Промежуточная революция в советском танкопроме. Средний танк Т-44

17

Промежуточная революция в советском танкопроме. Средний танк Т-44

К 80-летию принятия на вооружение Т-44, ставшего промежуточным звеном развития советских средних танков

Вторая мировая война сыграла значительную роль в ускорении развития бронетанковой техники. Вместе с тем, война привела к тому, что в некоторых странах были вынуждены приостановить или даже полностью прекратить разработку новых моделей бронетехники. Поскольку Советский Союз вступил в этот колоссальный конфликт с задержкой более чем в полтора года, удалось начать серийный выпуск танков, которые стали основой сил Красной Армии. Однако летом 1941 года пришлось прекратить работу над проектами танков, предназначенных для замены Т-34 и КВ-1. И если преемника для КВ-1 всё же удалось создать спустя более чем два года, то замена для Т-34 была реализована лишь частично.

Серийный Т-44 на заводских испытаниях

Серийный Т-44 на заводских испытаниях

23 ноября 1944 года Красная Армия приняла на вооружение танк Т-44А. Впоследствии индекс изменился и теперь танк известен просто как Т-44. Эта модель стала значительной вехой в советском танкостроении. Спустя четыре года после начала работы над проектом Т-34М был принят новый танк, способный заменить Т-34. Однако по ряду причин такого замещения не произошло. Вместо этого Т-44 выпускался одновременно с Т-34-85 и не использовался в сражениях Великой Отечественной войны. Тем не менее, нельзя сказать, что судьба этого танка была неудачной. Т-44 успешно прослужил долгие годы, и техника на его основе используется до настоящего времени.

Т-43 с макетом пушки Д-5Т, финал развития темы Т-34М

Т-43 с макетом пушки Д-5Т, финал развития темы Т-34М

Можно утверждать, что положение преемника Т-34 стало своеобразным проклятием. Это словно анекдот: или акула потеряла слух, или же свисток оказался бракованным. Из пяти запланированных танков — двух моделей Т-34М 1941 года, одной модели 1942 года, а также двух вариантов Т-43 — лишь последние два достигли стадии испытаний как опытные образцы. При этом один из Т-34М отвергли, второй не был завершен к началу Великой Отечественной войны, третий отменен по указанию И.В. Сталина, а выпуск четвертого был прерван из-за стремления к максимальной унификации. Тесты же показали, что трёхместная башня с диаметром 1420 мм оказалась крайне неудобной.

Эскизный проект Т-44, ноябрь 1943 года

Эскизный проект Т-44, ноябрь 1943 года

Лето 1943 года принесло новые обстоятельства, в которых дальнейшая разработка Т-43 стала нецелесообразной. Это осознал В.А. Малышев, заместитель наркома танковой промышленности, который с июля того же года снова занял пост наркома. В течение нескольких месяцев он замедлял испытания танка. Когда испытания, наконец, прошли, результаты оказались крайне неблагоприятными. Шасси Т-43 работало на пределе своих возможностей, а битва на Курской дуге в июле 1943 года продемонстрировала необходимость усиления брони и вооружения. Хотя удалось установить 85-мм пушку Д-5Т, с броней дела обстояли хуже. Потенциал шасси был исчерпан.

Первые опытные образцы танка

Первые опытные образцы танка

Как бы ни улучшали потенциальные преемники Т-34, по сути, они оставались той же самой 34-кой, со всеми присущими ей плюсами и минусами. Отказаться от люка водителя в переднем листе корпуса так и не удалось, а конструкция предусматривала сдвиг башни вперед. Продолжать развивать эту концепцию не имело смысла. Это понимали и в КБ-520 под руководством А.А. Морозова, где осенью 1943 года начали разработку принципиально нового танка. К этому времени советские разработчики уже изучили «Пантеру», но следовать пути её создания, как это было у тяжелого КВ, перегруженного до предела, не собирались.

Идея с рубкой механика-водителя оказалась неудачной

Идея с рубкой механика-водителя оказалась неудачной

Работы над Т-44 официально начались 22 ноября 1943 года, после того как был завершён эскизный проект, представленный Малышеву. Основной метод решения множества технических трудностей оказался в переоснащении. Двигатель В-2-ИС теперь устанавливался поперечно. Необходимо было провести модернизацию и других частей, таких как трансмиссия и система охлаждения. Благодаря этому удалось освободить пространство для перемещения боевого отделения, а башню разместить ближе к центру тяжести, как у «Пантеры». Это дало возможность полностью переработать переднюю часть корпуса и переместить люк механика-водителя на верхний отсек управления.

Второй вариант Т-44

Второй вариант Т-44

С созданием Т-44 возникло множество трудностей. Первая версия танка оказалась неудачной, особенно это коснулось передней части корпуса. Кабина механика-водителя не выдержала испытаний обстрелом. Кроме того, требования к бронезащите непрерывно увеличивались. Изначально разрабатывался танк с защитой от 7,5 cm Pak 40, но позже эти требования возросли. Однако, несмотря на это, первая версия Т-44 показала несколько положительных характеристик. Испытания продемонстрировали не только меньший расход топлива и более высокую среднюю скорость, но и уменьшение усилий при управлении рычагами. В Т-34 они достигали 20-24 кг, в опытной версии Т-44 — 13-16 кг. Увеличилась и обзорность через смотровые приборы, особенно значительное улучшение наблюдалось с места механика-водителя.

Т-44А, прародитель серийного танка

Т-44А, прародитель серийного танка

Второй вариант Т-44, появившийся в мае 1944 года, также стал промежуточным. Желание Морозова посадить собаку в будку, то есть мехвода в рубку, было заметно еще со времен А-34. Но испытания показали, что идея, откровенно говоря, плохая. В результате в августе 1944 года на испытания вышел образец, получивший обозначение Т-44А. От рубки осталась только смотровая щель, отказались от сложных бортовых листов корпуса, а толщина лба корпуса достигла 90 мм. То есть на средних дистанциях Т-44 стал «держать» бронебойные снаряды 88-мм пушки Pak 43 L/71. Кстати, боевая масса, которая составила 30,7 тонн, была даже ниже, чем у второго варианта танка.

Исходно Т-44 хотели выпускать в Нижнем Тагиле, но далее от этой идеи отказались

Исходно Т-44 хотели выпускать в Нижнем Тагиле, но далее от этой идеи отказались

Именно такой танк и приняли на вооружение Красной Армии. Может показаться, что вот она, победа, наконец-то сменщик Т-34 (уже Т-34-85) получился. На самом деле всё оказалось гораздо сложнее, чем может показаться. Впервые вопрос серийного производства Т-44 был поднят ещё в феврале 1944 года, тогда его предполагали выпускать на заводе №183 в Нижнем Тагиле. Сам завод неоднократно выступал за организацию выпуска Т-44 на своих мощностях, но этого так и не случилось. Уже в апреле 1944 года были предложены альтернативные производственные площадки, в том числе и СТЗ. Самое главное, что ни один из заводов не был загружен выпуском Т-34. А вот это уже являлось намеком на сложную судьбу Т-44.

Таким был завод 75 к 1944 году

Таким был завод 75 к 1944 году

18 июля 1944 года было подписано постановление ГКО № 6209с, согласно которому выпуск Т-44 организовывали в Харькове, на заводе №75. Из всех площадок это была самая разумная, но с рядом нюансов. Завод постепенно приходил в себя, но всё еще находился в частично разрушенном состоянии, как и те заводы-смежники, которые выделялись для организации выпуска танка. Корпуса выпускали на заводе №264 (г. Сталинград), производство башен осваивали на Мариупольском заводе им. Ильича, а моторов В-44 — на СТЗ. Для того, чтобы завод №75 смог полноценно выпускать танки, в Харьков направили производственные мощности и рабочие кадры завода №38 (г. Киров).

Башни выпускались в Мариуполе

Башни выпускались в Мариуполе

В таких условиях выпуск принципиально новой для отечественной танковой промышленности боевой машины никак не мог быть простым. А еще в Харькове поминали недобрым словом КБ-520 за плохо отработанную техническую документацию. Например, днище в присланной КД состояло из 3 деталей, а реально из 11. На новом месте М.Н. Щукину, новому начальнику КБ завода №75, пришлось разгребаться с подобными казусами. За короткий срок документацию по танку переделали, причём корпус и ходовую часть подвергли серьёзной переделке. Также возникли проблемы с механосборочными цехами — оборудование для них поступило, но не хватало инструмента, а, главное, квалифицированных кадров. Всё это самым прямым образом повлияло на судьбу Т-44.

В войсках танк оказался летом 1945 года

В войсках танк оказался летом 1945 года

Периодически всплывают различные смешные истории о боевом применении в Берлине то ИС-3, то Т-44. Правда жизни в том, что никто бы в здравом уме не подписался отправлять в действующую армию танки, не способные пройти гарантийный километраж. И если в случае с ИС-3 проблема заключалась в большой спешке, то у Т-44 проблемы оказались комплексными. Заводы, сильно пострадавшие от боевых действий, тяжело переходили на новую продукцию. Так что полноценные поставки Т-44 в войска начались лишь весной 1945 года, да и то, в учебные части. Впрочем, постепенно качество изготовления танка дошло до уровня аналогичных боевых машин. Но тут уже война кончилась.

Служил Т-44 долго

Служил Т-44 долго

А вот дальше наступил 1946 год. К тому моменту Т-44 уже успел несколько устареть, по крайней мере с точки зрения вооружения. Ему на смену создали Т-54, который, впрочем, ждало два года мучений с точки зрения освоения серийного производства. В результате Т-44 продержался на конвейере вплоть до 1947 года. Став при этом самым надежным советским танком выпуска второй половины 40-х годов. А вот сменщик, Т-54 обр.1946 года (на самом деле их правильнее именовать как Т-54 выпуска 1947-48 гг), запомнился как танк, переведенный в 1949 году в статус учебных боевых машин.

В Будапеште, осень 1956 года

В Будапеште, осень 1956 года

Т-44 одновременно стал и самым подвижным советским средним танком раннего послевоенного периода. Он получился на 5 тонн легче Т-54, что влияло и на подвижность, и на надежность. Интересный факт: осенью 1956 года, когда состоялось единственное боевое применение Т-44, использовались танки, не прошедшие послевоенную модернизацию. Единственными из танков и САУ выпуска 40-х годов, которые применялись в Венгрии. Т-44М появился уже в начале 60-х годов. В ее ходе существенно изменили ходовую часть и ряд других узлов танка. Причем она носила тотальный характер. Единственный Т-44, который сохранился в исходном виде, ныне стоит в Кубинке.

Т-44М, модернизация начала 60-х годов

Т-44М, модернизация начала 60-х годов

Интересно, что 22 ноября для Т-44 является, можно сказать, кучной датой. 22 ноября 1967 года на вооружение Советской Армии приняли бронированный тягач БТС-4, который создали на базе Т-44М. Эти машины, предназначенные для эвакуации легких и средних танков, нашли своё место в самых разных областях. В том числе и как железнодорожные тягачи. БТС-4 всё еще можно встретить в рабочем состоянии. Интересно, что в наше время их переделывают в Т-44, правда, есть проблема в виде новой ходовой части. У БТС-4 она по типу Т-54/Т-55, это сильно заметно.

БТС-4

БТС-4

Несмотря на то, что Т-44 так и не успел на Великую Отечественную войну, а также статус «промежуточной» боевой машины, назвать его судьбу неудачной точно не получится. Это был самый массовый советский средний танк нового поколения, из тех, что выпускались во второй половине 40-х годов. Да и служба его оказалась долгой. Не в пример дольше того же Medium Tank M26, который также начали выпускать в конце 1944 года. У того, кстати, тоже были проблемы с надежностью, неслучайно во время Второй мировой войны за «Першингами» катались подразделения ремонтников. В Корее, где такой техподдержки не имелось, аварийность составляла 60%. У нес же решили не рисковать, и правильно сделали.

Список источников:

      • ЦАМО РФ
      • РГАЭ
      • Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/Zz8eZ0E_s0BUu1CW

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account