Юрий Пашолок. Первый из серийных Pz.Kpfw.IV
Средний танк Pz.Kpfw.IV Ausf.A, он же 1.Serie/B.W., первая серийная версия самого массового немецкого танка Второй мировой войны
Согласно изначальной концепции, которая прорабатывалась командованием Рейхсвера, основой бронетанковых сил немецкой армии должен был стать средний танк. Armeewagen 20, позже переименованный в Großtraktor, был довольно странной машиной. Танк имел 2 башни, из них одну пулеметную (одновременно зенитную), а также предполагалось делать его плавающим. Надо сказать, что при всей необычности Großtraktor не являлся, по отдельности, чем-то уж совсем оригинальным. Например, возможность плавать прорабатывали на английском Medium Tank Mk.D, причем плавал он плохо. Вот и Großtraktor получился так себе водоплавающим. Не особо удачным оказался и сам танк в целом. Слишком сложный и буквально кишащий различными идеями сомнительной функциональности, этот танк, создававшийся в трех вариантах Krupp, Daimler-Benz и Rheinmetall Borsig, оказался тупиковым путем развития.
В начале 30-х годов ситуация изменилась. По результатам испытаний наиболее удачным образцом Großtraktor признали детище Rheinmetall Borsig. Развитием конструкции стал совершенно новый танк, известный как Nb.Fz.. Впрочем, и он оказался неудачным. В том числе и по причине существенной перегрузки конструкции. Между тем, система вооружения немецкой армии существенно изменилась. Еще в конце 20-х годов было принято решение о выпуске легких танков, изначально именовавшихся как Kleinetraktor. Дальше появился второй, малый танк с таким обозначением, а ранний Kleinetraktor стал Leichttraktor. Он получился не лучше Großtraktor, при этом с 6 тонн быстро дорос до 8. Дальше же сложилась анекдотичная ситуация. Вместо Leichttraktor стали разрабатывать Z.W. (Zugführerwagen, машина командира взвода), изначально 10-тонного класса, но довольно быстро набиравшего массу. В результате к середине 30-х годов так получилось, что у немцев образовалось 2 средний танка — Z.W., а также B.W. (Begleitwagen, танк поддержки), который сменил неудачный Nb.Fz..
Изначально B.W. разрабатывался силами Rheinmetall Borsig, что же касается Krupp, то концерну досталась разработка башни и подбашенной коробки. Но в Эссене считали иначе. 13 апреля 1935 года, спустя полтора месяца после начала работ Rheinmetall над B.W., Krupp представил своё видение танк поддержки. Изначально оба танка были двухбашенными, но Krupp от пулеметной башни отказался. В результате весной 1936 года появилось два конкурирующих танка, причем детище Krupp выглядело явно предпочтительнее. Удивительный факт: в случае с B.W. так случилось, что разработчики умудрились вписаться в проектные весовые данные. Для немцев это являлось очень большой редкостью. Кроме того, B.W. от Krupp показал себя очень неплохим танком. Естественно, не без детских болезней, но на фоне творения Rheinmetall Borsig он выглядел явно предпочтительнее. 21 июля 1936 года 6-й отдел Департамента Вооружений проинформировал Krupp, что их танк выбран как победитель. В декабре 1936 года был подписан контракт на изготовление 35 танков первой серии, известной, как 1.Serie/B.W.. Чуть позже машина стала именоваться несколько иначе — Pz.Kpfw.IV Ausf.A, также недолго использовался индекс Vs.Kfz.622.
К моменту, когда был подписан контракт на выпуск 1.Serie/B.W., на Krupp поменялась иерархия с точки зрения производства бронетанковой техники. Вместо головного предприятия в Эссене выпуск танков окончательно перекочевал на Grusonwerk, Магдебург. Впрочем, на долю головного завода пришлось очень много другого. Вообще с Pz.Kpfw.IV сложилась ситуация, когда выпуск основных компонентов танка замкнулся на одном заводе. Обычно шасси и башня с подбашенной коробкой создавались разными заводами. Например, в случае с Z.W. выиграло шасси Daimler-Benz, а контракт на башни и подбашенные коробки достался Krupp. В случае же с Pz.Kpfw.IV и башни, и шасси являлись разработками Krupp. В довершение ко всему, и орудие (7,5 cm KwK L/24) также являлось детищем Krupp. Для немцев ситуация уникальная, причем на сей раз это оказалось скорее благом. В отличие от La.S., который оказался если не провальным, то уж точно крайне неоднозначным танком, B.W. получился намного более удачной боевой машиной.
Важный момент заключался в том, что 1.Serie/B.W. и опытный B.W. Kp являлись похожими, но отнюдь не одинаковыми танками. Во многом это связано с тем, что по агрегатам и некоторым техническим решениям B.W. следовал в кильватере Z.W., по крайней мере, на начальном этапе развития. Так вот, на опытном шасси Z.W.3 обкатывали новый танковый мотор — 10,8-литровый Maybach HL 108, развивавший мощность 250 лошадиных сил при 2800 об/мин. Причины, по которым HL 100 ушел в небытие, умалчиваются, но есть подозрение, что в текущем виде он оказался слабоват. Да и HL 108 оказался во многом промежуточным. То же самое касалось коробки передач. На Z.W.3 поставили 5-скоростную синхронизированную коробку передач SFG 75 (S — синхронизированная, FG — 5-скоростная, 75 — максимальный крутящий момент 75 кгм). Она была рассчитана на использование в паре с мотором мощностью до 300 л.с. Так вот, на первые серийные Pz.Kpfw.III ушли те же самые агрегаты, и они же перешли к первому серийному Pz.Kpfw.IV. При этом скорость 15-16-тонных Pz.Kpfw.III Ausf.A-C составила 35 км/ч, а на 18-тонном Pz.Kpfw.IV Ausf.A она снизилась до 32,4 км/ч. Средняя скорость по шоссе снизилась до 20 км/ч, а по проселку — до 10 км/ч. Откровенно говоря, маловато, поэтому моторно-трансмиссионная группа по типу Z.W.3 прожила на Pz.Kpfw.IV очень недолго.
Конструкция ванны корпуса изменилась не сильно, по крайней мере снаружи. Из каких-то глобальных изменений можно разве что отметить усиленное днище. Не имелось и каких-то существенных изменений по ходовой части. Переработке подверглись ведущие колеса и ленивцы, остальные элементы не трогали, поскольку масса серийного танка составила 18 тонн, то есть в пределах исходной массы B.W. I Kp. А вот с остальным дела обстояли совсем иначе. По результатам переработки от исходного B.W. I Kp сохранилось всего 7 узлов и деталей, оставшихся полностью неизменными. Всё это было связано с тем самым эволюционным развитием, которое шло параллельно с Z.W. К тому же не стоит забывать о том, что B.W. I Kp являлся опытным танком, поэтому некоторые элементы делались почти на коленке. Естественно, часть элементов дорабатывалась. Касалось это и боезапаса, который на исходном Pz.Kpfw.IV Ausf.A составил 140 патронов. В боекомплект входили осколочно-фугасные, бронебойные и дымовые боеприпасы. Основная снарядная укладка разместилась с правого борта корпуса, также укладки сделали за местом механика-водителя и на левой надгусеничной полке. Боезапас внушительный, но с нюансом. Броня осталась противопульной, а при размещении боезапаса шансы, что прилетевший снаряд промахнется по боезапасу, стремились к нулю. В довершении к этому, основной запас топлива находился аккурат под башней.
Башня и подбашенная коробка также являлись продуктом эволюционного развития, причем связанным не только с Z.W., но и с La.S.100 (Pz.Kpfw.II). Дело в том, что на тот момент самым массовым танком являлся как раз Pz.Kpfw.II, посему смотровые приборы брались с него. По этой причине смотровые приборы на первом серийном Pz.Kpfw.IV оказались более совершенными, нежели на Pz.Kpw.III Ausf.A. Перекочевали они с Pz.Kpfw.II Ausf.A, это касалось и смотрового лючка механика-водителя. А вот башенные приборы брались с Pz.Kpfw.III Ausf.B. Касалось это и командирской башенки в сборе. Конструкцию башни улучшили. В отличие от B.W. I Kp., где имелось довольно много клёпаных соединений, на Pz.Kpfw.IV Ausf.A максимально использовалась сварка. Впрочем, имелась существенная проблема, связанная со стойкостью смотровых приборов. Особенно это касалось передних смотровых лючков в башне, которые вполне выбивались прицельным ружейно-пулеметным огнем. Одним из существенных отличий башни Pz.Kpfw.IV была система поворота. Дело в том, что на танке использовалась вспомогательная силовая установка (ВСУ) DKW PZW 600, которая работала на генератор. Поэтому в корме имелось два глушителя — от основного мотора, а также от ВСУ.
Подготовка к серийному производству Pz.Kpfw.IV Ausf.A заняла почти год. Первые два серийных танка с номерами шасси 80101 и 80102 были сданы Grusonwerk к 30 ноября 1937 года. При этом 6-й отдел Департамента Вооружений, а именно подполковник Генрих Ольбрих, уже составил список из 4 пунктов требуемых улучшений. Также Ольбрих предлагал перенести часть пулеметных укладок вправо, но это грозило снижению боезапаса. И это только начало: 1 декабря Ольбрих подготовил список из 30 пунктов изменения конструкции танка. Касались они не ходовых качеств машины, а внутреннего оборудования. Между Krupp и 6-м отделом Департамента Вооружений развернулась бурная переписка. Столь внушительный список сорвал производство машины, да и отправка первых двух танков также задержалась. Grusonwerk пришлось вносить изменения, при этом Ольбрих всё же настоял на переделке укладки. В результате боезапас снизился до 122 патронов, поскольку пришлось убирать одну из укладок с правой стороны корпуса и менять ее на патронные укладки.
Можно сказать, что Pz.Kpfw.IV Ausf.A стал «учебной» версией машины. На ней обкатывали решения, которые позже не встречались на танках данного типа. Касалось это и такого элемента, как зенитный вертлюг. Впервые его ввели на Pz.Kpfw.II Ausf.c, имелся он и на ранних Pz.Kpfw.III. Идея правильная, а вот реализация крайне сомнительная. Немцы не нашли ничего лучше, чем сделать некую раскладную конструкцию, которая крепилась к борту подбашенной коробки. Чтобы ей воспользоваться, требовалось выйти из танка, достать пулемет, привести ветлюг в боевое положение, поставить пулемет… Сектор обстрела оказался крайне ограниченным. По этим причинам вертлюг прожил в серии где-то года полтора. После того, как новинку опробовали в войсках, вертлюг разгромили в пух и прах. 12 февраля 1938 года последовала команда больше его не ставить. Впрочем, большинство Pz.Kpfw.IV Ausf.A вертлюг получили.
Несмотря на то, что объем выпуска Pz.Kpfw.IV Ausf.A был небольшим, уже эта модификация могла похвастаться некоторым разнообразием внешнего вида. В том числе и связанным с чисто производственными причинами. Дело в том, что в октябре 1937 года с Krupp подписали контракт на выпуск 42 танков второй серии, они же 2.Serie/B.W., они же Pz.Kpfw.IV Ausf.B. Так вот, в виду различных производственных накладок конца 1937-начала 1938 года выпуск Pz.Kpfw.IV Ausf.A производился до июня 1938 года, а производство Pz.Kpfw.IV Ausf.B началось в мае 1938 года. Между тем, еще в конце января 1938 года было понятно, что есть проблема с поставкой брони для 5 последних корпусов Pz.Kpfw.IV Ausf.A. Виновниками являлись компании Harkort & Eicken GmbH и Eisen und Hüttenwerke AG. Так вот, чтобы не ломать план, было предложено выпустить 5 последних танков с корпусами Pz.Kpfw.IV Ausf.B. Итогом стало 10 мутантов — 5 Pz.Kpfw.IV Ausf.A с корпусами Ausf.B и 5 Pz.IV Ausf.B с корпусами Ausf.A. При этом толщина лба Ausf.B достигла 30 мм.
Несмотря на все проблемы, связанные с наладкой производства и переделками, Pz.Kpfw.IV Ausf.A не разделили судьбу большинства немецких танков первых серий. Обычно они годились только для обучения экипажей, но в случае с первой серией B.W. ситуация оказалась совсем иной. Да, по броневой защите танк явно отставал от реалий второй половины 30-х годов, но назвать его бесполезным крайне сложно. Это была полноценная боевая машина, которая, как это не странно прозвучит, была лучше Pz.Kpfw.III. Да, «основной» средний танк, по версии 6-го отдела Департамента Вооружений, был чуть лучше по подвижности, но по боевой эффективности дела обстояли крайне неоднозначно. Особенно с учетом того, что поначалу ходовая часть Pz.Kpfw.III являлась источником головной боли. Что же касается Pz.Kpfw.IV, то этот танк почти не подвергался принципиальным изменениям по ходовой части. Да и список улучшений не столь большой. В августе 1938 года на корме корпуса стали монтировать блоки приборов дымопуска.
Дебютом данных боевых машин стала оккупация Судетской области в области 1938 года. Танки первой серии приняли самое активное участие и в боях сентября 1939 года. Они имелись в составе 1-й, 3-й и 5-й танковых дивизий. Слабая броня, разумеется, была бессильна против огня польских противотанковых пушек. Некоторые танки, в виду детонации боекомплекта, разрывало на куски. Вместе с тем, безвозвратные потери составили всего 19 Pz.Kpfw.IV всех типов. Кроме того, именно Pz.Kpfw.IV, а не Pz.Kpfw.III, в войсках считали лучшим танком. Эта машина отличалась надежностью, а также высокой огневой мощью.
Еще одним важным моментом было то, что после польской кампании из боевых частей «отсеились» Pz.Kpfw.III ранних версий. Но не Pz.Kpfw.IV Ausf.A! Эти танки повоевали и во Франции. Разумеется, тонкая броня была огромной проблемой, но на самом деле что 15 мм, что 30 мм, для противотанковой артиллерии разница не столь большая. За весну-лето 1940 года произошел еще ряд изменений. Для начала, танки получили фары Notek спереди и сзади для ночной езды. Также произошла переработка питания пулеметов.
Самое интересное, что основной объем доработок пришелся на еще более поздний период — зиму-весну 1941 года. На лобовую часть корпуса установили 30-мм дополнительную броню, переделали систему вентиляции, поставили ограждения для орудия, чтобы не повреждать антенну. В марте 1941 года появился забашенный ящик, известный как «ящик Роммеля». Сколько таким образом переделали машин, неизвестно, тем не менее, результат вполне достойный. Само наличие таких изменений говорило о том, что они всё еще в строю.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997
- PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011
- Фотоархив автора
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervyi-iz-seriinyh-pzkpfwiv-60952147fe106d5922855739