Юрий Пашолок. Промежуточное звено в трешечном семействе

17
Юрий Пашолок. Промежуточное звено в трешечном семействе

Юрий Пашолок. Промежуточное звено в трешечном семействе

К осени 1940 года ситуация вокруг среднего немецкого танка Pz.Kpfw.III плюс-минус стабилизировалась. По крайней мере, того эпического провала, который наблюдался первую половину 1939 года, уже не наблюдалось. В войну немецкая армия вступала, практически не имея основного среднего танка, во многом тому причиной стала отвратительная ситуация с Z.W.38, запущенного в серию как Pz.Kpfw.III Ausf.E. Благодаря которым авторам сложилось ложное мнение, что Pz.Kpfw.III был очень подвижной машиной, чуть ли не превосходя по этому качеству БТ-7. На самом деле максимальная скорость под 70 км/ч являлась скорее номинальной, поскольку в реальности долго ее поддерживать было нельзя. Изначально шасси Z.W.38 имело траки сложной конструкции, имевшие резиновые подушки. Разработал их небезызвестный конструктор Генрих Книпкамп, такая конструкция успешно показала себя на полугусеничных тягачах, но плохо работала на танках. Поэтому на серийный Pz.Kpfw.III Ausf.E поставили обычные траки Kgz.6111/380/120 (фактическая ширина 360 мм). И это еще была не главная проблема.

Pz.Kpfw.III Ausf.H из 13-й танковой дивизии, весна 1941 года

Pz.Kpfw.III Ausf.H из 13-й танковой дивизии, весна 1941 года

Полуавтоматическая 10-скоростная коробка передач Maybach Variorex 328 145 работала весьма скверно, это послужило не только причиной срыва выпуска танка, но и массовым жалобам из войск в ходе сентябрьской кампании 1939 года. Также выяснилось, что танк может ездить быстро, но недолго. На скоростях выше 40 км/ч довольно быстро начиналось разрушение резиновых бандажей опорных катков. Это не говоря уже о том, что вместо 18 тонн, которые прописали в ТЗ, боевая масса составляла 19,5. Удельное давление на грунт достигло 0,9 кг/см², что, разумеется, тоже повлияло на надежность бандажей.

Установка 50-мм пушки KwK 38 L/42

Установка 50-мм пушки KwK 38 L/42

В связи с происходящим еще до начала войны максимальную скорость было рекомендовано ограничить 40 км/ч, пока только на словах. Острое желание Книпкампа «разогнать» немецкие танки с 42 до 60-70 км/ч, которое он продвигал с 1936 года, разбилось о жесткую действительность. Больше того, 25 октября 1939 года в Управлении Вооружений было принято решение вернуть на место 6-скоростную коробку передач ZF SSG 76. Ту же самую коробку передач использовали на Pz.Kpfw.IV и на первых версиях Pz.Kpfw.III. Вот только уже имелось две глобальные проблемы — производственная и конструктивная. Pz.Kpfw.III уже был в крупной серии, так что замена КПП сорвала бы и так с трудом налаженное производство. Еще сложнее ситуация оказалась с конструктивной точки зрения. Дело в том, что под КПП Maybach Variorex перекомпоновали схему трансмиссии, и просто так заменить коробку передач не представлялось возможным. Более длинная SSG 76 не вписывалась в новую схему. Для того, чтобы ее вписать, схему трансмиссии пришлось переделывать. Главный фрикцион пристыковали непосредственно к двигателю, при этом механизм поворота остался прежним. Чтобы не путать между собой SSG 76 и изменённую конструкцию, переделанную коробку обозначили как SSG 77. Иногда SSG 77 называют новой КПП, но это не так. Разница заключается в способе установки. Ну и сразу стоит отметить — скорость снизилась до 42 км/ч.

Интерьер боевого отделения Pz.Kpfw.III Ausf.H

Интерьер боевого отделения Pz.Kpfw.III Ausf.H

Одной только заменой коробки передач дело не ограничилось. В сентябре 1939 года выяснилось, что брони толщиной 30 мм маловато, поэтому в октябре 1939 года последовало указание усилить лоб корпуса и подбашенной коробки. Сделали это посредством установки экранов толщиной 30 мм, правда, случилось это в июне 1940 года. А с июля началась установка 50-мм танковых пушек KwK 38 L/42. В связи с этим пришлось переделывать орудийную установку. Число пулемётов сократилось до одного, а его установка была зафиксирована с пушкой. Теперь орудие и спаренный пулемёт защищались единой подвижной бронировкой, в которой появились смотровые лючки. Отказались и от внутренней маски, которую часто заклинивало от попадания пуль и снарядов. Наконец, с июля 1940 года начали устанавливать новые опорные катки. Ширина катков выросла с 75 до 95 мм. Всё это стали реализовывать на Pz.Kpfw.III Ausf.G, ставшей самой массовой версией танка в 1940 году.

Измененная моторно-трансмиссионная группа с коробкой передач SSG 77. Такая же схема была и на последующих версиях Pz.Kpfw.III

Измененная моторно-трансмиссионная группа с коробкой передач SSG 77. Такая же схема была и на последующих версиях Pz.Kpfw.III

Всё происходившее существенно повлияло на ввод в производство новой версии танка, которая прорабатывалась еще с июля 1938 года. Она именовалась Z.W.39, первоначально отличалась установкой 50-мм пушки KwK 38 L/42. Также машина именовалась 7.Serie /Z.W, в июле 1939 года Инспекция моторизованных войск (In.6) дала указание о производстве 759 танков данного типа. Но случилось то, что случилось. Сначала, в октябре 1939 года, было принято решение об установке коробки передач SSG 77 (кстати, как раз в это время шли разговоры о планетарной коробке передач Praga-Wilson, как на Pz.Kpfw.38(t), но по ряду причин она так и не появилась), затем пошли работы по усилению лобовой части корпуса… Всё это привело не только к срыву начала выпуска Pz.Kpfw.III Ausf.H, так официально именовали 7.Serie /Z.W, но и существенной задержке выпуска предшественника — Pz.Kpfw.III Ausf.G. В результате вместо 800 Pz.Kpfw.III Ausf.G сдали всего 600 штук (это снижение выпуска официально оформили осенью 1939 года), а Pz.Kpfw.III Ausf.H пострадал еще сильнее. 7 августа 1940 года было принято решение, что 7.Serie /Z.W. будет выпускаться еще меньшим тиражом — в 250 экземпляров. Таким образом, машина становилась промежуточной между 6.Serie /Z.W. и 8.Serie /Z.W. (будущий Pz.Kpfw.III Ausf.J). Существенно сдвинулось и начало выпуска. Первые танки данного типа были сданы 80 лет назад — в октябре 1940 года. Первыми их построили на Daimler-Benz werk 40, заводе под Берлином. Также в выпуске танков данного типа участвовали MAN, MIAG и Henschel. При этом, аналогично предшественнику, машина видоизменялась по ходу производства, правда, не столь радикально.

Так Pz.Kpfw.III выглядели в конце 1940 года. Здесь ведущие колеса и ленивцы уже новые, а могли быть и старые - от Z.W.38

Так Pz.Kpfw.III выглядели в конце 1940 года. Здесь ведущие колеса и ленивцы уже новые, а могли быть и старые — от Z.W.38

Как уже говорилось, вместо изначальных 18 тонн Z.W.38 имел боевую массу 19,5 тонн. Ну а поскольку на танке последовательно появлялись сначала дополнительная броневая защита, а затем и 50-мм пушка, легче он совсем не стал. Боевая масса достигла 21,5 тонн, удельная мощность снизилась до 13,3 л.с. на тонну (при работе мотора в эксплуатационном режиме, при максимальной мощности они достигала 13,95 л.с. на тонну, что тоже в общем не фонтан), а удельное давление на грунт достигло 1 кг/см². Посему уже на самых первых Pz.Kpfw.III Ausf.H, сданных Daimler-Benz werk 40 в октябре 1940 года, стояли траки Kgs 61/400/120. На самом деле ширина была не 400, а 380 мм, полная ширина считалась по пальцам. Но при этом имелся задел по деталям, включая балансиры и телескопические амортизаторы старого типа. Как раз их и ставили на первые танки данного типа, касалось это и ранних машин производства MAN, где выпуск начался с ноября 1940 года. Оставались прежними и ведушие колеса, и ленивцы. Аналогичная ситуация была и на MIAG и Henschel. Отчасти дело было связано с тем, что на этих заводах продолжали допечатывать Pz.Kpfw.III Ausf.G. Хотя новую версию всё равно было легко определить спереди. Для начала, изменилась конструкция экрана, который прикрывал лобовую часть подбашенной коробки. Он ставился вплотную к броневому листу, а под смотровой прибор механика-водителя и шаровую установку курсового пулемёта в нём имелись вырезы. У Ausf.G, с тем же смотровым прибором механика-водителя, конструкция экрана отличалась. Также легко отличить эти версии (по крайней мере, на начальном этапе эксплуатации) по прибору дымопуска, который крепился к верхнему кормовому листу корпуса. По опыту войны стало ясно, что прибор неплохо бы защитить от пуль и осколков. Посему он получил бронированный кожух. Впрочем, данная конструкция прожила не очень долго, да и выпирающий за габарит корпуса прибор был так себе решением.

Финальная конфигурация шасси Pz.Kpfw.III Ausf.H. От старой ходовой части остались отбойники, да поддерживающие катки

Финальная конфигурация шасси Pz.Kpfw.III Ausf.H. От старой ходовой части остались отбойники, да поддерживающие катки

Окончательно сформировался облик Pz.Kpw.III Ausf.H в начале 1941 года. С января 1941 года на танки стали ставить новые, усиленные телескопические амортизаторы, новые ведущие колеса и ленивцы, а также усиленные балансиры. Как раз на Pz.Kpfw.III Ausf.H окончательно сформировалась ходовая часть Z.W., в дальнейшем ее конструкция уже не менялась. Дело было не только в том, что 6-й отдел Департамента Вооружений она устраивала (на самом деле нет). Скорее вопрос в том, что в 1941 году шли работы по VK 20.01-20.02, перспективному среднему танку, который должен был сменить Pz.Kpfw.III в серии. По большому счету, последовавший за Pz.Kpfw.III Ausf.H танк 8.Serie /Z.W. предполагался последним. По плану декабря 1938 года, их предполагалось выпустить 440 штук. А общий объем танков семейства Pz.Kpfw.III, по 1940 год включительно, ожидался в объеме 2595 штук. Но случился страшный завал: за 1939 год сдали 206 танков, а за 1940 год — 862 штуки. Что характерно, никто за это не пострадал, хотя в любой другой стране сильно бы задумались, а чего это у нас в 2,5 раза меньше выпущено танков. Так что эксперименты герра Книпкампа продолжились, а план по выпуску танков изменился. Последние Pz.Kpfw.III Ausf.H сдали в апреле 1940 года, а изготовили их 286 штук — 50 силами Daimler-Benz, 98 силами MAN, 72 силами MIAG и 66 силами Henschel. Это не считая 175 командирских Pz.Bef.Wg.Ausf.H, которые производились силами Daimler-Benz. О них как-нибудь отдельно поговорим.

Типовой Pz.Kpfw.III Ausf.H выпуска 1941 года

Типовой Pz.Kpfw.III Ausf.H выпуска 1941 года

Казалось бы, 286 танков — это капля в море. А на самом деле нет. Это почти половина от выпущенных Pz.Kpfw.III Ausf.G, а в виду довольно долгого времени выпуска (фактически полгода) машины данного типа размазало довольно толстым слоем по немецким танковым частям. В результате Pz.Kpfw.III Ausf.H являлись вполне рядовым танком немецкой армии с весны 1941 года. Первым местом, куда попали данные машины, стала Северная Африка. Из 155 танков, которые прибыли с изначальным составом Немецкого Африканского Корпуса, 61 были Pz.Kpfw.III, модификаций Ausf.G-H. В связи с отправкой на африканский ТВД машина прошла переделку. С февраля 1941 года на танки ставилась усиленная система вентиляции моторного отделения, ее легко отличить по дополнительным воздухозаборникам на надмоторной плите. Также на корме башни стал крепиться специальный ящик, более известный как Rommelkiste (ящик Роммеля). Он стал стандартным оснащением для Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Кроме того, «тропическое» оснащение вскоре стало типовым для Pz.Kpfw.III.

Серия оказалась небольшой, но при этом Pz.Kpfw.III Ausf.H смогли засветиться и в Африке, и на Балканах, и на советско-германском фронте

Серия оказалась небольшой, но при этом Pz.Kpfw.III Ausf.H смогли засветиться и в Африке, и на Балканах, и на советско-германском фронте

Некоторое количество Pz.Kpfw.II Ausf.H прошло переделку на Alkett по программе UK (Underwassserkampffarhzeugen), то есть танки, предназначенные для преодоления водных преград по дну. Данная переделка подразумевала установку специальных чехлов и крышек, которые придавали корпусу и башне герметичность. Воздухозаборники моторного отделения закрывались крышами, а доступ воздуха происходил через гибкую трубу, на вершине которой имелся поплавок. Смотровой прибор механика-водителя, орудийная маска, установка курсового пулемёта и командирская башенка закрывались специальными чехлами. Переделанные подобным образом танки получили обозначение Tauchpanzer III. Изначально они делались для проведения операции «Морской Лев», но в 1941 году цели были уже на востоке. Точное число переделанных Pz.Kpw.III Ausf.H неизвестно, одновременно проходила конверсия Pz.Kpfw.III Ausf.G и Ausf.H.

Виден прибор дымопуска в бронированном кожухе. Это позволяет отличить танк от Pz.Kpfw.III Ausf.G

Виден прибор дымопуска в бронированном кожухе. Это позволяет отличить танк от Pz.Kpfw.III Ausf.G

Можно сказать, что Pz.Kpfw.III Ausf.H стал финалом проведенных немецкими конструкторами работ над ошибками. Конечно, последовавший следом Pz.Kpfw.III Ausf.J был и более массовым, и более удачным с точки зрения броневой защиты, но в целом именно на версии Ausf.H данный танк сформировался окончательно. Удалось победить многие болячки, которые были присущи машина более ранних версий. В результате танк стал одним из лучших в классе по состоянию на 1941 год. Разумеется, имелся Т-34, но у него имелись свои недостатки. Для начала, немецкий танк существенно превосходил советскую машину по обзорности, эта проблема преследовала Т-34 вплоть до появления Т-34-85. Во-вторых, отдельное место командира существенно увеличивало эффективность работы экипажа. В-третьих, советский танк превосходил по броневой защите с лобовой части, а вот с бортов даже 37-мм снаряд вполне пробивал борт корпуса и башни на дистанции 200-300 метров. Для бронебойного снаряда 5 cm KwK 38 L/42 эта дистанция была существенно выше. Ну и с учетом плохой обзорности, шанс получить такой снаряд в борт была весьма высока. Наконец, не стоит забывать, что летом и в начале осени 1941 года отнюдь не Т-34 или КВ-1 являлись главными визави Pz.Kpfw.III. Чаще это были БТ и Т-26, а они проигрывали немецкому танку по всем статьям.

Tauchpanzer III на базе Pz.Kpfw.III Ausf.H

Tauchpanzer III на базе Pz.Kpfw.III Ausf.H

Еще более интересной выглядела ситуация на африканском ТВД. Англичане в принципе отставали по развитию своих танков, а появление DAK стало совсем неприятным событием. Первое столкновение с танками Роммеля случилось 2 апреля 1941 года, в результате англичане потеряли 5 Cruiser Tank Mk.IVA, а немцы 2 Pz.Kpfw.III и 1 Pz.Kpfw.IV. В дальнейшем именно Pz.Kpfw.III стали основным визави английских танкистов. И в этом противостоянии англичане явно проигрывали. Большое счастье, что Роммель снабжался по остаточному принципе, поскольку качественно даже появившиеся ближе к осени 1941 года крейсерские танка Crusader проигрывали немецкому танку. Поразить он его мог, но в борт. Естественно, у англичан имелись пехотные танки Madilda, но их минусом являлась тихоходность, да и 2-фунтовая пушка совсем даже не способствовала уверенному поражению немецких средних танков в лоб. Посему англичане могли рассчитывать на одно — завалить числом. Что они и делали. Наряду с плохим снабжением Африканского Корпуса это стало одним из факторов существенного улучшения ситуации в конце 1941 года.

Данный танк проходил испытания зимой-летом 1942 года под Казанью. На зимних испытаниях он показал результаты, существенно уступавшие Т-34

Данный танк проходил испытания зимой-летом 1942 года под Казанью. На зимних испытаниях он показал результаты, существенно уступавшие Т-34

Вместе с тем, не стоит думать, что Pz.Kpfw.III Ausf.H состоял из одних достоинств. Большой знак вопроса стоит с точки зрения надежности ходовой части. С лета 1941 года немецкие танкисты активно стали завешивать свои танки запасными траками. Отчасти это связано с тем, что броневая защита всё равно оказалась недостаточной. Как показали результаты обстрела Pz.Kpfw.III Ausf.H в СССР, даже 45-мм снаряд, который в теории не пробивал лоб толщиной 30+30 мм, за несколько попаданий выводил экран из строя. А для 76-мм снаряда пушки Ф-34, которая ставилась на Т-34, лоб корпуса данного танка вообще не являлся какой-то серьёзной преградой. Посему и появились траки на лбу, в теории они, на средних дистанциях, «снимали» лишние 100-200 метров поражения. Но появились эти траки еще до начала операции «Барбаросса», что слегка так намекает на то, зачем они, на самом деле, были нужны. Нагрузка-то выросла. Сами немцы по этому поводу молчат как рыбы.

Не особо впечатляющими оказались и летние испытания. При пересечении брода "трешка" захлебнулась одной из первых

Не особо впечатляющими оказались и летние испытания. При пересечении брода «трешка» захлебнулась одной из первых

Не менее интересно выглядит и вопрос проходимости. Как уже говорилось выше, удельное давление на грунт выросло до 1 кг/см². Это означало одно — с проходимостью случилась беда. На испытаниях трофейного Pz.Kpfw.III Ausf.H, которые проходили под Казанью летом 1942 года, данная машина показала едва ли не наихудшие результаты езды по мягким грунтам. Неважными оказались и результаты по преодолению брода — Pz.Kpfw.III одним из первых зачерпнул воды и заглох. Так что массовые фотографии застрявших осенью-зимой 1941 года танков данного типа на российских направлениях — это вполне себе не случайность. Существенно хуже этот танк себя вел и при езде по снегу. Этим отчасти и объясняется, почему немцы обычно действовали вдоль дорог. Вне их результат мог быть весьма неожиданным.

Она же одной из первых завязла в болоте

Она же одной из первых завязла в болоте

Основная масса Pz.Kpfw.III Ausf.H оказалась выбита в 1941 году, хотя иные машины данного типа дожили до 1944 года. При этом некоторые из них, в ходе эксплуатации, получили 60-калиберные орудия KwK 39 L/60. В таким виде они воевали в Нормандии. А иные и бортовые экраны. В целом получилась вполне адекватная боевая машина, лишившаяся ряда недостатков предшественников. С другой стороны, бои 1941 года показали, что танк требует дальнейшего усиления и вооружения, и броневой защиты. А ресурсы для этого закончились в начале 1942 года. Посему были форсированы работы по новому сменщику Pz.Kpfw.II — VK 30.02 (M), превратившемуся в Pz.Kpfw.Panther. Хотя по факту реальным сменщиком данной машины оказался Pz.Kpfw.IV, который, в своё время, родился из башни.

Источники

  1. Panzer Tracts No.3-2 Panzerkampfwagen III Ausf.E, F, G, und H development and production from 1938 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
  2. Der Panzerkampfwagen III und seine Abarten, Walter J. Spielberger, Motorbuch Verlag, 1994
  3. Архив автора
  4. ЦАМО РФ

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/promejutochnoe-zveno-v-treshechnom-semeistve-5f76ef937f726b6a397cd525

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account