Юрий Пашолок. Неудачливый первенец ХПЗ
К 90-летию принятия на вооружение Т-24, первого советского среднего (маневренного) танка собственной разработки.
В этом году отечественному танкостроению исполнилось 100 лет. Естественно, попытки создать отечественный танк предпринимались и ранее, но были они неудачными. В случае же с «Рено-Русским» речь шла уже не просто о каком-то опытном танке, а о головной серийной машине. Поэтому именно 30 августа 1920 года вполне справедливо считать отправной точкой с точки зрения отечественного танкопрома. Надо сказать, что развитие отечественного танкостроения и танковых сил шло довольно быстро. К 1921 году в РККА уже оформилась классификация танков по типам. Трофейные английские танки Mark V относились к категории «В», или к танкам прорыва. Английские танки Mk.A Whippet и Mk.B Hornet попали в категорию «С», она означала «манёвренные танки». На а «Рено-Русские», вместе с трофейными Renault FT, отнесли к танкам «М», то есть к танкам сопровождения. По вполне понятным причинам, танки категории «В» в принципе не рассматривались, до определенной поры, как цель для разработки. Слишком тяжелыми и сложными были эти боевые машины, в советском руководстве отчетливо понимали возможности промышленности. Поэтому было решено сконцентрироваться на маневренных танках, а также танках сопровождения. Работы по этим машинам шли силами Технического отдела ГУВП (Главное Управление Военной Промышленности), которое с августа 1921 года возглавил старший инженер С.П. Шукалов. До 1924 года данный отдел, по большому счету, простаивал, поскольку еще до конца на было определено, кто именно и как будет создавать танки. Бродили разные идеи, в том числе и разработка силами самих заводов. Впрочем, уже имелся негативный опыт разработки танка «Теплоход А.Н.», который создавался на Ижорском заводе, но так и не дошел до стадии готового танка.
Наконец, 6 мая 1924 было создано техническое танковое бюро, по сути случилось переформирование Технического отдела ГУВП. Его возглавил Шукалов, а его заместителем стал В.И. Заславский. Одновременно было запущено 2 проекта — 3-тонный «танк сопровождения (полковой)», который позже превратился в Т-18 (МС), а также маневренный танк боевой массой 15,7 тонн, вооруженный 76-мм «короткой» пушкой и тремя пулеметами системы Федорова. Оснащенный 150-сильный мотором Ricardo танк должен был развивать скорость до 20 км/ч. При этом, впрочем, машина обладала броней толщиной всего 13 мм. При этом дальнейшее развитие темы показало, что масса была дана весьма оптимистично, так что далее машина потяжелела до 18 тонн. В связи с этим произошло несколько итераций проекта, в финальном варианте маневренный танк ГУВП имел боевую массу 16 тонн, 45-мм пушку в качестве вооружения, вторую, пулеметную башню в кормовой части, а также полностью переработанный корпус, который стал ниже и получил броню толщиной 22 мм. Впрочем, под финал разработки стало ясно, что разработка зашла в тупик, кроме того, уже имелся опыт разработки Т-18, который 6 июля 1927 года приняли на вооружение Красной Армии.
В результате к весне 1928 года возникла потребность в разработке принципиально нового маневренного танка. Его создание 9 марта 1928 года санкционировал РВС, а уже в августе был готов технический проект «Маневренного танка с двигателем «Испано». Это была принципиально иная боевая машина, в которой учитывали опыт работы по Т-18. Согласно проекту, боевая масса составила те же 16 тонн, что и у последней итерации маневренного танка ГУВП, такой же была и скорость, и броневая защита. Но сам по себе танк был совершенно иным, выглядел он гораздо более зрело. Особенностью танка, позже получившего обозначение Т-12, стало ярусное расположение вооружения. Пулеметную башню перенесли из кормы танка на основную башню. Некоторые исследователи вспоминают, в связи с этим американский Medium Tank M1921, но он вообще не фигурирует как образец для подражания. Зато фигурирует Christie M1919, у которого как раз было такое, ярусное расположение башен. Да и в целом Т-12 был вполне самостоятельной разработкой, причем более удачной, чем тот же Medium Tank M1921. Следует отметить, что в то время советская танковая разработка существенно отличалась от нынешней системы. Непосредственно разработка была сконцентрирована в Москве, далее работы спускались на завод-изготовитель, и уже там местное конструкторское бюро, под надзором людей Шукалова, доводило машину до образца в металле. Так было с Т-18, который выпускали на ленинградском заводе «Большевик». Это же случилось и с Т-12. В качестве завода-изготовителя выбрали Харьковский Паровозострительный Завод (ХПЗ). Выбор был неслучаен: там был организован выпуск тракторов «Коммунар», кроме того, возможности завода подходили для выпуска куда более крупных и тяжелых, нежели Т-18, танков.
На ХПЗ работы по Т-12 возглавил И.Н. Алексеенко. Опытный образец Т-12 был готов к декабрю 1929 года, при этом боевая масса оказалась выше расчетной — 19,6 тонн. Дальнейшие испытания шли непросто, машину преследовали различные технические неисправности, которые, впрочем, вполне присущи опытным танкам. Вместе с тем, еще осенью 1929 года начались подготовительные работы к запуску Т-12 в серию. Следует отметить, что на ХПЗ возлагалась общая подготовка производства и сборка машин. Корпуса к ним, например, выпускал Ижорский завод, где в октябре 1929 года обсуждалась перспектива выпуска первых 10 комплекто. Всего предполагалось заказать 15 таких танков, это была первая партия, далее, по опыту Т-18, последовала бы вторая, куда более крупная серия. Но серийного выпуска Т-12 не случилось. Испытания показали, что машина перегружена. В феврале 1930 года руководство УММ (Управление Механизации и Моторизации), новая структура, которая была уже независимой от артиллерии (а раньше танки относились к артиллерии), потребовало снизить массу танка. Сделать это можно было за счет снижения толщины брони до 20 мм. Уже в марте Ижорский завод уведомили о грядущем снижении толщины брони, а в апреле 1930 года появился переработанный проект Т-12, который получил индекс Т-24. В целом это был тот же Т-12, но боевая масса оценивалась уже в 18,5 тонн. При мощности мотора в 250 л.с. максимальная скорость составляла 22 км/ч. Как и Т-12, данный танк имел клепаную конструкцию корпуса и башни, вместе с тем, по заданию один комплект Ижорский завод должен был сделать сварным. Сварным собирались делать и Т-18, даже один корпус такой сделали, но в серию он не успел.
Фактически работа по Т-24 затянулась, поскольку шли испытания Т-12, на котором обкатывались технические решения, предполагавшиеся на серийном танке. В УММ строили планы по выпуску танков данного типа, например, в 1931 года Ижорский завод должен был сдать 350 корпусов и башен. Но даже по первой партии из 15 штук завод опротестовал такой объем, так что фигурировали те самые 10 штук, что и в октябре 1929 года. Но требования УММ каждый раз тормозились теми или иными причинами. Масса претензий было к исполнению работ по технической документации, то есть к ГКБ ОАТ (Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста, так к тому моменту называлась возглавляемая Шукаловым структура). Впрочем, причины для торможения работ имелись. Дело в том, что в конструкцию Т-24 вносилось немалое число изменений, которые существенно изменили внешний облик машины. Например, серьёзно поменялся корпус, в частности, появились надгусеничные полки, куда переместили топливные баки, переработали размещение механика-водителя. Башня получила гнутые борта, внесли целый ряд других изменений. В результате вместо чуть облегченного Т-12 получилась весьма отличающаяся машина.
5 ноября 1930 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) было принято окончательное решение о выпуске Т-24 на ХПЗ. С этого момента работы по танку форсировали, но при этом программа по выпуску была сорвана изначально. Ижорский завод, и так перегруженный работами, еще раз дал понять, что больше 10 корпусов за год дать не сможет, да и то, к концу ноября имелось всего 2. Хватало проблем и на ХПЗ. В результате никаких не то, что 15, даже 10 машин в Харькове сдать не удалось. За 1930 года УММ не дождалось ни одного танка данного типа. Между тем, потребность в этих танках можно оценить по уже упоминавшимся цифрам заказа на 350 корпусов. Фактически сдача данных машин началась в октябре 1931 года, когда судьба танка и так была решена. Всего сдали 24 танка, из которых, в лучшем случае, 5 штук получили вооружение. Вместе с Т-24 «умерла» и 45-мм пушка обр.1930 года. Вместо нее разрабатывали совсем иные орудия, которые поначалу имели калибр 37 мм.
Решение о том, что Т-24 не будут выпускать, окончательно приняли 23 мая 1931 года. В этот день на заседании Комиссии Обороны СССР было решено ввести танк Кристи в систему автобронетанкового вооружения РККА как быстроходный танк-истребитель. Производство данной машины, получившей обозначение БТ, было решено организовать на ХПЗ. По этому поводу идет масса споров насчет того, было ли верным такое решение. Некоторые исследователи называют данное решение чуть ли не ошибкой, приводя примеры возможной модернизации Т-24. Приводится также информация о том, что Т-24 якобы сдавался и с броней 30 мм, о чем Ижорский завод может только развести руками. У них по Т-24 фигурируют толщины 8,5 и 20 мм, так что информация про «утолщенные» Т-24 занятная, но не имеющая под собой никаких оснований. Самое же главное, сравнивая БТ и Т-24, исследователи делают одну принципиальную ошибку. Дело в том, что БТ был последней, но отнюдь не единственной заменой Т-24. Фактически вопрос стоял не в том, заменит ли на БТ данный танк, а на какой именно танк заменяют Т-24.
Как многие знают, в конце 20-х и начале 30-х годов шло бурное развитие танков. То, что их так мало выпускали, совсем не означало, что их разработка стояла на месте. Наоборот, требования только росли, что, кстати говоря, часто ставило на перспективных машинах крест. Тот же Т-18 был удовлетворяющим требованиям Красной Армии считанные годы после начала выпуска. Уже вскоре появились требования увеличить скорость передвижения, а также усилить вооружение. Так вот, Т-18 хотя бы успел попасть в амплитуду, когда не случился взрывной рост требований, посему его и выпустили в таких объемах. А вот Т-12/Т-24 не повезло. Мало того, что толщину брони пришлось резать, так еще и подвижность у этого танка оказалась уже ниже требований конца 1929 года. Посему уже осенью 1929 года Ижорский завод получил заказ на выпуск 6 танков «Д» конструкции Н.И.Дыренкова. Эта машина, имевшая колесно-гусеничный ход, должна была развивать скорость до 35 км/ч, это уже что-то. Но и сам танк был весьма бестолковый по конструкции, и отношение к нему на Ижорском заводе было прохладным. Посему судьба Д-4 была незавидной.
Совсем иная ситуация была с танком ТГ, который разрабатывался под руководством немецкого конструктора Эдварда Гроте. Мало того, что машина с тем же, что и у Т-24, мотором развила скорость 35 км/ч, так еще и имела противоснарядное бронирование. Несравнимо мощнее было и вооружение. Так вот, в УММ вполне всерьёз рассматривали вопрос постановки ТГ на производство, и площадкой стал бы как раз ХПЗ. Но поскольку танк был «сырым», а мотор М-6 туда воткнули только потому, что Гроте свою силовую установку не довел до рабочего состояния, выпуск серийных ТГ не состоялся. Вместе с тем, к 1931 году и Т-24 выглядел совсем не тем танком, который хотело УММ. Машина большая, тихоходная, без реальных возможностей для модернизации. О какой вообще модернизации может идти речь, если перед запуском в серию пришлось снижать толщину брони? Это вообще наглядно говорило о дальнейших перспективах платформы как танка. Даже рассматривался вопрос организации на ХПЗ выпуска Medium Tank Mk.II, но английская машина была ничем не лучше, да еще и сложнее, посему от данной идеи также отказались. Таким образом, единственной альтернативой стал БТ, как наименее проблемный, обеспеченный мотором, а главное имеющий очень высокую подвижность. Одним словом, иных альтернатив, кроме как БТ, попросту не имелось.
Несмотря на то, что Т-24, как танк, оказался неудачником, данная платформа получилась вполне успешной для других целей. На ее базе КБ ХПЗ под руководством Б Н. Воронкова разработало артиллерийский тягач «Коминтерн». Пройдя несколько итераций разработки, данный тягач стал едва ли не лучшим в мире на тот момент среди себе подобных. Удачная конструкция сделала «Коминтерн» основным тяжелым артиллерийским тягачом Красной Армии из тех, что были специальной разработки. Выпускался он с 1934 по 1940 годы, после чего его сменил более совершенный «Ворошиловец». На 1 января 1941 года в Красной Армии имелся 1581 тягач данного типа. Много «Коминтернов» было потеряно в первый год войны, тем не менее, на 1 мая 1945 года их всё еще числилось 614 штук, из них 547 технически исправных.
Напоследок стоит упомянуть такой момент, как дальнейшая судьба данных танков. В строевые части они, по сути, не попали, фактически выполняя учебную роль. К 1938 году эти танки числились, но не находились на вооружении РККА. В апреле 1938 года последовало постановление, согласно которому эти танки, как и другие устаревшие машины, направлялись на переделку в неподвижные огневые точки. 2 танка передавались в музей при НИБТ Полигоне, но по сути один продолжал числиться в ВАММ (Всесоюзная Академия Механизация и Моторизации), где простоял до начала войны. А на НИБТ Полигоне в 1941 году никаких Т-24 не числилось. Часть машин переделали в огневые точки, несколько таких, переделанных танков захватили немцы летом 1941 года. Основная же часть Т-24 была захвачена как есть, то есть оставленными на одном из складов КОВО. То есть по сути их даже не применили как неподвижные огневые точки.
Источники:
- РГВА
- ЦАМО
- РГАЭ
- ЦГА СПб
- Архив автора
- Архив Андрея Аксенова
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/neudachlivyi-pervenec-hpz-5fa129e7a5c3e80d313db772