История легкой самоходной артиллерийской установки СУ-15М, принятой на вооружение Красной Армии как СУ-76М
Содержание:
Весной 1942 года началась новая страница в истории советской самоходной артиллерии. В апреле 1942 году Артиллерийский комитет ГАУ КА утвердил основные направления развития САУ. В их числе оказались легкие штурмовые САУ, которые создавались с использованием агрегатов легких танков Т-60 и Т-70. Первые образцы САУ были разработаны КБ завода №37 (г. Свердловск) по концепции, предложенной С.А. Гинзбургом. Дальнейшее развитие темы шло на заводе №38 (г. Киров), результатом стало создание СУ-12, первой советской легкой САУ выпущенной по-настоящему крупной серией.
Проблемы, выявленные при эксплуатации СУ-12 (с апреля 1943 года СУ-76) привели к тому, что уже в марте 1943 года появилась идея о серьёзной переделке САУ. В апреле-мае 1943 года КБ завода №38 создало два типа САУ — СУ-15 и СУ-38. В первом случае измененное шасси СУ-12 получило мотор и трансмиссию танка Т-70Б, во втором создали САУ на базе Т-70Б. Более удачной оказалась СУ-15, но испытания показали, что решение не идеальное. Требовалась доработка, результатом которой стала САУ, получившая обозначение СУ-15М. Более известна она, впрочем, под другим индексом — СУ-76М.
Модернизация с подстраховкой
Причины, по которым СУ-15 было решено модернизировать, лежали на поверхности. Мотор и трансмиссия у САУ были более надежными, чем у СУ-12, а система охлаждения уже не имела перегрева. Но оставалась проблема, которая не могла быть решена простыми методами. Речь шла о боевой массе САУ, которая достигла 11,5 тонн. О том, что с этим имеются проблемы, говорили одинаковые для СУ-15, а также для «альтернативной» СУ-38, дефекты. В их числе значились износ гусеничных лент и разрушение резины передних амортизаторов. При этом СУ-38 не имела преимуществ перед СУ-15 по надежности. Единственным способом бороться с данной проблемой являлось снижение боевой массы.
Согласно решению комиссии, которая проводила испытания на Гороховецком АНИОП, завод №38 должен был устранить недостатки и предъявить САУ для повторных испытаний. На самом деле подразумевалась переделка, причем это касалось не только СУ-15, но и СУ-38. Несмотря на то, что преимущество оставалось за СУ-15, проблема лишней массы заставило держать запасной вариант. Поэтому заводское КБ начало работу по облегчению обеих САУ. Тем не менее, постановление ГКО №3703 сс 8 июля 1943 года четко говорило, что находилось в приоритете. Согласно ему, завод №38 за июль 1943 года сдавал 25 «облегченных» СУ-15. Далее, 9 июля 1943 года, был подписан приказ №360 по Наркомату Танковой Промышленности. Согласно ему, за третий квартал 1943 года завод №38 сдавал 225 модернизированных САУ.
Формироваться облик модернизированной САУ, получившей обозначение СУ-15М, стал в середине июля 1943 года. Поскольку общая схема шасси оказалась удачной, существенных отличий от СУ-15 машина не имела. Тем не менее, переделки внесли, это стало результатом дополнительных испытаний, которые провели на Гороховецком АНИОП с 1 по 30 июля 1943 года. Доработке подверглись катки, главная передача, бортовые передач, также доделали трубопровод питания двигателя. Непосредственно по шасси внесли 17 изменений.
Главное изменение, впрочем, касалось боевого отделения. Оно лишилось крыши, также убрали часть бортов и кормы. Отчасти выбранное решение можно называть возвратом к истокам. Если посмотреть на СУ-15М и СУ-32, можно увидеть схожие решения. Другое дело, что у СУ-15М места в боевом отделении оказалось куда больше. Также сохранилась дверка в кормовом листе, через которую расчет боевого отделения попадал внутрь. Если сравнивать боевое отделение СУ-15М и схожих боевых машин, прежде всего Marder, то КБ завода №38 справилось явно лучше. Внутри было более просторно, расчет работал в менее стесненных условиях, а боекомплект оказался больше. Также удачно оказалась организована установка тента. Боевую массу СУ-15М снизили не только за счет крыши боевого отделения. Толщину лобовых листов корпуса и рубки снизили до 25 мм, бортов до 15 мм. В результате боевая масса снизилась до 10,5 тонн.
Модернизированная версия СУ-38 получила обозначение СУ-16. Как и в случае с СУ-15М, доработки шли по линии улучшения ситуации с боевой массой. База Т-70Б стала условной, поскольку ее также облегчили. За счет этого боевая масса СУ-16 составила 10 тонн (в переписке сначала значилось 9,7 тонн, но далее массу поправили в сторону повышения). Также, аналогично СУ-15М, чуть доработали установку вооружения.
Больше — значит лучше
Несмотря на то, что для полного понимания картины вокруг СУ-15М требовалось провести полигонные испытания, в НКТП решили рискнуть. На заводе №38 активно шли работы по запуску машины в серию. И это несмотря на то, что летом 1943 года своих постов лишились Зальцман (нарком танковой промышленности) и Гинзбург. Последнего и вовсе отправили на фронт зампотехом. Наверху всё же решили подстелить соломку. 17 июля 1943 года было подписано постановление ГКО №3760сс, согласно которому максимальная скорость СУ-15М снижалась до 30 км/ч. Тем самым снижался риск порвать гусеничную ленту или повредить катки.
Подстелить соломку попытались и в ГАУ. 24 числа из Кирова пришел доклад о состоянии дел по СУ-15М и СУ-16. Согласно ему, в работе находилось 5 «машин шестикатковых», а образец «машины пятикатковой» собрали. Предварительно боевая масса СУ-16 оценивалась в 9,7 тонн, представитель ГАУ КА указывал на то, что это может быть более правильным вариантом. Впрочем, пересматривать план не стали. Для полигонных испытаний строили только одну СУ-16, также на них шли две СУ-15М из пробной партии. Всего же за июль 1943 года завод №38 сдал положенные по плану 25 САУ.
Поскольку предварительные выводы по поводу огневых испытаний были сделаны еще в ходе тестов СУ-15 и СУ-38, на сей раз местом полигонных испытаний стал НИБТ Полигон в Кубинке. Как и предполагалось, туда прибыло три САУ — СУ-16 с серийным номером 57400, а также СУ-15М с номерами 57402 и 57406. Полигонные испытания начались с 10 августа. Помимо 1000 километров пробега, проводились и испытания стрельбой. Всё же боевое отделение поменялось у обеих машин.
С ходовыми испытаниями связан один любопытный момент. Во всех справочниках указывается, что максимальная скорость СУ-15М составляла 30 км/ч. Такое ограничение ввели постановлением ГКО №3760сс, как уже писалось выше. Но по этому поводу в июле 1943 года шла пикировка между военной приёмкой и заводом №38. Происходила она неспроста: вроде как скорость снижали, а на самом деле нет. Поскольку на НИБТ Полигоне про эти тонкости не знали, там машины гоняли, как есть. В результате максимальная скорость достигла 43 км/ч, а средняя скорость САУ с номером 57406 составила 34,1 км/ч. СУ-16, кстати, оказалась чуть медленнее. По шоссе она шла со средней скоростью 30,3 км/ч, хотя максимальная скорость была выше — 45 км/ч.
Схожая ситуация сложилась и в ходе испытаний на проселке. СУ-16 имела среднюю скорость 20,1 км/ч, а СУ-15М с номером 57406 прошла проселок со средней скоростью 21,5 км/ч. САУ с номером 57402 была немного медленнее этой пары, но ненамного. Таким образом, разница в массе не являлась решающим фактором. Это же выяснилось и в ходе испытаний на преодоление подъемов и косогоров. Следует отметить, что ходовые испытания сопровождались дефектами как у СУ-15М, так и у СУ-16. При этом те дефекты, которые проявлялись на СУ-15 и СУ-38, оказались куда менее выраженными. Таким образом, идея о снижении массы оказалась верной. Другой вопрос, что выявленные дефекты имели производственный характер и касались не только установочной партии. Пока шли испытания, завод №38 начал производство СУ-38 второй производственной серии. Так что предстояло править и выпущенные САУ.
По результатам испытаний НИБТ Полигон указал на СУ-15М как явного фаворита. За счет более длинного корпуса и 6-кактовой ходовой части плавность хода была выше. Также нагрузка на катки была меньше. Наконец, работать орудийному расчету оказалось удобнее. Насчет СУ-16 полигон указал, что для нормальной работы объемов ее боевого отделения недостаточно. Скорострельность орудия составляла 7 выстрелов в минуту, а на СУ-15М она достигала 10 выстрелов в минуту. Таким образом, вопрос о том, какая САУ нужна в крупной серии, был закрыт.
По итогам испытаний Сталину направили предложение о принятии СУ-15М на вооружение Красной Армии. Именовалась она как СУ-76М. Этот же индекс фигурировал и в отчете испытаний СУ-15М, а также СУ-16. Ирония ситуации в том, что на тот момент САУ уже была в крупной серии. За август 1943 года завод №38 сдал 47 САУ, при плане в 45. Скорее речь шла о том, чтобы решить вопрос — какую продукцию будут дальше выпускать другие заводы. Решился он 21 августа 1943 года, на следующий день после окончания полигонных испытаний СУ-15М. Правда, формулировка принятого постановления отличалось от исходного предложения. Новая САУ не просто принималась на вооружение, а заменяла собой танки, на базе которых ее выпускали.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
-
источник: https://dzen.ru/a/ZIxODP-XdRJ1NoJv