Юрий Пашолок. Пробная серия среднего американца
История Medium Tank M2, первого серийного американского среднего танка на платформе Medium Tank T5
О необходимости иметь на вооружении средний танк американские военные поднимали вопрос еще в ходе Первой мировой войны. При этом командование американского Танкового Корпуса сразу сделало правильные выводы и хотело подвижную боевую машину. Изначальной идеей стало создание своего танка на базе английского Medium Mark D, но позже бригадный генерал Сэмюэл Рокенбах подстраховался. В 1919 году началась работа над двумя танками — Medium Tank M1921 на базе Medium Mark D, и колесно-гусеничным Christie M1919 Medium Tank. Впрочем, американским танкистам не повезло втройне. Во-первых, 2 июня 1920 года Танковый Корпус прекратил своё существование, а танки ныне входили в подчинение пехоты. Во-вторых, танк Кристи получился неудачным, причем его автор оказался с крайне скверным характером. В-третьих, M1921 получился если и лучше, то не сильно. Департамент Вооружений воевал с этой машиной почти 10 лет, но ничего толком не добился.
В дальнейшем работы по американским средним танкам шли, скажем так, крайне непросто. Первая половина 30-х годов прошла в борьбе Технического Департамента Танкового Корпуса и всё тем же Кристи. Поначалу изобретатель и его танки брали верх, поскольку у Гарри Нокса, главного визави, получались крайне странные шасси. Дальше Кристи устранился, поскольку его танки средними были крайне условно, да и, будем честными, таковыми так и не стали. В дальнейшем появился колесно-гусеничный Convertible Medium Tank T4, который всё равно средним оказался условно, но хотя бы получился 4-местным, причем двое сидело в башне. И лишь во второй половине 30-х годов в деле создания американских средних танков забрезжил свет надежды.
16 ноября 1937 года на испытания вышел первый опытный образец Medium Tank T5. Появление этой машины стало финалом истории со средними американскими колесно-гусеничными танками. Несмотря на то, что машину пришлось дорабатывать и полноценный T5 появился уже в феврале 1938 года, наконец-то появился полноценный средний танк. Кроме того, подвижность оказалась даже выше проектной. В ходе испытаний танк, уже доработанный с точки зрения вооружения и боевого отделения, развил максимальную скорость 49,6 км/ч. При этом танк обладал броней, более-менее защищавший от огня крупнокалиберных пулеметов. После программы испытаний на Абердинском полигоне последовали полноценные тесты в Форт-Беннинг. К началу июня 1938 года Пехотный Департамент рекомендовал стандартизировать Medium Tank T5 с вооружением в виде 37-мм орудия T1. Комитет по Вооружениям внес эту рекомендацию 2 июня 1938 года, немного позже появился индекс Medium Tank M2.
Стандартизация, впрочем, не означала, что танк немедленно запустят в серийное производство. Перед этим прошли испытания Medium Tank T5 Phase III, на котором отрабатывались различные технические решения, включая новую коробку передач. Это заставило сместить место механика-водителя влево, но далее данную идею признали неудачной. Одновременно на Medium Tank T5 Phase III отработали и конструкцию вооружения, и башню, в которую собирались его ставить. Судя по всему, на тот момент идея с литой башней не вызвала понимания, хотя тут, скорее, дело в чисто производственных причинах. Подрядчикам Детройтского Арсенала оказалось проще собирать танк на заклепках и рейках. Так или иначе, но опыт Medium Tank T5 Phase III учли, при этом финальная машина, выпуск которой начался летом 1939 года, стал своеобразным сплавом идей двух опытных экземпляров.
Серийный Medium Tank M2 получился легче второго опытного образца. Боевая масса составила 17250 кг, при этом броневая защита осталась на уровне Medium Tank T5 Phase III. Несмотря на то, что сами американцы создавали танковые и противотанковые орудия с пробитием, которое превышало возможности аналогичных зарубежных систем, по ряду причин броню своих танков они наращивать не стали. Впрочем, тогда легкая противоснарядная броня была только у французских танков, и нельзя сказать, что она сильно им помогла. Как показала практика, что 28,5, что 40 мм от огня орудий калибра 37-45 мм не спасала, разница была только в дистанции поражения. С другой стороны, у американской машины имелся козырь в виде подвижности. Официальная скорость Medium Tank M2 составляла 42 км/ч, но на самом деле она была выше, ее всего лишь ограничили. Интересно, что само шасси представляло собой сплав решений двух опытных образцов. Аналогично Medium Tank T5 Phase I, корпуса бортовых передач получили оребрение для лучшего охлаждения, а вот элементы подвески перекочевали с Medium Tank T5 Phase III, с доработками.
Своеобразным сплавом двух опытных образцов стало и боевое отделение серийного танка. С одной стороны, от идеи разместить механика-водителя со сдвигом влево отказались, вернув его по центру оси машины. Одновременно обратно вернули и два курсовых пулемета, которые размещались слева и справа от механика-водителя. С другой же стороны, основную часть идей, которую обкатали на Medium Tank T5 Phase III, реализовали на серийном M2. Касалось это, прежде всего, вооружения. Два зенитных пулемета так и оставили висеть по бортам у башни, при необходимости их ставили перед люками на крыше боевого отделения. Орудийную установку в башне заменили на M19, очень похожую на M20, которая ставилась на Light Tank M2A4. Разница была в том, что спаренного пулемета в ней не имелось. В чем был глубинный смысл его не ставить, и при этом воткнуть такую батарею пулеметов в других местах, загадка.
В окончательной редакции Детройтский Арсенал получил заказ на 18 танков, получивших регистрационные номера U.S.A. W-30445-30462. Сдача танков началась летом 1939 года, из них один танк остался на арсенале, второй направили на Абердинский полигон, остальные же отправились туда же, куда ранее ушли Convertible Medium Tank M1. Пунктом назначения стал 67-й пехотный полк, оснащенный средними танками, располагался он в Форт-Беннинг. По сути это была испытательная лаборатория по обкате танков.
Появление новой машины вызвало если не ажиотаж, то уж точно повышенный интерес. Первые маневры с полноценным участием Medium Tank M2 состоялись в начале 1940 года. Впрочем, еще раньше состоялись первые «смотрины» с участием Convertible Medium Tank M1, которые дали весьма интересный результат. При езде на гусеничном ходу предшественник был не лучше своего чисто гусеничного сменщика. Впрочем, и до того стало понятно, что развитие колесно-гусеничной схемы лишено смысла. Овчинка выделки не стоила, особенно если учесть, что Medium Tank M2 по всем параметрам однозначно превосходил колесно-гусеничную машину. При этом, правда, имелись и некоторые недостатки. Касались они, в том числе, и объемов боевого отделения. Башня получилась явно тесноватой.
Итоги первого этапа войсковой эксплуатации Medium Tank M2 привели к необходимости улучшения характеристик машины. Для необходимых опытных работ использовался второй серийный образец танка, который испытывался на Абердинском полигоне. На него и поставили улучшенную башню, которая позже пошла на Medium Tank M2. Отчасти статус испытательной лаборатории стал причиной, почему этот танк дожил до наших дней. Он так и остался на полигоне, позже пережил большую сдачу металлолома, а ныне находится в Форт-Ли.
Между тем, летом 1940 года случились структурные изменения, который положили конец бесправию в отношении бронетанковых сил. 10 июля 1940 года, спустя 20 лет после разгона Танкового Корпкуса, были возрождены Бронетанковые Силы. 15 июля сформировали две бронетанковые дивизии: 1-я, в Форт-Нокс, имела кавалерийские корни, а 2-я, в Форт-Беннинг, пехотные. Впрочем, более бестолкового разделения на пехоту и кавалерию не было. Лишним тому подтверждением стало то, что вскоре командиром 2-й бронетанковой дивизии стал Паттон, старый «танкист», но до лета 1940 года «кавалерист». В состав дивизии вошел и 67-й полк, имевший на вооружении Medium Tank M2. Впрочем, часть этих машин перепала и Форт-Нокс, где их получил 69-й танковый полк.
В дальнейшем началась реорганизация, которая сделала жизнь танков семейства Medium Tank M2 бурной. Поскольку поначалу средних танков было совсем немного, их распределяли почти поштучно. Только после того, как в войска массово пошли Medium Tank M3, карьера более старых машин пошла к закату. Прекрасно понимая, что боевые возможности Medium Tank M2 ограничены, американские военные не планировали их использовать на фронте. Так что их единственным назначением стало обучение танкистов. С этим они вполне успешно справлялись.
В конце 1942 года служба Medium Tank M2 подошла к концу, что не помешало ему выполнить роль первопроходца по одному интересному направлению. Инженерными машинами американцы занялись довольно поздно, но при этом они быстро наверстывали упущенное время. Одним из таких направлений стало создание огнеметных танков. В то время наибольшее число огнеметных танков выпускалось в СССР, Германии и Италии, англичане в этом направлении работали, но не очень чтобы быстро. Тем не менее, необходимость в таких машинах уже ощущалась, поэтому летом 1942 года CWS (Chemical Warfare Service, или Химический Корпус) начал испытания танковых огнеметов. Первый из них, E-2, установили в башню 8-го серийного Medium Tank M2.
Внешне машина изменилась не сильно. Штатная башня получила, вместо орудия, огнемет, причем его длина даже превышала ствол 37-мм системы M5. Впрочем, длина совсем не гарантировала дальность пуска огнесмеси. В ходе испытаний дальность не превысила 32 метров, это даже меньше, чем у советских огнеметов, которые ставились на химических танках ХТ-26. Такие данные выглядели явно не оптимистичными, поэтому бронетанковые силы быстро свернули работы в данном направлении. В дальнейшем работы по огнеметным танкам возобновились, но, будем откровенными, они не являлись для Бронетанковых Сил приоритетными. Огнеметы требовались на специфичных ТВД, вроде тихоокеанского.
По злой иронии судьбы, ни одного серийного образца Medium Tank M2 не сохранилось в исходной конфигурации. Тем не менее, свою, очень важную роль машина сыграла. Она стала предшественником огромного семейства американских гусеничных средних танков, которые очень быстро догнали одноклассников по ТТХ. Да и M2 в его исходном виде, будем честными, мало кому из одноклассников уступал по состоянию на лето 1939 год.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- Фотоархив автора
-