Культпросвет о том, что именно было сделано под руководством Фердинанда Порше с точки зрения военных разработок, и почему его крайне сложно назвать пацифистом
Содержание:
Не секрет, что частенько танкостроением и вполне мирными машинами занимаются одни и те же люди. Далеко ходить не надо. Знаменитый колесный трактор «Кировец» К-700 создали те же люди, что и тяжелые танки Кировского завода (включая ИС-7, например). Эти же люди, сразу после войны, создали трелевочный трактор КТ-12, причем на это задание их направили специально, оторвав от работы по сугубо военным разработкам. Гарри Нокс, создатель шасси самых массовых американских легких и средних танков, до того был весьма успешным автомобилестроителем. Даже знаменитый Джон Уолтер Кристи до танков был создателем гоночных машин, на которых сам и выступал, а далее стал производителем пожарной техники. Примеров того, как один и тот же человек мог создавать гражданскую и военную технику, более чем достаточно.
Среди немецких конструкторов бронетанковой техники самым известным является Фердинанд Порше. Обычно его вспоминают по «Тиграм Порше», «Маусу» и другим боевым машинам, которые так и не стали по-настоящему крупносерийными. Одновременно Порше хорошо известен по «Жуку» (он же kDF-Wagen, он же Porsche Typ 60), а также спортивным автомобилям. В одном случае крупной серии не получилось, в другом большой успех. На этом основании появились конспирологические теории о том, что Порше сознательно вредил Третьему Рейху. Вообще по этому поводу писать не хотел, но за последнюю неделю неоднократно просили что-то ответить. Ну что же, давайте смотреть вместе, какой Порше пацифист.
Не только танки, и не только для Третьего Рейха
Для начала, хотел бы сказать, что рассказы про секретные архивы — дело, конечно, хорошее, но это уже давно избитый приём. Про деятельность Фердинанда Порше, кстати, есть довольно большой материал в американском архиве NARA (National Archives and Records Administration). Отчет был подготовлен в 1945 году, получился он довольно куцым (для английских отчетов это норма). Кстати говоря, и протоколы допросов людей, имевших отношение к немецкому танкостроению, весьма забавные. Они частенько сводятся к «Гитлер был дурак» и «Порше предложил ерунду». Вот ведь удивительно, зачем же тогда Гитлер поставил Порше во главе Танковой комиссии? Случилось это осенью 1939 года, задачей комиссии было, в том числе, разгребание бардака в немецком танкостроении. Так вот, о чем же ж я. Есть мнение, что авторы теорий о «пацифисте Порше» никогда документов с надписью Geheim или Secret/Restricted не видели.
Первый момент, который пропускают конспирологи, связан с личностью самого Порше. Господа-товарищи, вы всерьёз думаете, что «Тигр Порше» разработан самим Порше? Во-первых, в Dr.Ing.h.c F. Porsche GmbH трудилось два Порше — сам Фердинанд и его сын. Внезапно он тоже Фердинанд (Фердинанд Антон Эрнст Порше), и тоже талантливый инженер. В роду Порше в принципе хватает талантливых инженеров. Во-вторых, основанная в 1931 году Porsche K.G. стала местом, где работало множество талантливых конструкторов. Это Карл Рабе, правая рука Порше, Эрвин Коменда, Отто Цадник, Франц-Ксавье Раймшпис и многие другие. С частью этих инженеров Порше работал и ранее, на Austro Daimler и DMG (далее Daimler-Benz). И танками занимались вполне определенные люди.
Второй момент связан с тем, что Dr.Ing.h.c F. Porsche GmbH (Porsche K.G.) не являлась разработчиком чего-то определенного. Даже сейчас деятельность Porsche AG во многом завязана не на производстве спортивных автомобилей, а различных инжиниринговых заказах. Построить/довести до ума мотор — без проблем. Проработать какие-то узлы для техники, не обязательно автомобильной — пожалуйста! Причем практически всегда эти разработки были и по военной части. И до войны, и во время войны, и после нее. Видимо, Porsche AG была таким пацифистом, что возглавляла разработку Standardpanzer группы A, позже превратившегося в Leopard 1. Кстати говоря, и Leopard 2 начался с концепции «танка будущего», который разработали на Porsche.
Третий момент связан с тем, что неплохо бы изучать всю историю вопроса, не выборочно выдергивать факты. Lohner-Porsche, первый автомобиль Фердинанда Порше, изначально являлся электромобилем. В 1901 году его переделали в гибридную машину (первую в мире), с бензиновой силовой установкой и электромеханической трансмиссией. То есть работавшую на автомобиле систему Порше потом перенес на танк, причем не первым. 400 французских танков Saint-Chamond соврать не дадут. Да и во время Второй мировой войны те же американцы ставили электромеханическую трансмиссию на тяжелый танк, оставшись довольными результатом. То есть схема не только рабочая, и применявшаяся в танках. Довольно долгое время Фердинанд Порше работал на Austro Daimler, причем его разработки почти сразу стали военными. В основном это были артиллерийские тягачи, с полным приводом. Тягачи Austro Daimler являлись основной мехтяги тяжелой артиллерии австро-венгерской армии. Видимо, такой был Фердинанд Порше пацифист. Не менее «мирными» были и авиационные моторы Austro Daimler.
Порше и часть его коллег покинули Austro Daimler после окончания Первой мировой войны, когда пропали военные заказы. Сначала была DMG (Daimler Motoren Gesellschaft), которая, кстати, занималась и броневиками. Почти сразу новый конструктор DMG начал заниматься трехосными машинами, которые были нужны совсем не народному хозяйству. Из G 1 позже вырос Mercedes-Benz G 3, специализированный армейский грузовик для рейхсвера, а затем для вермахта. Кстати говоря, военные разработки были под запретом Версальского договора, но истинного пацифиста это не остановило.
После объединения Daimler Motoren Gesellschaft и Benz & Cie в Daimler-Benz Фердинанд Порше стал главным конструктором концерна. Этот период наиболее известен благодаря спортивным автомобилям Mercedes-Benz S/SS/SSK/SSKL. Вот только многие забывают, что Daimler-Benz уже в 1927 году включился в программу Armeewagen 20 (позже переименованную в Großtraktor). Непосредственно разработкой танка руководил Рудольф Мертц, а Порше осуществлял общее руководство. Это примерно как на Кировском заводе главным конструктором был Ж.Я. Котин, а ведущим инженером КВ являлся Н.Л. Духов. С 1929 года началась работа по бронемашине Mtw 1, эту разработку возглавлял Франц-Ксавье Раймшпис. Тот самый, что позже возглавил танкостроение на Porsche K.G.
Бронетанковые разработки Daimler-Benz оказались неудачными, но то же самое можно сказать и про конкурентов. Не говоря уже о том, что спущенное 6-м отделом Департамента Вооружений задание было не самым разумным. Что танк, что бронемашина делались плавающими, а ходовая часть Großtraktor (к ней имел отношение небезызвестный Генрих Книпкамп) была изначально неудачной. Ни один из танков программы Großtraktor не годился для серийного производства. При этом шасси Mercedes-Benz G 3, к которому Порше имел самое прямое отношение, послужило базой для вполне серийного броневика Kfz.67, позже переименованного в Sd.Kfz.231. А еще Порше имел прямое отношение к моторам Daimler-Benz, которые ставились в торпедные катера типа S1. Уходя из Daimler-Benz в свою собственную фирму, Порше сохранил хорошие отношения с концерном. Да и располагалась Porsche K.G. во всё том же Штутгарте.
Какой-то странный послужной список для пацифиста, не находите? А ведь это еще до прихода к власти нацистов. Даже если мы закроем глаза на танки Porsche K.G., то вылезет масса интересного. Видимо, Фердинанд Порше был настолько пацифист, что вступил в НСДАП, а затем стал почетным членом СС (так же, как и Ферри Порше). Кроме того, как уже говорилось выше, Porsche K.G. являлась инжиниринговой фирмой, которая работала на целый ряд других фирм. Помимо kDF-Wagen, на Volkswagen освоили выпуск армейских автомобилей VW typ 82 (Porsche Typ 82). Более известны они как Kübelwagen, но на самом деле так именовались все средние и легкие командирские машины немецкой армии. Эта машина уже ломает стройную историю про Порше-пацифиста, который только и делал, что портил. VW typ 82 стал самым массовым немецким военным легковым автомобилем. Главной причиной его появления стали откровенно слабые «кюбельвагены» легкого класса.
А теперь давайте ударим по-больному. На всё том же Volkswagen освоили выпуск амфибий Typ 128 (за него Ферри Порше получил звание в СС), а затем Typ 166. Schwimmwagen стал самым массовым легковым автомобилем-амфибией Второй мировой войны, существенно опередив ближайшего конкурента — Ford GPA. Для вечно отстающей по объемам выпуска немецкой автомобильной промышленности неожиданный результат. А еще была такая машина, как Porsche Typ 147. Вы ее вряд ли знаете, зато многие знают Steyr 1500 A. Это одно и то же. Появившись в 1941 году, Steyr 1500 A и его потомки стали самыми массовыми немецким «едиными тяжелыми» немецкими автомобилями повышенной проходимости. Мотор Steyr 1500 A использовался на тягаче Steyr RSO, также массовом изделии.
В общей сложности с 1941 по 1945 годы было выпущено более 90 тысяч армейских автомобилей, разработанных Porsche K.G. Такой вот странный пацифизм. Может возникнуть мысль, что «это другое», автомобиль — не танк. Вот только это полная чепуха. Автомобиль — это кровь армии, а автомобили, созданные Порше, заняли ряд сегментов в немецкой армии. Сделали они это в самое сложное для немецкой армии время и выпускались до конца войны. И это при том, что большинство армейских легковых машин сняли с производства в 1943 году.
Танкостроение в заранее невыгодных условиях
Как можно заметить, даже без танков вклад Porsche K.G. в военную программу Третьего Рейха внушителен. Может, впрочем, возникнуть гипотеза, что Порше проектировал машины, лишь бы не делать танки. Ну да, хорошие машины, одни из лучших в классе, и массовые. И всё же, как Фердинанда Порше занесло (снова) в танкостроение? Не сам же он попросился, замысливая недоброе.
Первый ответ на этот вопрос будет для любителей заговоров слегка так неприятным. Одним из творений Porsche K.G. стала торсионная подвеска. Разработал ее Карл Рабе, причем далеко не только для автомобилей. На севере Европы есть одна нейтральная страна, да-да, вы верно на Швецию показываете. Так вот, основные оборонные предприятия Швеции находились под колпаком немецких концернов. В том числе и AB Landsverk. Вот ведь совпадение, вскоре после того, как Карл Рабе запатентовал торсионную подвеску, на испытания вышел Landsverk L-60. Первый в мире танк с торсионной подвеской. Отличный шведский танк, с немецким мотором, немецкой КПП, разработанный немецким конструктором Отто Меркером и с немецкой торсионной подвеской.
Практически сразу эту подвеску «подрезал» Генрих Книпкамп для своих полугусеничных тягачей. Далее появились танки Z.W.38 (Pz.Kpfw.III Ausf.E) и La.S.138 (Pz.Kpfw.II Ausf.D). Так вот, La.S.138 создали на MAN, входивший в то же объединение G.H.H., что и Landsverk. А Z.W.38 разработали на Daimler-Benz, который был в хороших отношениях с Порше. Ну вы поняли, да? Видите немецкий танк с торсионной подвеской — считайте, что на вас смотрят Рабе и Порше. Причем, скорее всего, смотрят недобро, поскольку эта подвеска позже была отчасти украдена Книпкампом.
Второй ответ на тот же вопрос будет не менее неприятным. Гитлер и Тодт решили создать Танковую Комиссию с Порше во главе 3 сентября 1939 года. С Гитлером наш «пацифист» был знаком еще с 1926 года, а с 1933 общался довольно плотно. Знаком он был также с рейхсминистром вооружения и боеприпасов, да и не только с ним. Порше постоянно мелькал среди партийной верхушки, при этом хорошо себя зарекомендовав. Для начала начала на ниве автомобилестроения, ведь Порше — это не только kDF-Wagen, но и знаменитые гоночные болиды Auto Union, созданные всё той же Porsche K.G. Казалось бы, при чем тут автомобили и танки? Ну так надо знать всю историю. Неоднократно упомянутый Генрих Книпкамп получил в 1936 году безраздельную власть над гусеничными шасси благодаря своим полугусеничным тягачам. Они у него получились очень удачными, при этом Книпкамп часть «автомобильных» идей перетащил на танковые разработки.
Вот и у Порше был похожий путь. Сначала Porsche K.G. отличилась благодаря торсионной подвеске, которая решила проблему Pz.Kpfw.III. До того с его подвеской корячились несколько лет. А далее понадобилось решение проблем с бардаком, в который превратилось немецкое танкостроение. На начало войны ситуация с немецкими танковыми шасси была крайне сложной. В том числе потому, что 6-й отдел Департамента Вооружений еще во второй половине 20-х годов замкнул всё на себе. Неудача Großtraktor во многом связана именно с этим. Гитлер и Тодт захотели альтернативную 6-му отделу Департамента Вооружений структуру. Ей и стала Танковая комиссия. Уже потом, в конце 1939 года, появилось задание — разработка танка прорыва 30-тонного класса. Поначалу Porsche K.G. именно тяжелыми танками и занималась.
Если кому-то кажется, что Порше был вредитель, добро пожаловать в разработку тяжелого танка D.W., он же VK 30.01 (H). Рождался он в течение 4 лет, на свет появилось нечто, частенько ломавшееся, с 75-мм «окурком» и броней толщиной 50 мм. Так вот, 45-тонный тяжелый танк Typ 100 на этом фоне выглядел звездолетом. К весне 1941 года танк получил башню разработки Krupp с 88-мм пушкой. Знаменитый Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E позже получил развитие этой башни. Помимо Порше, в Танковую Комиссию входил Оскар Хакер, глава Steyr, они друг друга хорошо знали. Сформировалось австрийское лобби, куда также вошли Nibelungewerke (построенный Steyr танкосборочный завод) и Simmering-Graz-Pauker. Далее туда же вошла Škodawerke (с 1941 года она была под колпаком СС), ходовая часть «танков Порше» создавалась там. Наконец, в деле оказались немецкие промышленные гиганты Siemens и Krupp. Последний, кстати, был в сложных отношениях с Книпкампом в частности и 6-м отделом Департамента Вооружений в целом. Выстроилась полная цепочка производителей всех компонентов. И «танком Порше» эти разработки назвать сложно. Porsche K.G. выступала разработчиком шасси, выпускалось оно другими фирами, а башня с вооружением разрабатывалась Krupp.
Практически с самого начала между Танковой комиссией и 6-м отделом Департамента Вооружений начались настоящие боевые действия. На стороне Книпкампа и компании имелось существенное превосходство в «весе». Тем не менее, Танковая Комиссия много чего смогла сделать. «Тигр», который мы знаем, сформировался отчасти благодаря ей. В конце 1941 года именно Танковая Комиссия ездила под Мценск, после чего немецкие танки стали получать корпуса с рациональными углами наклона листов. Комиссия (и лично Порше) настояли на упрощении трансмиссии VK 30.02 (M).
Даже пресловутый Pz.Kpfw.Maus отнюдь не был блажью Порше. Его люди занялись Typ 205 весной 1942 года, когда стало понятно, что Krupp завалил разработку 90-тонного танка VK 70.01 (Pz.Kpfw.Löwe). В результате Porsche K.G. разработала 120-тонный Typ 205, выглядевший явно лучше «Льва». Что происходило дальше — это уже растущие требования заказчика. В результате со 120 тонн танк дорос до 189 тонн. Безумие? Безусловно. Но давайте вспомним, что 6-й отдел Департамента Вооружений заказал «свой» Tiger-Maus. Его отменили в конце 1942 года, но лишь для того, чтобы он потом возродился как E-100 (то же самое, но с подвеской Adlerwerke). И вот на его фоне Pz.Kpfw.Maus уже не выглядит надоразумением. Один танк вполне ездил и даже условно повоевал. Насчет работоспособности второго большие сомнения. Вы себе хорошо представляете 140-тонный танк, у которого трансмиссия взята от Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B?
Не менее интересна и история «Тигров Порше», точнее, Pz.Kpfw.VI (P), или VK45.01 (P). Во-первых, отмена их крупносерийного выпуска являлась скорее политическим шагом. Каких-то явных преимуществ Pz.Kpfw.VI (H) перед Pz.Kpfw.VI (P) на испытаниях в ноябре 1942 не показали. В ходе испытаний на подъем оба Pz.Kpfw.VI (P) преодолели препятствие, чего не смог сделать ни Pz.Kpfw.VI (H), ни VK 36.01. Зарубили выпуск танков разработки Porsche K.G. под нажимом лобби 6-го отдела Департамента Вооружений. Во-вторых, внимательно изучайте историю, особенно что касается электромеханической трансмиссии. Весной 1942 года появилась гидромеханическая трансмиссия фирмы Voith. Половину Pz.Kpfw.VI (P) собирались оснастить ей, а на Typ 180, он же VK 45.02 (P), была только гидромеханическая трансмиссия. В-третьих, а как быть с 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P), он же Ferdinand? Они являлись ровесниками ранних Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, а провоевали почти 2 года. Видимо, такие плохие. На всякий пожарный, боевая масса «Фердинанда» была выше, чем у «Тигра Порше». Построй аналог Ferdinand на шасси Henschel, оно бы «померло».
Фактически миф про «любимца фюрера», которому доверяли делать всякие бесполезные «игрушки», придумали победители. В 1943 году Танковая Комиссия оказалась фактически отстранена от разработки бронетанковой техники. На допросах в 1945-46 годах Книпкамп и компания поведали караван удивительных историй, в том числе и про Порше. Но вот ведь что интересно. Вынесенная наружу подвеска, опорные катки с внутренней амортизацией, и ряд других вещей тот же Книпкамп подрезал как раз у Порше. А еще протоколы допросов, а также мемуары, плохо стыкуются с тем, что реально происходило. По факту получается не «вредитель» а вполне себе жертва конкуренции, местами недобросовестной. Нельзя сказать, что танки разработки Porsche K.G. были сильно лучше разработок, которые проходили под колпаком 6-го отдела Департамента вооружений. Недостатков у них хватало. Но про вредительство пацифиста Порше может говорить только тот, кто вообще не в теме.
Напоследок дарю конспирологам бесплатную идею. Тайный агент Коминтерна Гоша Кнопкин, он же Генрих Книпкамп. Практически за каждой крупной неудачей немецкого танкостроения стоит именно этот человек. Успешно занимался вредительством с 1926 по 1945 годы, благодаря ему был сорван выпуск целого ряда немецких танков и САУ. В СССР за такие успехи расстреляли бы из главного калибра линкора «Марат», но вот ведь удивительно, никто Книпкампа не тронул. А его кривые танки… ой, не складывается, они почти до Москвы доехали. Страшно везучая личность, еще и успела поучаствовать в программе Sdandardpanzer. При том уровне ущерба, который Книпкамп нанес немецкой бронетанковой программе, Порше вообще теряется. Но почему-то «вредитель» не Книпкамп, удивительное рядом.
Список источников
-
-
- US NARA
- Bundesarchiv
- porscheengineering.com
- Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger (P ), Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 1997
- Professor Porsche’s Wars: The Secret Life of Legendary Engineer Ferdinand Porsche Who Armed Two Belligerents Through Four Decades, Karl Ludvigsen, Pen and Sword Books, 2014
- Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000
- Архив автора
- eBay
-
источник: https://dzen.ru/a/Y7RzUCMGQETzXsPs