Юрий Пашолок. Промежуточный штабной фургон-полутонник от Dodge

18

Юрий Пашолок. Промежуточный штабной фургон-полутонник от Dodge

Рассказ об американском полноприводном штабном фургоне Dodge WC-10, один из экземпляров которого находится на выставке «Моторы Войны»

Американское военное автомобилестроение в межвоенный период находилось, можно сказать, на запасном пути. Нельзя сказать, что оно ничего не делало, но про большие объемы поставок говорить не приходилось. Причина банальная — отсутствие полноценного финансирования. Вместе с тем, в фоновом режиме работы велись. Касалось это и полноприводных автомобилей. К началу Второй мировой войны уже имелся опыт разработки и выпуска небольших серий армейских машин повышенной проходимости. Правда, большие игроки пока не вступали в игру, разумно полагая, что сначала стоит дождаться полноценных заказов. В общем-то, так оно и получилось.

Dodge WC-10 и WC-17 были идентичными, спутать их проще простого

Dodge WC-10 и WC-17 были идентичными, спутать их проще простого

К лету 1940 года, когда американская промышленность стала стремительно переходить на военные рельсы, большинство автомобильных компаний уже имела запас разработок. В их числе оказалась и Chrysler Corporation. Помимо контракта на постройку завода по производству танков, Chrysler заполучила и лакомый кусочек в виде легких многоцелевых автомобилей. Наиболее известно семейство Dodge T214 (Dodge WC-51 и другие). Но на пути к нему было несколько промежуточных шагов. Одним из них стало семейство Dodge T207, в которое входил и штабной фургон Dodge WC-10. О нем сегодня и поговорим.

Очень похож был и WC-26, отличить его можно только спереди

Очень похож был и WC-26, отличить его можно только спереди

Для начала, стоит сделать небольшой экскурс в историю. Fargo Division, подразделение Chrysler Corporation, занимавшееся коммерческими автомобилями, имело дело с военными еще в середине 30-х годов. По заказу американской армии выпускались военные варианты пикапа Dodge KC. Их легко отличить по «кенгурятникам», а также очень характерному исполнению кузова. Впрочем, по-настоящему большие контракты с военными были еще впереди.

WC-10 в ходе динамического показа

WC-10 в ходе динамического показа

Во второй половине 30-х годов тему полноприводных легковых машин окучивала Marmon-Herrington. Она вполне успешно действовала на рынке гражданских машин, также услугами Marmon-Herrington пользовались зарубежные клиенты. Пробовали ее продукцию и американские военные, но скорее на пробу. Пробовал переделанные Marmon-Herrington автомобили Ford (Ford-Marmon-Herrington) и флот, а также корпус морской пехоты. Но крупные поставки в армию не шли. Наверху скорее прикидывали, какой будет нужен автомобиль.

Машина стала промежуточной от T202 к T214

Машина стала промежуточной от T202 к T214

Когда гром грянул, в голове у ответственных людей в американской армии уже сложилась картина, что им надо. Требовался автомобиль вроде Ford-Marmon-Herrington, но от крупного автопроизводителя, а главное, с массой вариантов. Тут Marmon-Herrington делать было нечего, в игру вступили большие дяди. Контракт на семейство легковых машин грузоподъемностью 500 кг отхватила Chrysler Corporation, выпускал их Forgo, а на капоте красовался логотип Dodge.

Ее облик уже говорит о том, что перед нами военная машина

Ее облик уже говорит о том, что перед нами военная машина

Тонкость момента заключалась в том, что Fargo не требовалось запускать разработку машины с чистого листа. В основу машины легло семейство Dodge TC, прямых наследников Dodge KC. Машина уже выпускалась в нескольких вариантах исполнения, одних только пикапов существовало два вида. Также существовало два варианта фургона — остеклением и без (Panel van). Если посмотреть на получившееся семейство Dodge T202 (он же Dodge VC), а потом на Dodge TC, всё будет понятно. Буква V означала 1940 год, а C — грузоподъемность 500 кг. Также данное семейство получило каталожный номер G505.

Замена крыльев визуально сделала колеса слишком маленькими

Замена крыльев визуально сделала колеса слишком маленькими

Всего в семейство Dodge T202 входило 6 машин, начиная с Dodge VC-1 и заканчивая предшественником героя данного материала, Dodge VC-6. Данный вариант оснащался кузовом Carryall, который произошел от Panel Van. Выпустили их всего 24 штуки, но машину распробовали. Она оказалась весьма полезной с точки зрения использования как штабной. Но век Dodge T202 оказался недолог. Во-первых, мотор T-68 объемом 3,3 литра и максимальной мощностью 79 лошадиных сил при 3000 об/мин был слабоват. Во-вторых, «гражданские» крылья были непрактичными.

Кузов Carryall имел гражданские корни

Кузов Carryall имел гражданские корни

Результатом стало то, что Fargo стала быстро дорабатывать машину. Еще в ходе производства T202 стали ставить более крупный и мощный мотор Dodge T-70 объемом 3,57 литров и максимальной мощностью 85 лошадиных сил. К слову, это прямой собрат того самого мотора, который известен как ГАЗ-11. Далее началось производство куда более многочисленного семейства Dodge T207. Поскольку дело шло к 1941 году, машины именовались как Dodge WC (W — 1941 год, C — грузоподъемность 500 кг).

Он оказался очень практичным с точки зрения штабной машины

Он оказался очень практичным с точки зрения штабной машины

Часто пишут, что T207 — это немного «причесанный» вариант T202. Одного взгляда на эти машины достаточно, чтобы понять — утверждение, мягко говоря, спорное. Во-первых, T207 тяжелее. Во-вторых, кузова у машин сильно поменялись, особенно что касается капота и крыльев. «Кенгурятник» машине больше не требовался, у нее и так был весьма брутальный кузов, более простой по конструкции. Хитрые штампованные крылья военной машине особо не нужны.

Можно сказать, что это промежуточные фары

Можно сказать, что это промежуточные фары

Каталожный номер остался тот же, то есть G505. Но семейство стало куда более массовым. Теперь в него входило 11 моделей, от WC-1 до WC-11. Замыкал модельный ряд Dodge WC-11 с кузовом Panel Van, нередко использовавшийся как радийный фургон. Кузов Carryall получила модель WC-10. Причем в ее случае разница с кузовом VC-6 оказалась минимальной. А вот объем выпуска больше на порядок. Всего было изготовлено 1643 машины данной версии, для понимания, это примерно треть от общего объема всего семейства Dodge T202.

На борту дана основная информация о машине

На борту дана основная информация о машине

Надо сказать, что с моделью Dodge T207 есть один момент, который вносит путаницу. Дело в том, что сразу за ним запустили модель T211, внешне полностью повторявшую предшественницу. В не входил и вариант Carryall (также именовался как Carry All), он носил обозначение Dodge WC-17. А еще был такой же Dodge WC-26, который относился к семейству Dodge T215. Он получил более мощный мотор T-116 объемом 3,77 литров и мощностью 92 лошадиные силы при 3100 об/мин. Так вот, различить WC-10 и WC-17 можно только по номеру на раме. По нему выяснилось, что герой данного рассказа всё же WC-10, из третьей производственной серии.

Запасное колесо перенесено на правый борт

Запасное колесо перенесено на правый борт

Судьба у семейства Dodge T207 оказалась довольно специфичной. С одной стороны, машина массовая, всего сдали 31935 штук. С другой же, она оказалась промежуточной ступенькой к знаменитому Dodge T214. Первые машины данного семейства появились еще во второй половине 1941 года, их быстро распробовали, так что «полутонники» остались не у дел. Нет, их использовали, но на фронт они уже не попали. Повоевали очень похожие на них Dodge T215, правда, с тем нюансом, что речь об английской армии. По программе ленд-лиза к ним ушло 300 Dodge WC-26.

На самом деле колеса тут мало отличаются от T214

На самом деле колеса тут мало отличаются от T214

Служба у Dodge WC-10 была скучной, зато спокойной. Находящийся в коллекции Вячеслава Лен экземпляр служил штабной машиной на одном из аэродромов. Этим объясняется, в том числе, ранняя звезда на капоте. А еще на службу в ВВС указывает надпись SNAFU! на борту. Надпись эта расшифровывается как «Ситуация нормальная, всё… пошло не так». Летуны подобную хохму вполне могли нарисовать.

Машина - полноценный внедорожник

Машина — полноценный внедорожник

Справедливости ради, «промежуточный» статус Dodge T207 ровным счетом ничего не означает. Это очень добротные машины, быстрые и выносливые. Скорее стоит говорить о том, что потребовалась более совершенная модель. Например, у более позднего Carryall, Dodge WC-53, предусмотрено 12-вольтовое питание, поскольку предусматривалась установка радиостанции. У WC-10 штатно питание 6-вольтовое, но их иногда также переделывали под установку радиостанции.

При открытой задней двери получается просторная площадка

При открытой задней двери получается просторная площадка

По большому счету, главный недостаток у Dodge WC-10 — это несколько не эстетичный внешний вид. Виной тому колесные арки, слишком большие для колес размерностью 7,5х16 дюймов. За это T207, T111 и T215 могут «благодарить» своего прародителя. Дело в том, что потребовалось срочно упрощать крылья, а у T202 они «гражданские». В результате упрощения появились здоровенные колесные арки, куда просится резина побольше. Так что у WC-10 вид как у культуриста в чешках. На Dodge T214 эту проблему исправили, там и резина более могучая, и колесные арки не такие торчащие.

В случае необходимости машина может быть тягачом

В случае необходимости машина может быть тягачом

Эволюционный подход наблюдается и с точки зрения салона. Дело в том, что на T202, T207 и T211 использовалась так называемая «гражданская» панель. Это означало, что приборная панель перекочевала с Dodge TC. Как Fargo удалось проскочить мимо жесткой военной стандартизации, большой вопрос. Уже на T215 приборная панель изменилась, там использовались стандартные приборы. Хотя еще оставались останки гражданской жизни в виде вертикальных выштамповок.

Переднее пассажирское сиденье складное

Переднее пассажирское сиденье складное

Обозначение кузова Carryall намекает на его универсальное назначение. Он грузопассажирский, но со своими хитростями. Во-первых, в салон люди попадают после того, как складывается кресло переднего пассажира. Так сделано непроста: на последующих вариантах третьей двери также не предусматривалось. Во-вторых, сиденья пассажирского салона могли демонтироваться. В результате получился объемный фургон, равнозначный Panel van, но с окнами.

Водительское место

Водительское место

Стоит также отметить, что постепенно менялось и наполнение кузова Carryall. Например, у WC-10 передний пассажир может пользоваться разве что бардачком. На более поздних машинах появился выдвижной столик для карт. Менялось расположение и форма сидений. Хотя в целом концепция оставалась прежняя. По сути Caryall был армейским микроавтобусом повышенной комфортности. В таком можно было ездить и генералитету. Непроста в 1944 году в Советский Союз завезли 200 WC-53. Они были именно «генеральскими».

В салоне весьма просторно

В салоне весьма просторно

Конечно, семейству T207 не досталось славы его знаменитого потомка. Тем не менее, машина эта крайне интересная. Уже само то, что «промежуточная» машина оказалась по многочисленности равнозначной всему семейству Horch 901, кое-что значит. Хорошая машина получилась, но T214 оказался лучше. Что касается героя данного материала, то как минимум раз в год он выезжает на динамический показ. Ловите момент и следите за анонсами «Моторов Войны».

источник: https://dzen.ru/a/ZcUuOPzQlArXnFBK

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account