A38 Valiant. Предок ИС-3 родом из Великобритании

18

Любимый танк Боба Семпла обычно возглавляет списки худших танков, но действительно ли A38 Valiant был таким плохим, как его преподносили? Как экспериментальной машине, так и не состоявшей на вооружении, пожалуй, несправедливо давать ей звание «худшего танка из когда-либо построенных».

Valiant был британским танком и примером разочаровывающей борьбы страны за создание хороших танков во время Второй мировой войны.

Многие британские машины, служившие во время войны, были маломощными, недостаточно бронированными или недостаточно вооруженными, а некоторые — всем сразу.

К счастью, эта полоса неудач закончилась в 1945 году с появлением Centurion, машины, которую многие считают одним из величайших образцов танкостроения всех времен.

Прежде чем дойти до этого момента, Британия экспериментировала с рядом странных прототипов одним из которых является A38 Valiant.

Содержание:

Разработка Valiant

Разработка того, что станет впоследствии Valiant, началось в 1942 году, когда британское правительство заключило с Vickers Armstrong контракт на разработку нового штурмового танка.

Штурмовые танки предназначались для атаки сильно укрепленных позиций противника. Эта задача требовала, чтобы они были хорошо бронированы, чтобы выдержать натиск вражеского огня, который, вероятно, встретит их.

В требованиях, предъявляемых Vickers, подробно описывалась машина, которая дожна быть небольшой, но хорошо бронированной. Как и в случае с другими штурмовыми танками, его скорость не имела решающего значения для успеха.

Вместо того, чтобы начинать все с нуля, Vickers переняла некоторые черты у других своих разработок, а именно у Vanguard. Vanguard был проектом Vickers, который почти заменил Valentine, но из-за задержек и помех, связанных с этим переходом, Valentine был сохранен.

Тем не менее, Vanguard послужил отправной точкой для того, что впоследствии стало Valiant.

На этих ранних стадиях Виккерс разработал машину, вооруженную британской 57-мм пушкой, способной бороться с бронетехникой и пехотой. Он должен был быть покрыт толстой броней со всех сторон.

Они также предложили использовать изогнутую броню, более известную как «щучий нос». Это была продвинутая конструкция для того времени, и она не использовалась в больших масштабах до советского ИС-3 в 1945 году.

Чтобы сохранить машину с такой толстой броней при таком малом весе, требовались некоторые компромиссы, и в основном это было сделано благодаря уменшению размера танка. Викерс планировал, что у него будет двухместная башня, чтобы уменьшить его размер.

На этом этапе проект подавал определенные надежды.

Однако всего через несколько месяцев после начала проекта компания Vickers решила передать проект штурмового танка компании Rolls-Royce в Белпере, чтобы она могла сосредоточиться на более насущных вопросах. Во время работы в Rolls-Royce он получил название Valiant.

Компания Birmingham Railway Carriage & Wagon на время взяла на себя разработку и внесла некоторые изменения в конструкцию. Затем, через два месяца, проект полностью был передан Растону и Хорнсби (R&H). Эта компания имела опыт работы в тяжелой промышленности, но раньше не проектировала танк.

А38 Valiant

Единственный прототип был построен в 1944 году. Он нес 75-мм орудие и очень толстую броню. Поскольку это был прототип, он был построен из «мягкой стали» и не имел многих внутренних деталей.

К этому моменту стало ясно, что Valiant не оправдает надежд, но работа продолжалась (хотя и очень медленными темпами).

Как штурмовой танк Valiant был очень хорошо защищен.

Он имел 114 мм стали спереди, 100 мм по бортам и 76 мм в корме. Этот маленький танк имел большую броню, чем могучий немецкий «Тигр», но весил менее 30 тонн.

Танк сохранил остроконечную носовую часть, как изначально было указано Vickers, но R&H по неизвестным причинам добавила поверх нее большую надстройку, хотя это, вероятно, увеличило внутреннее пространство для водителя.

Эта надстройка была совершенно плоской и стала уязвимым местом.

Башня также была изменена по сравнению с исходной спецификацией. Теперь в ней было трое членов экипажа, и в результате он стал намного больше. Была также попытка увеличить склонение пушки до -15 градусов.

Эта новая башня была слишком широкой, чтобы поместиться в исходное кольцо башни, поэтому были введены выпуклости по бокам корпуса, чтобы освободить место для большего кольца башни.

Несмотря на толстую броню, изогнутая передняя часть башни Valiant была существенным недостатком конструкции, так как снаряды, попавшие в эту область башни, имели высокую вероятность рикошета в тонкую броню крыши танка.

Valiant мог получить несколько разных двигателей. Один из них (и тот, который фактически был установлен) был дизельным двигателем 6-71 мощностью 210 л.с. от General Motors.

Другим двигателем, который мог быть установлен на Valiant, был двигатель V8 Meteorite мощностью 400 л.с. Как видно из названия, этот двигатель представлял собой V8, заимствованный из V12 Meteor, и, если бы он был установлен, он имел бы мощность, обеспечивающую хорошую подвижность Valiant. Двигатель и 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач располагались в задней части танка. Тестируемая максимальная скорость составила 25 километров в час.

Когда все это было еще в чертежах, конструкторы увеличели броню вокруг моторного отсека, добавив дополнительную пластину из мягкой стали под полом корпуса. Это было сделано в соответствии с новыми требованиями к бронированию.

В результате днище танка теперь имело большую кромку из-за выступающей вниз дополнительной плиты.

Задняя часть танка располагалась ниже передней, вследствии чего, дорожный просвет был ужасен — всего 23 см.

Что еще хуже, выступ, образованный дополнительными броневыми пластинами, мог зацепиться за пересеченную местность.

Подвеска танка представляла интерес в то время и была одной из единственных причин, по которой проект просуществовал так долго. В Valiant использовалась подвеска на двойных поперечных рычагах, похожая на ту, которая иногда встречается на автомобилях.

Она зарекомендовала себя как хорошая система на более легких транспортных средствах, но Valiant довел ее до предела. Кроме того, у каждого агрегата были свои смазочные линии, чтобы поддерживать их правильную работу.

«Валиант» конструкции 1944 года не проходил испытаний до 1945 года. К этому времени танк устарел, и серьезных планов по его принятию на вооружение не было, но его ходовая часть все еще вызывала интерес и поддерживала проект.

Катастрофические испытания

Истинная степень ошибочной конструкции Valiant была обнаружена во время испытаний.

Танк прибыл на испытательный завод боевых машин в Чертси, графство Суррей, в мае 1945 года.

Танк был осмотрен, и команда отметила, что он имеет избыточный вес и тревожно низкий дорожный просвет.

Затем он направился на испытания по пересеченной местности, но они не состоялись, поскольку Valiant не смог безопасно добраться туда.

Испытания были отменены всего после 20 км езды по дорогам с твердым покрытием, поскольку водитель был утомлен и мог получить травму.

Для управления танком требовалась каждая унция силы водителя. Частично это было связано с неадекватным управлением.

Вес рулевых муфт означал, что румпели были слишком тяжелыми для практического использования. Из-за плохой эргономики щучьего носа водителю приходилось приводить в действие ножной тормоз пяткой.

Говорили, что если его нога соскользнет, ​​она застрянет между педалями.

Переключение передач тоже было кошмаром, так как на первой передаче рычаг переключения передач застревал в корпусе танка, и его приходилось выбивать ломом.

Пятая передача вылетала с огромной силой и могла сломать запястье водителя о рычаг рулевого управления.

Поскольку измученному водителю грозила травма, ответственный офицер объявил о прекращении испытаний еще до того, как они должным образом начались, и рекомендовал бросить танк.

Было и много других проблем, в основном связанных с недостаточной мощностью трансмиссии автомобиля и отсутствием доступа для технического обслуживания.

К счастью, вскоре после этого проект Valiant был закрыт.

Часто говорят, что после войны эту машину отправили в Школу танковой техники, где она затем использовалась в качестве примера для студентов, чтобы они учились проетированию.

В конечном счете, сама конструкция была ущербной, но это не так плохо, как кажется, поскольку Valiant был по сути подопытным кроликом для идей и концепций. Называть его «худшим танком всех времен» означает, что он был закончен и представлен как танк, готовый к испытаниям, чего на самом деле не было. Самой целью этих тестов было выявить проблемы, которые затем можно было исправить.

По-настоящему плохой танк — это тот, который проходит через все эти процессы и доходит до реального боя. «Черчилль» при поступлении на службу имел ресурс всего 80 км и более 100 серьезных неисправностей, в то время как «Кромвель» поступил на вооружение с плохой броней, слабым орудием и люками, из которых невозможно было выбраться. Это гораздо более серьезные недостатки конструкции.

Так был ли это худший танк из когда-либо созданных? Нет. Была ли эта концепция устаревшей к 1944 году? Да.

Valiant был передан в Танковый музей в Бовингтоне в 1950-х годах, где его можно увидеть и сегодня.

Источник — https://dzen.ru/a/ZAnMLAyRKjKh_qeX

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account