеющих боевое прошлое. В том числе и те, что участвовали на Курской дуге. Самым известным ее участником (среди сохранившихся) является немецкий истребитель танков Panzerjäger Tiger (P), более известный как Ferdinand. Но он здесь не один. Среди тех, кто воевал на Северном фасе Курской дуги 80 лет назад, был и этот неприметный аппарат. Речь идет о радиоуправляемой саперной танкетке Sd.Kfz.301 (Borgward B IV b), которые, кстати, действовали совместно с «Фердинандами».
Вплоть до начала Второй мировой войны немецкая армия не особо обращала внимание на дистанционно управляемые боевые машины. И это был не единственный такой пробел: при хорошо развитых инженерных войсках у немцев имелся ряд пробелов, например, с мостоукладчиками. Еще хуже дела обстояли с самоходными минными тралами. Странная ситуация, учитывая то, как вермахт готовился к наступательным операциям. Лишь после Польской кампании работы по тралам вошли в активную стадию. 19 октября 1939 года Управление вооружений сухопутных сил выдало заказ на небольшую, управляемую по радио, боевую машину. Она предназначалась для использования совместно с катковым тралом.
Работы по необычной машине, получившей обозначение Betonwagen, в ноябре 1939 года доверили фирме Borgward. Выбор был неслучаен: фирма из Бремена активно занималась гусеничным подвозчиком боеприпасов VK 3.01, он же gep. Munitionsschlepper. Впрочем, Borgward B I, он же Minenräumwagen, не имел с VK 3.01 ничего общего. Машина была значительно меньше, а также имела полностью оригинальную конструкцию. Один только бетонный корпус чего стоил. Серию из 50 Sd.Kfz.300, такой сквозной индекс получили Minenräumwagen, изготовили к июню 1940 года.
К тому моменту Borgward получил заказ на вторую серию Minenräumwagen. Машина стала тяжелее, с более мощным мотором (тот же Borgward 6 M 2.3 RTBV, что ставился на VK 3.01), длиннее, а главное, изменилась концепция. Теперь вместо самоходного трала Minenräumwagen являлся самоходной миной, внутри размещалось 515 килограмм взрывчатки. Машина имела тот же сквозной индекс, что и Borgward B I, заводское обозначение было Borgward B II. В отличие от Borgward B I, которые использовались для тренировок, Borgward B II повоевали. 1 декабря 1940 года сформировали 1-й батальон разминирования. Для управления тихоходными машинами (скорость не превышала 5 км/ч) использовались командирские танки Kleiner Panzerbefehlswagen.
Батальон использовался в ходе операции «Барбаросса», но не особо удачно. Это касалось как самих Minenräumwagen, так и машин управления. Самоходная мина была слишком тихоходной, обладала ограниченной проходимостью, а подрыв происходил слишком рано. Результатом стало то, что в сентябре 1941 года сформировали 300-й танковый батальон, его основой стал бывший 1-й батальон разминирования. В октябре 1941 года появились новые требования на дистанционно управляемую инженерную машину, получившую обозначение Sprengladungsträger. Ее концепция здорово напоминала то, что продумывали в Советском Союзе. По итогам советско-финляндской войны появилась идея сбрасываемого подрывного заряда, который подвозился при помощи телетанка. Но если в СССР для этого предполагали использовать танк со съемной аппаратурой дистанционного управления, то немцы решили стоить такую боевую машину с нуля.
Sprengladungsträger, или Borgward B IV, на сей раз строили с учетом унификации. Двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части брались от VK 3.01. Также появилось понимание простой истины — носитель подрывного заряда не должен ездить со скоростью черепахи. Машина создавалась подвижной, скорость передвижения оказалась равноценной скорости нового танка управления — Pz.Kpfw.III (funk). Также появилось понимание, что лучше делать такую боевую машину способной проходить самостоятельно длинные маршруты (Minenräumwagen перевозились грузовиками). Поэтому в Sprengladungsträger предусматривалось место для механика-водителя.
В результате на свет появилась самая удачная из немецких инженерных спецмашин. Borgward B IV, она же Sd.Kfz.301, имела высоту менее 1200 мм, при боевой массе 3,6 она разгонялась до 38 км/ч. Для защиты от вражеского огня лобовая часть корпуса была изготовлена из броневой стали толщиной 10 мм. Также имелись откидные броневые щитки для механика-водителя (они появились немного позже). Вооружение состояло из подрывного заряда массой 500 кг, который крепился в лобовой части корпуса. Согласно концепции, Sd.Kfz.301, управляемый по радио, подъезжал к цели, сбрасывал заряд и уходил на безопасное расстояние.
Первый заказ составил 12 машин установочной партии, сдали их в мае 1942 года. Месяцем спустя в серию пошла более массовая модель Borgward B IV a, имевшая небольшие отличия от предшествующей модели. Всего заказали 120 таких машин. Они составили основу выпуска 1942 года. Впервые их применили в июне 1942 года, когда 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин (Pz.Abt.300(F.L.)) применялся в Крыму. По результатам боевого применения было решено внести ряд изменений в конструкцию машины. Они, впрочем, не являлись радикальными.
Наиболее массовой моделью Sprengladungsträger стала Borgward B IV b. Ее легко можно отличить по ходовой части. Позаимствовали ее у VK 3.02, подвозчика боеприпасов, который предполагали выпускать крупной серии. Также данная версия получила откидные броневые щитки для механика-водителя (ранее применяли откидной ветровой щиток из плексигласа). Еще дни нововведением стали 8-мм броневые листы, которые приваривались к бортам корпуса. У механика-водителя появился эвакуационный люк в правом борту корпуса, улучшили радийное оборудование.
За 1942 год сдали 98 саперных танкеток данного типа, еще 650 штук изготовили в 1943 году. Боевой дебют Bogrward B IV b состоялся в ходе операции «Цитадель». Одновременно Курская дуга стала и пиком боевого применения саперных машин данного типа. Использовались они в составе отдельных танковых рот радиоуправляемых машин (Panzer-Kompanie (Fkl)). По штату они имели 36 Sd.Kfz.301 и 10 Pz.Kpfw.III (funk). Впрочем, из четырех рот (311-я, 312-я, 313-я и 314-я) только одна, 313-я, сохранила на вооружении Pz.Kpfw.III (funk). Остальные перевооружили на StuG 40 Ausf.G. В ходе операции «Цитадель» роты, действовавшие на северном фасе, понесли тяжелые потери. Оказались Sd.Kfz.301 и в числе трофеев.
Герой данного материала оказался на территории НИБТ Полигона в Кубинке как раз после операции «Цитадель». В документах машина проходила как «немецкая телетанкетка Б-4 (ФКЛ)». Надо сказать, что советские военные сразу же посмотрели на немецкую чудо-машину со скепсисом. Уже имелся собственный опыт применения телетанков, включая группу «Подрывник». Результаты оказались неоднозначными. Совсем идею таких инженерных машин не отрицали, но говорилось о том, что игра не стоила свеч. Успех применения напрямую зависел от ряда факторов, а противник вряд ли создал бы тепличные условия. Мнение наших военных оказалось близким к истине. В дальнейшем Sd.Kfz.301 применялись весьма ограниченно.
На сегодняшний момент известно о пяти Sd.Kfz.301, сохранившихся до наших дней. Все они относятся к модели Bogrward B IV b наиболее массовой в семействе. Трофей с Курской дуги ныне находится в музейном секторе парка «Патриот». После войны с машины сняли всё ее внутреннее оборудование, тем не менее, она имеет большую историческую ценность. Прежде всего потому, что она является одним из участников Курской дуги.
Поскольку создавался Bogrward B IV по специфичному техническому заданию, машина и получилась весьма необычной. Перевозит она непосредственно себя и сбрасываемый заряд. Это позволило вполне удачно разместить мотор, топливный бак, систему охлаждения. На этом фоне Bogrward B IV явно выигрывает у подвозчиков боеприпасов Borgward, на базе которых его создали. Правда, был и минус. Попытки создать какие-то спецмашины на базе Bogrward B IV оканчивались неудачей.
Механик-водитель здесь себя чувствовал весьма неплохо. Особенно с учетом того, что «кожаный мешок» требовался только как средство доставки танкетки до места назначения. Увы, машина пустая, но фотографии и другие сохранившиеся машины позволяют оценить рабочее место. На версии Bogrward B IV b справа появился эвакуационный люк. Пользоваться им было относительно удобно: он откидывался вправо, вместе с секцией крыла, что позволяло механику-водителю выползти наружу.
Как уже говорилось выше, модель Bogrward B IV b оснащалась ходовой частью от подвозчика боеприпасов VK 3.02. От предшествующей модели она отличалась куда меньшим объемом резины. Траки стали цельнометаллическими, поскольку система с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами себя не оправдала. Избавились и от резиновых деталей на ведущих колесах. В целом ходовая часть получилась вполне удачной. Скорее вопрос к машине.
Sd.Kfz.301 вызывает смешанные чувства. С одной стороны, именно получившая машина оказалась удачной. С другой стороны, техническое задание, по которому ее создавали, вызывает массу вопросов. Еще больше вопросов к ценнику. За 28 тысяч рейхсмарок можно было выпускать и что-то более полезное. Например, всё тот же подвозчик боеприпасов, но более солидный, а не то недоразумение, которое заказали. В результате немецкая армия получила почти 900 самоходных мин, имеющих сомнительную ценность, а подвозчики боеприпасов приходилось делать из танков и САУ. Такая вот странная логика.
источник: https://dzen.ru/a/ZJgdb9aaKBbL_U8K