Юрий Пашолок. Первый из колесно-гусеничных танков

13
Юрий Пашолок. Первый из колесно-гусеничных танков

Юрий Пашолок. Первый из колесно-гусеничных танков

Christie M1919 Medium Tank, первый в мире колесно-гусеничный танк, он же первый американский средний танк

К концу Первой мировой войны в американской армии сложилась довольно интересная ситуация. За счет того, что США имели военное сотрудничество одновременно с Францией и Великобританией, американское вооружение, особенно артиллерия, имели сразу два пути развития. Первым был английский, который довольно легко определяется по калибру. Он и у англичан, и у американцев был в дюймах. Надо сказать, что чисто английской артиллерии у американцев было немного, собственная промышленность еще до начала Первой мировой войны создала немало образцов, вполне удачной конструкции. Но эти самые дюймовые калибры соседствовали с метрическими, а вот они четко имели французское происхождение. Canon d’Infanterie de 37 Mle.1916 TRP, Canon de 75 Mle.1897, Canon de 155 C Mle.1917 Schneider и Canon de 155mm GPF являлись типовыми типами американской артиллерии в своём сегменте. Причем 75-мм пушка M1897, 155-мм гаубица M1917 и 155-мм пушка M1917/M1918 дожили до Второй мировой войны и весьма активно использовались.

Таким изначально предполагался Christie M1919 Medium Tank. Подвески у него не имелось от слова совсем

Таким изначально предполагался Christie M1919 Medium Tank. Подвески у него не имелось от слова совсем

Очень похожая ситуация образовалась и в американском танкостроении. Поначалу американцы пытались разрабатывать свои танки, но получались они не очень. Более правильным направлением стало лицензионное производство зарубежных образцов, либо совместный выпуск. Ситуация с тяжелыми танками разрешилась благодаря организации серийного производства тяжелого танка Mark VIII, он же International, он же Liberty (по названию мотора). Разработка английская, мотор и изготовление американское. На войну, правда, этот танк не попал, но использовался довольно долго. Аналогичная история случилась с другим, легким танком. Им стал 6-t tank M1917, американская версия Renault FT. Данная машина тоже не попала на войну, но была выпущена более чем внушительным тиражом — 950 экземпляров. Вплоть до второй половины 30-х годов эти танки составляли основу американских бронетанковых сил. Позже часть из M1917 оказалась в Канаде, где они использовались для учебных целей.

Принцип работы хитрой системы, которая предназначалась для наезда на высокие препятствия

Принцип работы хитрой системы, которая предназначалась для наезда на высокие препятствия

Благодаря зарубежным разработкам американская армия обеспечивала себя легкими и тяжелыми танками. Вместе с тем, имелся и пустой сегмент — средние танки. Первыми их создали французы, но Schneider CA 1 был очень неспешным. Не особо удачными оказались и первыми английские танки, хотя как раз англичане первыми пришли к мысли о создании подвижных (как тогда писали у нас, маневренных) танков. Первые английские средние танки создавались чисто пулеметными, причем английские военные постепенно разочаровались в продукции William Foster & Co.. Новым направлением работы стал маневренный танк Medium Mk.D разработки подполковника Филиппа Джонсона. Джонсон считал, что средний танк должен развивать скорость не менее 32 км/ч. Благодаря мощному мотору и принципиально новой ходовой части Medium Mk.D смог достичь цели своего создатели, на это обратили внимание американские военные. В июне 1919 года была инициирована разработка американского аналога Medium Mk.D, уже с пушечным вооружением и вращающейся башней. Вместе с тем, тогда же была высказана мысль об альтернативном среднем танке, имевшем чисто американскую конструкцию. Дело в том, что с 1917 года шли работы по колесно-гусеничным САУ разработки Front Drive Motor Company. В 1918 году на испытания вышла САУ Christie Motor Carriage for 8-inch Howitzer. На колесном ходу она развивала скорость 26 км/ч, и это при гораздо менее мощном моторе. Колесно-гусеничная схема выглядела менее мудрено, чем подвеска Филиппа Джонсона. Одним словом, возникли все предпосылки для разработки среднего колесно-гусеничного танка, его автором становился Джон Уолтер Кристи.

Такой ходовая часть M1919 стала после доработки. Даже в таком виде она всё равно была ущербной, поскольку подвески у ведущих колес и ленивцев так и не появилось

Такой ходовая часть M1919 стала после доработки. Даже в таком виде она всё равно была ущербной, поскольку подвески у ведущих колес и ленивцев так и не появилось

Создаваться новый танк предполагали по тем же спецификациям, что и для американской версии Medium Mk.D. Окончательно требования на средний танк сформировал 18 августа 1919 года бригадный генерал Сэмюэл Рокенбах, начальник американского Танкового Корпуса. Согласно им, боевая масса танка составляла 18 коротких тонн (16329 кг), при этом удельная мощность составляла не менее 10 л.с. на тонну. Максимальная скорость составляла не менее 19 км/ч, а радиус действия достигал не менее 96 км. Танк должен был иметь противопульную броню, а также вооружение из двух пулеметов винтовочного калибра, плюс одна пушка. Надо сказать, что с массой генерал Рокенбах попал в точку. Боевая масса 16 тонн вскоре стала типовой для «маневренных» танков. Кроме того, спецификация фактически предусматривала двухъярусное размещение вооружения. На основной башне размещалась башенка, в которой ставился пулемет. Данная концепция позже неоднократно появлялась на разных танках, в том числе и советских. Следует отметить, что 4 ноября 1919 году спецификацию ужесточили. Теперь броневая защита должна была обеспечиваться и от пуль крупнокалиберных пулеметов.

Оригинальный эскиз Christie M1919 Medium Tank, октябрь 1920 года

Оригинальный эскиз Christie M1919 Medium Tank, октябрь 1920 года

Окончательное решение по разработке среднего колесно-гусеничного танка было принято 22 ноября 1919 года. Предполагалось, что разработка будет базироваться на идеях Christie 155 mm Self-Propelled Mount, который в ноябре 1919 года успешно продемонстрировали американским военным. Скорость машины на колесном ходу была очень близка к английскому танку. Вместе с тем, у Кристи было своё видение того, как должно выглядеть танковое шасси. Одной из идей, которые он решил реализовать на танке, стала система подъема носовой части корпуса для преодоления препятствий. Согласно изначальной идее, танк имел 3 опорных катка на борт, при этом роль переднего и заднего катка выполняли ведущее колесо и ленивец. Но по ходу разработки система изменилась, касалось это, кстати говоря, и спецификации на машину. В окончательном виде она была готова 8 июня 1920 года, что, разумеется, тормозило работы. Это не считая происходящего вокруг американской танковой программы. 2 июня 1920 года Танковый Корпус прекратил своё существование, а танки ныне входили в подчинение пехоты.

Январь 1921 года, танк на колесном ходу

Январь 1921 года, танк на колесном ходу

Надо сказать, что еще на начальном этапе проект Кристи подвергли справедливой критике, прежде всего это касалось ходовой части. Конечно, идея с приподнимаемой носовой частью корпуса была интересной, но как-то не очень хорошо выглядела ситуация, когда у танка подвеска отсутствовала как класс. По этой причине Кристи оказался вынужден изменить ходовую часть. Теперь вместо центрального опорного катка было два поменьше, со свечной подвеской, при этом катки блокировали в тележки. Как писал сам Кристи, подвеска была нужна для «высокой скорости». Вот только ленивец и ведущее колесо остались без подвески. Как эту концепцию пропустил Департамент Вооружений, большой вопрос. По хорошему счету, надо было взять любой танк, заблокировать ему подвеску, посадить туда Кристи и немного поездить по пересеченной местности. Сразу бы появилось некоторое понимание. Самое смешное, что у самоходок Кристи свечная подвеска имелась для ленивцев, что мешало сделать то же самое для танка изначально, вопрос. Кроме того, с самого начала идея всего пары опорных катков, которые потом превратились в две пары поменьше, выглядела странно. Создается впечатление, что про контакт опорной поверхности на мягком грунте никто не думал. И ладно бы Кристи, в Департаменте Вооружений как-то промолчали.

Процесс надевания траков. Кристи любил освещать свои работы, вот и процесс передачи танка превратилось в маленькое шоу

Процесс надевания траков. Кристи любил освещать свои работы, вот и процесс передачи танка превратилось в маленькое шоу

По итогам всех перестановок опытный образец Christie M1919 Medium Tank был готов в январе 1921 года. После этого прошла небольшая демонстрация, которая проходила возле завода Front Drive Motor Company в Хобокен, штат Нью-Джерси. Надо сказать, что у Кристи получилась машина, довольно сильно отличающаяся от спецификации. Вместо 16 тонн масса пустого M1919 составляла 12247 кг. Этого удалось добиться благодаря сравнительно небольшим габаритам и весьма специфичному подходу к вопросу броневой защиты. Кристи можно считать пионером в области использовании рациональных углов наклона брони. Толщина вертикальных листов корпуса и башни составляла 25,4 мм, то есть должна была защищать от пуль калибра 12,7 мм. А вот толщина верхнего лобового листа составляла всего 6,35 мм. Казалось бы, где смысл, но наклон ВЛД был такой, что обеспечивал необходимую защиту. Искать приключений Кристи не стал и использовал тот же самый 120-сильный мотор, как на Christie 155 mm Self-Propelled Mount. Удельная мощность всё же оказалась ниже 10 л.с. на тонну, но не сильно.

Включенный механизм приподнимания передней части танка

Включенный механизм приподнимания передней части танка

Следует отметить, что в случае с Christie M1919 Medium Tank речь шла о полноценном среднем танке, а не том странном аппарате, который Кристи создал 10 лет спустя. Именно с точки зрении соответствии спецификации машина вполне являлась средним танком и по вооружению, и по броневой защите. В башне размещалась установка 6-фунтовой (57-мм) пушки, с которой был спарен пулемет Browning M1919. Это была первая в мире спаренная установка пушки и пулемета. Интересным оказалось то, что орудие имело возможность точной наводки по горизонтали, в то время подобная система была вполне распространена. Экипаж составлял 3 человека, из них 2 в башне. Вполне удобным получилось отделение управление, механик-водитель обладал хорошим обзором со своего места. Правда, на фотографиях хорошо видно, что Кристи «забыл» поставить механику-водителю люк. В общем-то, всё было неплохо, но с ходовой частью Кристи умудрился перехитрить сам себя.

В ходе на испытаний на Абердинском полигоне

В ходе на испытаний на Абердинском полигоне

В течение февраля-марта 1921 года, когда танк испытывался на Абердинском полигоне, он постепенно дорабатывался силами Кристи и его людей. Изначально у танка не было не только части люков, но и смотровых щелей в башне. Впрочем, уже на тот момент возникли некоторые сомнения насчет перспектив танка. Дело в том, что отсутствие нормальной подвески являлось отнюдь не единственной проблемой. Даже на колесах танк развил скорость всего 21 км/ч, то есть на треть меньше, чем по требованиям. На гусеницах скорость передвижения оказалась еще ниже — 11,2 км/ч по проселку. Таким образом, колесно-гусеничная схема не давала каких-то особых преимуществ. Впрочем, самое веселье началось в апреле 1921 года. После двух месяцев испытаний танк подвергся процедуре ремонта. Утром 18 апреля машина отправилась на тестовый пробег, который завершился проблемами с бандажом одного из центральный опорных катков. На следующий день возникли проблемы с системой зажигания. Тем не менее, машине удалось добраться до Форт-Мид, где размещался Танковый Департамент. 20 апреля состоялась демонстрация, которая завершилась конфузом. Даже под управлением Лео Андерсона, водителя-испытателя Front Drive Motor Company, танк постоянно сталкивался с различными проблемами. По результатам стало ясно, что в таком виде танк попросту непригоден для дальнейших испытаний.

Танк в финальной конфигурации, апрель 1921 года

Танк в финальной конфигурации, апрель 1921 года

21 апреля Кристи был вынужден забрать Christie M1919 Medium Tank для доработок. Всего танк преодолел 598 километров, которые оказались очень трудными. Собственно говоря, именно этим танком Кристи испортил себе репутацию, которую он с таким трудом зарабатывал при помощи самоходных артиллерийских установок. Что было дальше, и вовсе выходит за пределы понимания, поскольку вместо переделки подвески он создал уродца под названием Christie M1921 Medium Tank. Он стал причиной разрыва отношений с Департаментом Вооружений. Впрочем, надо сказать пару слов в защиту Кристи. Дело в том, что Medium Tank M1921, тот самый американский вариант Medium Mk.D, получился не сильно лучше. То есть произошла битва косого с кривым. Разница в том, что Департамент Вооружений пытался допилить своё детище в течении 10 лет. Кристи же за это время создал принципиально новый танк, правда, средним его было назвать трудно. Так или иначе, борьба была равна.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1978
      3. Steel Steeds Christie: A Memoir of J. Walter Christie, Edward J. Christie, Sunflower Univ Pr, 1985
      4. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervyi-iz-kolesnogusenichnyh-tankov-608457037b54072a76cc5b9f

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account