Юрий Пашолок. Промежуточная «четверка»
К 80-летию начала выпуска немецкого среднего танка Pz.Kpfw.IV Ausf.E, оказавшегося промежуточным звеном в своём семействе.
До начала Второй мировой войны казалось, что средний танк Pz.Kpfw.IV, создававшийся как машина поддержки, быстро исчезнет из немецкой программы танкостроения. Так сложилось, что из Großtraktor, который и предполагался как основной немецкий танк, машина эволюционировала в машину, практически равную по возможностям с Z.W., он же Pz.Kpfw.III. При этом B.W. (Pz.Kpfw.IV) фактически родился из башни, поначалу Krupp достался только контракт на башню и подбашенную коробку, а всё остальное разрабатывалось Rheinmetall. Но далее пошло судьбе вопреки. Сначала удалось добиться постройки двух опытных B.W. (Kp), которые оказались единственными немецкими танками, которые вписались в требования по массе (обычно немцы «промахивались» на 3-5 тонн, а порой и на 10-15). Далее эти танки с легкостью выиграли соревнование у Rheinmetall. Далее удалось отбиться от попытки 6-го отдела Департамента Вооружений объединить B.W. и Z.W. на шасси Z.W.38. Начинание хорошее, поскольку по сути получилась парочка типа английской версии CS (Combat Support), прилагавшейся к штатной версии танка, но на абсолютно разных шасси. Вот только Z.W.38 получился сырым, в результате Krupp удалось отбиться. 2 мая 1938 года Эрих Вольфёрт, ведущий инженер Krupp, выступил с резкой критикой идеи объединения двух танков на одной платформе, и 6-му отделу Департамента Вооружений пришлось отступить. Ситуация с Z.W.38 была такова, что за такой провал в иных местах уже отправили бы валить лес (в лучшем случае). Итоговый результат — по состоянию на 1 сентября 1939 года всех Pz.Kpfw.III имелось в наличии 98 штук (87 в войсках), а изначально менее массовых Pz.Kpfw.IV — 211 штук (197 в войсках). Больше того, лучшим танком кампании сентября 1939 года признали именно Pz.Kpfw.IV.
По результатам всего происходящего контракт на 4.Serie/B.W., составлявший в марте 1938 года 80 машин, вырос в июле до 223 штук, плюс 48 машин, получивших обозначение 5.Serie/B.W., заказали в СС. Обе серии объединили в индекс Pz.Kpfw.IV Ausf.D, по итогам их построили 248 штук (исходный заказ сократили до 200 машин, плюс 48, которые в СС не пошли, ибо там заказали StuG), причем именно танками было 232 машины. Эти танки имели лобовую броню корпуса и подбашенной коробки, доведенную до 30 мм, то есть защищавшую от 20-мм автоматических пушек. На практике у польской противотанковой артиллерии имелись аргументы посерьёзнее, посему пришлось вносить коррективы в контракт на новую версию машины, 6.Serie/B.W. Решение о выпуске данной серии было принято 10 мая 1939 года, машина получила официальное обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Согласно планам от июля 1939 года, предполагалось выпустить 223 танка данного типа. Впрочем, до начала выпуска 6.Serie/B.W. было еще далеко, поскольку даже Pz.Kpfw.IV Ausf.D начали выпускать с октября 1939 года.
То, что в конструкцию будущего Pz.Kpfw.IV Ausf.E будут вносить изменения, стало понятно еще в декабре 1939 года. Причиной тому стал опыт, полученный в Польской кампании. Стало ясно, что имеющейся броневой защиты недостаточно, но для усиления броневой защиты следовало проверить, выдержит ли шасси. Вопрос отнюдь не праздный, учитывая то, какие проблемы выявились на Pz.Kpfw.III Ausf.E. В ноябре 1939 года на испытания вышел танк, догруженный до 21,4 тонн. По итогам испытаний выяснилось, что проблем не будет. По итогам 18 декабря 1939 год 6-й отдел Департамента Вооружений дал указание о выпуске последних 68 шасси PZ.Kpfw.IV Ausf.D с передними лобовыми листами шасси толщиной 50 мм, выполненными из гомогенной брони. Также предполагалось поставить экраны толщиной 30 мм на лобовой лист подбашенной коробки, а борта подбашенной коробки и корпуса усилить накладными листами толщиной 20 мм. Несмотря на то, что первый танк с экранировкой и усилением лба корпуса был готов на Krupp еще 15 мая 1940 года, по факту поставки таких машин начались только 25 июня.
Также предполагалось, что и лобовая часть подбашенной коробки также будет усилена до 50 мм. Но по факту это вызвало бы производственные проблемы, посему введенная на Pz.Kpfw.IV Ausf.D схема броневой защиты сохранилась и на Ausf.E. В ходе производства в Ausf.D вносились и другие доработки, которые далее перекочевали на Ausf.E. Вместе с тем, 6-я серия B.W. была отнюдь не допечаткой Ausf.D, на танк с самого начала стали вносить изменения, которые позволяли легко отличить его от предшественника. Первые танки, которые были сданы Grusonwerk в октябре 1940 года, имели целый ряд отличий даже по шасси. Для начала, если ранее крышки доступа к тормозам на верхней лобовой плите корпуса выступали, то теперь их делали заподлицо с листом. В связи с тем, что боевая масса танка достигла 22 тонн, были усилены опорные катки, хотя пока они оставались той же размерности — 470×75 мм. Отличить их можно по изменившимся ступичным крышкам. Изменилась и конструкция ведущего колеса, прежде всего, его можно отличить по исчезновению вырезов в боковинах. Кстати говоря, последние Ausf.D имели шасси по типу Ausf.E, разница с более поздней версией заметна по крышкам доступа к тормозам.
Изменения внесли и в конструкцию подбашенной коробки. Для начала, механик-водитель получил смотровой прибор Fahrersehklappe 30, перекочевавший с Pz.Kpfw.III Ausf.G. Он имел более удачную и компактную конструкцию. «Забрало» смотрового прибора не требовало дополнительный вырезов в броне и более надежно прикрывало смотровую щель. В связи с использованием Fahrersehklappe 30 изменилась и конструкция экрана, прикрывшего лоб подбашенной коробки в районе места механика-водителя. Во-первых, экран теперь состоял из одной детали, во-вторых, он плотно прилегал к основной плите. В-третьих, изменилось его крепление. Если ранее он крепился на болтах к планкам, приваренным к лобовой плите, то теперь его крепили на болтах к верхнему лобовому листу корпуса и крыше подбашенной коробки. таким образом снижался шанс поражения соединений при попадании снарядов. Аналогично Pz.Kpfw.IV Ausf.D поздних выпусков, борта подбашенной коробки усиливались 20-мм листами, которые крепились на болтах. Также дополнительные листы имелись и на бортах корпуса. Их крепили так же, как и экраны Pz.Kpfw.III, то есть сверлили борта и прикручивали на болтах. Еще одним добавлением стал штатный блок дымопуска, который крепился к корме моторного отделения и имел бронированный кожух.
Хватало отличий и по башне. По непонятным причинам толщину лобового листа башни так и оставили 30 мм, хотя основная часть поражений в лобовую проекцию шла в подбашенную коробку и башню (целились обычно в центр между башней и корпусом). Вместе с тем, башню довольно сильно доработали. Для начала, вместо лючка в крыше башни появился вытяжной вентилятор, что существенно улучшило ситуацию с вытяжкой пороховых газов. Изменилась и командирская башенка, ее поставили с Pz.Kpfw.III Ausf.G. Одновременно был ликвидирован выступ под командирскую башенку на кормовом листе башни, что несколько упростило ее конструкцию. Параллельно изменилось и оборудование башни. Была установлена новая вспомогательная силовая установка производства DKW, которая обеспечивала энергией мотор поворота башни.
Pz.Kpfw.IV Ausf.E стал последним танком данного типа, который выпускался исключительно силами Grusonwerk. Темпы выпуска были не особо впечатляющими — не более 30 штук в месяц. Посему производство продолжалось больше полугода — до апреля 1941 года. Впрочем, по этому поводу пока особого беспокойства не было. Pz.Kpfw.IV, несмотря на то, что во французской кампании мая-июня 1940 года снова показал себя как лучший танк немецкой армии, всё еще не воспринимался как основной. Приоритетом был Pz.Kpfw.III, который, по наличию танков в войсках, обошел Pz.Kpfw.IV только в феврале 1940 года. Кроме того, сначала на Daimler-Benz, а затем на Alkett, развернулся выпуск самоходных артиллерийских установок Sturmgeschütz III, которые являлись, можно сказать, бюджетным вариантом Pz.Kpfw.IV. Предназначались они для поддержки пехотных частей, тем не менее, часто взаимодействовали с танковыми дивизиями. Посему наличие в войсках, к июню 1941 года, 517 Pz.Kpfw.IV, немцев отчасти устраивало. Пока шел выпуск танков, были внесены некоторые изменения. В частности, с февраля 1941 года был введен тропический набор для более эффективного охлаждения моторного отделения. В марте 1941 года также появился забашенный ящик. Из-за того, что он изначально создавался для Африканского Корпуса, его прозвали Rommelkiste, то есть ящик Роммеля.
Вообще с выпуском Pz.Kpfw.IV Ausf.E связана довольно щекотливая история, имеющая отношение к броневой защите подбашенной коробки. Как уже говорилось выше, летом 1940 года обсуждалась возможность увеличения толщины лба подбашенной коробки до 50 мм, но в июле 1940 года было принято решение о том, что такую толщину введут с 7.Serie/B.W. (Pz.Kpfw.IV Ausf.F). Так вот, по ходу производства экранировку, по неизвестным причинам, ставили далеко не на все Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Часть машин экраны не получило вовсе, у части имелись крепления (но без самого экрана) для защиты участка в районе места радиста и пулеметной установки. Некоторые танки получали старые опорные катки, они попадаются далеко не на одной фотографии. Похоже, что у Grusonwerk горел план, иначе не объяснишь.
Дополнительное разнообразие во внешний вид Pz.Kpfw.IV Ausf.E вносили части, куда попадали эти танки. Забашенный ящик ввели не просто так, в частях танки стали «кастомизировать» еще в ходе французской кампании. В 1941 году данный процесс только усилился. Надо сказать, что стандартные «ящики Роммеля» довольно быстро пошли в части, так что большинство танков более раннего выпуска быстро их получила. Но не все. В 4-й танковой дивизии ящиков не было в принципе, в 12-й танковой дивизии ящик делался на левом борту корпуса, а вот некоторые части делали ящики сами. Самый большой забашенный ящик имелся у танков 6-й танковой роты 11-го танкового полка 6-й танковой дивизии, его не спутаешь ни с чем. Играли в ящики (пардон за каламбур) и в 19-й ТД. В целом тема обвесов Pz.Kpfw.IV в 1941 году на советско-германском фронте является очень широкой. В своё время ее хорошо раскрыл Сергей Малина (ПанСерж) в отдельной статье, а еще у него была книга по данной теме. Стоит лишь отметить, что данные импровизации имели вполне логичное объяснение. Если изначально у танка недостаточно штатного оборудования, не стоит удивляться появлению такового в частях. Немецкие ремонтные части (и в, не меньшей степени, американские) имели достаточный объем оборудования и самостоятельности, чтобы производить подобный «кастомайз» в пределах полка или даже роты.
На подобные вольности командиры частей обычно смотрели сквозь пальцы. Если они не снижали боевой эффективности, никаких проблем они в этом не видели. Совсем иначе смотрели сверху на такую вещь, как самостоятельное усиление броневой защиты. Причем это уже не на уровне командиров частей, а еще выше. В январе 1941 года верховное командование сухопутных сил вермахта спустило директиву, запрещающую усиливать лоб Pz.Kpfw.IV без согласования. Причины на то имелись: судя по происходящему, в частях начали самостоятельно делать экраны толщиной от 15 до 30 мм. Зная о проблемах с перегрузкой ходовой части, в OKH подобное запретили. Но имелись лазейки. Во-первых, никто не мешал навесить на лоб корпуса и подбашенной коробки траки, которые «работали» на средних дистанциях. Во-вторых, имелись части, которые всё же продавили свою экранировку. Таковой стала Vorpanzer, которая применялась танковой дивизией «Великая Германия» (Großdeutschland). Использовалась она на танках нескольких версий, включая и Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Целью была защита лба и отчасти бортов башни. Более такую экранировку не использовал.
Несмотря на то, что по плану предполагалось изготовить 233 танка шестой серии, по факту их построили 206. А именно типовыми Ausf.E стали всего 200 (о специальных версиях следует рассказать как-нибудь потом). Подавляющее большинство из них использовалось на советско-германском фронте, из 441 Pz.Kpfw.IV, находившихся на 22 июня 1941 года, как минимум треть относились к данной версии. И в случае с советско-германским фронтом случилась совсем иная ситуация, нежели во Франции. За май-июнь 1940 во Франции года было безвозвратно потеряно 97 Pz.Kpfw.IV. В Советском Союзе за июнь 1941 безвозвратно потеряли 15 таких машин, а уже за июль — 109, а за август еще 68. Всего же за 1941 год на советско-германском фронте было безвозвратно 348 Pz.Kpfw.IV, то есть более чем 3/4 от исходного числа. По процентному соотношению это было существенно выше, чем потери Pz.Kpfw.III (660 танков из имевшихся 1090 Pz.Kpfw.III).
Причины столь высоких потерь стоит искать примерно в той же плоскости, почему столь чудовищными (796 из 772 танков, имевшихся 22 июня 1941 года) оказались потери Pz.Kpfw.38(t). Для начала, сложилась поистине нелепая ситуация, когда вроде бы более располагающий к усилению броневой защиты Pz.Kpfw.IV уступил Pz.Kpfw.III. Особенно удручающей оказалась ситуация с защитой лба подбашенной коробки. Часть танков экранов попросту не получила. Да и сами экраны, будем откровенными, оказались менее удачной конструкции. 1-2 попадания, и небольшие детали попросту раскалывались. Кроме того, советскую противотанковую артиллерию немцы явно недооценили. Не говоря уже о том, что противотанковой становилась любая пушка, ведущая огонь на прямую наводку. Кроме того, уже к осени 1941 года основным противником стали средние танки Т-34, с которыми Pz.Kpfw.IV мало что мог сделать. Про КВ-1 и говорить не стоит, с лучшем случае его можно было только повредить.
О том, что 7,5 cm KwK не особо отвечает современным требованиям, немцы стали догадываться еще после кампании во Франции. Весте с тем, только ситуация на советско-германском фронте заставила форсировать события. Надо сказать, что еще к апрелю 1941 года были готовы кумулятивные снаряды 7.5 cm Gr.Patr.38 Kw.K. Но, согласно исследованиям Вальтера Шпильбергера, Томаса Йентца и Хилари Дойла, незадолго до начала операции «Барбаросса» данные боеприпасы изъяли из частей. Лишь в феврале 1942 года от Гитлера было получено разрешение на использование данного типа боеприпасов. Как показали дальнейшие события, «термитные» снаряды, как их называли в советских документах, оказались эффективным средством. Другой вопрос, что пока их ввели на вооружение, число Pz.Kpfw.IV еще больше снизилось. Ну а весной 1942 года пошли уже Pz.Kpfw.IV с 75-мм длинноствольными орудиями. Что же касается Pz.Kpfw.IV Ausf.E, то к весне 1942 года они были уже редкостью в танковых частях. Основу «четверок» с короткоствольными орудиями к тому моменту составляли Pz.Kpfw.IV Ausf.F.
Отдельного разговора достойно то, как данные танки оценила советская сторона. Первые танки данного типа были захвачены еще в начале июля 1941 года, но их, в основном, использовали прямо на фронте. Объекты для более пристального изучения появились уже во второй половине месяца. 23 июля в районе деревни Крапивня Смоленской области под удар наших частей попала 20-я танковая дивизия, от огня танков 107-й ТД она потеряла от 30 до 40 танков. Несколько образцов отправили на НИБТ Полигон, среди них оказался и Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Машина получила несколько попаданий в лобовую часть корпуса, при этом экран в районе места механика-водителя раскололся пополам, а также выбило пистолетный порт. Боевую массу машины оценили в 24 тонны, да и в целом большой точностью описание не отличалось. Главной задачей была оценка броневой защиты, и чем ее поражать. На полигоне посчитали, что поражать танк можно орудиями всех калибров, что было слегка не так. Даже по отметинам хорошо видно, что лоб корпуса выдержал попадания 45-мм снарядов, а поражен танк был в уязвимые места.
Судя по всему, этот танк эвакуировали, вместе с частью других трофеев, под Казань, где НИБТ Полигон размещался в 1941-43 годах. Интересно, что попыток восстановления трофейного танка на ход даже не предпринималось. В переписке по полигону, да и по ГАБТУ в целом, ощущается некоторое пренебрежение по отношению к данной машине (кстати, в отчете Гороховецкого АНИОП этот танк действительно указывался тяжелым). Общее отношение было примерно таким — танк примерно равнозначен Pz.Kpfw.III, смысла тратить на него время нет никакого. Да и с конструктивной точки зрения Pz.Kpfw.III считался более современным и интересным. Кто на тот момент мог подумать, что к лету 1943 года данная машина станет основным немецким танком.
Не менее интересно то, что и на испытаниях обстрелом, которые провели в сентябре 1942 года, Pz.Kpfw.IV изучали по остаточному принципу. Огонь вели только по лобовому листу корпуса, а также по бортам корпуса и башни. С чем это связано, не совсем понятно. Да и ассортимент орудий, которые стреляли по немецкому танку, оказался куда ниже — 45-мм танковая пушка, крупнокалиберный пулемет ДШК и 76-мм танковая пушка Ф-34. Тем не менее, кое-какие результаты обстрела оказались крайней любопытными. В отличие от StuG III Ausf.B, лобовую деталь которой не удалось пробить из 45-ки даже с дистанции 50 метров, лоб Pz.Kpfw.IV на тех же 50 метрах оказался поражен. Судя по всему, это было связано с тем, что лоб был выполнен из гомогенной брони. При стрельбе по бортам корпуса на дистанции 400 метров удалось пробить и 20-мм экран, и основной лист. Также по бортам корпуса и башни вели огонь из ДШК. Борт башни не был пробит с дистанции 50 метров, но борт и корму корпуса удалось пробить на дистанции 100 метров. Что же касается Ф-34, то для нее броня немецкого танка проблемой не являлась в принципе.
В целом можно сказать, что Pz.Kpfw.IV Ausf.E оказался странной машиной. Тот же Pz.Kpfw.III Ausf.H при всей своей промежуточности стал этапной машиной, на ней окончательно сформировалась ходовая часть Pz.Kpfw.III. А вот с данной версией «четверки» такое не скажешь. Уже на Pz.Kpfw.IV Ausf.F очень многое было сильно другим. Кроме того, некоторое недоумение вызывает и отношение к броневой защите. Имея больший, нежели у Pz.Kpfw.III, запас по модернизации, конструкторы Krupp им воспользовались крайне странно. И если Pz.Kpfw.III Ausf.H был лучше предшествующей версии машины, то в случае с Pz.Kpfw.IV Ausf.E сложно сказать, что она сильно превосходила Ausf.D. Да и судьба машин данной версии оказалась менее удачной, нежели у Ausf.D. До недавних пор не было известно ни одной машины данного типа, доживших до наших дней. Лишь совсем недавно данный танк восстановили из кусков в Австралийском Музее Танков и Артиллерии.
Источники:
- Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997
- PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011
- Фотоархив автора
- ЦАМО РФ
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/promejutochnaia-chetverka-5f9579db506beb04725b62df