Юрий Пашолок. Отсутствие мотора для Т-50 в условиях отсутствия интереса его производить

14

Юрий Пашолок. Отсутствие мотора для Т-50 в условиях отсутствия интереса его производить

Двигатель является одним из важнейших элементов в конструкции танка. Мало подобрать подходящий мотор, или создать его с нуля. Сейчас двигатели для танков, САУ, боевых машин пехоты и других видов техники создаются с нуля. В первую половину XX века чаще использовали готовые двигатели, чаще всего автомобильного и авиационного происхождения. Часто такое решение диктовалось чисто производственными причинами. Необходимо было обеспечить бесперебойную поставку моторов, чтобы не получилась ситуация, когда танковое производство банально встанет, оставшись без «сердца».

В истории советского легкого танка Т-50 двигатель сыграл одну из ключевых ролей. Созданный в КБ завода №75 мотор В-4 обладал вполне приличными характеристиками, он обеспечивал танку высокую подвижность. Которую он, впрочем, мог обеспечить лишь отчасти. Так вот, данный мотор часто называют главной причиной, почему Т-50 не состоялся как крупносерйиный танк. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Сама по себе история вокруг моторов для Т-50 вызывает некоторое недоумение. Ситуация, когда один завод обеспечивает двигателями средние и тяжелые танки, не такая и редкая. Но в случае с танком сопровождения, который должен был выпускаться тысячами, ситуация выглядит слегка так нездоровой. Особенно если участь тот факт, что Т-26, прямой предшественник Т-50, полностью обеспечивался двигателями выпуска завода №174. А если копнуть историю глубже, то выяснится, что и Т-18 (МС-1) также полностью был обеспечен моторами выпуска завода «Большевик» (позже танковое производство «Большевика» выделили в завод №174).

Вам не кажется странным, что завод, который полностью обеспечивал себя моторами, внезапно оказался без моторного производства? Может показаться, что В-4 ему фактически навязали. Но если немного копнуть историю, выяснится немало интересного. Во-первых, про В-2, из которого вырос В-4, на заводе №174 знали как минимум с 1939 года. Во-вторых, их соседи, опытный завод №185, разработал на базе В-2 собственный двигатель, «744». Этот 4-цилиндровый дизельный мотор являлся «куском» В-2, он предназначался для установки в Т-26, а позже его продвигали для установки в Т-126-1 и Т-127. С В-2 у этого двигателя была очень высокая степень унификации.

В-третьих, 6-цилиндовый двигатель В-3, который позже превратился в серийный В-4, на заводе №174 знали еще с начала 1940 года. Самое интересное, что при проектировании танка Т-126 КБ завода №174 его посчитало более подходящим вариантом, в виду большей унификации с В-2. Больше того, КБ завода №174 прямым текстом писало о том, что заводу будет проще освоить В-3, чем заниматься дизелем «744». А дальше внимание. В июля 1940 года уже поднят вопрос о выпуске мотора. 1 октября уже вовсю идет обсуждение об организации выпуска В-3 в Ленинграде. Причем речь идет не о какой-то дальней перспективе, а деле ближайших месяцев. Должны были выделяться ресурсы для освоения мотора и изготовления приспособлений для его выпуска. 9 октября было издано распоряжение №3 по заводу №174, где прямо говорилось о выпуске двигателя.

Никуда не делась эта самая переписка и в начале 1941 года. К тому моменту появился доработанный мотор В-4, который и должны были производить в Ленинграде. Но уже в марте 1941 года появляется информация, которая четко говорит о том, что работы по организации мотора на заводе №174 спустили на тормоза. Самое же главное, что завод не был элементарно готов к выпуску Т-50, в который эволюционировал Т-126, ни в мае, ни в июне 1941 года. И мотор тут совсем не при чем.

Уже потом, после эвакуации завода №174 на восток, вопрос обеспечения моторами встал очень остро. Он действительно «добил» танк, поскольку приходилось выбирать между В-4 и В-2. Выбор был очевиден. Но если бы завод №174 не забил болт на моторное производство под девизом «в Харькове пусть делают, а мы расслабились», может быть, ситуация могла развиваться иначе.

Юрий Пашолок. Отсутствие мотора для Т-50 в условиях отсутствия интереса его производить Юрий Пашолок. Отсутствие мотора для Т-50 в условиях отсутствия интереса его производить Юрий Пашолок. Отсутствие мотора для Т-50 в условиях отсутствия интереса его производить Юрий Пашолок. Отсутствие мотора для Т-50 в условиях отсутствия интереса его производить Юрий Пашолок. Отсутствие мотора для Т-50 в условиях отсутствия интереса его производить Юрий Пашолок. Отсутствие мотора для Т-50 в условиях отсутствия интереса его производить Юрий Пашолок. Отсутствие мотора для Т-50 в условиях отсутствия интереса его производить Юрий Пашолок. Отсутствие мотора для Т-50 в условиях отсутствия интереса его производить Юрий Пашолок. Отсутствие мотора для Т-50 в условиях отсутствия интереса его производить Юрий Пашолок. Отсутствие мотора для Т-50 в условиях отсутствия интереса его производить

Список источников:

      • РГВА
      • ЦГА СПб
      • РГАЭ
      • ЦАМО РФ

источник: https://dzen.ru/b/ZlqoMLmV0w1b9Ol2

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account