История пехотного танка Valentine XI , последней серийной модификации данной боевой машины, умудрившейся довоевать в английской армии до конца войны
Осенью 1942 года началось производство пехотных танков Valentine IX , оснащенных 6-фунтовыми (57-мм) орудиями. Это позволило существенно поднять огневую мощь, частично решив проблему стремительного устаревания самого массового английского танка. Благодаря новому орудию (особенно 6-pdr Mk .V , с длиной ствола 50 калибров) английский танк получил возможность бороться с основными типами боевых машин противника. Теоретически, он мог даже поразить в лоб и Pz .Kpfw .Tiger Ausf .E , правда, на дистанции около 200-300 метров. С немецкими тяжелыми танками у Valentine встреч было крайне мало, так что тут скорее можно судить по боям других английских пехотных танков — Churchill . Вместе с тем, уже в начале 1943 года явно пошла тенденция к тому, что время Valentine , как машины первой линии, постепенно уходит. Причины тому прозаичны, и дело далеко не в вооружении. Во-первых, массово пошли поставки американских средних танков семейства Sherman , которые превосходили Valentine по всем статьям. Во-вторых, неспешность Valentine делала его хорошей мишенью в условиях боев на больших открытых пространствах. В результате постепенно начался процесс перевооружения на «Шерманы».
Это, впрочем, совсем не означало, что процесс развития Valentine прекратился. В по ряду причин так получилось, что в башню Valentine IX не влез спаренный пулемет. После некоторой паузы по этому поводу поднялся шум, так что, спустя некоторое время, появился новый вариант — Valenine X . Для того, чтобы разместить спаренный пулемет BESA , пришлось делать специальный прилив, в котором его и разместили. Конструкция получилась довольно спорной: с одной стороны, пулемет вернулся на место, а с другой, его амбразура прикрывалась листом толщиной 14 мм. Первый же снаряд, или даже очередь малокалиберной автоматической пушки, и расчет мог быть поражен вражеским огнем. Кроме того, версия Valentine X попала на момент очередной эволюции английского танкового вооружения, поэтому она оказалась наименее массовой в семействе. Сдали всего 135 танков, из которых 74 отправили в Советский Союз. Доехало из них 64 штуки, воевали до самого конца войны.
К 1943 году всё более очевидным становилось то, что идея с танковыми орудиями, имевшими только бронебойный снаряд, ущербна. Вместе с тем, всё еще существовало мнение, что осколочно-фугасный снаряд калибра 57 мм слабоват. Сами танкисты так не считали, но их особо не спрашивали. Вместе с тем, с весны 1942 года началось массовое применение американских танков, на вооружении которых находились 75-мм орудия M 3. Данные системы совсем немного уступали 6-фунтовке, при этом у них в боекомплекте находились и осколочно-фугасные снаряды. Таким образом, сама собой появилась идея поставить такое орудие в английские танки. На свет появилось орудие, известное как Ordnance QF 75 mm . Фактически это был ствол с баллистикой по типу M 3, наложенный на люльку OQF 6-pdr Mk .V . Конверсия оказалась довольно простой: сила отката у OQF 75 mm была больше 6-фунтовки всего на 200 кг, разницу компенсировали за счет появления дульного тормоза. Также удалось унифицировать и казенную часть, включая и затвор. Таким образом, новое орудие влезало в башни тех танков и бронемашин, которые вооружались 6-фунтовыми системами. Касалось это Valentine , производство которых, несмотря на общую тенденцию к изъятию этих танков с первой линии, продолжалось.
Новая версия танка получила обозначение Valentine XI . Аналогично предшествующей версии, боевая масса составляла 17,2 тонны, при этом подвижность машины, по сравнению с Valenine IX , повысилась. Дело в том, что с инжекторов типа S , которые использовались на моторах General Motors 6004, англичане перешли на «тракторные» инжекторы типа M . Благодаря им мощность мотора выросла со 130 до 165 лошадиных сил. Официально скорость осталась на уровне 24 км/ч, но есть подозрение, что скорее машину надо сравнивать по скоростным данным с еще одним представителем семейства Valentine . Речь идет о истребителе танков Archer , который также оснащался 165-сильным мотором. Так вот, он разгонялся уже до 32 км/ч, что ближе к правде. Так или иначе, но удельная мощность танка приблизилась к вполне приличным 10 л.с. на тонну.
Valentine XI можно легко отличить по орудию, имевшему дульный тормоз, а также большую, нежели у 6-фунтовой системы, длину. Но имелось и еще одно, весьма существенное, отличие. Оно заключалось в технологии сборки корпусов и башен. К 1943 году англичане, наконец, начали массово внедрять сварку. Так вот, последние из Valentine стали получать сварные корпуса и башни. Это не означало, что 100% листов сварены между собой, кое-где заклепки всё еще встречались. Тем не менее, это уже прогресс. Правда, не везде: собиравшиеся на Elswick Works танки действительно получали сварные корпуса и башни, а вот те, что производились силами MCCW (Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company ), все еще собирались на заклепках и рейках. С учетом того, что более современные Cromwell собирались аналогичным образом, вообще не стоит удивляться.
Надо сказать, что выпуск Valentine XI , как и машин предыдущих версий, превратился в своеобразные пятнашки с точки зрения контрактов. Для понимания, Elswick Works выпускала свои танки по контракту TM 11533, заключенному еще 6 февраля 1942 года, когда ни о каком Valentine XI и речи не шло. Перетрясали этот самый контракт несколько раз, та даже успели побывать 275 танков Vanguard , которые так и не выпустили. По итогам Elswick Works сдала 100 танков версии Valentine XI стоимостью 6010 фунтов стерлингов за штуку. Последний из них был сдан 23 сентября 1943 года. В случае с регистрационными номерами можно только гадать, потому что имелся разброс в пределах T .123158-123632. Какие из них получили Valentine XI , крайне интересный вопрос. Примерно то же самое творилось с контрактом TM 11532, по которому MCCW изначально сдавало 460 танков. На самом деле его порезали до 260 штук, из которых 20 являлось Valentine XI , а еще 175 штук — специальной версией Valentine XI DD .
История данного варианта началась в 1941 году. Работавший в Англии инженер венгерского происхождения Николаус (Миклош) Штраусслер в принципе известен как автор неординарных разработок. Но то, что он предложил на сей раз, выглядело ели не безумием, то, по меньшей мере, очень смело. Его разработкой стала система, названная Duplex Drive (DD ). Смысл ее сводился к тому, что танку обеспечивалась плавучесть. Делалось это за счет специального устройства, представлявшего собой водонепроницаемый экран, крепившийся к корпусу танка. Раскладывался он при помощи специальных трубок, заполняемых воздухом. За 20 минут DD приводился в боевое положение, после чего танк мог спускаться в воду. Естественно, имелось ограничение по волнению водной глади, тем не менее, система выглядела более простой, нежели немецкий Tauchpanzer . Во-первых, экран был компактным, что весьма важно для танка. Во-вторых, такую систему можно было поставить и на легкий, и на средний танк. В-третьих, перевод в боевое положение производился очень быстро, особенно что касается возможности стрельбы. В-четвертых, танк не зависел от глубины водоема. В-пятых, в корме крепились гребные винты, что увеличивало скорость передвижения. Наконец, танк был не слепым на воде: имелась возможность наблюдать происходящее вокруг, высунув голову наружу.
Valentine XI DD появились позже всех — к началу 1944 года. Установка водоходного оборудования добавляла к ценнику еще 1193 фунта стерлингов. Окончательно эти машины были сданы летом 1944 года. В результате сложилась довольно интересная ситуация: обычных Valentine XI было сдано меньше, чем «водоходных». Впрочем, немного зная историю данного танка, не стоит удивляться подобным странностям. Все в пределах нормы.
Фактически в войсках Valentine XI оказались уже к 1944 году. В отличие от машин предыдущих версий, их за рубеж не отправляли. Да и из частей первой линии Valentine уже вывели. Казалось бы, на этом боевая карьера данных танков закончена, поскольку формально им путь на фронт был закрыт. Но не тут-то было. Как не странно, едва ли не первыми были применены Valentine XI DD , причем не где-нибудь, а в Италии. Сначала туда уехало 15 Valentine XI DD , позже к ним добавилось еще 75 штук. Правда, использовались они очень локально. Фактически всего 4 штуки реально воевали, находились они в составе 9-й танковой бригады. Остальные машины числились в резерве.
Гораздо интереснее ситуация развивалась на другом конце Европы. В ноябре 1944 года началось применение самоходных артиллерийских установок Archer . Так вот, вместе с ними использовались и Valentine . Они выполняли роль машин наблюдателей и другие вспомогательные функции. Обычно для подобных целей применялись версии танков, у которых орудие заменялось на макет, но не в данном случае. Танки оставались полноценными боевыми единицами. Детище Лесли Литтла продолжало демонстрировать чудеса живучести. Формально танк уже списали с первой линии, закрыв ему вход, но он зашел через выход.
Самое интересное во всём этом, что речь шла совсем не от единичных машинах. Если Valentine X , как подобные танки, к июню 1945 года числилось всего 9 штук, то Valentine XI имелось аж 60 штук, правда, уже 46 на складах. Символично, что эти танки добрались до самой Германии, структурно находясь в составе 3-й, 5-й, 51-й и 2-й Канадской пехотных дивизий. К сожалению, ни одной машины данного типа до наших дней не сохранилось.
Список источников:
-
-
- US NARA
- British Infantry Tank Mk III Valentine, Part 2, Dick Taylor, Progress Publishing, 2010
- Into the Vally: The Valentine Tank and Derivatives 1938–1960, Dick Taylor, MMP Books, 2012
- tankdevelopment.blogspot.com
- Архив автора
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/poslednii-iz-valentainov-606a085045570e1e43e72675