Рассказ о среднем танке Т-44М, который восстановлен из кусков разных машин в мастерской Вадима Елистратова
У танков, которые появились в конце Второй мировой войны, а также вскоре ее окончания, жизнь была долгая, а порой еще и бурная. Поскольку их характеристики позволяли выполнять широкий спектр задач, такие танки устаревали гораздо медленнее. В результате они долго оставались на вооружении, а затем некоторые из них переделывались в спецмашины. Спустя долгое время часть выживших танков и САУ снова переделывается, на сей раз в исходное состояние. Но с этим могут быть и нюансы.
Среди танков 40-х годов, которые долго служили и позже были переделаны в спецмашины, оказался и Т-44. Танк этот хоть и не успел на войну, но оказался крайне полезным, став первым советским средним танком нового поколения, попавшим в крупную серию. Несмотря на массу проблем, которые пришлось преодолевать заводу №75 и его смежникам, Т-44 оказался самым надежным из советских танков выпуска второй половины 40-х годов. Ныне известен всего один Т-44 в чистом виде, остальные относятся к модернизированной версии, Т-44М. Некоторые из Т-44М и вовсе являются обратной конверсией из инженерных машин. Как раз такой конверсией стал танк, о котором пойдет сегодня речь.
В Советском Союзе к устаревшей технике относились достаточно бережно, при условии, что она могла использоваться для чего-то еще. За примерами далеко ходить не надо: в Музее отечественной военной истории находятся СУ-85 и ИСУ-122, которые после войны были переделаны в тягачи. Конверсия СУ-85 была довольно простой, а вот с случае с ИСУ-122 задача оказалась сложнее. Тяжелые САУ на шасси ИС переделывались в тягачи БТТ-1, имевшие более продвинутую конструкцию, с лебедкой и рядом других изменений. В дальнейшем и средние танки переделывались по такой, более типовой, схеме.
В середине 60-х годов 5-е Проектно-технологическое бюро (г. Киев) разработало тягач-эвакуатор БТС-4 (бронированный тягач средний). За основу брался корпус Т-44М, который существенно переделывался. В общем-то, от исходной машины оставался корпус, остальное, включая ходовую часть, менялось. Машина максимально унифицировалась с семейством Т-54/Т-55, получала лебедку, сошник, кран-стрелу, оборудование для подводного вождения и грузовую платформу. В дальнейшем, используя БТС-4 как основу, были разработаны аналогичные тягачи на базе Т-54, ИТ-1 и Т-55. Внешне очень похожие, разницу надо ловить по деталям. БТС-4 на базе Т-44 определить легко, по характерной смотровой щели в лобовом листе корпуса.
Как раз такой тягач и послужил основой для обратной конверсии. Следует отметить, что переделка в БТС-4 не остановила развитие машины. Тягач, который достался реставраторам, получил траки с РМШ, которые заметно отличаются от исходных (ОМШ). Собственно говоря, именно ходовая часть сейчас является главной проблемой танка. Она сильно отличается от исходной, которая стояла на Т-44 и Т-44М. Именно на нее сейчас, чаще всего, обращают внимание те, кто обсуждают танк.
Проблема с ходовой частью известна, но не всё так просто, как это может показаться. Дело в том, что у Т-44, как и у Т-44М, своя собственная ходовая часть, которая ближе к Т-34, чем к Т-54. У Т-44М она уже другая (переход с гребевого на цевочное зацепление), но балансиры и катки всё равно не такие, как у Т-54. Посему просто взять и заменить катки с траками не получится. Придется искать донора (несколько подходящих катков, к слову, нашли), в том числе и для балансиров. Поэтому ходовую часть трогали минимально.
Сам же корпус оказался с незначительными переделками, что облегчало задачу. Например, подбашенный погон сохранился, тем самым обратная конверсия становилась несколько проще. Сам танк был выпущен в июле 1945 года. С шасси всё было просто. С корпуса убрали всё лишнее, прорезали обратно амбразуру смотрового прибора механика-водителя, ободрали, загрунтовали, покрасили. С механической точки зрения машина проблем не вызвала, поскольку там «потроха» по типу 54-ного семейства. Благо внутри всё равно никто МТО не увидит.
Сложнее оказалось вернуть на место башню. Сам погон сохранился, оставалось оставалось найти подшипник. Задача облегчалась тем, что по орудию и диаметру подбашенного погона Т-44 унифицирован с Т-34-85. Пушку нашли поисковики (естественно, ее демилитаризовали), а также нашелся подшипник. А вот дальше пришлось искать башню. С Т-34-85 у нее ничего общего, лишних башен тоже нет. Но судьбе было угодно найти подходящую башню на постаменте, стоящую возле одного из ремзаводов. Пушки у башни не имелось, зато имелся хозяин. Продать не продавали, но поменяться можно.
Решением проблемы стал договор: вместо башни Т-44М требовалась башня Т-34-85, благо она похожа. Но уже с орудием, либо с его макетом. В мастерской закипела работа, результатом стала башня завода №112 с разнесенными вентиляторами, а также с макетом орудия ЗИС-С-53. Таким образом все остались довольны. Реставраторы получили крайне дефицитную башню, а ремзавод получил вместо нее башню Т-34-85, ради нее переделали постамент. Теперь там полноценный памятник, а у танка образовалась «шляпа».
Проект танка был завершен, в первом приближении, весной 2018 года. Так получилось, что летом того же года возродился, после долгого перерыва, международный военно-патриотический слёт «Моторы Войны». Восстановленная мастерской Вадима Елистратова машина оказалась в коллекции военно-исторического клуба «Капонир». Он принял участие в слёте, выставив целую колонну бронетехники. Тогда же состоялся и полноценный дебют танка. Он даже поучаствовал в слаломе, но полноценно провести его не удалось, поскольку замялось правое крыло.
В дальнейшем Т-44М неоднократно принимал участие в слёте. В последний раз он был на «Моторах Войны» в 2022 году. Следует отметить, что текущий внешний вид, далекий от состояния «только что с завода», это вполне осознанный подход. Конечно, если бы это был танк для музейного экспонирования, то требовалось серьёзно заниматься внешним видом. Но в текущем состоянии вполне достаточно того, что танк довольно резво едет. Да и такой брутальный вид ему вполне идет.
Напоследок стоит отметить, что упомянутые выше проблемы с ходовой частью не являются уникальными. Очень похожая ситуация сложилась с еще одним Т-44М, который также восстановлен путем обратной конверсии БТС-4. Восстанавливали его в мастерской Военно-Технического Музея Славы. Разница только в том, что у этого танка траки ОМШ, которые хоть и другие, нежели на Т-44М, но бросаются в глаза не так сильно.
Автор благодарит Вадима Елистратова (г. Москва) за помощь в подготовке материала
Список источников:
-
-
- livinghistory.ru
-
источник: https://dzen.ru/a/ZssCQ09G92v9Umpg