Юрий Пашолок. Особенности английской реставрации колесной техники времен Второй мировой
Реставрация техники времен Второй мировой — не менее обширная, нежели тема военно-исторических мероприятий по тому же периоду. У нас частенько любят посыпать голову пеплом, показывая пальцем на зарубежье. Мол, там трава зеленее, деревья выше, не то, что у нас. Правда, если вы сами поездите по таким мероприятиям, начинаете задаваться вопросом, а всё ли у нас так плохо. Если уж откровенно, то типичный военно-технический слёт в Европе напоминает старую добрую «Автоэкзотику» периода, когда там не стало слишком «за спорт». То есть куча послевоенных, по большей своей массе, машин, которые стихийно сбиваются в кучки и катаются по дорожкам мимо огороженных участков местности. Пенсионеры, которые едут на своём БТР в другой угол фестиваля за пивом — это норма.
Примерно в том же ключе можно говорить и о том, каким образом организован процесс реставрации техники, особенно времен Второй мировой войны. У нас, конечно, такой техники немного, но общая тенденция скорее положительная. «Колхоза» становится всё меньше, общая температура по больнице сейчас как минимум на среднем уровне, и наверное даже чуть повыше. А вот если мы начнем смотреть на то, что из себя представляет типичная европейская реставрация подобной техники, выяснится немало, гм, интересного. Особенно что касается массовых моделей машин, составляющих костяк матчасти подобных фестивалей.
По вполне понятным причинам среди техники союзников по Антигитлеровской коалиции основа — это американская продукция. В том числе машины из семейства Dodge T214. У нас больше известны Dodge WC-51 и WC-52, но данное семейство включало в себя 12 вариантов, плюс 1,5-тонные WC-62 и WC-63. В том числе и санитарные фургоны Dodge WC-54, самые массовые машины данного типа в американской армии. Всего их произвели почти 30 тысяч штук, цифра, скажем прямо, немаленькая. Их немало сохранилось до наших дней, при этом ценник вполне демократичный. Но со своими нюансами. 20-30 тысяч евро (раньше ценник был куда ниже) — это машина, которая выглядит вроде как неплохо, пока не начнете к ней присматриваться внимательно. А там придется, возможно, еще столько же добавить.
Вот как раз той «Додж с сюрпризами» приехал из Англии. Внешне вроде как всё хорошо, машине комплектная, ездит, реставрировалась в Англии. Предполагалось, что работы будет немного — добавить недостающие мелочи, покрасить и так далее. А вот дальше… Выяснилось всё в процессе покраски, когда на крыше стали вылезать отходящие слои шпатлевки. Машина уехала в мастерскую, где ее реставрировали несколько месяцев.
Когда фургон разобрали, стали вылезать совсем интересные красивости. Самая «веселая» — кузов держался на точечной сварке. В принципе, если бы тряхануло посильнее, могло быть всякое. Кузовными работами особо джентльмены не парились, и это, для понимания, подход абсолютно обычный. Многие вообще не парятся по поводу состояния машины, даже не переделывая послевоенные доработки.Те же «Доджи», ранее служившие во французской армии, переделывались с точки зрения колесных арок, а также резины.
Самое интересное в том, что машина, в таком виде, поедет. И даже внешне «нарядная». Но мелочами, обычно, в случае с джипами и «Доджами», не занимаются. Ибо «и так сойдет». Для гаражного ремонта вполне пойдет, на полноценную реставрацию уже как-то не особо тянет. Основная задача, в ходе работ по Dodge WC-54, сводилась к исправлению косяков. А их набралось столько, что на два с половиной месяца пришлось отложить работы по другим проектам и заниматься WC-54. Зато получился хороший санитарный фургон.
Для общего понимания: вот так выглядит примерно 80% парка «Доджей», которые ездят на зарубежных шоу. Про «Виллисы» говорить вообще не приходится, там обычно смесь деталей разных эпох, включая Hotchkiss M201. «Доджи», по крайней мере, после войны не производили, там уже другие модели пошли. На этом фоне колхозные ГАЗ-67Б выглядят не так и плохо. За рубежом примерно то же самое, просто шпатлевки побольше.
источник: https://dzen.ru/b/Zho4K3fJWD6-o59o