Юрий Пашолок. Проигравший победитель в конкурсе на малый зенитный танк
Зенитный танк Т-90 разработки ГАЗ им. Молотова, который победил в конкурсе, но не пошел в серийное производство
Во второй половине 1942 года ситуация в советской танковой промышленности достаточно сильно поменялась. Опыт первого года войны, а также первой половины 1942 года, ясно обозначил приоритеты. Всё очевиднее становилась необходимость максимально поднимать объемы выпуск Т-34, именно эта машина становилась наиболее приоритетной. Танк получился оптимальным для ведения боевых действий. Он обладал необходимой подвижностью, более-менее приличной броневой защитой и мощным вооружением. В период боевых действий конца 1941-начала 1942 годов 34-ка зачастую являлась единственным танком, способным передвигаться по пересеченной местности. КВ-1 был перетяжелен, а Т-60 слишком слабым. Появившийся весной 1942 года легкий танк Т-70 был уже получше Т-60, но иллюзий никто не строил. Уже весной 1942 года было очевидно, что на таком количестве предприятий, как Т-60, новый легкий танк строить не будут. Летом 1942 года ситуация только ужесточилась. Необходимость большего количества Т-34 привело к тому, что его производство было решено развернуть в Челябинске, подвинув выпуск КВ. Кроме того, в конце июля 1942 года было принято решение о выпуске Т-34 в Свердловске, на площадке бывшего завода №37. Производство Т-60 окончательно завершилось, а для выпуска Т-70 осталось 2 площадки — ГАЗ им. Молотова в Горьком и завод №38 в Кирове. Их бы тоже использовали для выпуска Т-34, но производственные возможности не позволяли.
Смена приоритетов была верной, что показали и бои 1942 года. Первое же применение Т-70 выявило проблемы, связанные с удобством работы экипажа и, что важнее, броневой защиты. Да и с ходовой частью имелись проблемы. Это не являлось какой-то неожиданностью: время легких танков подходило к концу, те же немцы летом 1942 года производство боевых машин подобного типа прекратили. У нас легкие танки продержались на год дольше, тем не менее, общее понимание проблемы также имелось. Вместе с тем, такая ситуация совсем не означала, что время боевых машин легкого типа закончилось. База легких танков становилась необходимой для создания САУ, а вот они не устарели до самого конца войны. Самоходная артиллерия, имевшая заведомо более мощное, нежели базовое шасси, вооружение являлась необходимой составляющей в войсках. И чем дальше шла война, тем более очевидным это становилось. В этом смысле развитие советской самоходной артиллерии ничем не отличалось от зарубежных тенденций. Больше того, у нас самоходной артиллерией занимались куда раньше. Первые серийные легкие САУ военного периода появились еще летом-осенью 1941 года, в том числе и зенитные самоходные артиллерийские установки.
Работы по советским зенитным самоходным артиллерийским установкам вновь форсировали после того, как в конце июня 1942 года был сбит немецкий связной самолет. На его борту оказался отчет об испытаниях штурмовика Henschel Hs 129A, вооруженного 30-мм автоматической пушкой MK 101. Следует отметить, что зенитные средства, в том числе и самоходные, в Красной Армии имелись. Речь идет, прежде всего, об установках счетверенных пулеметных установок М-4 в кузовах грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА, а также подобные им машины. Включая и ЗСУ на базе ЗИС-6 с установкой в кузове 37-мм автоматической пушки 61-К. Наконец, к июлю 1942 года шли работы над ЗСУ СУ-31. Еще одна ЗСУ, точнее, зенитный танк на базе Т-70, с весны 1942 года разрабатывался ОКБ-15 под руководством Б.Г. Шпитального. Вместе с тем, выявился ряд недостатков, связанных, прежде всего, с уже имеющимися зенитными средствами. Одним из главных недостатков указывалась недостаточная проходимость. Всё это привело к тому, что в начале августа 1942 года появилась идея быстрого решения в виде зенитных танков на базе Т-60 и Т-70. Согласно концепции, на неизменное шасси танка ставилась зенитная башня, что позволяло оперативно организовать выпуск ЗСУ без ущерба для выпуска базовой машины. В связи с тем, что головным разработчиком и производителем Т-70 являлся ГАЗ им. Молотова, именно на горьковских конструкторов легла основная нагрузка.
Официально задание на разработку «зенитной спаренной установки под 12,7-мм пулеметы ДШК, смонтированные в танках Т-60 и Т-70» было получено 8 августа 1942 года. При этом тактико-технические требования появились немного позже — 16 августа 1942 года. Если в случае с зенитной башней Т-60 требовалось использовать, как базу, штатный «колпак», переделанный под установку зенитных пулеметов, то для Т-70 такие жесткие требования не предусматривались. Предполагалось, что питание будет осуществляться из штатных коробок ДШК. Часть деталей использовалось от Т-60, а боекомплект ожидался не менее 500 патронов. Интересно, что ГАЗ им. Молотова обязали делать зенитную башню и для Т-60, больше того, в сентябре 1942 года даже отчитались, что таковую сделали. Но на самом деле это слегка не так. Возможно, что и разработали зенитный Т-60, но строить не стали. На тот момент завод был загружен работами по теме модернизации Т-70, так что ему было слегка не до Т-60. А вот с зенитным Т-70 дела обстояли иначе. Данная работа шла быстрыми темпами, ведущим инженером машины являлся В.С. Соловьёв. Вскоре он же возглавил работы и по созданию ГАЗ-71 (СУ-71), первой легкой САУ, разработанной в Горьком.
Насчет зенитного танка на базе Т-70 представители ГАЗ им Молотова действительно написали правду. Уже в сентябре 1942 года опытный образец был построен. Базой для него послужил серийный танк Т-70 (серийный номер 2207789), на который установили совершенно новую башню восьмигранной формы. Толщина стенок башни составила 35 мм. Как и требовало техническое задание, башня была открыта сверху. Для защиты от непогоды имелся съемный тент. От Т-70 был взят погон и механизмы поворота, да и общая компоновка также бралась от базового танка. Это означало, что спаренная установка пулеметов ДШКТ оказалась смещена вправо. Таким образом, СКБ КЭО ГАЗ (Специальное Конструкторское Бюро Конструкторского Экспериментального Отдела, оно же ОКБ КЭО ГАЗ) смогло достичь максимального объема боевого отделения.
Таким же рациональным было размещение прицельного оборудования. Его сместили влево, что было более удобно, нежели у конкурирующей конструкции, которая разрабатывалась на заводе №37 в Свердловске. Помимо коллиматорного прицела К-8Т, был установлен телескопический прицел ТМФП для стрельбы по наземным целям. Правда, как было написано в отчете по первому осмотру танка, изначально именовавшегося как «Т-70 с ДШК», установку коллиматорного прицела требовалось переделать. Также, по состоянию на сентябрь 1941 года, еще не были готовы укладки для боезапаса. Надо также отметить, что танк, который с октября 1942 года получил обозначение Т-90, отличался от тактико-технических требований. Например, разместить штатные коробки ДШК в спаренной установке не представлялось возможным. Поэтому питание производилось из магазинов на 30 патронов, как на ДК. Маловато, но тут уже вопрос компоновочных решений. Тем более перезарядка, наведение и прочее осуществлялось одним человеком.
Несмотря на то, что что горьковские и свердловские ЗСУ были готовы еще в сентябре 1942 года, а к 23 октября находились на НИБТ Полигоне, испытывать их как-то не торопились. Лишь к началу декабря 1942 года началось какое-то движение. При этом на Т-90 уже установили укладки. Боезапас составил 480 патронов (16 магазинов), что признали недостаточным. Впрочем, у зенитного танка завода №37 боезапас оказался еще меньше — 12 магазинов. Кроме того, еще на стадии осмотра, который состоялся 5 декабря, явно были видны преимущества Т-90. Например, из всех машин только у него имелась радиостанция. Также у него имелся ящик для сбора стреляных гильз. Минусами указали чрезмерный вертикальный люфт подъемного механизма. Также отметили явное преимущества зенитной установки. В отличие от зенитного Т-70 завода №37, у Т-90 не имелось дырок в лобовой части башни.
Совместные испытания, из которых сразу же выбыл Т-60-З (на танке не имелось мотора), довольно быстро выявили лидера. Несмотря на то, что стрельба по воздушным целям не велась, поскольку была нелетная погода, преимущества Т-90 оказались очевидными. У Т-70 зенитного установка вооружения оказалась не только неудобной, но еще и неуравновешенной. В результате стрельба по воздушным целям была невозможной. У Т-90 такой проблемы не заметили. Минусом указали недостаточную скорость горизонтальной наводки, требовалось поднять ее до 10 градусов в секунду. У Т-70 зенитного, впрочем, она составляла 3 градуса в секунду. Всего с 5 по 9 декабря 1942 года машины прошли по 50 км, из них 12 км при вооружении, снятым со стопора, с целью определения влияния пробега на стабильность выверки прицелов. Кучность у Т-90, после этих испытаний, признали достаточной.
Итоги испытаний оказались закономерными. Явным лидером являлся Т-90, причем список претензий оказался небольшим. Требовалось увеличить боекомплект до 1500 патронов (укладка в цинках), поднять скорость наводки по горизонтали до 10 градусов в секунду, а также исправить мелкие неисправности. При этом НИБТ Полигон указал, что башня Т-90 может быть установлена и на шасси Т-60. Казалось бы, самое время запускать машину в серию, ибо работы по другим ЗСУ явно буксовали, но… Внезапно Т-90, на некоторое время, пропал из поля зрения. Причина происходящего описана в отчете ГАЗ за военный период. Выяснилось, что зенитных танков нужно небольшое количество, а загружать ими ГАЗ не стали. Далее работу собирались возложить на завод №40, где организовывали выпуск танков Т-80. Но и там проблем более чем хватало. В результате Т-90 на некоторое время попросту исчез из поля зрения. Началась работа по адаптации башни Т-90 к шасси Т-60, это достойно отдельного материала.
Снова Т-90 всплыл в переписке летом 1943 года. К тому моменту ГАЗ им. Молотова уже разработал зенитную самоходную артиллерийскую установку СЗУ на базе Т-60. Выяснилось, что башню пришлось делать заново, в результате было потрачено полгода. А еще случилась бомбежка ГАЗ, которая сильно повлияла на опытные работы. Наконец, случилась Курская Дуга, а также те самые штурмовики, против которых создавались зенитные танки. В результате был принято срочное решение о выпуске на заводе №38 партии из 50 зенитных танков Т-90. Вот только свободного времени, о котором писали в ГБТУ КА, у завода не имелось. Он был занят по уши СУ-76М. Да и грузить зенитными танками завод, который уже полгода Т-70 не выпускал — это так себе заявка на успех. Одним словом, серии так и не состоялось. С грустью следует сказать, что Т-90 стал жертвой военного перфекционизма. Запускать в серию Т-90 еще в декабре 1942 года ничего не мешало. Вместо этого было подготовлен проект постановления ГКО об организации выпуска зенитных танков на ремонтных шасси Т-60. Что привело к закономерным результатам. Отбиваться от штурмовиков летом 1943 года пришлось чем придется, причем потери от них только росли.
Список источников:
- ЦАМО РФ