Юрий Пашолок. Перегруженная средняя немецкая кошка в тяжелой весовой категории
Беспристрастный взгляд на немецкий средний танк Pz.Kpfw.Panther
У каждой танкостроительной державы были свои взлеты и падения, а также подход к тому, как должен выглядеть оптимальный танк. По ходу действа этот взгляд мог меняться, особенно сильные метаморфозы происходили по итогам боевых действий. Наибольший скачок в этом плане случился во время Второй мировой войны, которая заставился срочно пересматривать взгляд на то, как должен выглядеть танк современного поля боя. При этом само поле боя постепенно изменялось, поскольку быстро развивались не только танки, но и средства борьбы с ними. Итогом стало то, что некоторые страны, в развитии своих танков, оказались в тупике.
Среди ведущих танкостроительных держав, которые к концу Второй мировой войны оказались в тупиковой ситуации, была и Германия. Это не столь и очевидно, особенно на фоне тех дифирамбов, которые обычно поют немецкому «зверинцу». Но если посмотреть на ситуацию внимательно, можно заметить общую тенденцию к тому, что немцы свои танки перегрузили и лишили возможностей развивать дальше. Одним из каноничных примеров является Pz.Kpfw.Panther. Вроде бы машина одна из лучших в своём классе, но не просто так целый ряд людей считают ее представителем не среднего, а тяжелого класса. Не говоря о том, что у одного из самых массовых немецких танков послевоенная судьба почему-то не сложилась. Об этом сегодня и поговорим.
Надо сказать, что ситуация вокруг средних танков у немцев была изначально непростой. Достаточно сказать, что программу по созданию замены Z.W.(Pz.Kpfw.III) стартовали в 1938 году, но к лету 1941 года в наличии имелось всего два опытных образца VK 20.01(D), которые представляли собой пример откровенного сепаратизма. Достаточно сказать, что Daimler-Benz, потеряв терпение в ходе работ по Z.W.38, пошла на принцип и добилась наверху разрешения проектировать танк так, как концерну заблагорассудится. В результате танк получил сложную подвеску с листовыми рессорами, а также дизельный мотор. При этом VK 20.01(M), который проектировался под патронажем 6-го отдела Департамента Вооружений (и лично под колпаком у Генриха Книпкампа), так и не закончили даже в виде опытного шасси.
Правда жизни в том, что даже если бы условный VK 20.01(D) приняли на вооружение, то ничего хорошего его не ждало. Дело в том, что немцы умудрились не попасть в амплитуду развития бронетанковой техники, что удалось, например, Pz.Kpfw.III. С ним, а также с Pz.Kpfw.IV, немцы попали в середине 30-х годов, чего не смогли сделать, например, советские танкостроители. Зато у нас смогли попасть в амплитуду развития конца 30-х годов, получив Т-34 и КВ. Немцы же в этот промежуток времени не смогли создать ничего путного. В результате перспективные танки нового поколения имели минимум преимуществ перед теми же Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV выпуска 1941 года. Причем перспективы их развития ничем не отличались от этих танков. На этом фоне не стоит удивляться, что в ноябре 1941 года немецкое командование решило полностью перезапустить работы по новым танкам.
Надо сказать, что именно запуск с чистого листа и полный пересмотр концепции среднего танка во многом стали составляющими успеха будущей «Пантеры». Немецкие военные смело перешагнули ограничение в 30 тонн, дав танку самую мощную пушку в классе, самый мощный двигатель в классе и обеспечив его адекватной броневой защитой с лобовой проекции. Если посмотреть на те средние танки, что проектировались в других странах в 1942 году (и даже в 1943 году), можно заметить, что они изначально уступали VK 30.02(M). Фактически только в 1944 году появились новые средние танки, которые могли бороться с Pz.Kpfw.Panhter на равных. А на фронте они и вовсе появились, в лучшем случае, в 1945 году. Это надо признать и не пытаться доказывать обратное. Немцы смогли очень хорошо попасть в амплитуду.
Также следует признать тот факт, что под руководством Пауля Вибике был создан весьма технологичный танк, который получился оптимальным для немецкой промышленности. Касалось это, в том числе, корпусного производства. Стоимость Pz.Kpfw.Panther без вооружения, оптики и радиостанции составляла 117 тысяч рейхсмарок, что было не сильно выше наиболее совершенных Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV в той же комплектации (около 103 тысяч рейхсмарок). И это при том, что «Пантера» заметно больше и тяжелее. Также немцам удалось довести объем выпуска данных танков до высоких показателей. Пик выпуска составил 380 танков, дальше он стал снижаться, в том числе, под влиянием бомбардировок промышленных предприятий.
Говорить, что «Пантера» была плохим танком, точно не получится. Неспроста на Pz.Kpfw.Panther ориентировались, когда создавали будущий Centurion, да и наш Т-44 также сравнивали с немецкой машиной. Догнать «Пантеру» удалось в 1945 году, при этом немецкий средний танк вполне тягался и с тяжелыми ИС-ами. Как раз встреча ИС-85 с «Пантерами» во время атаки на Лисянку 19 февраля 1944 года запустила механизм модернизации ИС-ов. Одним словом, машина эта была опасной, а главное массовой. Ближе к концу 1944 года это был самый массовый немецкий танк, пальма первенства оставалась до конца войны.
Тем не менее, именно у «Пантеры», в отличие от Pz.Kpfw.IV, послевоенная судьба не сложилась. И это при том, что на февраль 1945 года таких танков числилось больше 2100 штук, что на четверть больше, чем Pz.Kpfw.IV. Но «четверка», которую столько раз пытались снять с производства, оставалась на вооружении ряда стран несколько десятилетий. А вот «Пантеры» толком послужили только у французов, да и то, от безысходности, поскольку свой средний танк всё не получался. И это при том, что у французов имелись связи с немецкой промышленностью, и запчасти. Согласитесь, что-то тут не так.
Для начала, стоит посмотреть даже на шасси VK 20.01(M), а потом на то, что пришло ему на замену. Вы увидите ряд интересных моментов, связанных, в том числе, с габаритами. Ощущение, что немецкие инженеры, включая моторостроителей, расслабились. В результате по габаритам средний немецкий танк получался больше, чем любой из одноклассников. Так получилось, что немецкий танк имел очень большой внутренний объем, но при этом часть этого объема составлял воздух. Даже как-то удивительно, как такое получилось, особенно после сравнительно невысоких Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Основную прибавку высоты дал двигатель Maybach HL 210/230, слишком высокий в виду наличия сверху воздушных фильтров. Даже делать «ступеньку», которая позволила бы немного снизить высоту боевого отделения, а также отделения управления, немцы не стали. А это бы позволило сэкономить массу.
Далее возникают интересные вопросы по поводу того, как немецкие инженеры умели считать массу. Согласно исходному заданию, боевая масса танка должна была составлять 35 тонн. Именно такую массу указали в ТТХ VK 30.02 (M) весной 1942 года, хотя есть сомнения, что это так. Ибо дальше, по ходу доработки танка, броневую защиту лба корпуса и башни усилили. По итогам всех этих изменений боевая масса Pz.Kpfw.Panther Ausf.D составил 45 тонн. Скажите, вы верите в чудеса? Вот мне как-то сомнительно, что +20 мм лба корпуса и +20 мм лба башни дало 10 тонн. Кто-то явно что-то посчитал не так. Между тем, разница в 10 тонн — это очень плохо с точки зрения шасси. Немцы по сути повторили путь КВ, который, при проектной массе 40 тонн, исходно имел массу 42,5 тонны, дальше она дошла до 46, а в пик нагрузки достигла 50 тонн. От этого КВ хорошо точно не стало.
Вот и Pz.Kpfw.Panther Ausf.D поплохело. 21 февраля 1943 года состоялась демонстрация первых серийных танков рейхсминистру вооружений и боеприпасов Альберту Шпееру. Всего в ней приняло участие 13 Pz.Kpfw.Panther Ausf.D, из них 6 сломалось. Еще одним показательным моментом стало то, что официально танки данного типа стали принимать в мае 1943 года, хотя сдавать заводы их начали еще в январе. Дальше была Курская дуга, где «Пантеры» показали себя грозным оружием, но в тех случаях, когда не подставляли борта и не ломались. Согласно докладам Гудериана, более-менее приличную надежность Pz.Kpfw.Panther обрел к концу 1943 года. И то, с некоторыми нюансами.
Одним из ключевых недостатков танка стал его мотор. Maybach HL 230 был не только слишком высоким, но и не обладал достаточной надежностью. Поставить 4 карбюратора Solex — это так себе идея. Добиться необходимого уровня надежности так и не удалось. Поэтому и появился мотор Maybach HL 234, который прочно ассоциируется с E-50/E-75. На самом деле этот мотор был скорее нужен «Пантере», ибо оказался не только мощнее, но и получил непосредственный впрыск топлива. Позже такая система была реализована на Maybach HL 295, который разработали для французов. Имелись и менее существенные болячки. Так или иначе, но немецкий танк имел несколько неустранимых недостатков.
Но и это еще не всё. Серийный Pz.Kpfw.Panther получился, в некотором смысле, случайно. Дело в том, что в начале 1943 года появился Pz.Kpfw.Panther II, который должен был получить еще более толстую броню. Но тут выяснилось, что считать массу немцы не умеют, и вместо 47 тонн получается больше 50. В итоге появился сильно другой танк, частично унифицированный с Pz.Kpfw.Tiger III (VK 45.03). Дальше стало понятно, что идея так себе, поэтому дальше опытного образца дело не пошло. Но история показательная. Внезапно выяснилось, что резервы развития конструкции Pz.Kpfw.Panther исчерпаны еще на старте серийного производства.
Собственно говоря, это вполне типичный случай для немецких танков нового поколения. Они были мало того, что перегружены, так еще и не имели резервов для развития. Ну да, существовала E-серия (Pz.Kpfw.Panther II в этот момент произнес что-то типа «ну да, ну да, пошел я куда подальше»), были бумажные проекты установки более мощного орудия. Но они к чему-то не бумажному привели? Вот то-то и оно. Не говоря о том, что башня «Пантеры» была неуравновешенной, а делать забашенную нишу немцам что-то помешало (орднунг, наверное). А еще немецкий танк оказался весьма слепым. По сторонам мог смотреть только командир.
В итоге случилось то, что должно было случиться. Можно, конечно, помечтать о Панцерваффе-46, но правда такова, что даже в самом оптимистичном варианте немцы получают танк с более мощным вооружением. При этом их противники не стоят на месте и уже готовят к выпуску средние танки нового поколения. Они уже догнали, а в чем-то перегнали, немецкий танк. Будьте уверены, если бы война продолжилась, Т-54 мог пойти в серию куда быстрее. А встреча с этим танком немецкой машине не сулила ничего хорошего. А вот если мы вернемся в суровую реальность, то обнаружим в ней весьма «сырой» танк, с давно выработанным ресурсом по развитию. Попробовав немецкие танки (их специально сдала MNH после войны), английские военные долго плевались. И было от чего.
В итоге вместо танка, который, по идее, должен был стать такой же грозой поля боя, как Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, получилась весьма противоречивая боевая машина. Безусловно, очень опасная и попившая много крови, но при этом перегруженная и с далеко не выдающейся надежностью. Сильно просторным этот танк тоже не назвать, и это при внушительном объеме боевого отделения. Имелись промахи с точки зрения обеспечения обзорности, посему «Пантеры» часто отхватывали в борт. При этом принципиально нового танка ему на замену немцы сделать не смогли. А после войны концепция немецкого среднего танка не имела к «Пантере» никакого отношения. Это была уже машина классической компоновки, причем она получилась заметно ниже «Пантеры». При том, что ранние советские, американские и английские послевоенные танки являлись прямым развитием машин, созданных как ответ на «Пантеру».
Список источников:
-
-
- US NARA
- ЦАМО РФ
- Архив автора
- Panzer Tracts No.5-1 Panzerkampfwagen «Panther» Ausfuehrung D with Versuchs-Serie Panther, Fgst.Nr.V2, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2003
- Panzer Tracts No. 20–1 — Paper Panzers — Panzerkampfwagen, Sturmgeschuetz and Jagdpanzer, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- Germanys Panther Tank: The Quest for Combat Supremacy, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 1995
-
источник: https://dzen.ru/a/ZpwhDhjeY1-uGonH