К 80-летию принятия на вооружение Т-44, ставшего промежуточным звеном развития советских средних танков
Вторая мировая война стала настоящим катализатором развития бронетанковой техники. Вместе с тем, она же стала причиной того, что в ряде стран пришлось замораживать, а то и вовсе отменять разработку новых образцов бронетанковой техники. Поскольку для Советского Союза вступление в самую большую мясорубку в истории человечества задержалось более чем на полтора года, удалось запустить в серию те танки, которые стали рабочими лошадками Красной Армии. Но при этом летом 1941 года пришлось отменять работы по тем танкам, которые должны были сменить Т-34 и КВ-1. И если сменщик КВ-1 всё же получился, спустя более чем 2 года, то у Т-34 замена получилась лишь частичной.
23 ноября 1944 года на вооружение Красной Армии был принят Т-44А. Позже буква А из индекса исчезла, поэтому танк больше знают как Т-44. Он стал для советского танкостроения по-настоящему этапной машиной. Спустя 4 года после запуска работ по Т-34М на вооружение приняли танк, который, наконец, мог заменить Т-34. Впрочем, по целому ряду причин этого так и не случилось. Вместо замены Т-44 выпускался параллельно Т-34-85, так и не попав на поля сражения Великой Отечественной войны. Несмотря на это, судьбу этого танка нельзя назвать несчастливой. Он долгое время служил верой и правдой, а машины на его базе служат до сих пор.
Можно сказать, что статус сменщика Т-34 являлся своеобразным проклятьем. Так как в анекдоте — или акула глухая, или свисток бракованный. Из пяти танков (два Т-34М 1941 года, Т-34М 1942 года, Т-43 первого варианта и Т-43 второй версии) до статуса опытной машины дошло только два последних. При этом один Т-34М забраковали, второй не успел до начала Великой Отечественной войны, третий отменил И.В. Сталин, а четвертый стал жертвой концепции максимальной унификации. Как показали испытания, трехместная башня с диаметром 1420 мм получалась неудобной.
А дальше наступило лето 1943 года. Сложилась ситуация, когда дальше развивать Т-43 уже не имело большого смысла. Это начал понимать В.А. Малышев, заместитель наркома (с июля 1943 года снова нарком) танковой промышленности. Поэтому он несколько месяцев тормозил испытания танка. В итоге испытания состоялись, и они показали крайне неприятный результат. Шасси Т-43 было уже на грани нагрузки, между тем, в июле 1943 года состоялась Курская битва, которая показала — нужно усиление броневой защиты и вооружения. Если 85-мм пушку Д-5Т всё же поставить удалось, то с бронёй уже всё. Ресурсы шасси закончились.
Какие бы улучшения не ставили на потенциальных сменщиков Т-34, идеологически это всё еще была та же самая 34-ка. Со всеми ее достоинствами и недостатками. От люка механика-водителя в лобовом листе корпуса так и не удалось, а компоновочная схема предполагала смещение башни вперед. Далее развивать эту схему не имело смысла. Понимало это и КБ-520 во главе с А.А. Морозовым, которое осенью 1943 года запустило разработку принципиально нового танка. К тому моменту советские инженеры познакомились с «Пантерой», но развивать средний танк по пути создания такого бронтозавра не собирались. Уроки КВ, который перегрузили, помнили хорошо.
Официально работы по Т-44 стартовали 22 ноября 1943 года. Этому предшествовала работа по эскизному проекту, который далее лег на стол Малышеву. Решение целого вороха проблем оказалось очень простым — перекомпоновка. Теперь двигатель, В-2-ИС, стоял поперечно. Также пришлось поработать над другими компонентами — трансмиссией, системой охлаждения итд. В результате освободилось место, на которое удалось сдвинуть боевое отделение. Башня теперь, как на «Пантере», находилась ближе к центру тяжести. В свою очередь, это позволило полностью переделать носовую часть корпуса. Люк механика-водителя переместился на крышу отделения управления.
Получился Т-44 далеко не сразу. Первый вариант танка получился откровенно неудачным, особенно это касалось лобовой части корпуса. Отельная рубка мехеника-водителя испытания обстрелом провалила. Кроме того, постепенно росли требования к защите. Изначально танк создавался с защитой от 7,5 cm Pak 40, но далее требования выросли. Тем не менее, даже первый вариант Т-44 показал целый ряд положительных тенденций. Испытания показали не только меньший расход топлива и бо́льшую среднюю скорость, но и снижение усилий на рычаги управления. У Т-34 они составили 20-24 кг, а у опытного Т-44 — 13-16 кг. Более высокой оказалась обзорность из смотровых приборов, особенно существенной была разница по обзорности с места механика-водителя.
Второй вариант Т-44, появившийся в мае 1944 года, также стал промежуточным. Желание Морозова посадить собаку в будку, то есть мехвода в рубку, было заметно еще со времен А-34. Но испытания показали, что идея, откровенно говоря, плохая. В результате в августе 1944 года на испытания вышел образец, получивший обозначение Т-44А. От рубки осталась только смотровая щель, отказались от сложных бортовых листов корпуса, а толщина лба корпуса достигла 90 мм. То есть на средних дистанциях Т-44 стал «держать» бронебойные снаряды 88-мм пушки Pak 43 L/71. Кстати, боевая масса, которая составила 30,7 тонн, была даже ниже, чем у второго варианта танка.
Именно такой танк и приняли на вооружение Красной Армии. Может показаться, что вот она, победа, наконец-то сменщик Т-34 (уже Т-34-85) получился. На самом деле всё оказалось гораздо сложнее, чем может показаться. Впервые вопрос серийного производства Т-44 был поднят ещё в феврале 1944 года, тогда его предполагали выпускать на заводе №183 в Нижнем Тагиле. Сам завод неоднократно выступал за организацию выпуска Т-44 на своих мощностях, но этого так и не случилось. Уже в апреле 1944 года были предложены альтернативные производственные площадки, в том числе и СТЗ. Самое главное, что ни один из заводов не был загружен выпуском Т-34. А вот это уже являлось намеком на сложную судьбу Т-44.
18 июля 1944 года было подписано постановление ГКО № 6209с, согласно которому выпуск Т-44 организовывали в Харькове, на заводе №75. Из всех площадок это была самая разумная, но с рядом нюансов. Завод постепенно приходил в себя, но всё еще находился в частично разрушенном состоянии, как и те заводы-смежники, которые выделялись для организации выпуска танка. Корпуса выпускали на заводе №264 (г. Сталинград), производство башен осваивали на Мариупольском заводе им. Ильича, а моторов В-44 — на СТЗ. Для того, чтобы завод №75 смог полноценно выпускать танки, в Харьков направили производственные мощности и рабочие кадры завода №38 (г. Киров).
В таких условиях выпуск принципиально новой для отечественной танковой промышленности боевой машины никак не мог быть простым. А еще в Харькове поминали недобрым словом КБ-520 за плохо отработанную техническую документацию. Например, днище в присланной КД состояло из 3 деталей, а реально из 11. На новом месте М.Н. Щукину, новому начальнику КБ завода №75, пришлось разгребаться с подобными казусами. За короткий срок документацию по танку переделали, причём корпус и ходовую часть подвергли серьёзной переделке. Также возникли проблемы с механосборочными цехами — оборудование для них поступило, но не хватало инструмента, а, главное, квалифицированных кадров. Всё это самым прямым образом повлияло на судьбу Т-44.
Периодически всплывают различные смешные истории о боевом применении в Берлине то ИС-3, то Т-44. Правда жизни в том, что никто бы в здравом уме не подписался отправлять в действующую армию танки, не способные пройти гарантийный километраж. И если в случае с ИС-3 проблема заключалась в большой спешке, то у Т-44 проблемы оказались комплексными. Заводы, сильно пострадавшие от боевых действий, тяжело переходили на новую продукцию. Так что полноценные поставки Т-44 в войска начались лишь весной 1945 года, да и то, в учебные части. Впрочем, постепенно качество изготовления танка дошло до уровня аналогичных боевых машин. Но тут уже война кончилась.
А вот дальше наступил 1946 год. К тому моменту Т-44 уже успел несколько устареть, по крайней мере с точки зрения вооружения. Ему на смену создали Т-54, который, впрочем, ждало два года мучений с точки зрения освоения серийного производства. В результате Т-44 продержался на конвейере вплоть до 1947 года. Став при этом самым надежным советским танком выпуска второй половины 40-х годов. А вот сменщик, Т-54 обр.1946 года (на самом деле их правильнее именовать как Т-54 выпуска 1947-48 гг), запомнился как танк, переведенный в 1949 году в статус учебных боевых машин.
Т-44 одновременно стал и самым подвижным советским средним танком раннего послевоенного периода. Он получился на 5 тонн легче Т-54, что влияло и на подвижность, и на надежность. Интересный факт: осенью 1956 года, когда состоялось единственное боевое применение Т-44, использовались танки, не прошедшие послевоенную модернизацию. Единственными из танков и САУ выпуска 40-х годов, которые применялись в Венгрии. Т-44М появился уже в начале 60-х годов. В ее ходе существенно изменили ходовую часть и ряд других узлов танка. Причем она носила тотальный характер. Единственный Т-44, который сохранился в исходном виде, ныне стоит в Кубинке.
Интересно, что 22 ноября для Т-44 является, можно сказать, кучной датой. 22 ноября 1967 года на вооружение Советской Армии приняли бронированный тягач БТС-4, который создали на базе Т-44М. Эти машины, предназначенные для эвакуации легких и средних танков, нашли своё место в самых разных областях. В том числе и как железнодорожные тягачи. БТС-4 всё еще можно встретить в рабочем состоянии. Интересно, что в наше время их переделывают в Т-44, правда, есть проблема в виде новой ходовой части. У БТС-4 она по типу Т-54/Т-55, это сильно заметно.
Несмотря на то, что Т-44 так и не успел на Великую Отечественную войну, а также статус «промежуточной» боевой машины, назвать его судьбу неудачной точно не получится. Это был самый массовый советский средний танк нового поколения, из тех, что выпускались во второй половине 40-х годов. Да и служба его оказалась долгой. Не в пример дольше того же Medium Tank M26, который также начали выпускать в конце 1944 года. У того, кстати, тоже были проблемы с надежностью, неслучайно во время Второй мировой войны за «Першингами» катались подразделения ремонтников. В Корее, где такой техподдержки не имелось, аварийность составляла 60%. У нес же решили не рисковать, и правильно сделали.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- Архив автора
-
источник: https://dzen.ru/a/Zz8eZ0E_s0BUu1CW