Одноместный скоростной колесно-гусеничный истребитель танков из Томска

4

Одноместный скоростной колесно-гусеничный истребитель танков из Томска

Проекты истребителей танков ПФ-1 и ПФ-2 за авторством С.В. Пинегина и Н.М. Федосеева, датированные июнем 1942 года

Явление инженерной мысли, именуемое танкеткой, не возникло на пустом месте. Потребность в подвижной пулеметной точке не утратила важности, даже несмотря на изобретение танков. Первые танкетки появились еще в конце Первой мировой войны, при этом их разрабатывали как одноместными, так и двухместными. В конечном итоге двухместная концепция взяла верх, так как одновременно управлять машиной и стрелять было затруднительно. В дальнейшем произошла привычная ситуация, когда военные расширили функции танкеток, превратив их в разведывательные танки. Хотя их продуктивность возросла, пехота утратила свое первоначальное преимущество в виде передвижной огневой точки.

Так должен был выглядеть ПФ-1

Так должен был выглядеть ПФ-1

На этом фоне неудивительно, что после исчезновения танкеток возникло множество похожих проектов боевых машин. Примечательно, что большинство из них были рассчитаны на одного человека, то есть снизу мало кто заботился о мнении сверху. Массовый поток рационализаторских предложений, подаваемых в отделы изобретений, ясно указывал, что концепция остается востребованной. Причем инициатива исходила от самых разных слоев общества: от служащих армии до инженеров различных предприятий. Этот проект, в частности, является разработкой С.В. Пинегина и Н.М. Федосеева. Хотя они и не специализировались на танкостроении, их подход оказался весьма любопытным.

С.В. Пинегин не особо похож на типичного изобретателя спинтопрульных аппаратов. Тем не менее, идеи были похожие

С.В. Пинегин не особо похож на типичного изобретателя спинтопрульных аппаратов. Тем не менее, идеи были похожие

В продвижении проектов активную роль играл Сергей Васильевич Пинегин, кандидат технических наук, который в то время занимал должности начальника производства и заместителя главного инженера Томского Подшипникового Завода. Этот завод был основан на производственной базе ГПЗ-1 в Москве, и Пинегин принимал в этом процессе значительное участие. Он был известной личностью и крупным специалистом в области машиностроения, особенно в сфере производства и исследований подшипников качения, с множеством научных трудов на эту тему. Второй автор, Николай Михайлович Федосеев, тоже выделялся: в тот период он работал главным инженером Куйбышевского Подшипникового Завода (ПЗ-4) и также был значительной фигурой в истории этого предприятия. В общем, это были выдающиеся люди.

Концептуально ПФ-1 и ПФ_2 являлись альтернативами вооруженных мотоциклов

Концептуально ПФ-1 и ПФ_2 являлись альтернативами вооруженных мотоциклов

В их случае довольно любопытно увидеть, какие предложения исходили от производителя. Действительно, их идея имела определённую логику. Свой проект (по сути, ПФ-1 и ПФ-2 объединялись в концепцию «два-в-одном») они воспринимали как необычный бронемотоцикл. Как минимум, они проводили параллели с мотоциклом. Примечательно, что мотоциклы-пулеметовозы Первой мировой, такие как Vickers-Clyno, были настоящими предшественниками танкеток. Они верно подметили, что мотоциклы теряют свои преимущества в осенне-зимне-весеннее время.

Машины эти были максимально компактными

Машины эти были максимально компактными

Итак, основную боевую единицу, названную «Истребитель ПФ-1», можно было считать альтернативой вооруженного мотоцикла в осенне-весенний сезон. Интересно, что их объединял одинаковый мотор — предполагалось, что за основу будет взят агрегат с мотоцикла М-72. Авторы, видимо, слегка ошиблись в расчетах, оценивая мощность мотора в 25 лошадиных сил. На практике же он развивал 22 лошадиные силы, что, впрочем, было не столь значительным расхождением. Эта мощность позволяла разгонять мотоцикл с коляской до скорости 85 км/ч. Надо отметить, что М-72 не был легким — его полная масса составляла 330 кг.

Вооружение состояло из двух пусковых 90-мм реактивных мин, а также пистолета-пулемета

Вооружение состояло из двух пусковых 90-мм реактивных мин, а также пистолета-пулемета

В проекте ПФ-1 придавали большое значение весу. Масса должна была составлять примерно 360 кг, включая 280 кг для самой машины и 80 кг для водителя. Эта относительно малая масса предполагала минимальные размеры транспортного средства — длина 1800 мм, ширина 1100 мм и высота 1000 мм. Конструкция предусматривала обтекаемый и максимально узкий бронекорпус для снижения его веса. Броня, судя по всему, предназначалась для защиты от пуль и осколков снарядов и была легкой. Основной вызов состоял в форме корпуса, требовавшей штамповки. Однако, достичь веса около 150 кг вполне было возможно.

Схема ходовой части, весьма продвинутой

Схема ходовой части, весьма продвинутой

Аппарат предполагался колесно-гусеничным. В базовом исполнении он двигался на колесном ходу, разгоняясь до 100 км/ч. На гусеничном ходу ожидалась скорость до 60 км/ч. Водитель был единственным членом экипажа. Сверху имелся бронеколпак, который одновременно выполнял роль башни. В теории башня имела круговое вращение, по факту как получится. Спереди предполагалась установка пистолета-пулемета ППШ, который являлся скорее второстепенным вооружением.

В теории ППШ мог наводиться с круговым сектором обстрела

В теории ППШ мог наводиться с круговым сектором обстрела

Основным вооружением являлся «90-мм реактивный миномет», также разработанный Пинегиным и Федосеевым. Фактически речь шла о пусковой установке реактивных снарядов, которыми ПФ-1 вел огонь прямой наводкой. Базовый вариант машины предполагал размещение пусковых установок по бокам башни. В результате получалось что-то типа M50 Ontos, но на порядок более легкого и с реактивными снарядами вместо безоткатных орудий. Естественно, дистанция пуска была небольшой, а боезапас составлял всего 4 РС, но тут, надо так понимать, всё компенсировалось массовостью.

ПФ-2, то же самое, но в виде аэросаней

ПФ-2, то же самое, но в виде аэросаней

Вариант ПФ-2 был, по сути, тем же самым, разница только в типе движителя и ходовой части. Поскольку даже на гусеничном ходу ПФ-1 имел бы проблемы при езде по снегу, Пинегин и Федосеев предлагали выпускать аналогичные по конструкции аэросани. То есть мотоциклетный мотор теперь приводил в движение воздушный винт, а вместо колес и гусениц ставились лыжи. Насколько такая конструкция могла бы разгоняться до 100 км/ч, вопрос крайне интересный. Реально скорость была бы раза в два ниже, к тому же более широкие облегченные гусеничные ленты могли решить все проблемы.

В отличие от ПФ-1, данная идея выглядела менее реалистичной

В отличие от ПФ-1, данная идея выглядела менее реалистичной

Естественно, данное предложение никто не стал реализовывать, тем более что к нему имелся ряд вопросов. Впрочем, тут более интересные не технические подробности, а общая концепция. Дыма без огня не бывает, а количество рацпредложений по теме одноместных боевых машин зашкаливает. Самое интересное, что в наши дни подобные идеи получили развитие. Не верите? Ну так посмотрите на многочисленные наземные беспилотники, которые сейчас делают, в том числе, «народные КБ». Концептуально они ничем не отличаются от одноместных боевых машин, которые предлагались в годы Великой Отечественной войны. Разница в технических возможностях.

Список источников:

  • ЦАМО РФ

источник: https://dzen.ru/a/ZzySsXAqKFi7PDw1

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account