Самоходная «Дора», которой не было. Проект САУ P.1500. Германия
История очень часто сопровождается различными небылицами, которые, до определенной поры, считаются каноничной вещью. В истории военной техники, включая и танки, такого хоть пруд пруди. Особенно часто это касается тех моментов, когда документов нет, а какая-то информация просачивается. На свет появляется всякое забавное, сопровождающееся массой споров и спекуляций. Зато потом, когда всё же появляется правдивая информация, становится немного грустно и даже стыдно.
Одним из устойчивых мифов на тему бронетанковой техники является сверхтяжелая боевая машина, которая известна как P.1500. В отличие от P.1000, о котором была известна хотя бы крупица информации, данный проект оставался чем-то призрачным. В связи с чем существовало, да и сих пор существует целая куча спекуляций. То, что реальность очень сильно отличалась от богатых фантазий, известно относительно давно. Но вот на днях Бундесархив снова поделился документами, так что теперь можно четко говорить, чем было данное чудо технической мысли.
История P.1500 (точнее, того чуда, которое так именуют, хотя это такая чушь, как и индекс Ratte для P.1000) началась в декабре 1942 года. Причем началась она со смерти P.1000. Эта боевая машина достойна отдельного повествования, но стоит по ней сказать пару вещей. Без этого будет непонятно, откуда вообще появился еще больший монстр. В ходе эволюции своего детища Эдвард Гроте очень сильно переделал свой сверхтяжелый танк. На определенном этапе подрядчиком выступил Krupp, которому никакой Гроте был не нужен. Да и задачи сверхтяжелой боевой машины стали другими. Эрих Мюллер, главный конструктор Krupp, об этом четко написал в письме, датированном 13 декабря 1942 года:
«Гроте представил фотоснимки своей новой модели, где башни были уже более органично соединены с поверхностью машины. Кажется, он уже знает, что министр не намерен продолжать его проект, и что фирме Krupp поручена разработка сходного проекта. Не вдаваясь в подробности, я подтвердил ему эту информацию, однако упомянул, что для нашей машины ставится другая тактическая задача, поэтому мы, к сожалению, не можем воспользоваться его наработками.»
На этом P.1000 канул в лету, «но есть нюанс». В фразе «фирме Krupp поручена разработка сходного проекта». Да-да, это то самое, что потом станет известно как P.1500, но на самом деле так не называлось. И это не «танк береговой обороны», который проектировал Гроте, а сверхтяжелая штурмовая машина.
Поскольку люди невнимательны, они уцепились за информацию, которая проскакивала у Вальетра Шпильбергера в его публикациях. Увидев калибр 800 мм, в воображении сразу нарисовался «Толстый Густав». Правда, какой-то странный: с броней, достигающей 250 мм, двумя башнями с орудиями калибра 150 мм и 4 дизелями от подводной лодки в качестве силовой установки. Хотя на самом деле эта штука (точнее, штуки, проект существовал в двух вариантах) вообще не самоходная пушка. Проект, датированный 4 февралем 1943 года, именовался как Mörser in Pz.Wg. То есть на самом деле речь шла о самоходной мортире, с длиной ствола 13,6 калибров, то есть на уровне орудия Gerät 041. Второй вариант машины, кстати, был близок к Karlgerät: вооружение состояло из 600-мм мортиры, имевшей длину ствола 21 калибр. А шасси имело боевую массу «всего» 801 тонну.
То, что принято именовать P.1500, на самом деле имело боевую массу 1794 тонны, включая трал. Лобовая броня действительно достигала толщины 250 мм, а борта 200 мм. Длина составляла 25,5 метров, ширина 12,8 метров, а высота — 6,25 метров. Правдива и информация о 4 дизельных моторах с подводной лодки как силовая установка. Суммарно ори давали мощность 8000 лошадиных сил, но машина получалась откровенно «дохлой». Развиваемая скорость достигала 7 км/ч, то есть получался типичный железный капут, бессмысленный и беспощадный. Позже на базе 800-тонного варианта создали проект Urling, который пытались ковырять до мая 1944 года, но и он, дальше проработок на бумаге, не продвинулся.
Список источников:
-
-
- Bundesarchiv
-
источник: https://dzen.ru/b/ZooqCL8ACxEjFv8P