Юрий Пашолок. Первый американский истребитель на среднем гусеничном шасси
История разработки 3-inch Gun Motor Carriage T24, первого американского среднего истребителя танков, базой которому послужил Medium Tank M3
Вопросами механизации артиллерии, предназначенной для борьбы с танками, американская армия озаботилась еще во второй половине 30-х годов. Поначалу речь шла о создании средства усиления для подразделений, оснащенных легкими танками семейства Light Tank M2. Так на свет появилась боевая машина, даже не имевшая специального индекса. На Light Tank M2A1 поставили измененную башню с 47-мм полуавтоматической пушкой Browning, имевшей обойменное питание. Довольно быстро идею забросили, после чего на несколько лет работы затихли. Снова они возобновились в 1940 году, когда на вооружение американской армии стали поступать 37-мм противотанковые пушки M3. Между тем, американские военные внимательно следили за происходящим в Европе. Это касалось и действия немецких противотанковых подразделений, включая и самоходных противотанковых дивизионов. Их высокая эффективность на поле боя заставила пересматривать подход к противотанковой артиллерии, особенно что касалось вопросов ее механизации. Впрочем, до создания специализированной структуры, то есть Истребительного командования, дело дошло только ближе к концу 1941 года. Поначалу же шли различные эксперименты.
Знали американцы и о применении немцами зенитных орудий для борьбы с танками. Очень похожее зенитное орудие имелось на вооружении и у американской армии. Речь идет о 3-inch anti-aircraft gun M3, вполне удачной разработке, которая оказалась близка по ТТХ к 8.8 cm Flak 18. Осенью 1940 года начались работы сразу по нескольким направлениям. Во-первых, появилось 76-мм противотанковое орудие, представлявшее собой наложение ствола c с баллистикой M3 на лафет 105-мм гаубицы M2A1. Данный гибрид позже стандартизировали как 3-inch anti-tank gun M5. Во-вторых, в сентябре 1940 года начались работы по созданию первого истребителя танков с 76-мм орудием T9, представлявшим собой адаптацию качающейся части зенитной пушки на специальном гусеничном шасси. 19 декабря 1940 года данную разработку, которая базировалась на шасси с использованием агрегатов быстроходного трактора Cletrac, утвердили к постройке как 3-inch Gun Motor Carriage T1. Официально это был первый американский истребитель танков, но на самом деле эксперименты шли и раньше, да и построен был GMC T1 отнюдь не первым.
Несмотря на то, что разработку истребителей танков с 76-мм зенитным орудием начали еще в конце 1940 года, работы по этому направлению шли крайне неспешно. Кроме того, весной 1941 года появилась первая альтернатива гусеничному шасси трактора Cletrac. Речь шла о Light Tank M3. В сентябре 1941 года Комитет по Вооружениям рекомендовал разработку 3-inch Gun Motor Carriage T20. Впрочем, работы по этой боевой машине шли очень недолго. Быстро выяснилось, что получить истребитель танков с низким силуэтом не получится, поэтому GMC T20 умерла, даже особо и не родившись. К тому моменту появилась еще одна альтернатива — Medium Tank M3. Размеры его боевого отделения вполне позволяли разметить 76-мм орудие M3, обеспечивая при этом относительно низкий силуэт. Так на свет появилась боевая машина, получившая индекс Gun Motor Carriage T24. Работы по первому американскому среднему истребителю танков также началась в сентябре 1941 года.
Официально работы над GMC T24 утвердили 2 октября 1941 года, тогда же утвердили и ее индекс. Концепция машины выглядела простой, скорее даже примитивной. Идеей являлась максимально быстрая и простая адаптация шасси Medium Tank M3 и 76-мм зенитного орудия M3. Причины такого решения лежали на поверхности: в случае успеха в реализации данной машины ее можно было быстро запустить в серию и насытить противотанковые подразделения. Самое главное, что американцы уже так делали, причем не раз. Быстрая адаптация 75-мм полевого орудия M1897A4 к шасси Half-track M3 привела к созданию Gun Motor Carriage T12, которую очень быстро запустили в серию. Аналогичным образом появился и другой истребитель танков — 37 mm Gun Motor Carriage T21. Да и не только американцы так делали. Идея быстрой адаптации серийного орудия к серийному шасси являлась навязчивой идеей, особенно это касалось истребителей танков. Правда, как показала практика, не всегда это приводило к успеху.
Окончательно проект 3-inch Gun Motor Carriage T24 утвердили 23 октября 1941 года, после чего подрядчик приступил к изготовлению опытного образца. В качестве подрядчика выступила локомотивостроительная компания Baldwin Locomotive Works из Эддстоуна, штат Пенсильвания. Изначально их нагрузили постройкой железнодорожных орудий, но вскоре появились и танки. Еще в конце 1940 года с Baldwin Locomotive Works был заключен контракт на изготовление Medium Tank M3, при этом основным получателем являлась английская сторона. Одновременно с BLW заключили контракты на выпуск 685 танков в исходной конфигурации (Lee I по английской системе обозначения) и столько же в варианте Grant I. Первый Lee I в Эддстоуне изготовили еще в апреле 1941 года, но официальная приемка началась с июня. Надо сказать, что поначалу BLW строила танки неспешно, но постепенно обороты нарастали. Теперь же Baldwin Locomotive Works была включена и в программу разработки истребителей танков.
Опытный образец GMC T24 прибыл на Абердинский полигон в начале ноября 1941 года. Столь быстрый срок изготовления легко объяснялся, достаточно просто посмотреть на машину. Рецепт ее создания оказался простым. С машины сняли крышу подбашенной коробки а также переделали правую переднюю часть боевого отделения. Одновременно борта корпуса лишились люков, теперь расчет машины забирался в боевое отделения, перелезая через борта. Альтернативным вариантом стало использование люка в кормовой части боевого отделения. Казалось бы, при таком подходе машина должна быть невысокой, но как бы не так. Общая высота GMC T24 составляла 2616 мм, причем высшей точкой являлся не корпус. Орудие M3, установленное на штатной качающейся части, торчало выше корпуса. При этом угол склонения составлял всего -2 градуса, а возвышения — 15 градусов. Впереди поставили стопор орудия по-походному, весьма примитивной конструкции. Примитивным оказалось и размещение боекомплекта, причем боезапас составил всего 40 унитарных патронов. С учетом габаритов машины, как-то явно маловато. Да и внутри места было маловато — экипаж составил аж 6 человек. Такова была плата за использование 3-дюймового орудия M3 со штатным лафетом M2A2.
За счет заметного облегчения конструкции боевая масса GMC T24 снизилась до 24766 кг. Правда, подвижность осталась на уровне серийного Medium Tank M3. Самое же главное, что как средство борьбы с танками машина решительно не годилась. Она была слишком высокой, а углы наводки слишком маленькими (33 градуса по горизонту). В начале декабря 1941 года Абердинский полигон предоставил предварительный отчет по испытаниям, содержавший неутешительные выводы. Быстро сделать гусеничный истребитель танков не получилось. Официально работы по GMC T24 решили прекратить в начале апреля 1942 года, но реально всё закончилось гораздо раньше. 31 декабря 1941 года последовала команда отправить GMC T24 на переделку в другой истребитель танков. Так начиналась история 3-inch GMC T40, который достоин отдельного повествования.
Список источников:
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- the.shadock.free.fr/sherman_minutia/manufacturer/m3grant/m3grant.html