Юрий Пашолок. Предшественник «Тигра» с коническим стволом
История немецкого тяжелого танка VK 36.01 (Pz.Kpfw.VI Ausf.B), являвшегося непосредственным предшественником Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E
Немецкое танкостроение в предвоенные годы развивалось крайне специфично. Особенно это касалось тяжелых танков, которые впервые появились на повестке дня в январе 1937 года. По большому счету, B.W. (verstärkt), то есть усиленный танк поддержки, позже превратившийся в D.W. (Durchbruchswagen, то есть танк прорыва), представлял собой гипертрофированный Pz.Kpfw.IV. С тем же самым 75-мм короткоствольным орудием, что и у Pz.Kpfw.IV, но с увеличением толщины брони до 50 мм. Сама по себе концепция танка удивляет, особенно на фоне того, что те же самые немцы еще в 1935 году рассуждали о необходимости противостоять французским тяжелым и сверхтяжелым танкам, некоторые из которых родились в их богатом воображении. После того, как в феврале 1938 года новым главнокомандующим немецкими сухопутными войсками стал генерал-полковник Вальтер фон Браухич, число типов штурмовых танков начало расти. В 1938 году испытали R.W. (Rauchwagen, то есть дымовая машина), установку 105-мм орудия в башне B.W., затем D.W. эволюционировал в VK.30.01. Вершиной сумасбродной концепции штурмовых танков стал S.W., 65-тонная боевая машина с тем же 75-мм орудием, но броней толщиной 80 мм. Танк был настолько тяжелым, что для транспортировки предполагалось перевозить его в разобранном виде.
В июне 1939 году появился еще более странный аппарат, который перещеголял S.W. по массе. Речь идет об A.W. (Artilleriewagen, или артиллерийский танк). Предполагалось, что боевая масса этой машины превысит 80 тонн, а толщина брони составит 100 мм. В качестве вооружения предполагались 105-мм гаубицы с длиной ствола либо 20, либо 28 калибров. Как и D.W., S.W. и прочие, шасси данного танка разрабатывалось Henchel под чутким руководством 6-го отдела Департамента Вооружений. То есть Эрвин Адерс, главный конструктор подразделения Henschel, отвечавшего за разработку танков, реализовывал требования Генриха Книпкампа, фактического монополиста в деле проектирования танковых шасси. Увы, никаких изображений A.W. не сохранилось, но зная, как выглядел тот же S.W., можно примерно себе представить данную машину. Впрочем, уже в июле 1940 года A.W. скончался, став первой жертвой изучения опыта французской кампании. Она показала, что бронированные мастодонты с короткостволами не нужны, а боевая масса 30 тонн являлась предельной. Как самый тяжелый, A.W. первым и прикрыли, но не совсем. Krupp, разработчик башни для данного танка, продолжил работы по установке 105-мм орудия в башню VK 30.01, а также адаптации башни A.W. к шасси 30-тонного танка. Из двух направлений выбрали самое простое, то есть адаптацию орудия к башне VK 30.01. Так появилась башня D.W.(10 cm). Толщину лобовой брони башни увеличили до 80 мм.
Попытка адаптации 105-мм танковой гаубицы от A.W. к башне VK.30.01 привела к тому, что летом 1940 года начал вырисовываться новый танк. Толщина брони выросла до 80 мм в лобовой части, по итогам боевая масса поднялась до 36 тонн. Не менее важно то, что на повестке дня снова появилась идея создания подвижного тяжелого танка. В качестве силовой установки для данной машины было решено использовать мотор Maybach HL 174, объемом 17,4 литра и мощностью 450 лошадиных сил при 3000 об/мин. Рост массы также заставил переработать ходовую часть. Вместо адаптации 105-мм орудия фактически получился новый танк, причем разрабатывался он параллельно с VK 30.01. Данная машина получила обозначение VK 36.01. Кроме того, в начале 1941 года форсировали разработку третьего тяжелого танка — Typ 100 от Porsche K.G. Вскоре он стал именоваться как VK 30.01(P), а разработка Henschel — как VK 30.01 (H). Итого, три танка, из них один с 75-мм короткоствольной пушкой, второй со 105-мм гаубицей, а третий — с 88-мм орудием, имеющим баллистику зенитки Flak 18/Flak 36. 80 лет назад случилось событие, которое еще больше разнообразило происходящую ситуацию. 26 мая 1941 года Гитлер утвердил на совещании измененные требования на вооружение и броневую защиту тяжелых танков. Толщина лобовой брони корпуса и башни увеличивалась до 100 мм, а бортов – до 60 мм. В случае же с VK 36.01 вооружение менялось на длинноствольную систему.
Сложившаяся ситуация стала крайне неприятным сюрпризом для Henschel и Krupp. Дело в том, что к 26 мая 1941 года VK 36.01 уже сформировался и как шасси, и как башня с вооружением. Надо сказать, что танк действительно предполагался довольно шустрым. На нем предполагалось ставить 8-скоростную полуавтоматическую коробку передач Maybach Olvar 40 12 16 и механизмы поворотов Henschel L 600 C. На 8-й передаче ожидалась максимальная скорость 50 км/ч. При этом ходовая часть с опорными катками диаметром 800 мм и шахматным их расположением, потенциально позволяли держать эту скорость более уверенно, чем Z.W.38. По крайней мере, на скорости выше 40 км/ч бандажи не должны были разрушаться. В отличие от VK 30.01 (H), у VK 36.01 поддерживающих катков не было.
Если ходовая часть и моторно-трансмиссионная группа у VK 36.01 была оригинальной, то в случае с корпусом и башней ситуация выглядела иначе. Преемственность была налицо, особенно это касалось корпуса и башни в их исходном виде. Естественно, в связи с другой силовой установкой моторное отделение пришлось сильно менять, да и длина корпуса выросла на 25 см, тем не менее, было видно, откуда растут ноги у VK 36.01. В связи с тем, что была установлена более крупная и мощная силовая установка, по бортам моторного отделения появились характерные «уши». Также изменилась форма эвакуационных люков, которые разместили по бортам корпуса. Они стали круглой формы. Еще меньше было изменений в изначальной башней. В связи с установкой 105-мм гаубицы башню пришлось немного переделать, но общая конфигурация была неизменной. Это касалось и размещения командира и его башенки в кормовой части башни. Именно такие «головы», в количестве 4 штук, выпускались Krupp по контракту SS-006–4086/40 от 5 мая 1941 года. Еще раньше, 6 марта 1941 года, с Krupp заключили контракт на выпуск 4 корпусов VK 36.01. И вот теперь всё это переигрывалось.
Поначалу на Krupp считали, что и новое вооружение удастся поставить в текущую конфигурацию башни. 88-мм пушка в нее принципиально не влезла бы, да и это орудие, с точки зрения Гитлера было слабоватым. Требовалась система, способная пробить 100 мм брони на дистанции 1500 метров. Разговор о такой системе был поднят еще в начале 1941 года, но тогда от него отмахнулись. Теперь же это была суровая реальность. 28 мая 1941 года 6-й отдел Департамента Вооружений дал указание Krupp о переделке башни под новую систему. Ей оказалось орудия Waffe 0725 с коническим каналом ствола. Калибр орудия составлял 75 мм у казённика, а на выходе снижался до 55 мм, что позволило значительно повысить начальную скорость снаряда. Изначально на Krupp оптимистично считали, что орудие с длиной ствола 3770 мм влезет в башню без проблем. Поэтому на исходном скетче переделанного VK 36.01 башня показана как есть, то есть с размещением командира позади орудия. А вот дальше выяснилось, что это чересчур оптимистично. Башню пришлось весьма существенно переделывать, в частности, место командира сместили влево. Также полностью изменилась конфигурация люков. На этом фоне контракт на выпуск башен со 105-мм орудиями исчез как-то сам собой. Окончательно гаубица выпала из программы 11 июня 1941 года, но число башен выросло. Под установку Waffe 0725 предполагалось изготовить уже 6 башен.
Наибольшая засада, впрочем, ждала VK 36.01 на другом направлении. Дело в том, что Waffe 0725 использовала подкалиберные снаряды, на каждый из которых тратился килограмм вольфрама. А вот с ним у немцев дела обстояли не очень мягко говоря. По этой причине возникал закономерный вопрос о целесообразности такого орудия в принципе. В конце мая 1941 года данный вопрос был не столь острым, пока что по орудиям с коническим каналом ствола работы шли в гору. Но звоночек прозвучал с самого начала. Поэтому параллельно начались работы по версии VK 36.01, которая могла бы нести 88-мм пушку. Позже она превратилась в VK 45.01 (H), то есть в Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E. С определенного момента на Henschel разрабатывалось сразу 3 тяжелых танка. Конечно, были те же американцы, у которых, к началу 1944 года, одновременно в работе было аж 5 средних танков (T20, T22, T23, T25 и T26). Но это были фактически вариации на тему одного шасси. А тут, считая еще и разработки Porsche, 5 разных танков, из них 3 принципиально разных, включая даже вооружение.
Имелась, впрочем, еще одна проблема. Любимой забавой немецких военных было поставить весовую планку на определенном уровне, а потом внезапно захотеть больше, чем изначально. В результате танк получался перегруженным. VK 36.01 ждала ровно та же судьба. В виду изменения вооружения и усиления броневой защиты боевая масса танка составила 40 тонн, что уже вызывало немало разных мыслей. Для понимания, удельное давление на грунт составило запредельные 1,07 кг/см2. Да и удельная мощность снизилась с 12,5 до 11,25 л.с. на тонну. В виду того, что ни один танк данного типа так и не собрали в полноценном виде, никто так и не узнал, что там было с реальными ходовыми качествами при езде по мягким грунтам, а также с тепловым режимом мотора. Но вообще есть мнение, что закрывать программу VK 36.01 нужно было еще летом 1941 года.
Создается ощущение, что с самого начала на переделанный под Waffe 0725 танк смотрели осторожно. При наличии уже двух запущенных в работу проектов с 88-мм пушками вариант с «пожираталем вольфрама» смотрелся не очень перспективно. Количество Waffe 0725, которые предполагалось сделать первой партией, составляло 8 штук. Позже и число заказанных Krupp корпусов выросло до 8. Пушек с коническим каналом ствола реально построили и того меньше — 1 штука. Она некоторое время именовалась как 7,5 cm KwK 42, но этот индекс быстро исчез, как и само орудие. Похожая история была и с самим танком. В октябре 1941 года танк стали именовать как Pz.Kpfw.VI Ausf.B, но реально его так именовали крайне редко. В конце 1941 года Krupp начал сборку корпусов и башен, как и полагалось, собрали 8 корпусов и 8 башен. Вот только к концу января 1942 года сложилась ситуация в стиле «Боливар не выдержит двоих». Дело в том, что Henschel являлся одним основных производителей Pz.Kpw.III, в конце 1941-начале 1942 годов выпуск данных танков вырос. На этом фоне производственные площади, которые в Касселе были совсем не резиновые, оказались не готовы к выпуску еще и совершенно новых танков.
По этой причине 30 января было принято решение о том, что VK 36.01 изготовят всего 2 штуки. В Кассель отправлялось 4 корпуса и 2 башни, остальное направлялось на склад. Соответственно, на Henschel отправили 2 комплекта узлов и агрегатов. На практике же был построен всего один образец VK 36.01, причем в виде шасси без башни и даже без ее массогабаритного макета. Случилось это в марте 1942 года. Машину, которую предполагали сдать в апреле, не закончили, поскольку уже шли работы по VK 45.01 (H). Далее была идея как-то пристроить 5 корпусов. Таким образом в июне 1942 года появился проект эвакуатора VKz 35.01, который оснащался бы лебедкой Seilwinde 22/40, способную тащить грузы массой до 40 тонн. Предполагалось установить мотор Maybach HL 210, более мощный и унифицированный с VK 45.01(H). Да и сам эвакуатор был нужен в связи с появлением VK 45.01(H). Штатный тягач-эвакуатор Sd.Kfz.9 в одиночку попросту не мог его сдвинуть с места. Выпускался данный эвакуатор силами FAMO в Бреслау. Собственно, на FAMO и предполагалось делать такие конверсии, но запланированные позже 4 VKz 35.01 так и остались в планах. Ну а корпуса легли мертвым грузом.
Существовал еще один вариант трудоустройства танка, связан он оказался с вооружением. Еще во второй половине 1941 года Rheinmetall-Borsig, получив согласие Гитлера, начала работу над 75-мм пушкой, имевшей длину ствола 60 калибров. Согласно расчетам, на дистанции 1400 метров снаряд этого орудия пробил плиту толщиной 100 мм, установленную под углом 30 градусов от вертикали. В феврале 1942 года появилась 70-калиберная версия орудия, обладавшая ещё большим пробитием. Под эту систему Rheinmetall-Borsig разработал и башню, ту самую, что позже планировалось поставить на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.H2. Интересна она тем, что ее орудийная установка вполне вписывалась и в башню VK 36.01. В июне 1942 года появилась идея установить это орудие и в башню VK 36.01 (в переписке указывался другой индекс – VK 35.01). Танк с таким орудием должен был называться VK 35.02. Правда, прожил этот проект совсем немного – до середины июля 1942 года. Последняя попытка трудоустроить башни была датирована февралем-мартом 1944 года. Еще в ноябре 1942 года возникла идея поставить башни на линии обороны. Предполагалось, что в башни всё же поставят Waffe 0725, переделанные под боеприпасы от 7,5 cm Pak 41. К данному вопросу возвращались не раз, даже контракт с Krupp подписывали. Но еще летом 1943 года завод в Эссене получил настолько тяжелые повреждения от бомбежек, что стало не до того. Так башни до конца войны и пролежали.
Единственное построенное шасси VK 36.01 было решено использовать как испытательный стенд. По коробке передач и ряду узлов машина была идентична VK 45.01(H), так что хоть как-то, но она пригодилась. Вершиной карьеры стало участие в совместных испытаниях перспективных танков, которые состоялись 8–14 ноября 1942 в районе Бад-Берке. Интересны они тем, что как раз там решалась судьба VK 45.01(H) и VK 30.01(D). Что же касается VK 36.01, то он был направлен как один из «эталонов». Машину весьма подробно снимали, ведь ее водил рейхсминистр вооружения и боеприпасов Альберт Шпеер. Вместе с ним в танке каталась и комиссия, включая и Фердинанда Порше. Поскольку танк был без башни, то заранее оказался в более выгодных условиях. По крайней мере, он оказался легче остальных танков своего класса. Правда, сильно это ему не помогло: начались испытания с того, что VK 36.01 застрял в грязи. Удельное давление на грунт передало пламенный привет. Не особо задались и испытания на преодоления подъемов в сложных условиях. Единственным плюсом стало то, что танк был чуть быстрее остальных машин. Веселые старты для VK 36.01 закончились 11 ноября 1942 года. Танк сломался, больше он в испытаниях участие не принимал. На такой «позитивной» ноте карьера опытной машины и закончилась.
Список источников:
- US NARA
- Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000
- Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987