История немецкого среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.J, ныне находящегося в музее истории Великой Отечественной войны, Минск
Когда речь заходит про немецкие танки, обычно все вспоминают «Тигры» и «Пантеры». Между тем, главными немецкими танками были совсем не они. С 1940 по середину 1943 года рабочей лошадкой немецких танковых частей являлись Pz.Kpfw.III. Этот танк, который рождался в муках, на начало Второй мировой войны имелся в крайне небольших объемах — менее сотни. Тем не менее, уже к началу французской кампании он был уже самым массовым немецким средним танком. К началу Великой Отечественной войны Pz.Kpfw.III стал самым массовым немецким танком. По итогам «трешка» заняла третье место по объемам производства, уступив только «Пантере» и Pz.Kpfw.IV.
Ныне немецкие танки семейства Pz.Kpfw.III являются большой редкостью. Еще лет 15 назад в российских музеях их была всего одна штука, еще один командирский танк данного типа находится под Могилевом. Теперь же, благодаря работе реставраторов, данных танков стало существенно больше. Один из них, Pz.Kpfw.III Ausf.J, можно видеть в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, Минск. Самое интересное, что данный танк имеет «российское» происхождение, а на территорию союзного государства он попал, что называется, по частям.
Так, как Pz.Kpfw.III, не менялся ни один другой немецкий танк. Уже тот факт, что на танке использовалось аж три три типа подвески (свечная, блокированная и торсионная), о многом говорит. Обычно, в таких ситуациях, разработку бросают, но 6-й отдел Департамента Вооружений проявил невиданное упорство. Отчасти оно оказалось оправданным. В 1938 году на свет появился Z.W.38, во многом новый танк, с торсионной подвеской, более защищенный, более подвижный, можно сказать, «гоночный». Правда, высокая подвижность оказалась с нюансами. ходовая часть оказалась не рассчитанной на столь высокую скорость, а 10-скоростная полуавтоматическая коробка передач получилась чересчур капризной.
По результатам эволюции 1939-40 годов сформировался облик 8.Serie/Z.W., он же Pz.Kpfw.III Ausf.J. Машина была уже не «гоночной», ее скорость не превышала 40 км/ч. Как оказалось, этого вполне хватало. Танк получил усиленную броневую защиту лба корпуса и башни, благодаря чему же мог почти не бояться снарядов калибра 37-45 мм. Кроме того, танк оказался не в пример более массовым, чем его предшественники. В общей сложности сдали 1521 танк данного типа. Это не считая танков версий Ausf.L-N, которые являлись его развитием.
Первые Pz.Kpfw.III Ausf.J оказались на фронте летом 1941 года. Показали они себя неплохо, особенно в боях лета 1941 года. К осени это была уже самая массовая «трешка». Танк выгодно отличался хорошей обзорностью, что нередко являлось одним из факторов успеха в бою. При этом, правда, имелись и недостатки. Например, у Pz.Kpfw.III Ausf.J удельное давление на грунт уже составляло около 1 кг/см2, что очень много. Неслучайно немцы, как правило, ездили по дорогам, поскольку вне их всё было плохо.
Обратной стороной статуса «рабочей лошадки» стали высокие потери. Собственно говоря, «трешек» и так сохранилось немного, а в виде полноценных танков и того меньше. Из пяти доживших до наших дней Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм пушками KwK 38 L/42 всего одна машина сохранилась, что называется, одним куском и в виде полноценной машины (находится она в Норвегии). Изначально, впрочем, герой данного материала тоже был полноценной машиной, но…
Поскольку пока серийный номер танка (он выбит на «ребре» слева от места механика-водителя) известен не до конца, производитель и время постройки загадка. Судя по читающимся 6802#, танк выпуска Daimler-Benz, весна 1941 года. Но плюс-минус известен боевой путь. Он оказался очень коротким и печальным. Судя по всему, танк прибыл на пополнение в состав 1-й танковой дивизии. В начале октябре 1941 года дивизия принимала участие в боях под Сычевкой. Здесь же, в районе деревни Муковесово, боевой путь танка и кончился. Типичная история — атаковали в поле, а там оказалось болото. В него танк и заехал, на 60 лет уйдя в трясину.
Танк обнаружили и поднимали под патронажем танкового музея в Кубинке. Болото в районе Муковесово оказалось прекрасным консервантом. Вплоть до того, что среди найденных вещей был обнаружен шоколад, оставшийся съедобным. Правда, в Кубинке имелся свой Pz.Kpfw.III Ausf.J (чуть более поздний, уже с 50-мм пушкой KwK 39 L/60), итогом стала идея переправить его за рубеж. Тогда, легально и не очень, из России уехало немало танков и САУ, включая останки «Тигра», найденные в районе Нахабино.
Первым делом границу России и Белоруссии пересекло шасси танка. Башню планировали переслать отдельно, но чего-то пошло не так. В декабре 2002 года новостные ленты прогремели заголовками о том, что на смоленской таможне задержали башню немецкого танка. Она там так и осталась, куда дальше делась, неизвестно. Так или иначе, от танка осталась «половинка», причем крылья, а также гусеницы «ушли».
В дальнейшем шасси «трешки» оказалось на Линии Сталина. Здесь провели большую работу по реставрации машины. Поскольку шасси оказалось комплектным, вполне было по силам поставить танк на ход. Реставраторы восстановили отделение управления, вплоть до приборной панели. Таким образом, танк не повторил печальную участь многих «утопленников», которых раздербанили после подъема.
Немного зная подход Линии Сталина, танк вполне мог поехать. Помимо реставрации внутренних элементов, пришлось делать заново башню. Изготовили ее с нуля, получилось вполне похоже на правду. Первоначально поставили гусеницы ПТС-М, но далее появились аутентичные траки, отлитые по образцу. Ну а далее было принято решение поставить танк в экспозицию нового здания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Здесь Pz.Kpfw.III Ausf.J стал частью диорамы, посвященной боям лета 1941 года.
Открылось новое здание музея 2 июля 2014 года, кто там не был, настоятельно рекомендую посетить. Когда бываю в Минске, обязательно туда наведываюсь. Поскольку танк уже явно ездить не будет, его двигатель находится на той же экспозиции, где и он сам. Редкая возможность увидеть аутентичный Maybach HL 120, наиболее массовый немецкий танковый мотор.
Чего жаль, так это невозможность увидеть интерьер машины. Над ним на Линии Сталина очень упорно трудились, благо, сохранились элементы на месте. В музейном секторе парка «Патриот» поступили весьма грамотно, приоткрыв один из эвакуационных люков. Через них неплохо видно, что у танка внутри. Сейчас, правда, люк закрыли, но раньше была такая возможность.
Конечно, есть небольшие недочеты, но они не всем бросаются в глаза. Например, не удалось достать подходящий профиль для изготовления крыльев. Справедливости ради, найти его не так легко, как может показаться. Также, в ходе перевозки из России, была утеряна родная светотехника. Вот это очень досадно, более нигде аутентичные фары «трешки» не увидеть.
А вот башня, которая, как уже говорилось выше, была воссоздана, в глаза особо и не бросается. Да, если внимательно присматриваться, можно кое-что заметить, но в целом сделана она очень достойно. Не все и поймут, что на самом деле башня новодельная.
По большому счету, единственным поводом для недовольства является то, что танк можно осмотреть либо спереди, либо слева. Но тут никуда не денешься, таковы условия нахождения в диораме. Потенциально еще есть пролет на втором этаже, но обычно он закрыт, так что сверху тоже не посмотреть. В любом случае, можно поздравить музей с крайне редким экспонатом.
источник: https://dzen.ru/a/ZMxLThqpo2aqHTik