История Pz.Kpfw.IV Ausf.F2, первой версии танка с длинноствольным орудием
Ближе к середине 20-х годов английская армия получила первые серийные «танки поддержки». Речь идет о Medium Tank Mk.I CS, последние две буквы в индексе означали Close Support. Что-то похожее существовало и ранее, но англичане довели концепцию до совершенства. Вместо 3-фунтового (47 мм) орудия ставила 3,7-дюймовая (94 мм) гаубица, имевшая в боекомплекте осколочно-фугасные и дымовые снаряды. Выпускались эти танки в небольшом объеме и выполняли функции средства усиления обычных боевых машин, не имевших в боекомплекте осколочно-фугасных снарядов. Не все приняли эту идею, но в начале 30-х годов Красная Армия начала работы над артиллерийскими» танками. Они получали более крупную башню с 76-мм пушками КТ. В отличие от англичан, советские танки поддержки получали и бронебойные снаряды, но общая идея осталась той же. Концепция танков поддержки пошла, что называется, в народ, а в 1934 году ее взяли на вооружение и немцы.
Надо сказать, что короткоствольные орудия среднего калибра не были для немцев чем-то новым. Именно такая система, причем в «универсальном» исполнении (то есть имеющая в боекомплекте снаряды различного типа), предполагалась на A.W.20, среднем танке, который более известен как Großtraktor. Далее длину ствола 75-мм пушки увеличили с 20 до 24 калибров. На смену Großtraktor пришел Nb.Fz., уже с 2 орудиями, но и спарку пушек, и саму машину, признали неудачными. А дальше случилась анекдотичная история, когда образовалось 2 средних танка. Первый, Z.W., оснащался 37-мм пушкой, а второй, получивший обозначение B.W., получил ту самую 75-мм пушку. Изначально Z.W. имел боевую массу 10-12 тонн, но уже на этапе опытного образца приблизился к 14-15 тоннам. B.W. же, изначально создававшийся Rheinmetall-Borsig, имел массу 17 тонн. Z.W., он же Pz.Kpfw.III, предполагался основным средним танком, но масса проблем привела к тому, что их на начало войны было меньше сотни штук. B.W. же, ставший Pz.Kpfw.IV, предполагался относительно малосерийным. А по факту он был самым массовым немецким средним танком на начало войны.
По состоянию на 1941 год концепция немецких средних танков выглядела так, как предполагалась изначально. Самым массовым танком стал Pz.Kpfw.III, выпускавшийся на нескольких заводах. Гораздо менее массовым танком являлся танк поддержки Pz.Kpfw.IV, который, впрочем, нередко оказывался более полезным. На тот момент уже минимум пару раз Pz.Kpfw.IV пытались снять с производства, да и в принципе этой машине в системе вооружения явно не оставляли. Максимум — это «артиллерийская» версия VK 20.01, который создавался на замену Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Но часто бывает, что планы и реальность друг с другом не в ладах. Поэтому так случилось, что выпуск Pz.Kpfw.IV стал постепенно нарастать. Напрямую это было связано с вооружением. Выяснилось, что новая 75-мм пушка с длиной ствола 43 калибра встает только на шасси танка поддержки. В результате появился Pz.Kpfw.IV Ausf.F2, первый «длинноствольный» вариант Pz.Kpfw.IV.
Сама по себе история появления нового орудия оказалась несколько комичной. Для понимания, впервые о таком орудии задумались еще в сентябре 1935 года. При начальной скорости 650 м/с оно должно было пробивать не менее 70 мм брони на дистанции 400 метров. Самое главное, что простым обсуждением вопрос отнюдь не ограничился. Была создана 75-мм пушка с длиной ствола 40,8 калибров. Поставили ее в полугусеничный истребитель танков 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8, который, впрочем не стал серийным. А вот с танками дела обстояли странным образом. Пушки обсуждали, обсуждали, и… и всё. Даже тяжелые танки оставались с тем же «окурком», имевшим длину ствола 24 калибра. Так продолжалось до начала 1941 года, когда на самом верху не подняли ребром вопрос, что вообще происходит. Причем речь шла о том самом Гитлере, который, по мнению немецких генералов-мемуаристов, был дурак. Ну да, Гитлер, потребовавший более мощные орудия, был дурак, а немецкий генералитет, который на 65-тонный танк хотел 75-мм «окурок» — очень умным.
Поначалу речь шла об установке в башню Pz.Kpfw.IV модернизированной 50-мм пушки, позже известной как 5 cm KwK 39 L/60. С ней была не менее анекдотичная история. Достаточно сказать, что вопрос о более мощной версии 50-мм орудия поднимался еще в середине 1940 года, но тогда все сделали вид, что не услышали. Второй раз Гитлер поднял вопрос 18 февраля 1941 года. Почти все присутствовавшие на совещании ответили на предложение отрицательно. Единственный, кто поддержал Гитлера, оказался Пауль Пантен, директор завода Alkett. Глава подразделения Rheinmetall-Borsig согласился на разработку орудия с длиной ствола 60 калибров для Pz.Kpfw.III. На следующий день появилось задание по установке этого орудия в Pz.Kpfw.IV, дело дошло до опытного образца. Вместе с тем уже 12 марта 1941 года Krupp поднял вопрос о более мощном орудии калибра 75 мм. Из трех вариантов орудия выбрали промежуточный — с длиной ствола 33 калибра и начальной скоростью снаряда 580 м/с. На дистанции 400 метров бронебойный снаряд такого орудия пробивал 59 мм брони. Это оказалась немного лучше советской 76-мм пушки Л-10. Эти работы также вышли за рамки бумаги, но к концу 1941 года стало очевидно, что 7,5 cm KwK L/33 всё же слабовата. Особенно это стало очевидно после посещения Танковой Комиссией района Мценска. Увидев КВ-1, там всё поняли.
18 ноября 1941 года 4-й отдел Департамента Вооружений, который заведовал артиллерией, выдал заказ на более мощное орудия калибра 75 мм. Работы возложили на Krupp и Rheinmetall-Borsig. Основная работа шла в Эссене, а Rheinmetall-Borsig помогал по линии 7,5 cm Pak 40. Эта противотанковая пушка находилась на финальной стадии разработки. Логичным решением была установка Pak 40, но нет. Дело в том, что унитарный боеприпас получался слишком длинным, это усложняло вопрос размещения боекомплекта. Поэтому орудие, позже получившее обозначение 7,5 cm KwK 40 L/43, оказалось одинаковым с Pak 40 по нарезной части — 2470,5 мм. Поэтому и начальная скорость снаряда осталась той же — 790 м/с. А вот гильза стала другой — короче на 221 мм, но больше по наибольшему диаметру на 13 мм. Полная длина орудия стала меньше на 217 мм, а длина отката сократилась с 900 до 485 мм. Одним словом, получилась совсем другая пушка, но с теми же характеристикам пробития, как у 7,5 cm Pak 40.
Согласно первоначальным данным, на дистанции 1000 метров бронебойный снаряд 7,5 cm Kwk 40 L/43 пробивал лист толщиной 80 мм, установленный под углом 60 градусов. Финальные цифры оказались чуть иными, но особо они не влияли. Стало понятно, что такое орудие более перспективное, чем 5 cm KwK 39 L/60 и 7,5 cm KwK L/33. Другой вопрос, что изначально планировали ставить эту пушку на Pz.Kpfw.III. Называться такой вариант должен был Pz.Kpfw.III Ausf.K. О нем оптимистично писали в конце 1941 года, а в январе выяснилась простая истина. Рост массы шасси оказался таким, что требовалась переделка ходовой части. В этот момент звезда Z.W. и начала уходить в закат. Krupp, прекрасно понимая ситуацию, еще 13 января 1942 года подготовил вариант перевооружения 7.Serie/B.W. (он же Pz.Kpfw.IV Ausf.F). Собственно говоря, ничего придумывать и не требовалось, поскольку на Pz.Kpfw.III Ausf.K как раз и планировалась перевооруженная башня Pz.Kpfw.IV Ausf.F.
Переделки носили минимальный характер: пушка без проблем вписалась в башню, а прицел T.Z.F.5b заменили на T.Z.F.5f. В связи с установкой длинного ствола пришлось ставить изменённое ограждение на стволе, предназначавшееся для защиты антенны от повреждений. Также пришлось переделывать боеукладки, поскольку длина унитарных патронов к 7,5 cm KwK 40 L/43 была больше. Самое смешное, что по итогам боезапас стал выше — 87 унитаров против 80. Таким образом, запуск производства танка с новым орудием не требовал больших временных затрат. Уже в марте 1942 года Krupp, Nibelungenwerk и VOMAG срочно приступили к организации производства модифицированного 7.Serie/B.W. (он же Pz.Kpfw.IV Ausf.F-Umbau), а 21 марта появился индекс Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Под ним эта машина и известна. По планам, в марте 1942 года ожидался выпуск 30 новых орудий, в апреле — 70, в мае — 90. Но реально в марте сдали 18 пушек, а также всего один новый танк, причем построили его на VOMAG.
Полноценный выпуск Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 начался с апреля 1942 года. Причем совпало это событие с постепенным ростом объема выпуска Pz.Kpfw.IV. За апрель сдали 80 танков а за май 85 штук. На фоне 246 Pz.Kpfw.III за апрель и такого же количества за май выглядит скромно, другой вопрос, что производило такой объем отнюдь не 3 завода. Кроме того, пока что основной выпуск приходился на Grusonwerk, а VOMAG и Nubelungenwerk только настраивали своё производство. Кроме того, в 6-м отделе Департамента Вооружений всё еще считали, что «B.W. должен уйти». В упорством, достойным совершенного иного применения, там продолжали не замечать, что лучший танк, который есть у немецкой армии — это Pz.Kpfw.IV. Ну что можно сказать, плохо быть ими. В конце концов, чем больше глупостей он совершали, тем лучше нам и союзникам по Антигитлеровской коалиции.
Индекс Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 прожил недолго. 5 июня 1942 года последовала команда о переименовании танка в Pz.Kpfw.IV Ausf.G и присвоения обозначения 8.Serie/B.W. Это случилось после того, как был оформлен заказ на выпуск 1400 штук 8.Serie/B.W.. На самом деле танки с индексом Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 могли встречаться и в июне, и в июле 1942 года. Больше того, как именно выглядел «классический» Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 — вообще отдельная песня. Считается, что это танк, имеющий орудие с однокамерным дульным тормозом. На самом деле немного расстрою, но двухкамерный дульный тормоз, более удачный по конструкции, появился еще весной 1942 года. А однокамерный дульный тормоз перестали ставить только в сентябре 1942 года. Кроме того, на Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 успели ввести дополнительную броневую защиту лба корпуса и подбашенной коробки. Первые 8 комплектов брони поставили на Krupp в мае 1942 года, еще 16 в июне. Также с апреля 1942 года начали постепенно пропадать смотровые лючки с бортов башен. Это явление шло постепенно, лючки можно встретить на танках выпуска сентября 1942 года.
В виду немногочисленности Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 встречаются не так часто, хотя огромной редкостью их не назвать. По состоянию на лето 1942 года, когда эти боевые машины появились на полях сражению, именно они оказались лучшими немецкими танками. К счастью, их поначалу было не так много, поскольку эти машины уже могли бороться с Т-34 на равных, а КВ-1 поражался с дистанции более полукилометра. Успели эти танки повоевать и в Северной Африке. Засветились они и под Сталинградом, и на Северном Кавказе. Впрочем, большинство танков данного типа закончило свой путь до конца 1942 года.
До наших дней дожил всего один Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Он был захвачен во время боев за Тунис, ныне находится в запасниках Национального Музея Танков и Кавалерии, Форт-Беннинг. Танк пока ожидает косметической реставрации, после чего займет своё место в основной экспозиции. Несмотря на малочисленность, эта версия Pz.Kpfw.IV стала знаковой. Вместо танка поддержки «четверка» постепенно становилась полноценным средним танком. Весной 1942 года мало кто мог подумать, что по итогам войны Pz.Kpfw.IV станет самым массовым немецким танком.
Список источников:
- Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997
- PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011
- РГАКФД
- eBay
- Фотоархив автора
- US NARA