Юрий Пашолок. Первый шаг к Char B. Опытный средний танк Delaunay-Belleville

17
Юрий Пашолок. Первый шаг к Char B. Опытный средний танк Delaunay-Belleville

Юрий Пашолок. Первый шаг к Char B. Опытный средний танк Delaunay-Belleville

Опытный средний танк Delaunay-Belleville, созданный в 1919 году с использованием агрегатов Renault FT, а также другие предшественники Char B.

В отличие от англичан, которые с самого начала работали над тяжелым танком (точнее, работали они в принципе над танком, но получился тяжелый), французы приоритетом поставили более легкую машину. С этой идеей они явно не ошиблись: Schneider CA 1, созданный в 1916 году, получился немного быстрее, а вооружения из 75-мм короткоствольной пушки и 2 пулеметов, вполне хватало для поставленных задач. Во всё том же 1916 году появился более тяжелый танк Saint Chamond разработки FAMH (главный конструктор — подполковник Эмиль Римайо). Он был менее удачным с точки зрения проходимости, но обладал куда более мощным вооружением. По этому показателю Saint Chamond стал наиболее грозным танком Первой мировой войны, выпускавшимся в крупной серии.

Одна из жертв "мясорубки" под Берри-о-Бак. Это сражение сильно повлияло на видение Эстьеном танков

Одна из жертв «мясорубки» под Берри-о-Бак. Это сражение сильно повлияло на видение Эстьеном танков

Танки обоих типов запустили в крупную серию, изготовив по 400 экземпляров. Вместе с тем, как и в случае с любыми первенцами, к ним набралось немало претензий. Впрочем, во французском Военном Министерстве не было единого мнения, что именно они хотят. Не имел окончательно сложившегося мнения и полковник (далее генерал) Жан Батист Эжен Этьен, отец французских танков. Большое влияние на его видение танков произвел разгром под Берри-о-Бак, случившийся 24 апреля 1917 года. Преждевременное наступление, которое инициировал главнокомандующий французской армии генерал Робер Нивель, превратило дебют французских танков в катастрофу. Наступление французских Schneider CA 1 превратилось в их форменный расстрел. Больше половины танков оказалось либо уничтожено, либо сломалось, погиб майор Луи Боссю, командовавший наступавшей группой. А общие потери составили 76 машин из 132. Это чуть не стало концом французских танков, но крайне «успешная» операция Нивеля привела к огромным потерям не только в бронетанковой технике, но и в живой силе. Вплоть до возникновения бунтов среди французских солдат. Посему 9 мая 1917 года Нивель улетел со своей должности, а его место занял Филипп Петен, уже отличившийся в битве за Верден. Как не цинично это прозвучит, но для того, чтобы спасти французские танковые силы, пришлось принести большие жертвы у Берри-о-Бак. Без этой бронетанковой мясорубки Нивеля, открыто выступавшего против танков, с его места не выкинули бы. Как раз после этого существенно расширилась программа по выпуску Renault FT. Вот только Эстьен, после катастрофы у Берри-о-Бак, мнение о танках изменил.

Два варианта Schneider CA 3, выбрали для изготовления вторую версию - без башни. Но и ее в феврале 1918 года оставили не у дел

Два варианта Schneider CA 3, выбрали для изготовления вторую версию — без башни. Но и ее в феврале 1918 года оставили не у дел

Теперь приоритетом было создание боевых машин средней и тяжелой весовой категории, которые выступали в роли танков прорыва. Наилучшим образом это показывает история разработки Schneider CA 3, которая началась в мае 1917 года. По ее итогам в июле того же года сформировался весьма необычный танк. Существовал он в двух вариантах — 16-тонный с башней, и 14-тонный без башни. Казалось бы, что очевидным будет выбор в виде танка, оснащенного вращающейся башней, в которой находилось 75-мм короткоствольное орудие. Для своего времени данный вариант выглядел революционным, он существенно увеличивал маневренность огня. Но Эстьен явно выступал в пользу второго варианта. В этом случае орудие находилось в лобовой части корпуса, слева от него находилось место механика-водителя, а справа размещался пулеметчик. Получалась скорее штурмовая самоходная артиллерийская установка, которая могла действовать без помощи со стороны артиллерии. Это примерно соответствовало новым взглядам самого Эстьена. Выбор пал на такой вариант Schneider CA 3, оформили заказ на 400 танков данного типа, но в феврале 1918 года его заморозили, а позже и вовсе отменили. Тем не менее, мысль о танке-штурмовике осталась.

Опытный образец среднего танка Delaunay-Belleville, 1919 год. Слева от механика-водителя размещалась курсовая установка, либо под пулемет, либо под 37-мм орудие

Опытный образец среднего танка Delaunay-Belleville, 1919 год. Слева от механика-водителя размещалась курсовая установка, либо под пулемет, либо под 37-мм орудие

Надо сказать, что в средней весовой категории конкуренция была невысокой. Чего не сказать о легких танках. Несмотря на то, что Renault FT был первым и одновременно лучшим из предлагавшихся легких танков, конкурентов там хватало. Среди них проект фирмы Delaunay-Belleville из Сен-Дени. Для этой фирмы военные заказы являлись не профильными, впрочем, как и для Renault. Другой вопрос, что у Renault возможностей было куда больше, а производитель роскошных автомобилей в этом плане был более уязвим. Тем не менее, Delaunay-Belleville с головой окунулась в военную разработку. Одним из профилей деятельности стал выпуск стрелкового вооружения, пытались делать тут и 20-мм противотанковое ружье. Собственный танк Delaunay-Belleville так и не построила, но оказалась среди производителей Renault FT. Скромные производственные возможности предопределили небольшой объем выпуска — всего 390 танков из 4516 штук, выпущенных вплоть до 1919 года. Вместе с тем, амбиции фирмы из Сен-Дени оставались довольно высокими. Там пытались протиснуться и в другие сегменты военного заказа. Одним из них были гусеничные артиллерийские тягачи. Используя наработки по Renault FT, конструкторы Delaunay-Belleville создали довольно интересный тягач. Предназначался он для перевозки 155-мм гаубицы Canon de 155 C Mle.1917 Schneider, причем возилось орудие не за тягачом, в прямо на нем. К тому же имелась возможность вести огонь прямо с тягача. Испытания тягача начались в октябре 1918 года, к нему проявили довольно большой интерес. Беда была в том, что до Компьенского перемирия оставалось меньше месяца, а оно положило конец работам над тягачом. Но на Delaunay-Belleville не сдались.

Длина машины выросла до 5 метров

Длина машины выросла до 5 метров

Руководство фирмы явно было в курсе ситуации со средними танками. После отмены заказа на Scneider AC 3 в среднем сегмента наступило затишье, при этом потребность в средних танках всё еще существовала. Посему в Сен-Дени решили рискнуть. Было решено объединить в одном проекте наработки по Renault FT и артиллерийскому тягачу. В результате на свет появился довольно необычный танк, по сути демонстратор технологий. За основу брался Renault FT, но при этом корпус оказался существенно расширен. Это позволило установить, сбоку от механика-водителя, орудийную установку. При этом сохранялась штатная башня от Renault FT. В связи с ростом габаритов потребовалась и новая, более мощная и крупная силовая установка, переделке подверглась и трансмиссия танка. В результате его длина достигла 5 метров, а масса выросла до 14,3 тонн. При разработке ходовой части были использованы решения по тягачу.

Машина так и не получила развития, но стала отправной точкой для Char B

Машина так и не получила развития, но стала отправной точкой для Char B

Данный танк, да не имевший какого-то индекса, был частной инициативой Delaunay-Belleville. Там знали, что Эстьен не совсем доволен Renault FT, и пытались создать на основе имеющихся наработок что-то иное. При этом создавался танк без тактико-технических требований и, что называется, по наитию. Например, экипаж остался тот же, что и у Renault FT. Естественно, что работы у механика-водителя, который стала еще и артиллеристом, прибавилось, но испытания показали, что орудие в корпусе не является столь уж огромной проблемой. В результате генерал Эстьен данную разработку заметил. В результате разработка Delaunay-Belleville легла в основу «Боевого танка» Char B (char de bataille). Правда, концепция несколько отличалось от построенного. Экипаж состоял из трех человек, главный калибр состоял из 75-мм короткоствольного орудия, а не 37-мм пушки SA 18, как планировалось на танке Delaunay-Belleville. Толщина брони составляла 25 мм. В результате, когда была инициирована разработка танков по спецификации Char B, фирма из Сен-Дени оказалась попросту не готова к такому повороту. Ей выделялся пул на 10 танков, но при этом машина создавалась, фактически, с нуля. В результате один из инициаторов создания Char B очень быстро вывалился из конкурса. Потом Delaunay-Belleville еще минимум раз пыталась влезть в танковую разработку, но там дело не продвинулось даже стадии изготовления опытного образца. Да и в целом попытки производителя роскошных автомобилей влезть на военный рынок кончились очень плохо.

Источники:

  1. Le Char B1, Pascal Danjou, TRACKSTORY №13, 2012
  2. The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Francois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
  3. Архив Карла Бломстера

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervyi-shag-k-char-b-5fc2035c4c127965db53d3c9

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account