14
Юрий Пашолок. Ныряющая четверка

Юрий Пашолок. Ныряющая четверка

История Tauchpanzer IV, специальной версии Pz.Kpfw.IV Ausf.D/E, предназначенной для преодоления водных преград по дну

Одним из крайне важных вопросов, который решался многими армиями мира, являлось обеспечение переправы войск. Для этого всё чаще привлекались инженерные войска, которые наводили мостовое оборудование и другие средства. Естественно, появление танков подняло тему того, как их переправлять через водные преграды. Неслучайно еще в 1818-1920 годах начались работы по созданию танков-амфибий. Первыми такими танками были разработки Кристи и Филипа Джонса, идею подхватили и в Германии. Первый немецкий средний танк межвоенного периода, более известный как Großtraktor, предполагался плавающим. Немцев даже не смутил тот факт, что Medium Tank Mark D плавал, мягко говоря, не очень, а его испытания закончились тем, что машина зачерпнула воды и немного затонула. История периодически любит повторяться, вот и с Großtraktor случилось то же самое. Из боевых машин трех производителей реально испытания на водоходность проводились с танком Rheinmetall, который точно так же зачерпнул воды и утонул, причем вместе с одним из механиков. На этом испытания на плавучесть под Казанью закончились, а немцы надолго завязали с плавающими танками.

Tauchpanzer IV в танковых боксах

Tauchpanzer IV в танковых боксах

Дальнейшее развитие средств переброски танков через реки пошло путем совершенствования мостового оборудования. И тут немцы тоже не были первыми, подобные опыты еще в 20-е годы проводили американцы и англичане. Правда, одно дело опыты, а другое массовое внедрение. Пока одни экспериментировали, другие внедряли современные мостовые парки, например, Brückengerät B. Это мостовое оборудование обеспечивало проход танков массой до 20 тонн, а наиболее совершенные немецкие мостовые парки имели максимальную нагрузку 30 тонн. Неслучайно именно 30 тонн являлось предельной массой для немецких танков, причем продержалась эта масса аж до середины 1941 года. Вместе с тем, ближе к середине 30-х годов работы по танкам, которые не зависели от инженерных подразделений, возобновились. Они оказались необходимы для захвата плацдармов совместно с частями первой волны.

Гофрированные шланги использовались на исходном варианте машины. Дальше ставили шноркели

Гофрированные шланги использовались на исходном варианте машины. Дальше ставили шноркели

Поначалу немецкая программа танков, предназначенных для преодоления водных преград, развивалась вполне привычно. В 1933 году появились первые эскизные проработки La.S. (будущего Pz.Kpfw.I), оснащенного поплавками. Вместе с тем, это направление позже забуксовало. Вновь работы возобновились уже в 1938 году, на сей раз базой служил Pz.Kpfw.II. Эти работы привели к серийным образцам плавающих танков, но от них оказались не в восторге. По этой причине к лету 1940 года начались работы по другому направлению. Официально такие танки обозначались как UK (Underwassserkampffarhzeugen, то есть подводная боевая машина). Впрочем, с 9 июля 1940 года появился индекс, который намертво приклеился к подобным танкам. Именовали машина как Tauchpanzer, то есть ныряющий танк. Приоритетом стал Pz.Kpfw.III, но сразу же предполагались и «подводные» Pz.Kpfw.IV, или Tauchpanzer IV.

В ходе тактических учений

В ходе тактических учений

Активная фаза работ по UK началась с первых чисел июля 1940 года. При этом подготовительные работы развернулись на широком фронте. 3 июля 1940 года сверху последовала команда о начале подготовительных работ к обучению экипаже на учебной базе в Путлосе. По факту работы шли как минимум с весны 1940 года, поскольку к началу июля тема UK развивалась по полной программе. Фактически команда, отданная 1 июля 1940 года генерал-лейтенантом Эмилем Леебом, начальником Управления вооружений сухопутных сил, стала не более чем официальным стартом. По исходным планам, переделкам в UK подвергалось 100 Pz.Kpfw.III (из них 10 с 50-мм пушками), 28 Pz.Kpfw.IV и 12 StuG III. По факту StuG переделывать не стали: 3 июля планы уточнили, теперь ожидалась переделка 200 танков, причем речь шла только о Pz.Kpfw.IV и Pz.Kpfw.III.

"Ныряющий" танк можно легко вычислить по "ободкам" для установки резиновых кожухов

«Ныряющий» танк можно легко вычислить по «ободкам» для установки резиновых кожухов

Финальным решением стала команда, отданная Гитлером 21 июля 1940 года. Цифра 200 танков утверждалась, но теперь конкретизировалась. Из них основная масса, 148 танков, являлась Pz.Kpfw.III Ausf.F и Ausf.G, 4 командирских танка Pz.Bef.Wg.III Ausf.E, а также 48 Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Исполнителем контракта становился Alkett, стоимость переделки для танков всех типов была одинаковой — 21364 рейхсмарки. К слову, это почти в 5 раз дешевле, чем переделка в плавающий танк Pz.Kpfw.II.

В дальнейшем заказали еще одну партию Tauchpanzer IV, уже на базе Pz.Kpfw.IV Ausf.E

В дальнейшем заказали еще одну партию Tauchpanzer IV, уже на базе Pz.Kpfw.IV Ausf.E

Работы по Tauchpanzer IV на базе Pz.Kpfw.IV шли в кильватере приоритетной машины — Pz.Kpfw.III. Это не особо должно удивлять, особенно с учетом того, что герметизация отчасти получалась унифицированной, поскольку смотровой прибор механика-водителя и установка курсового пулемета были одинаковыми. Это же касалось и обеспечения герметичности командирской башенки. Схожим образом закрывалась и орудийная установка. Все указанные элементы получали резиновые кожухи, которые обеспечивали герметичность. Также обеспечивалась герметичность моторного отделения, доступ воздуха шел через боевое отделение. Снималась часть панелей моторной перегородки, а к сигнальному лючку, размещавшемуся справа от командирской башенки, крепился гофрированный шланг.

В таком виде танки пересекали глубокие броды

В таком виде танки пересекали глубокие броды

Специальных испытаний Tauchpanzer IV не проводилось. Причиной тому стало то, что систему уже обкатали на Pz.Kpfw.III, и она дала вполне удовлетворительные результаты. Как минимум 5 метров глубины танки вполне могли преодолевать, этого было достаточно для того, чтобы форсировать неглубокие реки. Впрочем, изначально Tauchpanzer должны были совсем другую водную преграду — Ла-Манш, он же Английский Канал. Согласно концепции, танки сходили с транспортов неподалеку от берега, после чего проходили по дну оставшуюся дистанцию. По выходу на берег они сразу могли идти в бой, для чего носовая часть кожуха орудийной установки легко снималась.

Башню закрывали нечасто

Башню закрывали нечасто

Переоборудование танков в Tauchpanzer шло очень быстро, уже в августе 1940 года Alkett с заданием успешно справилась. Прошли тренировку и экипажи, которые свели в сформированные 18 июля 1940 года батальоны ныряющих танков. Всего их сформировали 4 штуки — от A до D. Также 16 июля 1940 года подготовили штат K.St.N.171b, согласно которому, в каждой роте находилось 4 водоходных Pz.Kpfw.IV, 12 водоходных Pz.Kpfw.III и 4 водоходных Pz.Kpfw.II. Этим и объясняется то, почему Tauchpanzer IV было заказано в несколько раз меньше. Работы по формированию батальонов закончили к 18 августа, дальше всё зависело от действий авиации. Птенцы Геринга обеспечить господство в воздухе над Англией не смогли, никто никуда не поплыл. Поэтому в ноябре 1940 года последовала команда сдать оборудование на склады в Магдебурге.

Пик применения Tauchpanzer IV пришелся на лето 1941 года

Пик применения Tauchpanzer IV пришелся на лето 1941 года

Снова Tauchpanzer понадобились после того, как утвердили план «Барбаросса». К тому моменту заказали дополнительно 105 «ныряющих» Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, а также 4 командирских Pz.Bef.Wg.Ausf.H. Если исходить из соотношения 1:3, то сдали 35 Pz.Kpfw.IV Ausf.E и 70 Pz.Kpfw.III Ausf.H. Точных цифр нет, но с учетом того, что Tauchpanzer IV Ausf.E на снимках встречается довольно много, похоже на правду. Вместо поплавка, как это было ранее, ставился шноркель высотой 3,5 метра. Также изменилась и структура подразделений. Вместо 4 батальонов основная часть водоходных танков оказалась в 18-й танковой дивизии, также они имелись в составе 3-й, 4-й, 10-й, 14-й и 17-й танковых дивизий.

Больше всего таких танков было в 18-й танковой дивизии

Больше всего таких танков было в 18-й танковой дивизии

В этом составе танки активно применялись летом 1941 года в ходе операции «Барбаросса». Поначалу применение шло более-менее успешно, но уже в июле 1941 года интенсивность использования по прямому назначению снизилась. В том числе и по той причине, что кожухи довольно быстро приходили в негодность. Возможность преодолевать более глубокий брод всё еще использовалась, но со шноркелями эти танки использовались редко. К концу 1941 года Tauchpanzer окончательно повывелись, а новая концепция танков подводного хождения была более простой. Правда, водоходное оборудование уже немцам толком не пригодилась.

В целом программу Tauchpanzer можно назвать более-менее успешной. Преодоление водных преград по дну позже массово использовалось в ряде стран, похожим путем пошло и советское танкостроение. Вместе с тем, такой способ преодоление водных преград не стал единственным. Нашлись и другие решения той же проблемы, причем их массово применяли и во время войны.

Список источников:

      1. Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997
      2. PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011
      3. Panzer Tracts No.3-4 Panzerbefehlswagen Ausf.D1, E, H, J und K, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010
      4. РГАКФД
      5. eBay

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/nyriaiuscaia-chetverka-622d8f35a5b41152f44476a0?&

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account