Юрий Пашолок. Облегченная СУ-76 для крупной серии

15

История легкой самоходной артиллерийской установки СУ-15М, принятой на вооружение Красной Армии как СУ-76М

Содержание:

Весной 1942 года началась новая страница в истории советской самоходной артиллерии. В апреле 1942 году Артиллерийский комитет ГАУ КА утвердил основные направления развития САУ. В их числе оказались легкие штурмовые САУ, которые создавались с использованием агрегатов легких танков Т-60 и Т-70. Первые образцы САУ были разработаны КБ завода №37 (г. Свердловск) по концепции, предложенной С.А. Гинзбургом. Дальнейшее развитие темы шло на заводе №38 (г. Киров), результатом стало создание СУ-12, первой советской легкой САУ выпущенной по-настоящему крупной серией.

СУ-15М из установочной партии, изготовленной в конце июля 1943 года

СУ-15М из установочной партии, изготовленной в конце июля 1943 года

Проблемы, выявленные при эксплуатации СУ-12 (с апреля 1943 года СУ-76) привели к тому, что уже в марте 1943 года появилась идея о серьёзной переделке САУ. В апреле-мае 1943 года КБ завода №38 создало два типа САУ — СУ-15 и СУ-38. В первом случае измененное шасси СУ-12 получило мотор и трансмиссию танка Т-70Б, во втором создали САУ на базе Т-70Б. Более удачной оказалась СУ-15, но испытания показали, что решение не идеальное. Требовалась доработка, результатом которой стала САУ, получившая обозначение СУ-15М. Более известна она, впрочем, под другим индексом — СУ-76М.

Модернизация с подстраховкой

Причины, по которым СУ-15 было решено модернизировать, лежали на поверхности. Мотор и трансмиссия у САУ были более надежными, чем у СУ-12, а система охлаждения уже не имела перегрева. Но оставалась проблема, которая не могла быть решена простыми методами. Речь шла о боевой массе САУ, которая достигла 11,5 тонн. О том, что с этим имеются проблемы, говорили одинаковые для СУ-15, а также для «альтернативной» СУ-38, дефекты. В их числе значились износ гусеничных лент и разрушение резины передних амортизаторов. При этом СУ-38 не имела преимуществ перед СУ-15 по надежности. Единственным способом бороться с данной проблемой являлось снижение боевой массы.

В уточненных требованиях на СУ-15 скорость снизили до 30 км/ч. По факту только на бумаге

В уточненных требованиях на СУ-15 скорость снизили до 30 км/ч. По факту только на бумаге

Согласно решению комиссии, которая проводила испытания на Гороховецком АНИОП, завод №38 должен был устранить недостатки и предъявить САУ для повторных испытаний. На самом деле подразумевалась переделка, причем это касалось не только СУ-15, но и СУ-38. Несмотря на то, что преимущество оставалось за СУ-15, проблема лишней массы заставило держать запасной вариант. Поэтому заводское КБ начало работу по облегчению обеих САУ. Тем не менее, постановление ГКО №3703 сс 8 июля 1943 года четко говорило, что находилось в приоритете. Согласно ему, завод №38 за июль 1943 года сдавал 25 «облегченных» СУ-15. Далее, 9 июля 1943 года, был подписан приказ №360 по Наркомату Танковой Промышленности. Согласно ему, за третий квартал 1943 года завод №38 сдавал 225 модернизированных САУ.

Одна из СУ-15М установочной партии

Одна из СУ-15М установочной партии

Формироваться облик модернизированной САУ, получившей обозначение СУ-15М, стал в середине июля 1943 года. Поскольку общая схема шасси оказалась удачной, существенных отличий от СУ-15 машина не имела. Тем не менее, переделки внесли, это стало результатом дополнительных испытаний, которые провели на Гороховецком АНИОП с 1 по 30 июля 1943 года. Доработке подверглись катки, главная передача, бортовые передач, также доделали трубопровод питания двигателя. Непосредственно по шасси внесли 17 изменений.

За счет облегчения рубки удалось выиграть в массе, что сказалось на надежности

За счет облегчения рубки удалось выиграть в массе, что сказалось на надежности

Главное изменение, впрочем, касалось боевого отделения. Оно лишилось крыши, также убрали часть бортов и кормы. Отчасти выбранное решение можно называть возвратом к истокам. Если посмотреть на СУ-15М и СУ-32, можно увидеть схожие решения. Другое дело, что у СУ-15М места в боевом отделении оказалось куда больше. Также сохранилась дверка в кормовом листе, через которую расчет боевого отделения попадал внутрь. Если сравнивать боевое отделение СУ-15М и схожих боевых машин, прежде всего Marder, то КБ завода №38 справилось явно лучше. Внутри было более просторно, расчет работал в менее стесненных условиях, а боекомплект оказался больше. Также удачно оказалась организована установка тента. Боевую массу СУ-15М снизили не только за счет крыши боевого отделения. Толщину лобовых листов корпуса и рубки снизили до 25 мм, бортов до 15 мм. В результате боевая масса снизилась до 10,5 тонн.

СУ-16, облегченный вариант СУ-38

СУ-16, облегченный вариант СУ-38

Модернизированная версия СУ-38 получила обозначение СУ-16. Как и в случае с СУ-15М, доработки шли по линии улучшения ситуации с боевой массой. База Т-70Б стала условной, поскольку ее также облегчили. За счет этого боевая масса СУ-16 составила 10 тонн (в переписке сначала значилось 9,7 тонн, но далее массу поправили в сторону повышения). Также, аналогично СУ-15М, чуть доработали установку вооружения.

Больше — значит лучше

Несмотря на то, что для полного понимания картины вокруг СУ-15М требовалось провести полигонные испытания, в НКТП решили рискнуть. На заводе №38 активно шли работы по запуску машины в серию. И это несмотря на то, что летом 1943 года своих постов лишились Зальцман (нарком танковой промышленности) и Гинзбург. Последнего и вовсе отправили на фронт зампотехом. Наверху всё же решили подстелить соломку. 17 июля 1943 года было подписано постановление ГКО №3760сс, согласно которому максимальная скорость СУ-15М снижалась до 30 км/ч. Тем самым снижался риск порвать гусеничную ленту или повредить катки.

Объяснение того, зачем сняли часть брони с рубки

Объяснение того, зачем сняли часть брони с рубки

Подстелить соломку попытались и в ГАУ. 24 числа из Кирова пришел доклад о состоянии дел по СУ-15М и СУ-16. Согласно ему, в работе находилось 5 «машин шестикатковых», а образец «машины пятикатковой» собрали. Предварительно боевая масса СУ-16 оценивалась в 9,7 тонн, представитель ГАУ КА указывал на то, что это может быть более правильным вариантом. Впрочем, пересматривать план не стали. Для полигонных испытаний строили только одну СУ-16, также на них шли две СУ-15М из пробной партии. Всего же за июль 1943 года завод №38 сдал положенные по плану 25 САУ.

Один из двух образцов СУ-15М, проходивших полигонные испытания

Один из двух образцов СУ-15М, проходивших полигонные испытания

Поскольку предварительные выводы по поводу огневых испытаний были сделаны еще в ходе тестов СУ-15 и СУ-38, на сей раз местом полигонных испытаний стал НИБТ Полигон в Кубинке. Как и предполагалось, туда прибыло три САУ — СУ-16 с серийным номером 57400, а также СУ-15М с номерами 57402 и 57406. Полигонные испытания начались с 10 августа. Помимо 1000 километров пробега, проводились и испытания стрельбой. Всё же боевое отделение поменялось у обеих машин.

Вместе с ними испытывали и СУ-16

Вместе с ними испытывали и СУ-16

С ходовыми испытаниями связан один любопытный момент. Во всех справочниках указывается, что максимальная скорость СУ-15М составляла 30 км/ч. Такое ограничение ввели постановлением ГКО №3760сс, как уже писалось выше. Но по этому поводу в июле 1943 года шла пикировка между военной приёмкой и заводом №38. Происходила она неспроста: вроде как скорость снижали, а на самом деле нет. Поскольку на НИБТ Полигоне про эти тонкости не знали, там машины гоняли, как есть. В результате максимальная скорость достигла 43 км/ч, а средняя скорость САУ с номером 57406 составила 34,1 км/ч. СУ-16, кстати, оказалась чуть медленнее. По шоссе она шла со средней скоростью 30,3 км/ч, хотя максимальная скорость была выше — 45 км/ч.

В ходе испытаний на преодоление препятствий

В ходе испытаний на преодоление препятствий

Схожая ситуация сложилась и в ходе испытаний на проселке. СУ-16 имела среднюю скорость 20,1 км/ч, а СУ-15М с номером 57406 прошла проселок со средней скоростью 21,5 км/ч. САУ с номером 57402 была немного медленнее этой пары, но ненамного. Таким образом, разница в массе не являлась решающим фактором. Это же выяснилось и в ходе испытаний на преодоление подъемов и косогоров. Следует отметить, что ходовые испытания сопровождались дефектами как у СУ-15М, так и у СУ-16. При этом те дефекты, которые проявлялись на СУ-15 и СУ-38, оказались куда менее выраженными. Таким образом, идея о снижении массы оказалась верной. Другой вопрос, что выявленные дефекты имели производственный характер и касались не только установочной партии. Пока шли испытания, завод №38 начал производство СУ-38 второй производственной серии. Так что предстояло править и выпущенные САУ.

СУ-16 испытателям понравилась меньше

СУ-16 испытателям понравилась меньше

По результатам испытаний НИБТ Полигон указал на СУ-15М как явного фаворита. За счет более длинного корпуса и 6-кактовой ходовой части плавность хода была выше. Также нагрузка на катки была меньше. Наконец, работать орудийному расчету оказалось удобнее. Насчет СУ-16 полигон указал, что для нормальной работы объемов ее боевого отделения недостаточно. Скорострельность орудия составляла 7 выстрелов в минуту, а на СУ-15М она достигала 10 выстрелов в минуту. Таким образом, вопрос о том, какая САУ нужна в крупной серии, был закрыт.

Предложение принять СУ-15М на вооружение появилось в момент, когда шло ее серийное производство

Предложение принять СУ-15М на вооружение появилось в момент, когда шло ее серийное производство

По итогам испытаний Сталину направили предложение о принятии СУ-15М на вооружение Красной Армии. Именовалась она как СУ-76М. Этот же индекс фигурировал и в отчете испытаний СУ-15М, а также СУ-16. Ирония ситуации в том, что на тот момент САУ уже была в крупной серии. За август 1943 года завод №38 сдал 47 САУ, при плане в 45. Скорее речь шла о том, чтобы решить вопрос — какую продукцию будут дальше выпускать другие заводы. Решился он 21 августа 1943 года, на следующий день после окончания полигонных испытаний СУ-15М. Правда, формулировка принятого постановления отличалось от исходного предложения. Новая САУ не просто принималась на вооружение, а заменяла собой танки, на базе которых ее выпускали.

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАЭ
      3. РГАСПИ

источник: https://dzen.ru/a/ZIxODP-XdRJ1NoJv

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account