Юрий Пашолок. Пермский шаротанк
Проект шаротанка, разработанной И.Н. Чусовитиным, конструктором центральной лаборатории Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина
Изобретательство и рационализаторство было весьма распространено в советской промышленности. Это совсем не означало, что надо было срочно строить вечный двигатель. Причины более приземленные. Даже если один процент из этих рацпредложений срабатывал, они окупали все временные затраты на изучение остальных прожектов. Так что отделы изобретений были завалены различными рацпредложениями. В их числе и были и такие странные боевые машины, как шаротанки. Первые такие проекты датированы еще Первой мировой войной, но их расцвет пришелся на 30-е годы. Именно в это время в научно-популярных журналах было опубликовано несколько материалов о шаротанках, которые сподвигли на похожие разработки десятки изобретателей.
За годы Великой Отечественной войны в отделы изобретений поступило более полусотни предложений о создании шаротанков и похожих на них боевых машин. Основная масса таких предложений шла от людей, весьма далеких от проектирования. Но так было не всегда. Достаточно сказать, что как минимум один такой проект даже реализовали в виде опытного образца. Существовали и другие разработки, которые продвинулись дальше бумаги. Одной из них стал шаротанк, разработанный инженером И.Н. Чусовитиным из Перми (на тот момент г. Молотов). Полноценный шаротанк он не построил, но смог создать действующую модель.
Началась история шаротанка Чусовитина в июне 1941 года. Еще до начала Великой Отечественной войны он предложил боевую машину нетрадиционной конструкции (судя по датам на схемах, дело было в апреле 1941 года). На тот момент Иван Николаевич Чусовитин работал старшим чертежником центральной лаборатории завода №19 им. И.В. Сталина. Основной деятельностью завода была разработка и производство авиационных моторов. Каким образом инженера, занимавшегося моторостроением, занесло в столь необычную тему, неизвестно. Не исключено, что благодаря научно-популярной литературе.
Предложенная в июне 1941 года схема была, можно сказать, классической для шаротанков. Классической оказалась и общая концепция. Во-первых, сферическая форма должна была обеспечивать меньшую, чем у классических танков, уязвимость от вражеского огня, поскольку увеличивалась вероятность рикошета. Во-вторых, схема интроцикла должна была обеспечивать более высокую скорость передвижения и проходимость. В-третьих, как и ряд других проектов, шаротанк являлся амфибией, эта идея красной нитью проходит у многих авторов. В-четвертых, ходовая часть также была менее уязвимой для вражеского огня. Правда, по этому поводу ко всем подобным проектам есть масса вопросов. Сбить гусеницу, естественно, тут было невозможно, а вот заклинить — вполне по силам.
Относительно габаритов и вооружения автор не распространялся, но если судить по схеме, то маленьким пермский шаротанк не был. Исходя из вооружения, диаметр боевой машины составлял не менее 5 метров, причем скорее он был еще больше. Вооружение состояло из 2 пушек и 2 пулеметов, размешавшихся в боковых спонсонах. Достаточно распространенная схема для интроциклов. Более интересно то, что автор проработал систему стабилизации своего шаротанка. Для этого использовался гироскоп, размещенный в нижней части корпуса. От двигателя к гироскопу подходил привод, который, раскручивая его, обеспечивал машине устойчивость. Управление шаротанком традиционно для интроциклов осуществлялось наклоном корпуса в ту или иную сторону.
Естественно, в ГАБТУ КА данную идею не оценили. Уже 26 июня 1941 года был подготовлен вердикт, который сводился к «ничего нового». За исключением системы стабилизации, которая, к слову, занимала довольно много места, оригинальностью тут и не пахло. Но Чусовитин не сдался. Вторая итерация его проекта появилась в феврале 1942 года. К тому моменту он из старшего чертежника дорос до инженера-конструктора. Вряд ли карьерный рост был связан с проектом шаротанка. Стране были нужны авиационные моторы, а не сферические боевые машины.
На сей раз предложение оказалось более схематичным с точки зрения полноценной боевой машины. Но зато Чусовитин сделал то, до чего не доходило большинство авторов. Дабы была понятна общая концепция работы шаротанка, автор изготовил его модель. Установить полностью функционирующий гироскоп не удалось, поскольку размеры модели этого сделать не позволили. Тем не менее, модель автор собрал и она вполне себе работала. Проверка была на одном полушарии, в дальнейшем Чусовитин собирался продолжить эксперименты. Требовалось обеспечить возможность маневрирования, а также проверить проходимость и устойчивость. Так или иначе, но автор был настроен весьма оптимистично. Искал он и новые области применения своему детищу:
«Благодаря высокой скорости, машину трудно будет взять под обстрел. Она менее уязвима, чем существующие бронемашины и танки, так как имеет сферическую форму, а механизмы находятся внутри шара и полостью защищены. Шаротанк может проходить по болотам и пескам потому, что его движение не полностью зависит от сцепления с землей, а движение может осуществляться и под влиянием крутящего момента. Последнее явление важно в том отношении, что машина может форсировать реки и озера в любое время года, не делая для этого специальных приспособлений, например, гребных винтов. Трудно сказать о способности шаротанка преодолевать другие препятствия, например, преодолеть крутой и медлительный подъем машина сможет только с разгона, так как имеет одну точку опоры. Следовательно, машину необходимо снабдить каким-то устройством, наподобие сошек, которые будут являться дополнительной опорой, если машина остановится на склоне, либо при других обстоятельствах, когда нежелательно, чтобы работал гироскоп. Касаясь того, какие разрушения сможет производить машина, то нужно иметь в виду ее большую живую силу. Имея на вооружении пушки, пулеметы и мощные огнеметы, она может быть использована для прорыва линии обороны противника, для преследования его при отступлении, для действия в тылу врага и переброски десанта.»
Его оптимизм, впрочем, снова не оценили. Вердикт мало чем отличался от предыдущего. Неудачей закончилась и попытка получить авторское свидетельство. В бюро по изобретениям Наркомата Обороны посчитали, что конструкция недостаточно оригинальная. Естественно, никто проверять работу сферической машины и не собирался. Осенью 1942 года были нужны Т-34, а не шаротанки. Вместе с тем, следует отметить, что такая позиция была не совсем конструктивной. Именно как танк, разумеется, идея Чусовитина не годилась. Но в США ничуть не более оригинальные идеи подобного рода вполне патентовали. Более того, они вполне работали, не как шаротанк, но тот же Rhino конструкции Илая Агхнидеса базировался на принципах запатентованного им боевого сфероида.
Можно сказать, что Чусовитин опередил своё время. Именно как танк его творение, безусловно, не годилось, но говорить о неработоспособности его конструкции — это очень смелый поступок. Тогдашние технологии были недостаточно совершенными для подобных разработок. Да и годились они скорее для беспилотных аппаратов. Как показал опыт последних десятилетий, сферические роботы вполне себе работают. Более того, они неплохо едут по песку, забираются на пандусы и плавают, практически издеваясь над разгромными рецензиями чиновников из отделов изобретений.
Самое интересное, что и конструкция Чусовитина нашла применение, по крайней мере частично. На международном военно-техническом форуме «Армия-2022» воспитанники Кронштадского морского кадетского военного корпуса показали сферическую машину. Так вот, она является прямым развитием идеи Чусовитина. Как и другие современные наследники шаротанков, «Шаробот» является беспилотной машиной. Предназначена она для разведки. Дополнительно появились выдвижные «лапы» для сложных грунтов. Пока аппарат может только передвигаться вперед-назад, но GroundBot от шведской Rotundus уже показал жизнеспособность идеи. Возможно, когда-нибудь и идея Чусовитина «выстрелит».
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- www.permarchive.ru
-
источник: https://dzen.ru/a/ZB6czdSx9U_Pjy24