Pz.Kpfw.I, первый массовый танк немецкой армии
Для любой танкостроительной державы первый массовый танк — это настоящее испытания. Требуется большое напряжение в самых разных сферах, начиная с моторостроения и металлургической промышленности, и заканчивая приборостроением. Построить один или даже несколько танков — тут большого напряжения не надо, такое может сделать и один завод. Но танк — это тот вид военной техники, который требует массовости. И вот тут требуются совсем иные затраты, а также координация. При этом далеко не всегда массовые первенцы становились «долгоиграющими», пример того же Т-18 (МС-1) показателен.
Несмотря на то, то первые немецкие танки появились еще в годы Первой мировой войны, по ряду причин массовыми они не стали. Для этого им не хватило ума в командовании, а также примерно полгода, чтобы выпуск LK-II вышел на необходимый уровень. Поэтому по-настоящему массовый танк у немцев появился только ближе к середине 30-х годов. Изначально именовавшийся как La.S., он более известен как Pz.Kpfw.I. Как боевая машина этот танк получился весьма спорным, но именно Pz.Kpwfw.I дал возможность немцам «раскачать» танковую промышленность. Да и совсем бесполезным он точно не был.
Изначально такого танка в системе вооружения рейхсвера не было. Немецкое командование в середине 20-х годов хотело иметь на вооружении средние танки. Идея, в общем-то, верная, но практика показывает, что попытки сразу взять высокую планку к хорошему не приводят. Вот и у немцев их «трактора» не задались. Они получились слишком сложными и неудачными. Даже Kleintraktor, быстро переименованный в Leichttraktor, получился лишенным перспектив. Поэтому далее обозначение Kleintraktor перешло к совершенно другому танку. И он действительно был «малым».
История Kleintraktor, кстати говоря, наглядно показала, что без откровенного плагиата нормально работающий немецкий танк состояться не смог бы. Изначально спецификация предполагала 3-тонную боевую машину, вооруженную 20-мм автоматической пушкой. Оснащалась машина 60-сильным мотором, что обеспечивало высокую удельную мощность. Мотор, кстати говоря, находился спереди, а трансмиссия сзади. То есть Leichttraktor поменьше. Но испытания на ТЕКО показали, что с компоновкой немецкие инженеры явно ошиблись. Да и не только с ней. Если посмотреть на те компоненты, из которых состояли немецкие танки 20-х годов, и то, что приняли на вооружение, почти всё окажется другим.
Вот и Kleintraktor не имел ничего общего с предыдущими «тракторами». Его, в значительной степени, «срисовали» с тягача Vickers-Carden-Loyd, который, в свою очередь, был одним из вариантов «патрульного» танка Vickers-Carden-Loyd. Про этот самый танк немцы были хорошо осведомлены. В то время тема подобных танков стала популярной, поскольку они получались быстрыми, довольно дешевыми, а главное массовыми. Так вот, ходовая часть «патрульного» танка Джона Кардена и Вивиана Лойда, а также общая компоновка, оказались «позаимствованными» инженерами Krupp. Естественно, немецкий танк получился другим, но исходник очевиден. Три тягача Vickers-Carden-Loyd немцы купили через подставные фирмы.
Первый немецкий малый танк, в июле 1933 года переименованный в La.S. (Landwirtschaftliche Schlepper, или сельскохозяйственный тягач), оказался для немецкой промышленности совсем не легким. Для начала, в боевую массу 3,5 тонны, как предполагала обновленная спецификация Kleintraktor, вписаться не удалось. По итогам проектирования она достигла 5 тонн, дальше перешагнула эту планку. Во-вторых, трехместным его сделать не удалось, больше двух человек не влезало. Во-вторых, не получилось поставить 20-мм автоматическую пушку, как это немцам удалось, загадка. Особенно с учетом того, что в Испании вполне себе ставили 20-мм пушку Breda.
Самым важным опытом, впрочем, стало то, что не надо доверять всю разработку танка одному подрядчику. В случае с La.S. у Krupp получилась общая концепция шасси и адаптация английской ходовой (и то, с нюансами). Оппозитный мотор Krupp, имевший грузовое происхождение, оказался слабоват, не говоря уже о том, что надмоторная плита у La.S. сформировалась не сразу. Поэтому позже пришлось ставить мотор Maybach и удлинять шасси. Не получилась у Krupp и башня с подбашенной коробкой. В отличие от мотора, эти компоненты заменили почти сразу на разработку Daimler-Benz.
Получился La.S., далее переименованный в Pz.Kpfw.I, довольно своеобразной машиной. В отличие от большинства «патрульных» танков, эта боевая машина не могла похвастаться высокой скоростью. Максимальная скорость по шоссе была равна средней скорости основной массы одноклассников. Далее, в Испании, выяснилось, что концепция чисто пулеметного танка явно устарела. Республиканские Т-26 делали с Pz.Kpfw.I всё, что хотели. Да и к самому танку имелись вопросы. Закупленные Китаем Pz.Kpfw.I Ausf.A оказались самыми бесполезными, их японцы захватили почти без боя.
Были ли при этом Pz.Kpfw.I бесполезным танком? Как не странно — нет. При всех своих недостатках у «единички» имелись и достоинства. Во-первых, на Pz.Kpfw.I немцы сформировали общую концепцию своих танков, включая съемную подбашенную коробку и «передний привод». Тогда же сформировалась и концепция типичной немецкой танковой башни. Во-вторых, выпустили Pz.Kpfw.I много, а главное силами разных заводов. Позже эти же заводы обкатали, заказав у них Pz.Kpfw.II, а уже потом пошли средние танки. В-третьих, шасси Pz.Kpfw.I было не самым плохим, и далеко не всегда всё определяется скоростью.
Pz.Kpfw.I сыграл для немецкой армии ничуть не меньшую роль, чем для Красной Армии Т-18. Это был первый танк, который массово шел в немецкую армию. Они использовались как учебные, причем даже специально заказывали учебные версии «единички» (которые, кстати, потом переделывали в боевые). Первый массовый командирский танк, Kleiner Panzerbefehlswagen, также сделали на базе Pz.Kpfw.I. Временное решение оказалось совсем не временным, поскольку командирские Pz.Kpfw.III весьма так задержались. Кроме того, база Pz.Kpfw.I Ausf.B использовалась для создания первых немецких штурмовых САУ, а также истребителей танков. Которые также весьма активно повоевали.
Естественно, не от хорошей жизни, но повоевали Pz.Kpfw.I немало — до начала 1943 года. У англичан их быстроходные легкие танки исчезли с поля боя уже в 1941 году. К тому же из них ничего путного было не сделать. Немцы же нашли «единичкам» самое разные применение, включая, например, роль подвозчика боеприпасов. В итоге Pz.Kpfw.I оказался самым «долгоиграющим» малым танком, созданным в первой половине 30-х годов. При этом, правда, есть вопросы, зачем создали Pz.Kpfw.I Ausf.C и тем более Pz.Kpfw.I Ausf.F. Первый выглядел так себе затеей как танк-разведчик, а второй — крайне сомнительным штурмовым танком.
Pz.Kpfw.I правильнее всего считать своеобразным трамплином для немецкого танкостроения. Этот танк задал вектор развития для других немецких боевых машин, а также помог разобраться в ряде вопросов. После него появилась концепция, когда шасси и башню с подбашенной коробкой проектируют разные фирмы, на конкурсной основе. Самое же главное, что «единичка» стала учебной партой для немецких танковых войск, оставшись при этом вполне боеспособным танком. По крайней мере, за неимением лучшего.
Список источников:
-
-
- Panzer Tracts No.1–1 Panzerkampfwagen 1 ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002
- Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002
- US NARA
- Фотоархив автора
- eBay
-
источник: https://dzen.ru/a/ZyIEV6gL02jz2dzy