Юрий Пашолок. Последняя модернизация Т-60
История легкого танка Т-45, попытки подольше продержать производство Т-60 в Свердловске
Проблема с двигателями является одной из ключевых в танкостроении. Порой эти самые проблемы появляются на пустом месте. Например, в советском танкостроении подобное можно наблюдать в случае с малыми танками-разведчиками. Еще со времен таких танков, как Т-37 и Т-38, как силовая установка использовался мотор ГАЗ-АА. В тот момент казалось, что двигателя хватит, но уже к 1936-37 году стало понятно — мотора этого маловато. Это стало одной из причин, почему появился мотор ГАЗ-11 (советская копия легкового мотора Dodge), но возникало некоторое недоумение по другой причине. В том же городе, где находился завод №37, выпускавший Т-37 и Т-38, располагался еще один автомобилестроительный завод — ЗИС. Что именно мешало вернуться, во второй половине 30-х годов, к использованию ЗИС-овского мотора (а на «мобилизационном» танке Т-34 стоял как раз такой двигателя), непонятно. Зато в 1940-41 годах, да и после начала войны, моторные проблемы встали в полный рост.
Игнорирование мотора ЗИС-5 привело к целому ряду проблем. Помимо того, что к 1941 году артиллерийский тягач «Комсомолец» требовал замены, поскольку его мотор от «Полуторки» оказался уже слабоват для новых систем, под угрозой была и программа Т-40. Моторный цех ГАЗ осенью 1940 года забрали под выпуск авиационных двигателей, что привело к огромным проблемам. Когда же было решено проверить возможность установки мотора ЗИС-16 (форсированный вариант мотора ЗИС-5, изначально автобусный), выяснилась грустная ситуация. Компоновка Т-40 была такова, что ничего, кроме ГАЗ-11, в него не влезал. Поэтому Т-60, разработанный в конце июля 1941 года, изначально создавался с расчетом на установку московского мотора. Во второй половине 1941 года такая альтернатива не понадобилась, тем не менее, работы прошли не совсем чтобы впустую.
Еще осенью 1941 года были запущены работы по модернизации малого танка Т-60. По ее итогам танк получил усиленную броневую защиту, которую внедрили на серийных машинах. Вторым направлением работ стала работа по усилению вооружения. В данном случае результатов оказалось два — серийный и опытный. Серийным стал новый танк — Т-70. В случае с опытными работами получилась 37-мм пушка ЗИС-19, которую вписали в серийную башню. Данная работа в серию не пошла, поскольку 6 марта 1942 года Т-70 приняли на вооружение Красной Армии. Далее, 9 марта того же года, было принято решение о запуске производства Т-70 на заводе №37 (Свердловск) и заводе №38 (Киров). Впрочем, вскоре завод №37 получил отсрочку, поскольку возможности производства не позволяли просто взять и запустить этот танк в серию. Результатом отсрочки стало появление опытного танка Т-45, который можно назвать «Т-60 на стероидах».
В публикациях некоторых авторов Т-45 указывается как конкурент Т-70, чья разработка началась еще в 1941 году. Но это, будем откровенными, чушь собачья. Да, впервые индекс Т-45 прозвучал еще в апреле 1941 года, но речь шла о совсем другом танке. Под обозначением Т-45 подразумевалась вторая по счету реинкарнация «бюджетного» танка сопровождения Т-127. Проект вытащили из нафталина в апреле 1941 года и тут же прикопали. Что же касается того самого Т-45, о котором идет речь, то единственная причина, почему он вообще появился, связана со сложной ситуацией вокруг завода №37. Причем сложилась она даже не в конце 1941 года, а ближе к весне 1942 года. Писать о каких-то работах по глубокой модернизации Т-60 в Свердловске ранее февраля 1942 года — это, уж пардон, демонстрация своей полной профнепригодности. Вплоть до февраля 1942 года завод №37 занимался выпуском Т-30, параллельно внедряя Т-60 по проекту первой модернизации. Поэтому свердловские машины изначально имели другую башню (с переносом воздуховода со лба на крышку люка), имелись небольшие отличия по корпусу, ведущим колесам. А еще у завода №37 наблюдались большие проблемы с поставками моторов ГАЗ-11 модель 202. Например, с января по март 1942 года завод недополучил 664 мотора. Можно прикинуть, что было бы, если в Свердловске запустили выпуск Т-70, у которого мотор ГАЗ-203 состоял из спарки ГАЗ-11 модель 202.
Фактически точкой отсчета времени запуска проекта Т-45 можно считать 12 апреля 1942 года. В этот день было подписано постановление ГКО №1581 «О выпуске танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша». Данное постановление сдвигало начало производства Т-70 на июль 1942 года (в этом месяце сдавалось 10 танков). На таком переносе настоял В.А. Малышев, нарком танковой промышленности. Между тем, и в апреле имелись проблемы с поставкой моторов. Из-за этого завод простаивал 8 дней апреля и первые 10 дней мая. В результате появилось логичное решение о переводе танка на мотор ЗИС-16, либо, если совсем дела будут плохи, на ЗИС-5. Такие моторы весной 1942 года освоили в Миассе, куда в 1941 году эвакуировали часть производства ЗИС. Коробки передач для Т-70, к слову, делалась там же. Инициаторами появления Т-45 следует считать руководство НКТП и военную приёмку завода №37. Сам Малышев в апреле 1942 года продвигал идею отсрочки выпуска Т-70 в Свердловске тем, что это даст Красной Армии лишние 400 Т-60. А тут получалось, что еще и с моторами беда. Военная приёмка на завода била тревогу и предлагала решать вопрос с моторами в начале мая 1942 года. Но по факту всё началось явно раньше. За неделю подобные решения точно не выполняются. Кроме того, к ремоторизации свердловских Т-60 подключили С.А. Гинзбурга, явно с санкции Малышева и Ж.Я. Котина.
Работы по теме перевода Т-60 на мотор ЗИС-5/ЗИС-16 вел возрожденный на новом месте отдел «22». Возглавил работы Н.А. Попов, имевший большой опыт по теме Т-40 и точно участвовавший в первой попытке перевода малого танка на мотор ЗИС. Задача усложнялась тем, что производство моторов ЗИС-16 еще не освоили, поэтому и была «заплатка» в виде ЗИС-5. На заводе №37 уже были в курсе, что мотор этот для Т-60 слабоват, поскольку масса танка достигла отметки в 6 тонн. В любом случае, приоритетом становился доработанный мотор ЗИС-16, причем заводу достался подержанны двигатель с пробегом 35000 километров. Мотор доработали: выхлопной коллектор переделали, также доработали картер маховика с креплениями двигателя, и конус коленчатого вала с насаженным шкивом для привода вентилятора. Поскольку было понятно, что нагрузка на мотор возрастет, а у Т-60 и так с тепловым режимом дела обстояли не очень, поставили усиленный радиатор. Переработанную силовую установку обозначили как ЗИС-60. В случае успеха смежником по двигателю становился завод в Миассе.
В корпус Т-60 мотор с доработанной системой охлаждения вписались без особых проблем. Внешне корпус не менялся, правда, пришлось дорабатывать заводной механизм и выхлопную систему. Успех в работе привел к тому, что отдел «22», явно получив согласие от НКТП, пошел дальше. Там начали работы по более глубокой модернизации Т-60, которая и получила индекс Т-45. К началу мая проект был готов, а к 8 числу уже изготовили опытный образец. Корпус менялся не сильно: толщину верхнего лобового листа увеличили до 25 мм, также переделывался люк механика-водителя. Его сделали сдвигающимся вбок, поскольку вылезать через него оказалось затруднительно. Сильнее всего изменилась башня. За основу взяли штатную башню Т-60, которая получила кормовую нишу и вытянутую вперед орудийную установку. Внутрь поставили 45-мм пушку, сдвинутую максимально вправо. По центру разместили телескопический прицел ТМФП, а справа — спаренный пулемет ДТ. Толщина башни выросла до 35 мм, а общая масса танка — до 6800 кг. Именно до такой массы нагрузили переделанный Т-60.
На совещании в ГАБТУ КА, которое состоялось 10 мая 1942 года, предложение по Т-45 рассмотрели и дали отрицательный вердикт. Причины очевидны: танк однозначно уступал Т-70. Вместе с тем, по предложению Гинзбурга было предложено провести кратковременные испытания. Нет, это не партизанщина Гинзбурга, а вполне рядовое событие в отношениях между НКТП и ГАБТУ. Хотя и бескорыстным такое покровительство со стороны НКТП не назвать. На заводе №37 в это время как раз работали над САУ по проектам Гинзбурга, причем на базе Т-60, так что интересы совпали. 18 мая было подписано распоряжение о проведении испытаний Т-60 с моторами ЗИС-5 и ЗИС-16. На следующий день танк с мотором ЗИС-16 отправился в пробег. С этим мотором скорость достигла 40,5 км/ч, а с мотором ЗИС-5 она снизилась до 37,2 км/ч. Стоит отметить, что и мотор ЗИС-5 был «подержанным», посему реальные скорости могли быть и выше. Отмечалось, что в виду дополнительной нагрузки тепловой режим мотора ухудшился, хотя тут следовало погонять рядом и обычный Т-60. Возможно, что получили бы похожие цифры.
Следующим на испытания пошел Т-45, который преодолел, с 6 по 13 июня, 1505 километров. На него поставили мотор ЗИС-5, тоже подержанный. Впрочем, более интересным были испытания вооружения. Указывалось, что удобство работы командира башни выше, чем в Т-60. На испытаниях скорострельность достигла 9 выстрелов в минуту, неплохой результат. Правда, всё равно возникал вопрос по тепловому режиму. Не менее важным вопросом стали перспективы Т-45 летом 1942 года. Дело в том, что на ГАЗ и на заводе №38 начался массовый выпуск Т-70. Появись Т-45 на полгода раньше, еще какие-то шансы у него имелись. В июне 1942 года, да еще и без выпуска моторов ЗИС-16, танк выглядел уже не актуальным. В начале июля завод №37 получил приказ прекратить выпуск Т-60 и срочно приступить к производству Т-70. Звезда Т-45 закатилась окончательно.
Дальнейшая судьба Т-60, переделанного на мотор ЗИС-5, а также Т-45, не совсем понятна. Судя по переписке, в сентябре 1942 года танки уехали на Западный Фронт, главный вопрос, куда. В любом случае, тема Т-60 закрылась окончательно. Если уж к Т-70 хватало претензий, то про Т-45 и говорить не приходилось. Время «малышей» ушло безвозвратно.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/posledniaia-modernizaciia-t60-628b73f27eba3d5d2e5ef269?&