14
Юрий Пашолок. Первый из семейства TNH

Юрий Пашолок. Первый из семейства TNH

Легкий экспортный танк Praga TNH, предшественник легкого танка LT vz.38

После обретения независимости Чехословакия, имевшая к моменту развала Австро-Венгрии мощную промышленность, довольно быстро воспользовалась этим потенциалом. Наряду с вооружением, которое создавалось еще для армии Австро-Венгрии, быстро появились оригинальные образцы. Прежде всего это касалось артиллерии, которое производилось силами Škoda. Важным моментом стало то, что Škoda работала не только на чехословацкую армию, но и в расчете на экспортные поставки. Таковые начались еще в конце 20-х годов. К концу 20-х появились первые образцы оригинальных образцов чехословацкого стрелкового вооружения. Zbrojovka Brno довольно быстро стала завоевывать рынок, уже вскоре чехословацкое оружие появилась в разных армиях мира. Это стало не очень приятной новостью, например, для японцев, которые в конце 1931 года обнаружили у китайской армии ручные пулеметы ZB.26. Они были настолько удачными, что японцы снимали со своих Renault FT пулеметы Тип 91 и переделывали их под чехословацкие пулеметы. Это лишний раз говорило в пользу чехословацкой оружейной промышленности.

Опытный образец Praga TNH, на тот момент подбашенная коробка и башня были макетные

Опытный образец Praga TNH, на тот момент подбашенная коробка и башня были макетные

Весьма выгодное с финансовой точки зрения, надежное и современное по конструкции стрелковое вооружение и артиллерия, произведенные в Чехословакии, стало одним из пунктов экспорта. Между тем, еще во второй половине 20-х годов на рынке вооружения появилась новая ниша — танки. После окончания Первой мировой войны в ряде стран появились французские легкие танки Renault FT, но они имели ряд недостатков. В дальнейшем Renault пыталась создавать чисто экспортные модели, но как-то не особо в этом преуспела. С конца 20-х годов пальма первенства уверенно перешла к английской Vickers-Armstrongs. Ее танкетки Carden-Loyd, последовавшие за ними легкие «4-тонные» легкие танки, а также танки поддержки пехоты Vickers Mk.E на некоторое время стали едва ли не монополистами. Даже Чехословакия начинала с закупки танкеток Carden-Loyd Ml.VI, сделала это ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk), которая позже создала свою танкетку — P-I. Также на ČKD внимательно изучили конструкцию другой английской разработки — Vickers Mk.E. Впрямую копировать ее не стали, но легкий танк P-II, принятый на вооружение чехословацкой армии как LT vz.34, концептуально был похож на английскую машину. Впрочем, больше в ней от танкетки Carden-Loyd.

Таким танк виделся по проекту

Таким танк виделся по проекту

Аналогичную активность проявляла и Škoda, но поначалу оружейному гиганту из Пльзеня, имевшему тесные связи со Shneider, по ниве танкостроения не везло. Центром чехословацкого танкостроения стала Прага. В дальнейшем Škoda всё же смогла отчасти отвоевать позиции. Случилось это на конкурсе по танку категории II-a , спецификация подразумевала лёгкие кавалерийские танки с лобовой бронёй 25 мм и бортовой 15 мм. ČKD выставила на конкурс легкий танк P-II-a, являвшийся прямым развитием P-II. Естественно, конструкция танка изменилась, появилась планетарная коробка передач Praga-Wilson, установили мотор Praga SV мощностью 115 лошадиных сил. Машина неплохая, вот только Š-II-a выглядел явно лучше. Škoda учла ошибки с танком Š-II и выставила очень удачный танк, который летом 1935 года победил в конкурсе. Он получил обозначение LT vz.35, став самым массовым чехословацким предвоенным танком. Но ČKD не то, чтобы сильно расстроилась. Во-первых, часть заказа на LT vz.35 ушла ей, во-вторых, компания уже получила дивиденды с P-II-a. Дело в том, что одновременно были запущены работы по чисто экспортному легкому танку, где реализовали часть наработок по P-II и P-II-a. Данная машина получила обозначение Praga TNH (гусеничная машина с мотором от грузовика Praga TN).

Первые тесты, пока пушечное вооружение макетное

Первые тесты, пока пушечное вооружение макетное

Появлению Praga TNH предшествовали переговоры Эмиля Оплатки, агента ČKD в Париже, с делегацией персидских военных. Изначально генерал Исмаил Хан, глава персидской военной миссии, имел задание на закупку сотни танкеток массой 2-3 тонны. Они требовались для усиления пехотных частей. Надо сказать, что по состоянию на конец 1934 года выбор у персидских военных выглядел небогато. Либо продукция Vickers-Armstrongs, либо что-то из ассортимента Renault, либо итальянский малый танк (на самом деле обычная танкетка) Carro L3. Но Эмиль Оплатка, имевший со сделок ČKD процент прибыли, не просто так получал свои деньги. Он смог убедить Исмаила Хана в том, что есть смысл обратить внимание на чехословацкую продукцию. Правда, поначалу всё, что могла предложить ČKD, это танкетка P-I, которая персов не устроила. Вместе с тем Оплатка, который договорился о поставке в Персию партии полевых кухонь постройки ČKD, предложил чуть подождать, дабы компания могла показать что-то еще.

По итогам первых испытаний опытного TNH иранский заказ вырос до 50 машин

По итогам первых испытаний опытного TNH иранский заказ вырос до 50 машин

Шансом, который выторговал Оплатка, ČKD воспользовалась на все сто. В лихорадочном темпе были запущены работы по проектированию улучшенной танкетки, получившей обозначение AH-IV. При этом параллельно конструкторское бюро ČKD, возглавляемое Алексеем Суриным, разработало еще и легкий танк. Естественно, машина, которая и получила обозначение TNH, имела прямое отношение к P-II-a, но лишь отчасти. Для начала, броневая защита выглядела скромнее — 15 мм по периметру. При этом масса танка оказалась близка к P-II-a. Ставился другой мотор, другая башня, да и корпус имел ряд отличий. Самым же существенным отличием стала ходовая часть. Сурин использовал на TNH ту же подвеску, что и на AH-IV. Она была более удачной, нежели та, которую использовали на P-II-a и P-II. Четыре опорных катка большого диаметра, сблокированные в две тележки, обеспечивали высокую плавность хода, а заодно получались гораздо проще, чем 8-катковая ходовая часть. Да еще и не требовались балки усиления. В январе 1935 года ČKD и Škoda, которая всё же пронюхала про деятельность персов, представили свои предложения. От танкетки Š-I комиссия Исмаила Хана отказалась, зато инициативное предложение по легкому танку TNH было воспринято с большим энтузиазмом. Да и прототип P-I, который был подарен персидской делегации, сработал. Оплатка толк в дипломатии знал.

Серийный Praga TNH перед отправкой в Иран

Серийный Praga TNH перед отправкой в Иран

В первой половине мая 1935 года комиссия Исмаила Хана прибыла с визитом в Прагу. К тому моменту Реза Пехлеви, персидский шах, переименовал свою страну в Иран. Иранским военным провели демонстрацию, включая и ходовые испытания P-II-a. Под впечатлением от увиденного 14 мая 1935 года иранская делегация подписала соглашение о закупке 30 танкеток AH-IV и 26 легких танков TNH. В сентябре того же года иранская делегация прибыла на смотр первых опытных образцов. Опытный Praga TNH, имевший временный регистрационный номер P-10070, изначально имел макетные башню и подбашенную коробку, но и этого уже оказалось достаточно. Первые ходовые испытания показали, что Исмаил Хана не ошибся с выбором. Результатом стало то, что 10 сентября 1935 года контракт аннулировали, а вместо него появился новый. Теперь Иран закупал 50 Praga AH-IV и 50 Praga TNH. Обходился легкий танк в 3570 фунтов стерлингов за штуку. Это было чуть ниже стоимости Vickers Mk.E Type B, при этом чехословацкая сторона предлагала более выгодную сделку. Мало того, что Praga TNH был более удачным как танк, так еще и иранской стороне предоставлялись выгодные условия по приемке танков и обучении экипажей. Собственно говоря, последний пункт, то есть сервис, выгодно отличал чехословацкие фирмы. Они подходили к этому вопросу куда более щепетильно. Так что последующие успехи экспортной чехословацкой бронетехники имели вполне логичное объяснение.

На момент появления Praga TNH был оптимальным предложением на рынке экспортных танков. Бюджетно, качественно, с хорошим вооружением и хорошим сервисом

На момент появления Praga TNH был оптимальным предложением на рынке экспортных танков. Бюджетно, качественно, с хорошим вооружением и хорошим сервисом

Полноценную башню и подбашенную коробку опытный образец TNH получил еще в сентябре 1935 года, так что иранские военные увидели товар лицом. Правда, изначально пушка была макетной. Но это оказалось временной проблемой, поскольку Škoda своего шанса заработать упускать не стала. В финальной конфигурации танк получил 37-мм танковую пушку Škoda A4 Beta, а также два станковых пулемета ZB 53. По вооружению иранские военные договаривались отдельно с их производителями. Правда, с поставками танков поначалу дела не особо заладились. Подвели поставщики брони из Кладно: броневые листы для AH-IV и TNH оказались хрупкими, поэтому пришлось их переделывать. Результатом стало то, что первые 11 TNH оказались в Тегеране только к началу 1937 года. Надо сказать, что что для иранской приемки такая ситуация выглядела даже хорошо. Они ни в чем себе не отказывали, да и горячие иранские офицеры вызывали интерес у местных дам. В общем, хорошо всем.

Установка пулемета на зенитном вертлюге

Установка пулемета на зенитном вертлюге

Серийные Praga TNH несколько отличались от опытной машины. Для начала машины получили радиостанции, антенный порт разместили на левом борту корпуса. Изменилась пулеметная установка в корпусе, а также смотровые приборы. Доработке подверглась ходовая часть. Больше всего изменений пришлось на башню. По бортам появились воздуховоды системы вентиляции, поставили новую командирскую башенку, а также улучшенную пулеметную установку. В финальной версии танки получали моторы Praga TN 100, развивавшие мощность 106 л.с. при 2000 об/мин. На максимальных оборотах танк разгонялся до 37 км/ч. Вместо механической КПП Praga серийные TNH получили планетарную коробку передач Praga-Wilson. Одним словом, получился очень неплохой танк, особенно для экспортного. В то время мало кто мог предложить чего-то подобное. Да и задержка оказалась не столь и большая. Последние танки прибыли в Тегеран к маю 1937 года, причем на месте представители ČKD оказали максимум помощи иранским военным. Производители вооружения, кстати говоря, подкачали — последние орудия и пулеметы прибыли только в сентябре 1937 года. Одним словом, довольны остались все. Особенно ČKD, для которой проигрыш P-II-a был уже не столь важен. Информация о чехословацком производителе бронетанковой техники, который делает качественные и удачные машины, да еще и по выгодной цене, разлетелась быстро. Да и Оплатка не дремал.

На вооружении иранской армии TNH стояли до 50-х годов включительно

На вооружении иранской армии TNH стояли до 50-х годов включительно

Иранская армия была заинтересована в покупке дополнительных танках. По планам оснащения иранских пехотных дивизий, в каждую требовалось 25 TNH. Общий же запрос составлял от 200 до 300 танков. Увы, сделка не состоялась. Сначала у Пехлеви не было денег, потом начались известные события осени 1938 года, а 15 марта 1939 года Чехословакия оказалась оккупирована немцами. Те хоть и симпатизировали Ирану (а сам Пехлеви отвечал взаимностью), но BMM, так теперь именовалась ČKD, ориентировалась на выпуск Pz.Kpfw.38(t), прямом наследнике TNH. Так что иранские военные оказались с теми танками, которые имели по первому контракту. Они, впрочем, в августе 1941 года не помогли никак. СССР и Великобритания совместно вывели Иран из игры. Танки, впрочем, так и остались у Ирана, их использовали до 50-х годов. Из них пара дожила до наших дней. Пока это единственный из легких экспортных танков ČKD, которого нет в военно-техническом музее Лешаны. Хотя кто знает, может и договорятся.

Список источников:

      1. Export Tankettes, V. Francev, C. Kliment, MBI, 2004
      2. Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
      3. Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 2, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2014
      4. Архив ČKD

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervyi-iz-semeistva-tnh-6042096044edc6668127f653

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account