Юрий Пашолок. Одноместный танк-агрессор с парашютом
Проект одноместного десантируемого колесно-гусеничного танка, предложенного Е.Н. Карповым летом 1941 года
Сегодня российские воздушно-десантные войска отмечают свой профессиональный праздник. В этот день, 2 августа 1930 года, был проведен первый воздушный десант. Под Воронежем тогда с парашютами десантировалось всего 12 человек, но уже вскоре советские десантники стали довольно грозной силой. В середине 30-х годов советские десантные подразделения стали оснащать специальной техникой, в том числе и перевозимой самолетами. В этом смысле советские воздушно-десантные части находились в числе лидеров. Для ВДВ создавались специальные автомобили, а также прорабатывался вопрос создания специальных систем, которые позволяли перевозить по воздуху военную технику, включая и танки. Отрабатывались и средства безаэродромной доставки танков, но практика показала, что на текущем техническом уровне это невозможно. Попытки приводнения малого танка Т-37А, проводившиеся при участии Ж.Я. Котина, оказались неудачными.
К началу Второй мировой войны существовало несколько способов доставки танков при помощи авиации. Первый, самый простой, заключался в подвешивании танка под брюхом тяжелого бомбардировщика. Такая система была отработана в Советском Союзе, больше того, ее даже применили в боевых условиях — в 1941 году под Мценском. Второй способ заключался в перевозке танков внутри десантных планеров. Первыми такое реализовали немцы, но непосредственно на поле боя они танки не перевозили. Тут пальма первенства принадлежит англичанам. Третий же способ состоял в сбросе вооружения при помощи парашютной системы. Такой способ применялся для артиллерии, применявшейся воздушно-десантными частями, но танки во время войны так не сбрасывали (зато те же англичане отрабатывали сброс Cargo Carrier M28). Тем не менее, сама по себе идея сброса танка при помощи парашюта вполне существовала. В том числе и в виде изобретений. Одно из них, «парашютный танк», датировано июлем 1941 года.
К сожалению, о личности Е.Н.Карпова, который предложил данное изобретение, ничего неизвестно. Вместе с тем, приводимые им доводы четко показывают, что человек этот был явно не сторонним в вопросе оснащения воздушно-десантных войск. По крайней мере, его доводы хорошо пересекаются с тем, что думали сами десантники. Т-37А и Т-38А, откровенно говоря, выбрали от безысходности, поскольку они тогда были единственным типом боевых машин, которые могли поднять бомбардировщики. Кроме того, автор изобретения поднимал и такую острую тему, как использование десантниками артиллерии. Теоретически ТБ-3 перевозилась и артиллерию, и даже специальные колесные машины, но, аналогично танкам, на внешней подвески и аэродромным способом. То есть про парашютный сброс речи обычно не шло, к тому же артиллерию, особенно дивизионного уровня, нечем было таскать. Одним словом, спрос на то, что предлагал Карпов, вполне существовал.
Итак, что же за «парашютный танк» предлагал автор. Согласно его расчетам, боевая масса машины не должна была превышать 3 тонн, поскольку имелся жесткий лимит по грузоподъемности самолетов-носителей. Поэтому предлагалась очень маленькая (длина корпуса всего 2250 мм) одноместная боевая машина. Ее масса не превышала 2600 кг, при этом она предполагалась колесно-гусеничной. Сбрасывался парашютный танк без гусениц, дабы не тащить дополнительный вес. Гусеничные ленты сбрасывались отдельно. Лоб корпуса должен был иметь толщину 30 мм, а борта — 20 мм. Единственный член экипажа становился мастером на все руки. Помимо управления танка, он должен был также вести огонь из 45-мм пушки и спаренного с ней пулемета. Орудийная установка ставилась со смещением, чтобы обеспечить минимальное удобство работы.
Весьма интересно был решен вопрос моторной установки и ходовой части. В моторном отделении ставился авиационный радиальный мотор М-11Д, широко распространенный на отечественных самолетах. Мощности 100 л.с. ему более чем хватало для обеспечения приличной удельной мощности танка. На танк ставилась 4-скоростная КПП, а привод осуществлялся на задние опорные катки, выполнявшие роль ведущих колес. Автор предлагал использовать хитрый привод, благодаря которому совмещалось ведущее колесо и опорный каток. Тут стоит вспомнить Т-29 и А-20, у которых тоже совмещались функции ведущих колес и опорных катков. Крайне интересно выглядела и подвеска. В техническом описании не указывалось слово «торсион», но речь шла именно о торсионной подвеске. Да и само то, как расписывалась идея «парашютного танка», показывает весьма приличную техническую подкованность автора. Особенно это хорошо видно по тому, как щепетильно он подходил к вопросу весовой культуры своего детища.
Теперь о самом главном — боевом применении танка. В отличие от Т-37А/Т-38, «парашютный» танк доставлялся на землю, как понятно из названия, парашютным способом. Автор посчитал и площадь необходимого парашюта. Согласно концепции, первыми сбрасывались непосредственно танки, которые участвовали в захвате плацдарма. Далее шла волна воздушного десанта, который закреплял успех. Следующими шли самолеты, которые сбрасывали на парашютах артиллерию и другое снаряжение. Часть парашютных танков продолжали использовать по прямому назначению, а часть авто предлагал применять как тягачи для сброшенных на парашютах орудий. Тем самым решался вопрос мехтяги для десантной артиллерии.
Конечно, хватало в документе и наивных идей. Например, под парашютные танки предполагалось использовать 2300 военно-транспортных самолетов, что более чем в 10 раз больше реальных возможностей. Вместе с тем, сама по себе идея выглядела оригинальной. Естественно, никто не стал рассматривать данный проект всерьёз, но вот что интересно. Спустя 2,5 года после этой разработки появился проект самоходной артиллерийской установки ОСУ-76, которую, с легкой руки одного исследователя, именуют как «общевойсковая самоходная установка». На самом деле она «облегченная», и разрабатывалась специально для воздушно-десантных частей. Исходно там масса была очень похожей, далее она выросла до 4 тонн, но тем не менее. Потребность в десантируемых боевых машинах для воздушно-десантных частей имелась.
Напоследок стоит упомянуть одну разработку, которая хорошо характеризует ситуацию вокруг десантных боевых машин. Над предложениями отдела изобретений принято смеяться, хотя тут порой стоит посмеяться над комментаторами. И вот тут как раз тот случай, когда неплохо бы знать ситуацию по состоянию не лето 1941 года. Прежде чем смеяться над предложением Е.Н.Карпова и считать его безумцем, давайте-ка взглянем на то, что там разрабатывали профильные организации. И тут мы с удивлением обнаруживаем, что летом 1941 года А.Я. Щербаков (тот самый, что позже создал Ще-2) разрабатывал десантный планер для «танкетки НАТИ». Найти, что же это за танкетка, не так сложно. Именовалась эта штука как «пулеметовоз НАТИ», машину активно испытывали, но в серию она не пошло. Так вот, она тоже была одноместной, а с точки зрения боевых характеристик даже рядом не стояла с «парашютным танком». И ничего, разрабатывали, да еще и планер делали под нее. Вот тут и задаешься вопросом, что вы знаете про безумие. И что более бредовое — инициативный проект с четким обоснованием, зачем оно надо, или тарантайка уважаемой организации. Нужная десантникам приметно так же, как рыбе зонтик.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- РГВА
-