Юрий Пашолок. Последняя ступень перед «Стюартом»
История Light Tank M2A4, прямого предшественника Light Tank M3
Вторая половина 30-х годов стала для американской танковой промышленности временем возрождения. До того почти десятилетие она явно двигалась не в том направлении. Идея с Light Tank T1, имевшим тракторную ходовую часть, оказалась явно ошибочной. Ситуацию усугубило вмешательство SAE (Society of Automotive Engineers, Ассоциация Автомобильных Инженеров), которая настояла на переднем расположении мотора. Перенос силовой установки способствовал улучшению ситуации с распределением массы, а заодно и сокращал габариты машины. В результате от исходной конструкции Light Tank T1 почти ничего не осталось, вот только получилась крайне спорная машина. Особенно были «рады» механики-водители этих танков. Ездить, обхватив ногами двигатель с коробкой передач — так себе удовольствие. Да и перспективы заработать яичницу с беконом как-то не очень радовали. Как и болтанка в боевом отделении. В общем, первый американский легкий танк собственной разработки откровенно не задался. Тем не менее, те же самые люди, которые создали Light Tank T1, позже разработали вполне неплохой Light Tank M2 и Combat Car M1.
Создавались эти две боевые машины по концепции английского легкого танка поддержки пехоты Vickers Mk.E, но со своей спецификой. После знакомства с колесно-гусеничными танками американская пехота захотела скоростные боевые машины. И вот как раз со скоростью у Light Tank M2 дела обстояли очень даже неплохо. Это был самый быстрый чисто гусеничный танк межвоенного периода. Плюсом была и цена, составлявшая половину стоимости колесно-гусеничного танка Convertible Medium Tank T4, при той же боевой эффективности. Естественно, существовали у Light Tank M2 и минусы, например, плохая продольная устойчивость, что особенно ощущалось на бездорожье. Чисто пулеметное вооружение, даже в сочетании с крупнокалиберным пулеметом Browning M2HB, во второй половине 30-х выглядело уже слабоватым. Вместе с тем, достоинств у танка было больше, чем недостатков, да и выбора у американской пехоты не имелось. Так или иначе, к концу 30-х годов в развитии американских танков пришло время двигаться дальше.
Опыт Гражданской войны в Испании показывал, что необходима более солидная броневая защита. Впрочем, больше американское командование беспокоила ситуация в Европе. Про это впрямую не говорилось, но вот ведь совпадение. 12-13 марта 1938 года случился аншлюс Австрии, а 15 апреля того же года подполковник Гладеон Барнс из американского Департамента Вооружений подготовил концепцию программы разработки танков. Эта концепция подразумевала и разработку «мобилизационных» танков боевой массой 6350 кг, броней толщиной 38 мм, а также вооружением в виде 37-мм пушки, спаренной с пулеметом. Главным преимуществом этого танка была цена и более мощное вооружение. В июле эта концепция оказалась переработана в Департаменте Вооружений, а 3 августа того же года Комитет по Вооружениям утвердил разработку Light Tank T6. Вместе с тем, стало появляться понимание, что Light Tank T6 получается неполноценным. По этой причине 29 декабря 1938 года Комитет по Вооружениям утвердил разработку Light Tank M2A4.
Выбор эволюционного пути развития легкого танка выглядел наиболее разумно. Попытка сделать бюджетный танк однозначно упиралась в то, что получалась почти такая же по массе боевая машина, только хуже. Кроме того, шасси Light Tank M2 отнюдь не исчерпало возможностей для развития. Модернизация шасси, получившая обозначение Light Tank M2A3, частично лишилась проблемы с продольной раскачкой. За счет увеличения длины опорной поверхности продольная устойчивость стала выше. Одним словом, победила логика, и тут Департамент Вооружений точно не ошибся.
В качестве базы для изготовления опытного образца Light Tank M2A4 был использован последний серийный Light Tank M2A3. Главной задачей при разработке улучшенного танка являлось повышение мощности вооружения и броневой защиты, но уже набралось претензий и к моторному отделению. Поэтому в его конструкцию был внесен ряд изменений. Кормовая часть моторного отделения оказалась переделана, что улучшило ситуацию с охлаждением, а также его защитой от вражеских пуль и осколков. Конечно, глухая кормовая плита чуть усложнила доступ некоторым элементам, но всё относительно. Вместо съемной «верхушки» в нижней части кормовой плиты появился большой двухстворчатый люк. Он позволял добраться до тех узлов, ради которых ранее требовалось демонтировать мотор. Внесли изменения и в носовую часть машины. Свидетели секты «надо больше пулеметов!» добрались и сюда: чтобы механик-водитель не скучал, в левой надгусеничной полке поставили пулемет Browning M1919A4. По горизонтали он наводки не имел, а по вертикали мог наводиться в пределах от -2 до +5 градусов.
Главное изменение, впрочем, оказалось связано с боевым отделением. После экспериментов с двухбашенной схемой в Департаменте Вооружений вернулись к традиционной схеме с двухместной башней, имевшей диаметр погона в свету 1187 мм. Башня явно создавалась теми же людьми, которые ранее разработали «голову» для Medium Tank M2. Впрочем, от рациональных углов наклона стенок пришлось отказаться, поскольку такая система снижала внутренний объем, а он и так получился небольшим. В лобовой части башни поставили спаренную орудийную установку M20, аналогичную по конструкции установке M19 на Medium Tank M2. Разница в том, что тут от спаренного пулемета не отказались. Кроме того, в кормовой части башни разместили зенитный вертлюг M20, по аналогии с Combat Car M1. В отличие от кавалерийского танка, сидений для расчета башни Light Tank M2A4 не предусматривалось. Решение странное, особенно с учетом высокого тоннеля под вал от мотора к трансмиссии.
Переделка в Light Tank M2A4 производилась силами арсенала Рок-Айленд, там же, где выпускались и Light Tank M2A3. По итогам переделок толщина брони выросла до дюйма (25,4 мм), правда, опытный образец изготовлялся из неброневой стали. Закончили переделку в мае 1939 года, после чего танк отправили на Абердинский полигон. К моменту изготовления эта машина неожиданно оказалась одной из лучших в классе. Прямыми одноклассниками Light Tank M2A4 были Т-26, Pz.Kpfw.II, Ha-Go и Renault R 35. Большинство из них уступали американской машине в броневой защите, лишь француз превосходил. Вот только Renault R 35 вооружался пушкой, не способной пробить броню американской машины даже на ближней дистанции. Зато 37-мм пушка M5 оказалась вполне способной поражать броню французской машины на дистанции в полкилометра. Также плюсом американского танка оказалась подвижность. Про 72 км/ч речь уже не шла, но до около 60 км/ч машина вполне разгонялась.
Вместе с тем, первый этап полигонных испытаний выявил и определенные недоработки конструкции. Связаны они оказались, в том числе, и с обзорностью. 9 июня 1939 года на Абердинском полигоне состоялось расширенное совещание, посвященное Light Tank M2A4. В его командование американской пехоты, а также Департамент Вооружений, выработали финальную версию спецификации нового танка. Требовалось улучшить ситуацию с обзорностью, увеличить углы наводки орудийной установки, чуть укоротить пушку, дабы избежать повреждений в ходе маневрирования в лесу, а также добавить второй курсовой пулемет, в правом спонсоне. Несмотря на список доработок, общее мнение насчет Light Tank M2A4 было скорее положительным. Уже летом 1939 года на повестке дня встал вопрос о серийном производстве танка.
После первого этапа испытаний танк отправился обратно в арсенал Рок-Айленд. Следующий этап испытаний состоялся в октябре 1939 года, тогда же танк впервые показали на демонстрации новой техники. По итогам всех доработок боевая масса выросла до 11,6 тонн, впрочем, даже при эксплуатационной мощности мотора 250 лошадиных сил удельная мощность всё равно получалась рекордной в классе. Самое же главное, что характеристики машины выросли. Помимо установки пулемета в правой надгусеничной полке, доработанная машина отличалась появлением уголков на лобовом листе корпуса. Они выполняли роль пулеотбойников. Надо сказать, что появление пулеметов в надгусеничных полках привела к игре «дудочка, или кувшинчик?». Дело в том, что доработанная машина получила антенный порт, но с нюансом. Радиостанция ставилась в правой надгусеничной полке, для чего было нужно снять укладку для пулеметных лент и… правильно, правый пулемет.
Доработкам подверглась башня и орудийная установка, причем также не без нюансов. Вполне логичным решением стало появление бронировки механизма отката орудия. Впрочем, эти самые откатные механизмы, перекочевавшие с буксируемой версии орудия, получились чересчур громоздкими. Насколько нарушился баланс орудийной установки, история умалчивает. С учетом того, что дальше эволюция орудийной установки продолжилась, с балансировкой орудия дела всё же обстояли не лучшим образом. А еще имелся нюанс, связанный с поворотом башни. Дело в том, что маховик механизма поворота башни находился у командира. Это может показаться странным, но есть мнение, что с учетом общего размещения расчета башни такая система получилась наиболее удобной. На всякий пожарный, командир размещался не слева, а справа, то есть выполнял функцию заряжающего, а не наводчика. В общем, наведение башни на цель превращалась в командную игру.
Без нюансов не обошлась и переделка смотровых приборов. На доработанной машине смотровые лючки, они же пистолетные порты, оказались приподняты, что улучшило ситуацию с их использованием. Впрочем, конструкция портов была далеко не лучшей. Кроме того, переработанная башня получила смотровую башенку 8-гранной формы. Она получила смотровые щели по типу тех, что использовались в смотровых лючках отделения управления. Можно было бы сказать, что это командирская башенка, но! Командир-то сидел справа, а башенку поставили слева. Теоретически командир мог протиснуться за наводчиком и куда-то смотреть, но это явно не штатный режим ее использования. В общем, даже после доработки хватало проблем, но это смотря как посмотреть. При всех описанных недостатках у легких танков других стран порой проблем оказалось куда больше.
К концу 1939 года вопрос о доработках Light Tank M2A4 решили окончательно, самое время запускать танк в серию. Но не всё так просто. Было очевидно, что малой серией тут не обойтись. Началась Вторая мировая война, США выбрали нейтральный статус, но наверху отлично понимали, куда всё идет. Вопрос скорее стоял не о принципиальном вступлении страны в войну, а сроках. Между тем, арсенал Рок-Айленд был перегружен заказами и в принципе не подходил для крупномасштабного выпуска танков. Ремонтировать он их мог, но не выпускать. Посему уже к концу 1939 года встал вопрос о смежнике со стороны гражданского сектора. Таковым оказалась American Car & Foundry Company. Для вагоностроителей военная продукция отнюдь не была чем-то новым. Еще в годы Первой мировой войны American Car & Foundry выпускала артиллерийские передки и боеприпасы. Кстати говоря, боеприпасы, полевые кухни и много чего еще заводы, входящие в состав American Car & Foundry Company, производили и в годы Второй мировой войны. Этим же занимался и головной завод в Беруике, штат Пенсильвания. Но одновременно он стал и первым «коммерческим» производителем американских танков во Вторую мировую войну (Marmon-Herrington не в счет). Здесь же, кстати говоря, организовали и производство танковой брони.
Первый квартал 1940 года понадобился на организацию производства, а самый первый серийный Light Tank M2A4 сдали в мае 1940 года. Самое интересное, что серийные номера танков начались не с 1, как это обычно бывает, а продолжилась нумерация с других Light Tank M2A4. Естественно, поначалу выпуск шел медленно, но очень скоро в Беруике догнали и перегнали арсенал Рок-Айленд по ежемесячным объемам. В августе 1940 года на Абердинский полигон прибыла уже 84-я по счету серийная машина, а всего American Car & Foundry за 1940 года сдал 325 танков данного типа. Для американской танковой промышленности до того сумма более чем внушительная. Это больше, чем арсенал Рок-Айленд сдал за весь довоенный период.
Эти объемы, впрочем, являлись не более чем разминкой перед тем, что ожидалось в 1941 году. Стало понятно, что, во-первых, танк получился, а во-вторых, после поражения Франции вопрос вступления США в войну оказался еще более актуальным. Кроме того, порог американской промышленности стали обивать англичане, у которых с легкими танками дела оказались совсем плохими. Это означало, что выпускать придется «и нашим, и вашим». Происходящее заставило думать о том, как оптимизировать производство танков.
Касалось это и производства корпусов. Дело в том, что собирались корпуса и башни на заклепках и рейках. На фото это часто не видно, но просто потому, что часть заклепок была заподлицо с листами. Это усложняло сборку, а со сваркой пока дела обстояли плохо. Так вот, во второй половине 1940 года родилась идея сборки корпусов по французской системе. Отчасти это оказалось связано с деятельностью французского инженера Мартина Преваля, ранее работавшего на SOMUA и имевшего прямое отношение к SOMUA S 35. Так вот, этот танк изготовлялся из крупных литых деталей, собиравшихся на болтах. Преваль имел прямое отношение к разработке корпуса и башни канадского аналога Medium Tank M3, более известного как RAM. Идея использования литых деталей заинтересовала и американскую промышленность.
В случае с Light Tank M2A4 было решено опробовать несколько иной тип корпусов. Во-первых, сложная форма корпуса не позволяла собирать его из таких же крупных сегментов, как Medium Tank M3, во-вторых, сборку на болтах быстро забраковали. В ноябре 1940 года American Steel Foundries изготовила комплект литых деталей, которые далее сварили на Electro-Motive Corporation (ныне Electro-Motive Diesel). Конструкция получилась явно более удачной, чем у французских корпусов и башен, тем не менее, в серию она не пошла. Причины прозаичны: на тот момент технологии массового выпуска корпусов и башен мало подходили для такой системы. Достаточно сказать, что полностью на сварку американские танкостроители перешли к середине 1942 года. А тут требовалось сварить литые детали. Далее этот опыт пригодился, но на текущий временно период литьё со сваркой не являлись оптимальным выбором.
В начале 1941 года постепенно шли подготовительные работы по сменщику Light Tank M2A4. Причин для замены хватало, причем проблема была совсем не в танке. Во-первых, повысились требования по броневой защите, во-вторых, за 1940 год отработали новые смотровые приборы и идеи по улучшению ходовой части. Обкатали их, в том числе, на Combat Car M2, он же Light Tank M1A1. Тем не менее, American Car & Foundry сдала за 1941 год еще 40 танков, плюс в апреле 1942 года 10 танков внезапно сдали на Baldwin Locomotive Works. Итого 375 танков, из них основная масса в 1940 году. По традиции, часть танков оснастили дизельными радиальными моторами Guiberson T-1020. Нельзя сказать, что американским военным эти моторы нравились, ибо старт при помощи пиропатрона — это еще то шаманство. Но ничего иного у них не имелось, хотя попытки найти замену не прекращались в 1941-42 годах.
Сказать, что Light Tank M2A4 тепло встретили в войсках — это не сказать ничего. Наконец-то американская пехота получила то, чего она добивалась от Департамента Вооружений 20 лет. Правда, радость была недолгой, поскольку танком для пехоты серийный M2A4 пробыл считанные месяцы. 10 июля 1940 года были возрождены Бронетанковые Силы, а 15 числа сформировали две бронетанковые дивизии. Разделение на пехотные и кавалерийские танки ушло в историю. Естественно, первым делом Light Tank M2A4 пошли на комплектацию бронетанковых дивизий. Это были самые современные танки на момент создания дивизий, причем к ним, в отличие от Medium Tank M2, вопросов явно не имелось. На 1940 и 1941 годы танк выглядел вполне современным, и его уж точно не рассматривали как учебную матчасть.
Ситуация изменилась весной 1941 года, когда в серию пошел Light Tank M3. Эта боевая машина получилась более совершенной и защищенной, естественно, что M2A4 постепенно становились учебной матчастью. Но — это совсем не означало, что Light Tank M2A4 перестал быть боевой машиной, пригодной для отправки на фронт. Кроме того, именно M2A4 стал первым американским танком, поставленным по программе ленд-лиза. Критическая ситуация в Северной Африке заставила англичан срочно запросить у США любые танки. В ответ летом 1941 году были направлены Light Tank M3, а также 36 Light Tank M2A4. Не по принципу «на тебе, Боже, что нам негоже», а иного попросту не имелось. Эти танки получили регистрационные номера в пределах T.27941-T.27976. Они так и остались M2A4, индекс Stuart танки не получали, поскольку их поставки не шли после лета 1941 года.
Данная партия стала первым и последним случаем зарубежных поставок. Если вам будут рассказывать про M2A4 в СССР, можете смело гнать и насмехаться над такими сказочниками. В СССР эти танки точно не приходили, а информация об их поступлении связана с ошибкой приёмщиков. На самом деле это были Stuart I, позже они воевали в составе 114-й и 192-й танковых бригад. Что же касается английских танков, то с ними история темная. Вроде бы они не воевали, но в августе 1941 года такие танки точно попали в Египет, а что было дальше, вопрос. По крайней мере, до фронта они добрались. Вроде как эти танки воевали в Бирме (их применяла 7-я бронетанковая бригада), но насколько оно так, вопрос. Наконец, как минимум один английский M2A4 уехал в Канаду, где использовался как учебный. Также они использовались, как учебный, в составе 9-го Её Величества Королевского Уланского полка в период его нахождения на территории Англии летом-осенью 1941 года.
Если с боевым применением Light Tank M2A4 есть вопросы, то про США таких вопросов нет. Помимо армии, 36 Light Tank M2A4 получил Корпус Морской Пехоты. Морпехи традиционно получали танки по остаточному принципу, в этом смысле они такому щедрому жесту могли только порадоваться. На фоне продукции Marmon-Herringoton даже такой танк выглядел очень даже ничего. Боевым дебютом M2A4 стало использование его на Гуадалканале (Соломоновы Острова). Сражение за Гуадалканал являлось одним из ключевых в кампании 1942 года на Тихом Океане. Оно получилось крайне ожесточенным. На фоне творившегося на советско-германском фронте, естественно, всё это выглядело боями местного значения, но всё познается в сравнении. Летом 1945 года на Сахалине и Курилах у нас тоже не танковые армии применялись. В случае же Гуадалканалом ставился вопрос о том, что при его потере японцы перекрыли бы проход союзных конвоев.
7 августа 1942 года началась операция «Смотровая башня», в ходе которой успешно прошла высадка американских частей. В боях за остров принимал участие 1-й танковый батальон морской пехоты, приданный к 1-й дивизии морской пехоты. В нем, помимо M2A4, воевали и Light Tank M3. По большому счету, эти танки оказались равнозначными, тем более что боевое применение оказалось крайне специфичным. Несмотря на то, что на Гуадалканал позже прибыла 1-я отдельная танковая рота под командованием капитана Маэды, танковой баталии так и не случилось. Японцы свои танки потеряли самым бездарным образом, а Lgiht Tank M2A4 использовали как средство поддержки пехоты и для охраны аэродромов. И с тем, и с другим они вполне себе справлялись. Впрочем, и M2A4, и M3 были уязвимы для огня японской противотанковой артиллерии.
До недавнего времени было известно всего об одном Light Tank M2A4, дожившем до наших дней. Сохранился он как раз на Гуадалканале. В октябре 1942 года, во время боев за аэродром Хендерсон-Филд, танк угодил в болото. В 2009 году его удалось оттуда вытащить. Ныне он находится в частной коллекции. Второй танк обнаружили на стрельбище Форт-Райли, случилось это в ноябре 2014 года. От машины сохранилось шасси, но и это неплохо. По крайней мере, она не повторила судьбу Combat Car M1, коих ныне вообще нет ни одной штуки.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992
- Through Mobility We Conquer: The Mechanization of U.S. Cavalry, George W. Hofmann, The University Press of Kentucky, 2006
- Архив автора
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/posledniaia-stupen-pered-stiuartom-60f2a8c83ade4022bdb2a24e