Юрий Пашолок. Обратная конверсия Т-44

3

Юрий Пашолок. Обратная конверсия Т-44

Рассказ о среднем танке Т-44М, который восстановлен из кусков разных машин в мастерской Вадима Елистратова

У танков, которые появились в конце Второй мировой войны, а также вскоре ее окончания, жизнь была долгая, а порой еще и бурная. Поскольку их характеристики позволяли выполнять широкий спектр задач, такие танки устаревали гораздо медленнее. В результате они долго оставались на вооружении, а затем некоторые из них переделывались в спецмашины. Спустя долгое время часть выживших танков и САУ снова переделывается, на сей раз в исходное состояние. Но с этим могут быть и нюансы.

Т-44М на полном ходу

Т-44М на полном ходу

Среди танков 40-х годов, которые долго служили и позже были переделаны в спецмашины, оказался и Т-44. Танк этот хоть и не успел на войну, но оказался крайне полезным, став первым советским средним танком нового поколения, попавшим в крупную серию. Несмотря на массу проблем, которые пришлось преодолевать заводу №75 и его смежникам, Т-44 оказался самым надежным из советских танков выпуска второй половины 40-х годов. Ныне известен всего один Т-44 в чистом виде, остальные относятся к модернизированной версии, Т-44М. Некоторые из Т-44М и вовсе являются обратной конверсией из инженерных машин. Как раз такой конверсией стал танк, о котором пойдет сегодня речь.

Таким он был до реставрации. Многие Т-44М переделали в БТС-4

Таким он был до реставрации. Многие Т-44М переделали в БТС-4

В Советском Союзе к устаревшей технике относились достаточно бережно, при условии, что она могла использоваться для чего-то еще. За примерами далеко ходить не надо: в Музее отечественной военной истории находятся СУ-85 и ИСУ-122, которые после войны были переделаны в тягачи. Конверсия СУ-85 была довольно простой, а вот с случае с ИСУ-122 задача оказалась сложнее. Тяжелые САУ на шасси ИС переделывались в тягачи БТТ-1, имевшие более продвинутую конструкцию, с лебедкой и рядом других изменений. В дальнейшем и средние танки переделывались по такой, более типовой, схеме.

Обменная башня Т-34-85

Обменная башня Т-34-85

В середине 60-х годов 5-е Проектно-технологическое бюро (г. Киев) разработало тягач-эвакуатор БТС-4 (бронированный тягач средний). За основу брался корпус Т-44М, который существенно переделывался. В общем-то, от исходной машины оставался корпус, остальное, включая ходовую часть, менялось. Машина максимально унифицировалась с семейством Т-54/Т-55, получала лебедку, сошник, кран-стрелу, оборудование для подводного вождения и грузовую платформу. В дальнейшем, используя БТС-4 как основу, были разработаны аналогичные тягачи на базе Т-54, ИТ-1 и Т-55. Внешне очень похожие, разницу надо ловить по деталям. БТС-4 на базе Т-44 определить легко, по характерной смотровой щели в лобовом листе корпуса.

Башня Т-44М ставится на переделанное шасси

Башня Т-44М ставится на переделанное шасси

Как раз такой тягач и послужил основой для обратной конверсии. Следует отметить, что переделка в БТС-4 не остановила развитие машины. Тягач, который достался реставраторам, получил траки с РМШ, которые заметно отличаются от исходных (ОМШ). Собственно говоря, именно ходовая часть сейчас является главной проблемой танка. Она сильно отличается от исходной, которая стояла на Т-44 и Т-44М. Именно на нее сейчас, чаще всего, обращают внимание те, кто обсуждают танк.

С механикой проблем не возникло, по агрегатам БТС-4 равнозначен Т-54/Т-55

С механикой проблем не возникло, по агрегатам БТС-4 равнозначен Т-54/Т-55

Проблема с ходовой частью известна, но не всё так просто, как это может показаться. Дело в том, что у Т-44, как и у Т-44М, своя собственная ходовая часть, которая ближе к Т-34, чем к Т-54. У Т-44М она уже другая (переход с гребевого на цевочное зацепление), но балансиры и катки всё равно не такие, как у Т-54. Посему просто взять и заменить катки с траками не получится. Придется искать донора (несколько подходящих катков, к слову, нашли), в том числе и для балансиров. Поэтому ходовую часть трогали минимально.

Впервые Т-44М появился на слёте "Моторы Войны-2018"

Впервые Т-44М появился на слёте «Моторы Войны-2018»

Сам же корпус оказался с незначительными переделками, что облегчало задачу. Например, подбашенный погон сохранился, тем самым обратная конверсия становилась несколько проще. Сам танк был выпущен в июле 1945 года. С шасси всё было просто. С корпуса убрали всё лишнее, прорезали обратно амбразуру смотрового прибора механика-водителя, ободрали, загрунтовали, покрасили. С механической точки зрения машина проблем не вызвала, поскольку там «потроха» по типу 54-ного семейства. Благо внутри всё равно никто МТО не увидит.

Правое крыло "обновили"

Правое крыло «обновили»

Сложнее оказалось вернуть на место башню. Сам погон сохранился, оставалось оставалось найти подшипник. Задача облегчалась тем, что по орудию и диаметру подбашенного погона Т-44 унифицирован с Т-34-85. Пушку нашли поисковики (естественно, ее демилитаризовали), а также нашелся подшипник. А вот дальше пришлось искать башню. С Т-34-85 у нее ничего общего, лишних башен тоже нет. Но судьбе было угодно найти подходящую башню на постаменте, стоящую возле одного из ремзаводов. Пушки у башни не имелось, зато имелся хозяин. Продать не продавали, но поменяться можно.

Машину оставили специально в таком брутальном виде

Машину оставили специально в таком брутальном виде

Решением проблемы стал договор: вместо башни Т-44М требовалась башня Т-34-85, благо она похожа. Но уже с орудием, либо с его макетом. В мастерской закипела работа, результатом стала башня завода №112 с разнесенными вентиляторами, а также с макетом орудия ЗИС-С-53. Таким образом все остались довольны. Реставраторы получили крайне дефицитную башню, а ремзавод получил вместо нее башню Т-34-85, ради нее переделали постамент. Теперь там полноценный памятник, а у танка образовалась «шляпа».

Главная задача была в том, чтобы танк ездил, да и киношники любят такой, бывалый, вид

Главная задача была в том, чтобы танк ездил, да и киношники любят такой, бывалый, вид

Проект танка был завершен, в первом приближении, весной 2018 года. Так получилось, что летом того же года возродился, после долгого перерыва, международный военно-патриотический слёт «Моторы Войны». Восстановленная мастерской Вадима Елистратова машина оказалась в коллекции военно-исторического клуба «Капонир». Он принял участие в слёте, выставив целую колонну бронетехники. Тогда же состоялся и полноценный дебют танка. Он даже поучаствовал в слаломе, но полноценно провести его не удалось, поскольку замялось правое крыло.

В полях

В полях

В дальнейшем Т-44М неоднократно принимал участие в слёте. В последний раз он был на «Моторах Войны» в 2022 году. Следует отметить, что текущий внешний вид, далекий от состояния «только что с завода», это вполне осознанный подход. Конечно, если бы это был танк для музейного экспонирования, то требовалось серьёзно заниматься внешним видом. Но в текущем состоянии вполне достаточно того, что танк довольно резво едет. Да и такой брутальный вид ему вполне идет.

Вместе с предшественником, Т-34. Это танк также является результатом конверсии

Вместе с предшественником, Т-34. Это танк также является результатом конверсии

Напоследок стоит отметить, что упомянутые выше проблемы с ходовой частью не являются уникальными. Очень похожая ситуация сложилась с еще одним Т-44М, который также восстановлен путем обратной конверсии БТС-4. Восстанавливали его в мастерской Военно-Технического Музея Славы. Разница только в том, что у этого танка траки ОМШ, которые хоть и другие, нежели на Т-44М, но бросаются в глаза не так сильно.

Автор благодарит Вадима Елистратова (г. Москва) за помощь в подготовке материала

Список источников:

      1. livinghistory.ru

источник: https://dzen.ru/a/ZssCQ09G92v9Umpg

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account