Критичный взгляд на Infantry Tank Mk.II, более известный как Matilda
Содержание:
Английское танкостроение времен Второй мировой войны находилось в крайне сложном положении. Помимо того, что в межвоенный период имел место тяжелый кризис, так еще и взгляд английских военных на танки был весьма специфичен. Они тут оказались не одиноки. Если кто-то думает, что у англичан было всё плохо, пусть посмотрит на французов. Уровень дна у каждого был свой. Так или иначе, но к началу Второй мировой войны английское танкостроение было в положении отстающих, причем нагнать тех же немцев англичане так и не смогли. А их танки часто были довольно странными по конструкции.
Среди английских танков времен Второй мировой войны выделяется несколько удачных моделей. В первой половине войны обычно упоминается Infantry Tank Mk.II, пехотный танк, более известный под обозначением Matilda. В какой-то момент он был лучшим, чем располагала английская армия. Другой вопрос, что продолжалось это недолго, а успеху способствовал ряд факторов. Статус «королевы поля боя» этот танк имел короткое время, а основную часть Matilda выпуска второй половины 1941 года и до самого конца производства англичане спихнули союзникам. Обо всём этом и стоит поговорить в нынешнем пятничном материале.
Хотели одно, получили другое
Сама по себе история появления Infantry Tank Mk.II не менее занимательная, чем основное повествование. Необходимость среднего танка сопровождения пехоты английская армия осознала в 1934 году. Точнее, осознал Перси Хобарт, в том же году ставший инспектором Королевского Бронетанкового Корпуса. Ситуация в английском танкостроении на тот момент была катастрофическая. Уже восьмой год выпиливалась замена Medium Tank Mk.II, но каменный цветок всё не выходил. Главная проблема заключалась в том, что английские военные хотели подвижный средний танк с ходовой частью, которая плохо себя вела на большой скорости. Положение усугублялось тем, что каждый раз танк перегружали. 16 тонн никак не получалось, при том, что толщина брони составляла 14 мм. Такой танк мог выдержать только ружейно-пулеметный огонь. Возникла логичная идея создать что-то более скромное с точки зрения подвижности, но имеющее более крепкую броню.
м
3 мая 1934 года английский Генеральный Штаб подготовил спецификацию на пехотный танк, вооруженный 2-фунтовой (40-мм) пушкой и пулеметом. Толщина брони по периметру составляла 25 мм, что надежно защищало от огня крупнокалиберных пулеметов. Боевая масса оценивалась в 15 тонн, а средняя скорость по шоссе составляла 16 км/ч. Получалось что-то вроде французского Char D2, но с бронёй пожиже, зато с 3-местной башней. Этот танк предполагался уже не средним, а пехотным. Потому у него и такая скромная скорость движения. На то, что получилось в итоге, этот танк был совсем не похож. Но не всё так просто. На самом деле танк по исходной спецификации всё же построили, и он даже пошел в серию. Речь идет об A10 Mk.I, или Cruiser Tank Mk.II. Мало кто знает, что Vickers-Armtrongs начала создавать этот танк по спецификации пехотного танка. И вообще исходно речь шла про конкурс. То есть Королевский арсенал в Вулидже был совсем не одинок в разработке пушечного пехотного танка.
Джон Карден, на тот момент главный конструктор Vickers-Armstrongs, выбрал решение объединить два проекта — средний танк A9 и пушечный пехотный A10. Также в работе был пулеметный пехотный танк A11. Проект Королевского арсенала в Вулидже получил обозначение A12. Как он выглядел исходно, увы, пока неизвестно. Зато известно, что в 1937 году английские военные кардинально изменили спецификации на пехотные танки. Толщина брони A11 увеличивалась до 60 мм по периметру, а у A10/A12 — до 75 мм. В этот момент A10E1, уже находившийся в стадии проработки опытного образца, из конкурса отвалился. Было очевидно, что увеличить толщину брони в 3 раза просто так не получится. Так изначально пехотный танк переквалифицировали в «тяжелый крейсерский». По факту это тот же «крейсер», но с толщиной брони 30 мм. Для 3,7 cm Pak что 25, что 30 мм было до лампочки. Это стало понятно уже потом, после начала Второй мировой войны. Ну а пока один танк из конкурса выбыл, а второй ушел в полную переделку.
Вероятнее всего, исходный A12 был похож на средний танк A7E3. Оттуда перекочевала идея спаренной силовой установки, да и внешне он чем-то похож. Но ни о каких 15 тоннах, и даже 18, как в случае с A7E3, речь не шла. Боевая масса A12E1 достигла 26 тонн, а с точки зрения конструкции он стал новым словом для английского танкостроения. За счет литой конструкции башни и лобовой части корпуса упрощалась его сборка, а броневая защита с запасом превосходила всё то, что имелось в ассортименте артиллерии противника. На испытаниях была достигнута скорость порядка 25 км/ч. Для пехотного танка вполне результат. Вполне приличными оказались вооружение и обзорность танка.
На самом деле дела обстояли не так радужно, как это может показаться. Танк оказался перегружен. Удельная мощность составила всего 6,7 л.с. на тонну, даже для пехотного танка это маловато. Как показали испытания в СССР, средняя скорость по шоссе составила 14,5 км/ч, а по целине — 7,7 км/ч. Надо учитывать, что это данные по зимним испытаниям, но летом дела обстояли не сильно лучше. И дело не только в скорости. С точки зрения преодоления препятствий Infantry Tank Mk.II, так он именовался официально, стабильно находился на последних местах.
Судя по всему, проблемы были не только с удельной мощностью. Неслучайно Infantry Tank Mk.II, попавшие в состав Британского Экспедиционного Корпуса, получили «хвосты» и приподнятую подвеску. Такие изменения не появляются на пустом месте. Недолгая боевая карьера в Европе не позволила в полной мере оценить танк в естественной среде обитания. То есть на «лунном грунте», коим являлась местность времен Первой мировой войны. Но есть мнение, что там бы танк чувствовал себя не очень хорошо. Забивающаяся грязью ходовая часть точно так же бы доставляла хлопоты, как и замерзающая грязь на советско-германском фронте.
Наконец, объемы производства не являлись такими уж и впечатляющими. Пока эти танки выпускались 6 заводами, дела обстояли неплохо. Но в 1941 году ситуация изменилась. За счет постепенного наращивания выпуска других образцов танк постепенно терял преимущества массовости. Особенно это касалось сравнения с другим танком — Infantry Tank Mk.III. Вроде как танки разные, а на самом деле не совсем. Вырос будущий Valentine из той же спецификации, что и A10. При этом Лесли Литтл, который сменил погибшего Джона Кардена на должности главного конструктора Vickers-Armtrongs, смог спецификацию отстоять. В результате получился более массовый и легкий танк, который, как потом оказалось, смог надолго пережить своего собрата.
Недолгое преимущество и отсутствие перспектив
Слава Infantry Tank Mk.II, в сентябре 1941 года переименованного в Matilda, вполне имела обоснования. На фоне всего того, что использовалось английскими частями в 1939-40 годах, этот танк был настоящим бриллиантом. Вполне надежный, массовый, с очень крепкой бронёй. Последнее было наиболее актуально, поскольку быстро выяснилось, что высокая подвижность без брони как-то не работает. Можно было только перед смертью быстро побегать. Это привело к тому, что вместо «тяжелого крейсера» довольно быстро запустили в серию Cruiser Tank Mk.V и Mk.VI, с хоть каким-то подобием легкой противоснарядной брони. Пока их осваивали (причем на фронт смог попасть только Cruiser Tank Mk.VI, он же Crusader), отдуваться пришлось Matilda. Пик применения этих танков английскими войсками пришелся на 1941 год.
Главный вопрос заключался в том, что Infantry Tank Mk.II выступал скорее в роли «лучшего из худших». Имея неоспоримые преимущества по броневой защите, по остальным данным он не отличался от других английских танков. При этом подвижность оказалась явно хуже. Самое неприятное заключалось в том, что первое же боевое применение Infantry Tank Mk.II превратилось в их разгром. Еще в 1938 году немцы перевели свои 88-мм зенитные орудия в разряд универсальных. Изначально их предполагалось использовать против ДОТ-ов, но к началу Второй мировой войны активно прорабатывался вопрос противотанкового применения 88-мм зениток. Поэтому то, что случилось под Аррасом 21 мая 1940 года, стало совсем не случайностью. Противник был готов к борьбе против английских и французских танков с противоснарядным бронированием. Из 76 английских пехотных танков в контратаке под Аррасом англичане потеряли 60. На этом более-менее осознанное применение BEF пехотных танков данного типа закончилось.
Слава «Королевы поля боя» пришла к Infantry Tank Mk.II (точнее, к Infantry Tank Mk.IIA, он же Matilda II) ненадолго. Связано это оказалось с тем, что в конце 1940 — начале 1941 года сложились идеальные условия для применения таких танков. Итальянцам просто было нечего противопоставить толстокожим английским танкам. Они действовали безнаказанно, оказав значительное влияние на успехи английской армии. Естественно, такое не забывается. Кстати говоря, Matilda II стала наиболее массовой версией танка, которую применяли непосредственно англичане.
Уже весной 1941 года ситуация стала в корне меняться. На помощь итальянцам прибыл Немецкий Африканский Корпус (DAK) во главе с Эрвином Роммелем. Бывший командир 7-й танковой дивизии, на которую 21 мая 1940 года и была произведена атака под Аррасом, уже знал, как вести себя с противником. Главная ставка оказалась сделана не на танки, а на зенитные орудия Flak 18. Тут слава «Королевы поля боя» и закончилась. В июне 1941 года состоялась операция «Боевой Топор», в ходе которой 4-й и 7-й Королевские танковые полки пытались деблокировать Тобрук. Старые противники Роммеля ощутили на себе, что DAK — это не итальянские войска. Больше всего пострадал 4-й RTR, из 100 танков у него осталось 36. Matilda превратился из средства прорыва в тихоходную мишень.
Погром лета 1941 года во многом поставил точку в карьере Infantry Tank Mk.II. Производство этих танков продолжалось, причем весной 1941 года появилась новая версия — Infantry Tank Mk.IIA* (Matilda III). Но уже становилось понятно, что будущее танка крайне туманное. С лета 1941 года пошли массовые отправки в действующие войска Valentine, а также новых крейсерских танков. Шли в Северную Африку и Matilda, но скорее как временное решение. Как только начались массовые поставки новых танков других типов, число Matilda в частях первой линии стало резко снижаться.
Окончательно добило Matilda то, что эти танки не имели запаса по модернизации. Если башню Valentine удалось переделать под установку 6-фунтовой (57-мм) пушки, то с Matilda такой фокус не прошел. Требовалась новая башня, ее даже поставили, в виде макета, но от идеи запускать в серию отказались. И так неважная удельная мощность оказывалась еще ниже, так что овчинка выделки не стоила. До самого конца производства танк остался в неизменной конфигурации, смена моторов, которая происходила начиная с Matilda III, ничего особо не меняла.
На этом фоне не стоит удивляться, что осенью 1941 года англичане стали потихоньку спихивать «неликвид» союзникам. Например, в СССР уехало 113 Matilda III, а также 915 Matilda IV, самой массовой версии танка. Из них до адресата добралось 916 танков обоих типов. Австралийцы получили 409 Matilda III/IV еще 33 Matilda IV CS ушло в Новую Зеландию. Позже новозеландские военные поменяли их австралийцам, получив взамен Valentine. Есть мнение, что Matilda IV и Matilda V англичанами на фронте вообще не применялись. Они использовались как учебные машины. В Северной Африке же у этих танков всё больше была роль вспомогательных машин, например, тральщиков.
В Советском Союзе эти танки впервые применили ближе к концу 1941 года, но пик использования пришелся на 1942 год. На начало 1943 года их оставалось 375 штук из 771 поставленных в 1941-42 годах. К 1 января 1944 года еще числилось 264 танка, но из на фронте находилось всего 92. Собственно говоря, еще в 1943 году использование МК-II (МК-2), так эти танки именовались у нас, было скорее локальным явлением. К 1945 году наиболее массово их применяли австралийцы. Связано это оказалось с тем, что у танка снова образовались тепличные условия для применения. Толстую броню японцам оказалось нечем пробивать, чем австралийцы и пользовались.
Неудачным танком назвать Infantry Tank Mk.II сложно. Плохие танки столько времени не служат. Другой вопрос, что часто происходит переоценка этой боевой машины. Создавалась она по лекалам второй половины 30-х годов, когда ожидали слегка иную войну. От этого и происходили большинство проблем данного танка. Ему повезло, что итальянцы в конце 1940 года оказались не готовы для борьбы с такими толстобронными целями. В результате хотя бы один английский танк смог искупаться, хотя бы ненадолго, в лучах славы.
Список источников
- ЦАМО РФ
- Matilda Infantry Tank 1938–45, David Fletcher, Osprey, 1994
- Matilda, Janusz Ledwoch, Militatia, 2007
- US NARA
- IWM Collection
- Фотоархив автора
источник: https://dzen.ru/a/ZBBcvLvYXn2AHgOL