Сегодня в России отмечается День Десантника, ВДВ с праздником! В такой день обойти тему вооружения и техники воздушно-десантных войск сложно, но будет она несколько необычной. Первыми непосредственно десантирование на поле боя провели англичане, случилось это 6 июня 1944 года. Но если смотреть на тему бронетанковой техники воздушно-десантных войск, то выяснится, что приоритет за Красной Армией.
Еще 90 лет назад, в 1932 году, в Советском Союзе провели опыты по переброске танкетки Т-27, закрепленной под бомбардировщиком ТБ-1. Впрочем, полноценные работы по данной теме связаны с другим самолетом — ТБ-3. Этот тяжелый бомбардировщик стал для советских десантников одной из ключевых машин. Десантирование часто производилось именно с ТБ-3. Кроме того, в Осконбюро ВВС, под руководством П.И. Гроховского, была разработана система ПГ-12. Она была универсальной: помимо танка, она позволяла подвешивать под самолётом лёгкие бронеавтомобили, а также артиллерию. На танк ставились специальные кронштейны, при помощи которых машина крепилась к самолёту. С помощью ПГ-12 в 1935 году перевозили разведывательный танк-амфибию Т-37А.
В дальнейшем Т-37А, а также появившийся позже Т-38, стали «летающими» танками советских десантников. Разработка подвесных систем продолжалась. В 1939–1940 годах опыты продолжились, после чего подвесную систему приняли на вооружение. В конце 1940 года на заводе «Подъёмник» начался выпуск данных систем, которые шли на вооружение воздушно-десантных частей. Всего к маю 1941 года изготовили 130 комплектов, которые предназначались для крепления под бомбардировщики ТБ-3. Больше того, данную систему применили в боевых условиях. 4-5 октября 1941 года силами ТБ-3 в район Мценска было переброшено 8 Т-37А. Конечно, «Тетрархи» применялись совсем иначе, но теоретически переброска танков под Мценск можно считать первым случаем десантирования танков в боевых условиях.
Так что Т-37А и Т-38 вполне могут считаться первыми советскими авиадесантными танками. Оба танка представлены в музейном секторе парка «Патриот», они находятся в ходовом состоянии. Т-38, как находящийся в более благополучном техническом состоянии, нередко используется в мероприятиях парка. Представленный танк имеет интересную судьбу. Машина служила в 478-м отдельного танкового батальона 21-й армии. В июле 1942 года танк затонул в реке Дон. Подняли его в 1980 году. Т-38 реставрировался силами музея АЗЛК, там же он экспонировался. После закрытия музея танк несколько раз менял прописку, оказавшись, наконец, в Кубинке.
видео 2018 года (музей техники Вадима Задорожного):
ссылка на видео 30.01.21 — https://zen.yandex.ru/video/watch/62e4d88089ac457c8978f81e?t=1
ПРИЛОЖЕНИЕ
источники:
-
-
- текст и ссылка на видео 30.01.21 — https://zen.yandex.ru/video/watch/62e4d88089ac457c8978f81e?t=1
- фотографии — https://www.kpopov.ru/military/msk_patriot_antigitler.htm#ancor9
- фотографии — https://patriotp.ru/o-parke/tekhnika-parka/tehnika/plavayushchiy-tank-t-38/?sphrase_id=78176
- видео — https://www.youtube.com/watch?v=kpY2M2VkWkc&t=29s
-